18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
  • Опыт
  • 22 августа 2023, 15:22
  • 5 минут

«Помогаем всем людям находить корни, сохранять смыслы, а значит, сохранять самих себя»: колонка организации «Сэфер»

В каталог фонда «Нужна помощь» ежемесячно добавляются новые крутые организации со всей России. Все они решают самые разные социальные проблемы и меняют действительность к лучшему. Нам кажется важным знакомить вас с этими организациями.

В этой колонке знакомимся с организацией «Сэфер», а написала ее директор Анна Шаевич.

О создании «Сэфера»

В начале 1990-х годов в России стало формироваться академическое сообщество специалистов, изучающих и преподающих еврейские дисциплины: семитские языки, историю евреев, фольклористику, литературу и другие. Возникли первые исследовательские центры в российских университетах. Преподаватели начали ездить на семинары, конференции и стажировки в Израиль, в Еврейский университет в Иерусалиме, где уже существовал центр по поддержке научных работников и преподавателей иудаики в вузах. Позже появилась инициатива создать российскую ветвь такой структуры. Эта идея нашла отклик у крупных благотворительных фондов. Так в 1994 году появился «Сэфер». Изначально мы были исключительно академической организацией — делали конференции, издавали публикации, а затем по инициативе студентов начали проводить молодежные конференции, полевые экспедиции и школы по иудаике. 

Чем мы занимаемся

В настоящий момент у нас две основные аудитории. Во-первых, это профессиональные исследователи и преподаватели, а также студенты, изучающие еврейские дисциплины. Для них мы проводим наши академические программы, школы и экспедиции. Во-вторых, это широкий круг людей, которым интересно что-то узнать о еврейской культуре. Это люди любых возрастов, занятий из России и других стран. Для них у нас есть просветительские вебинары, волонтерские программы, раньше мы организовывали также экскурсионные школы с туристическими поездками. 

Ни первая, ни вторая наша аудитория не ограничивается евреями — они даже не составляют большинства, особенно в академической среде. И это вполне объяснимо, ведь иудаика — широкая междисциплинарная социогуманитарная область знания. Она включает в себя историю, лингвистику, филологию, философию, антропологию, археологию и другие разноплановые исследования еврейской культуры. А поскольку европейская культура основана на греко-иудейской цивилизации, то изучение еврейской культуры важно для всех. 

У слова «иудаика» есть два значения. С одной стороны, так называют различные предметы культа, которые можно увидеть в еврейских сувенирных магазинах. С другой стороны, когда в русскоязычном академическом сообществе встал вопрос, как перевести Jewish Studies, был выбран именно этот термин. Иудаику изучают в университетах, в основном в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, или же в таких программах дополнительного образования, как наши, сэферовские школы, экспедиции, вебинары.

Свои школы и конференции проводят и университетские кафедры, однако в сравнении с утвержденными образовательными программами вузов, в которые сложно внести изменения, наши программы более мобильны и отвечают запросам студентов. Например, студенты говорят: «У нас читают историю России, но мы ничего не знаем о евреях Кастилии!» Университеты так легко программу не поменяют, а мы можем предложить более широкий перечень курсов и лекций, которые не найти в российских вузах. Можем пригласить зарубежных лекторов или независимых исследователей. Вообще в вузах сейчас заметны определенные сложности с кадрами, связанные, например, с запретом на совместительство или же с переездом преподавателей. Мы стараемся эти лакуны восполнять. Кроме того, вузы, как правило, работают для узкого круга собственных студентов. Программы «Сэфера» — для всего русскоязычного сообщества по иудаике, вне зависимости от географии и академического статуса.

Также для студентов мы организуем практику: они занимаются обработкой материалов, собранных в научных полевых экспедициях.

Для исследователей мы проводим международные академические конференции по иудаике. Наша самая масштабная конференция набирает более 200 участников с докладами — для востоковедческой дисциплины это очень большая цифра. 

Также важно отметить, что никто не проводит еврейские полевые исследования в таких же масштабах и по разным методологическим направлениям: эпиграфике, этнографии, архивным исследованиям. Раньше у нас были также и археологические школы. Более того, для исследования эпиграфики на еврейских кладбищах у нас разработана своя научная методика расшифровки и обработки данных.

