18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Автостопом по патриархату: что это такое и к каким последствиям приводит

25 ноября — Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Разбираемся в честь этого дня, как патриархат оправдывает насилие и мешает пострадавшим от него обращаться за помощью. А еще — откуда взялась концепция патриархата и почему из-за него женщины реже получают высшее образование, а мужчинам сложнее выстраивать глубокие дружеские связи.

Суть явления

Сейчас патриархатом часто называют такое общественное устройство, при котором женщины являются объектом угнетения и эксплуатации, а также оказываются в подчиненном положении. Но на протяжении истории значение этого термина менялось. 

Ольга Савинская
Ольга Савинская
социолог

Патриархат сложно обозначить одним определением. Точно так же специалисты по культуре спорят над тем, что такое культура. Патриархат — это одна из базовых категорий, которые пронизывают все и формируют порядок в обществе. 

Концепция патриархата стала популярной в XIX веке. Все началось с того, что в 1861 году швейцарский ученый Иоганн Якоб Бахофен опубликовал книгу «Материнское право». Опираясь на примеры из истории и мифологии, Бахофен пытался обосновать, что в архаическом обществе власть принадлежала женщинам, и называл это матриархатом. 

По логике Бахофена, если существовал матриархат, должен был быть и патриархат. Его идеи вдохновили современников. 

Например, Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» доказывал, что женщины подчиняются мужчинам не по своей природе, а потому, что так сложились отношения в обществе. Энгельс считал, что женщины изначально обладали более высоким статусом и более широкими правами в обществе. Поэтому женщин вынудили следовать единобрачию и посвящать себя семье, чтобы мужчины получили их власть и положение. Философ и историк называл это первым классовым противостоянием из существующих. 

По логике Энгельса, идеалы целомудрия и верности женщин обеспечивали уверенность мужчин в том, что имущество будет передано их наследнику. Контроль над частной собственностью, в свою очередь, был важен для становления капитализма — общественного строя, который основан на власти господствующего класса над средствами производства, такими, как станки и сырьё.  

Современные антропологи считают, что патриархата в чистом виде никогда не было. Доказательств существования матриархата тоже не нашлось.

Тем не менее идею подхватили феминистки второй волны, такие как Кейт Миллет, Суламифь Файерстоун или Кэрол Гиллиган. Они использовали концепцию патриархата как теоретический инструмент для анализа современного им общества. 

По словам социолога Ольги Савинской, гендерные теории исследуют, как сложились роли мужчин и женщин, а также стереотипы об обоих полах. Они приходят к выводу, что это не нечто естественное — люди сами создают правила в обществе и передают их из поколения в поколение. 

Как объясняет Савинская, классические теории 1960-х и 1970-х годов акцентировали внимание на том, как патриархат ограничивает возможности людей. При патриархате у женщин нет шанса проявить себя — а иногда он есть, но его не получается реализовать из-за культурных предубеждений. В конечном счете из-за этого страдает все общество: женщины не приносят ему ту пользу, которую могли бы. 

По данным исследования McKinsey & Company, если женщины будут полностью участвовать в экономике, к 2030 году ВВП европейских стран может вырасти на 146 миллиардов евро. Это 8,3% ежегодно.  

Еще пять лет назад прежний министр экономического развития Максим Орешкин заявлял: если бы в России экономическая активность женщин сравнялась с активностью мужчин, ВВП страны вырос бы на 13-14%. 

Ольга Савинская
Ольга Савинская
социолог

Когда женщины боролись за то, чтобы у них были равные права, и за осознание того, чем вредит патриархат на культурном уровне, некоторые мужчины воспринимали это как претензии на их позиции. Но на самом деле разговор о патриархате — это разговор о том, как изменить саму систему позиций, как перестроить общество и наше взаимодействие, чтобы избежать иерархии, которая сдерживает развитие человеческого потенциала. 

