18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 17 августа 2023, 17:24
  • 4 минуты

Главные ответы на вопросы о психологическом насилии над детьми

О чем эта статья?

Психологическое насилие опасно тем, что во многом оно воспринимается как норма, его трудно распознать, не всегда понятно, как на него правильно реагировать, а также непросто заметить за собой насильственные паттерны общения. При этом последствия, к которым оно может привести, очень серьезные.

Об этом виде насилия, о его влиянии на детскую психику и о том, как остановить порочный круг насильственной коммуникации, мы поговорили с Анной Горовой, психологом фонда «Полдень».

Что такое насилие и каким оно бывает?

Обычно под насилием подразумеваются различные действия принудительного характера, направленные на то, чтобы заставить человека вести себя определенным образом.

Чаще всего насилие разделяют на три крупные категории:

  1. физическое — воздействие на человека с целью причинения физического вреда;
  2. сексуализированное — любой нежелательный или незаконный сексуальный контакт или поведение;
  3. психологическое — форма воздействия на эмоции или психику человека, которое может привести к психологическим травмам; нефизическое принудительное воздействие.

Чем особо опасно психологическое насилие?

Человек получает опыт бессилия, когда он не может справиться с какой-то ситуаций: ему надо подстраиваться под нее, делать что-то, что для него не полезно или что ему не хочется делать. 

Психологическое насилие достаточно коварно, человек не получает от него видимых следов. И если после физического насилия кто-то может заметить, что у ребенка побои, отправиться с ним к врачу и как-то с этой ситуацией разобраться, то после психологического насилия остаются травмы на душе, которые совершенно не видны окружающим, но могут иметь очень серьезные последствия. Такой вид насилия приводит к тому, что у ребенка может упасть самооценка, он может стать тревожным. Еще одно нередкое последствие — депрессия.

С чем связано психологическое насилие?

Такой вид насилия во многом связан с нашей культурой и психологической неграмотностью. Оно настолько распространено, что мы даже не всегда осознаем, что делаем, причем это касается любых взаимоотношений: и между детьми и родителями, и между супругами, и между друзьями.

У нас все еще распространено и физическое насилие. Например, как часто родители могут ударить своего ребенка, считая: «И меня так воспитывали когда-то»? А психологическое насилие куда более тонкое, и его распространенность настолько широка, что это воспринимается как норма. Например, частая ситуация, когда родитель в качестве наказания молчит и игнорирует ребенка до тех пор, пока он не извинится.

Мы вообще часто неосознанно манипулируем и угрожаем. Во многом это, конечно, делается и от бессилия, потому что у нас есть ощущение, что другие методы не сработают, и потому что мы получили такой опыт в детстве — так вели себя наши родители, и мы бессознательно повторяем их поведение.

Какие есть виды психологического насилия?

К психологическому насилию относятся:

  1. манипуляция — поведение, который позволяет добиться желаемых целей, скрыто влияя на человека;
  2. игнорирование — ограничение общения до тех пор, пока другой человек не сделает так, как хочет агрессор;
  3. газлайтинг — искажение чувства реальности другого: «не придумывай себе», «такого никогда не было», «тебе показалось» и так далее;
  4. изоляция — запрет на общение с другими людьми;
  5. контролирование — чрезмерный контроль за любыми действиями другого человека;
  6. обесценивание — слова и действия человека, которые принижают достижения, личные качества, эмоции и ценности другого;
  7. запугивание: «если ты не сделаешь, как я хочу, то я навсегда уйду/выкину все твои игрушки/оставлю тебя без денег/больше не буду тебя любить»;
  8. унижения и вербальные оскорбления.

Как понять, что ребенок подвергся психологическому насилию?

Обычно на это нам указывает повышенная тревожность у ребенка, состояние депрессии, страхи, которые могут неожиданно проявляться, замкнутость, чувство вины и стыда. Правда, это может быть не всегда активно проявлено.

Например, как учитель в школе может узнать о подобном? Только если ребенок получил плохую оценку и вдруг заплакал из-за того, что, когда он придет домой, его там за это убьют. В таком случае педагог может предположить, что, скорее всего, тут в отношениях есть некое давление по поводу учебы.

Как правильно узнать у ребенка о том, что происходит?

Когда мы говорим про детей, то в первую очередь, конечно, нам нужно наладить контакт и доверие, чтобы ребенок мог раскрыться и рассказать о том, что происходит. Важно, чтобы он чувствовал, что взрослый — это действительно какая-то авторитетная и доброжелательная фигура, которая может повлиять на ситуацию и помочь с ней справиться.

Вообще, говорить с детьми о том, что такое психологическое насилие, нужно и важно. Они правда не понимают, что то, что происходит, неправильно и опасно. И с физическим насилием то же самое: ребенку также может быть непонятно, что это неправильно, особенно если такое происходит в кругу семьи.

Что делать родителю, если он подозревает, что ребенок подвергся психологическому насилию со стороны другого взрослого?

Самое важное — это встать на сторону ребенка и сказать, что то, что делает другой человек, ненормально. И защитить, конечно. 