Для чего нужны масштабные полевые экспедиции

Наши экспедиции помогают фиксировать уходящую натуру: традиции, истории, живущие в памяти людей. Исчезают не только устные предания — памятники, кладбища тоже, особенно это касается покинутых евреями местечек в бывшей черте оседлости.

Эпиграфика еврейских кладбищ — это важный исторический источник: многое можно узнать о том, как жила и какой была еврейская община. Мы изучаем, например, сохраняется ли разделение на мужской и женский ряды, какие в общине были раввины, узнаем даты погромов (например, по количеству умерших в один день), лингвистические особенности, демографию и многое другое. По самому старому захоронению можно более точно датировать основание общины. Основываясь на эпиграфических данных, возможно исследовать прошлое, настоящее общины и даже отчасти предсказать ее будущее, например если за кладбищем не ухаживают.

Из этнографических интервью мы узнаем о семейных традициях, семейной истории, имянаречении, кухне. Узнаем, была ли синагога, школа, какие были праздники, как они отмечались в семьях, как звали бабушек и дедушек. Расспрашиваем об исторических событиях, о сюжетах, связанных с Холокостом, Второй мировой и Великой Отечественной войнами, о антисемитизме, репрессиях. Также мы интересуемся современным положением общин, опрашиваем не только старожилов-евреев, но и их окружение. Так можно узнать, как относились к евреям их соседи, что помнят о них. 

Кто наши благополучатели

В ряду адресатов нашей деятельности, помимо студентов и исследователей, стоит упомянуть также еврейские общины, локальные сообщества. Часто они сами приглашают нас приехать с экспедицией, зафиксировать то, что еще можно успеть сохранить и осмыслить. 

Например, этим летом мы едем во Владикавказ. Во время пандемии ушли очень многие представители старшего поколения общины, хранители ее истории. Мы едем, чтобы найти тех, кто остался, кто еще живет в городе и может рассказать о том, что видел, слышал и помнит. Общаясь с этими пожилыми людьми, мы не только записываем историю, но и дарим им чувство важности, нужности. Это своего рода профилактика социального одиночества. 

Молодому поколению мы передаем знания. Мы проводим открытые лекции и концерты для всех желающих. Также иногда вовлекаем молодежь в работу с эпиграфикой, стимулируя интерес к истории, ведь ребята чувствуют себя этакими Индианами Джонсами или Ларами Крофт, только не в египетских гробницах, а на старинных еврейских кладбищах! 

Если конкретное место проведения экспедиции позволило собрать богатый исследовательский материал, мы издаем по ее итогам большой сборник об истории общины, местечка. Это уже фундаментальный вклад как в общинную идентичность, так и в иудаику как науку.

И конечно, у нас есть программы просто для всех, кто интересуется еврейской культурой. Почему важно рассказывать об иудаике широкой аудитории? Во-первых, чтобы удовлетворить любопытство, жажду новых знаний. Еврейская культура вызывает большой интерес, ведь на ней основано очень многое и в русской культуре, например на Библии. Люди интересуются отдельными сюжетами, историями, событиями, книгами. 

Во-вторых, мы способствуем развитию толерантности. Очень много мифов циркулирует в нашем обществе. Мы до сих пор встречаем в своих экспедициях истории о кровавом навете. Берешь интервью — и пожалуйста: тебе рассказывают, вот, мол, жертва пошла. Это не просто предание. Миф вполне себе жив, функционирует, и его рассказывают образованные, культурные люди. Поэтому чем больше люди будут узнавать о том, когда этот миф возник, кто его конструировал, каковы его особенности в разных регионах, тем меньше будет его влияние. Так мы боремся с негативными стереотипами. 

А еще мы привлекаем людей к теме сохранения культурно-исторического наследия, к изучению своих корней, истории своей семьи. Нам постоянно задают вопросы о генеалогии, просят проконсультировать. Мы планируем развивать это направление в ближайшем будущем, проводить лаборатории.

Если же вернуться к исследователям, то уточним, что в наших программах участвуют не только специалисты по иудаике или студенты профильных факультетов. Мы используем методики, которые могут применяться для изучения всех этнических групп. 

Люди едут к нам ради получения полевого исследовательского опыта: это этнографы, антропологи, социологи, историки, лингвисты. Для многих это чуть ли не единственная возможность побывать в настоящей экспедиции, набраться профессионального опыта. Кроме того, тут присутствует еще и обучающий компонент: всегда есть подготовительные встречи, лекции, вечерние обсуждения. Участники рассказывают об успехах за день, интересных моментах в интервью. Мы сначала обучаем, потом приступаем к исследованию. 