Например, в Российской империи XIX века женщины стремились не отнять у мужчин право на образование, а добиться этого права для себя. Но от вклада в науку таких ученых XX века, как Зинаида Ермольева или Наталья Бехтерева, выиграло все человечество. 

Как патриархат влияет на жизнь женщин

По словам социолога Ольги Савинской, женщинам часто приходится соответствовать патриархальным нормам поведения, но эти нормы уже не согласуются с возможностями наукоемкого общества и его технологий. 

Когда-то женщинам нужно было рожать по восемь — десять детей из-за высокой младенческой смертности, чтобы хотя бы несколько из них выжили и могли обеспечивать семью в будущем. Благодаря современной медицине дети умирают реже. Поэтому женщина может родить одного-двух детей и идти работать, ей не обязательно посвящать себя только семье, приводит пример Савинская.

Последствия патриархата в обществе для женщин можно перечислять долго. С детства девочек могут стыдить за «неженственные» черты характера — такие, как безэмоциональность или настойчивость вместо уступчивости. А еще заставляют носить в школе юбки и платья, даже если девочке нравится ходить в брюках, или заниматься игрой на флейте вместо каратэ.

Девушки сталкиваются с репродуктивным давлением. В 20 родственники могут интересоваться, когда замуж, а в 25 рассказывать с очевидным намеком, что у дочки знакомой уже третий ребенок.

В патриархальном обществе женщинам сложнее строить карьеру. С одной стороны, от них ожидается, что они выберут стереотипно женскую работу — например, преподавать литературу в школе, а не заниматься ковкой по металлу или конструировать самолеты.   

В России женщины реже получают высшее образование по техническим специальностям — 32% против 68%. А еще реже занимаются научной работой: женщин на 22% меньше среди исследователей, на 16% — среди кандидатов наук и на 46% — среди докторов. 

Например, в спецпроекте «Теорий и практик» о дискриминации женщин в науке географ рассказывает, как начальник полевой экспедиции не взял ее на один из выездов со словами, что женщина на корабле — плохая примета. А генетик-иммунолог вспоминает, как на собеседовании ее спросили, точно ли она не хочет сменить науку на модельный бизнес.

Бездетным женщинам отказывают в приеме на работу со словами, что они уйдут в декрет. А женщинам с детьми говорят, что они будут постоянно уходить на больничные или брать отгулы.  

За одну и ту же работу, которая требует одних и тех же навыков и занимает то же самое время, женщина может получать меньше денег — просто потому что она женщина. По данным проекта «Если быть точным», в России гендерный разрыв в оплате труда составляет 31%. 

Вместе с рабочим днем проблемы не заканчиваются. Нередко после него женщины возвращаются домой уставшими и весь вечер забираются уборкой — такую двойную нагрузку исследователи называют «второй сменой». По статистике, женщины тратят на домашние дела и заботу о родственниках в два раза больше времени, чем мужчины. 

Женщины также сталкиваются с бытовым сексизмом. Например, когда они расстроены, окружающие могут обесценивать их эмоции: «бабы вечно плачут по любому поводу», «у нее наверняка ПМС». Мужчины на улицах могут делать комментарии о внешности и одежде женщин. А еще домогаться, несмотря на просьбы прекратить. По данным агентства «Михайлов и Партнеры», 47% российских мужчин не считают отказом, когда женщина говорит «нет». 

Как патриархат влияет на жизнь мужчин

Влад Кривощеков
Влад Кривощеков
докторант Бернского университета (Швейцария), социальный психолог, автор телеграм-канала Men & Masculinities Channel

Гендерные стереотипы вредят и мужчинам, и тем, кто их окружает. Исследователей беспокоит, что мужчины совершают суицид в среднем чаще женщин. Во многих странах ниже как продолжительность жизни мужчин, так и их удовлетворенность жизнью.

Помимо всего, гендерные стереотипы мешают быть аутентичными. Они как бы засовывают человека в коробку и говорят: «Внутри этой коробки ты можешь жить и передвигаться, но выход из нее будет плачевным».