Потому что, если ребенок подвергается насилию со стороны, например, учителя, он, естественно, сам не справится. Тут надо, чтобы в ситуацию вмешался другой взрослый человек, так как именно он находится на равных с тем же самым учителем. А ребенок и взрослый изначально находятся не в равных позициях. 

И здесь важно не бояться — у многих родителей есть проблема: им страшно встать на сторону ребенка, так как они думают, что их вмешательство может сделать хуже.

Что делать взрослому, если он подозревает, что ребенок подвергся психологическому насилию со стороны родителей?

Другой взрослый тоже может говорить с родителями, в том числе и на такие темы. Тут уже идет вопрос о включенности. Родителям, которые применяют насильственные методы воспитания, важно знать о том, что есть люди, которым не все равно. Это могут транслировать и учителя, и соседи, если они слышат регулярные скандалы, крики и прочее. Многое ведь просто происходит с попустительства окружающих: «моя хата с краю, ничего не знаю», «пусть они воспитывают как хотят, я в это лезть не буду», а ведь на самом деле окружающие могут много сделать. Хотя бы попытаться. Агрессору важно понимать, что его действия будут иметь последствия, негативные для него.

Как помочь ребенку справиться с последствиями психологического насилия?

  • Работа с психологом.

Терапия — лучший вариант. Но ребенка к ней надо подвести спокойно и ненасильственно.

  • Создание безопасной среды.

У ребенка должно быть место, где он может безопасно проявляться и самовыражаться, без страхов озвучивать свои мысли и получать поддержку окружающих.

  • Эмпатичное и доброе отношение.

В отношениях родитель — ребенок, как и в любых других отношениях в принципе, важны доверие и связь. Когда люди могут не бояться быть собой, спокойно говорить о том, кого что не устраивает, и придумывать, как это поменять.

Какой может быть профилактика психологического насилия?

  • Повышение психологической грамотности.

Мы в фонде «Полдень» сейчас разрабатываем настольную игру по профилактике психологического насилия «Хранители снов». Она будет полезна и подросткам, и взрослым — всем, кто хочет научиться распознавать маркеры психологического насилия и правильно на них реагировать.

Каждый раунд делится на дневную и ночную фазы. Днем игроки собирают ресурсы, ночью — сталкиваются с вызовами, «кошмарами». Игрокам необходимо преодолеть эти ситуации, чтобы перейти к следующему раунду. 

«Кошмары» представляют собой различные формы психологического насилия. Участники в ходе игры учатся распознавать маркеры — что является манипуляцией, что является угрозой — и понимать, что с этим можно и нужно справляться. Люди получают опыт правильного реагирования на психологическое насилие, который впоследствии могут перенести в реальную жизнь.

  • Транслирование идеи здоровой коммуникации.

Детям, да и взрослым тоже, надо говорить о том, что психологическое насилие — это ненормально. Если мы видим, что ребенок или взрослый с ним сталкивается, мы можем поддержать человека и сказать, что то, что происходит, — это неправильно и так быть не должно. Ребенку трудно дойти до этого самостоятельно. Взрослому тоже может быть непросто это сделать, особенно если нет привычки рефлексировать или если насилие применяют близкие люди. 

Во многом, конечно, работу надо вести со взрослыми, если мы говорим о насилии над детьми. Нужно им объяснять, какое поведение травмирует детей. 

Если взрослый осознанный, он и сам понимает, что поступает неправильно, потому что, например, ребенок начинает его бояться. Сейчас, на самом деле, в этом отношении уже сделано довольно много: появляются большие сообщества осознанных родителей, создаются такие ресурсы, как Family Tree, возрастает популярность Петрановской. Все подобные каналы как раз таки учат ненасильственному общению, показывают, что есть различные педагогические инструменты для того, чтобы наладить контакт с ребенком и научиться с ним договариваться. Любовь ребенка можно получить, не прибегая к насильственным способам.

Как не быть психологическим насильником?

Тут, наверное, необходимо больше осознанности. Нужно знать маркеры психологического насилия и уметь отслеживать это у себя. Если человек за собой такое замечает, то он всегда может извиниться перед другим и предложить попробовать договориться иным способом.

Здесь важны и эмпатия, и понимание паттернов поведений: например, «я могу начать манипулировать, потому что в детстве вел себя подобным образом и научился так добиваться желаемого». Тут, конечно, снова может прийти на помощь терапия и развитие навыков осознанности.

Спасибо, что дочитали до конца!

 

Материалы по теме
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Знания
Автостопом по патриархату: что это такое и к каким последствиям приводит
27 ноября
Опыт
«После очередного возвращения подопечной к мужу-тирану мы немного изменили подход»: колонка фонда «Благие дела»
29 июня
Читайте также
Опыт
«Сила современной женщины не в слабости, а в умении защищать свою безопасность»: колонка организации «Женщины за развитие»
16 июня
Знания
«Рубашка мужа — это рубашка мужа, а не лицо его жены»: шесть проблем, с которыми борется феминизм сегодня
7 марта
Знания
К каким последствиям для общества приводят войны
8 февраля