Экспедиции проводят не все вузы, даже обучающие специальностям, предполагающим полевые методы исследования. Поэтому среди заявок на экспедицию этого лета у нас был конкурс 22 человека на место. В заявках так и пишут: «Сейчас мне хочется получить опыт вне рамок университетских заданий, выйти в реальное поле».

Кто это все делает

Сотрудники «Сэфера» — люди разносторонние и увлеченные. Помимо иудаики, у всех есть и другие интересы. Например, наш научный руководитель Виктория Валентиновна Мочалова — специалист по польской литературе и коллекционер современного искусства. Координатор образовательных и просветительских проектов Ирина Копченова интересуется вопросами улучшения городской среды, поддерживает благотворительные фонды, является донором крови. Бухгалтер Елена Михайлова увлекается испанской культурой, а пиарщик Ирина Миронова изучает индийскую классическую музыку. Есть среди нас и практики ЗОЖ: менеджер образовательных проектов Анна Юдкина занимается пилатесом, а координатор проекта SFIRA, эпиграфист Михаил Васильев — спортивными танцами.

Кому мы помогли

Истории участников наших программ — это, как правило, истории профессионального успеха, самореализации, обретения новых возможностей. Вот, к примеру, что пишет о «Сэфере» доктор Илья Яблоков, исследователь из Университета города Лидса (Великобритания), известный своими работами о теориях заговора:

«Я горд быть частью этой традиции. Жизнь моя изменилась академически и лично, я оказался в Университете Лидса во многом благодаря тому, что я попал в первую школу “Сэфера” в 2007 году.

Глубокие интеллектуальные знания, связи с коллегами, выпускниками “Сэфера” — это бесценный опыт. “Сэфер” — та организация, которая сделала огромный вклад в то, чтобы люди из разных стран могли мирно, интересно и плодотворно общаться с взаимным уважением друг к другу, что так нужно сегодня нашему пространству Восточной Европы».

Чем мы гордимся

У нас много поводов для гордости. Из недавнего — наш ежегодник из серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия» вошел в международную базу цитирования Scopus. Это очень важное событие для русскоязычной иудаики, которое повышает статус публикаций наших ученых. 

А еще в этом году в Indiana University Press выходит сборник о белорусском еврействе, инициированный по итогам нашей экспедиции в Глубокое и поддержанный выходцами из этой общины. 

Если говорить в целом, то сейчас в стране осталось мало независимых, некоммерческих исследовательских организаций. Многие эксперты уехали. Мы тоже практически полностью лишились финансирования благотворительными фондами. Но, несмотря ни на что, продолжаем работать. Продолжаем объединять людей. И, надо сказать, немного гордимся этой своей стойкостью.

Почему нам важно помочь

Чаще всего люди стремятся помочь бедным, умирающим, больным. Мы занимаем другую нишу. «Сэфер» — образовательный, научный и просветительский проект. В кризис такие вещи часто отодвигаются на второй план. При этом в турбулентные, сложные времена очень важно продолжать созидательную деятельность, наполненную смыслом, поиском знаний. Готовить фундамент для того прекрасного времени, когда эти знания будут востребованы. 

Да, мы занимаемся сохранением культурного наследия через призму еврейских исследований, но эти методы могут быть распространены на любую культуру нашей необъятной страны. Мы помогаем исследователям различных социогуманитарных дисциплин изучать эти принципы, чтобы сохранять наследие народов, регионов, локальных сообществ. Мы помогаем всем людям находить корни, сохранять смыслы, а значит, сохранять самих себя.

Спасибо, что дочитали до конца!

Помочь

Оформите пожертвование в пользу организации «Сэфер»

Выберите тип и сумму пожертвования
Поддержите, пожалуйста, наш фонд

Мы существуем только на ваши пожертвования. Вы можете добавить процент от пожертвования на развитие фонда «Нужна помощь»

Вы оформляете пожертвование в рамках Благотворительной программы фонда «Нужна помощь»
Материалы по теме
Опыт
«Школу делают люди»: что такое образовательное неравенство и к чему оно приводит
13 февраля
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Читайте также
Опыт
Учеба не для всех? Какие возможности школьного образования есть у детей с инвалидностью
20 ноября
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября
Опыт
Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»
28 октября
Помочь нам