Как объясняет Кривощеков, есть семь основных стереотипов о мужчинах: 

  • антифеминность;
  • агрессивность;
  • ограниченная эмоциональность;
  • доминирование;
  • гиперсексуальность;
  • негативное отношение к геям и всему, что ассоциируется с гомосексуальностью;
  • уверенность в себе.

Если мужчина не следует этим стереотипам, он может сталкиваться с вербальным или физическим насилием. 

По словам эксперта, гендерные стереотипы мешают мужчинам свободно выбирать профессию. Некоторые мужчины хотели бы работать специалистами по маникюру или воспитателями в детском саду, а общество предписывает им стремиться к карьере в бизнесе. 

Влад Кривощеков
Влад Кривощеков
докторант Бернского университета (Швейцария), социальный психолог, автор телеграм-канала Men & Masculinities Channel

В целом исследования показывают, что жизнь в системе патриархата незавидна для мужчин. Это про депрессии, это про то, что мужчины реже обращаются за помощью, чтобы не выглядеть слабыми. У мужчин меньше глубоких дружеских связей, потому что в свете маскулинных норм дружба — нечто инструментальное. Она всегда основана на общих занятиях, будь то рыбалка или видеоигры, но в ней не хватает разговоров о совместном опыте и поддержки друг друга. 

Существует определенная слепота по отношению к опыту мужчин. Из недавнего: есть исследования на тему, как мужчины переживают рак молочной железы. Не все знают, что это заболевание может быть не только у женщин. Случаев, когда диагноз ставят мужчинам, меньше процента от общего числа, но этот процент реален. 

В итоге вся система, которая нацелена на лечение рака молочной железы, не приспособлена к опыту мужчин. Например, мужчинам дают брошюры с советами спать в лифчике. Или человек с заболеванием приходит в женскую консультацию, а врач говорит ему: «Я ничего не знаю о раке молочной железы у мужчин, мне не платят за то, чтобы я вас лечил, и вообще вам здесь не место».

Когда говорят о мирных жертвах боевых конфликтов, вспоминают женщин и детей, игнорируя опыт мужчин, которые не участвуют в военных действиях. Мужчин в меньшей мере воспринимают как невиновных, поэтому реже готовы принимать как беженцев. При этом вероятность гибели мужчин среди гражданского населения выше до девяти раз.

По данным проекта «Если быть точным», в России мужчины умирают на десять лет раньше женщин — этот разрыв больше, чем в любой другой стране мира. Для мужчин также в пять раз выше процент насильственных смертей. Мужчины чаще женщин страдают от туберкулеза (47 человек против 25 в расчете на 100 тысяч), алкоголизма (66 против 19) и наркомании (16 против 3). 

По подсчетам Росстата, российские мужчины совершают суицид чаще женщин в семь раз. Эта разница тоже выше, чем во многих странах. В 2019 году Россия оказалась на девятом месте в антирейтинге ВОЗ по уровню мужских самоубийств. 

Патриархат и насилие 

Юлия Арнаутова
Юлия Арнаутова
сотрудница центра «Насилию.нет»*

Гендерные стереотипы и патриархатные модели поведения — причина домашнего насилия номер один. Дело в том, что патриархат отводит мужчине место первостепенного человека, при этом женщина его обслуживает. Женщина — это тыл, это глаженые рубашки, обеды и ужины. «Папа работает, мама красивая». 

В этой логике высшее существо — прекрасный мужчина — имеет право учить жену. Еще «Домострой» про это говорил; в Библии есть слова: «Да убоится жена мужа своего». Женщина теряет субъектность и воспринимается как объект, с которым можно обращаться как угодно.

Часто можно услышать фразу: «Мужчина — голова, женщина — шея». Вся эта история про женскую мудрость и гибкость мило звучит, но на практике отодвигает на задний план права женщин и оправдывает насилие. 

Когда женщина страдает от насилия, ее же и обвиняют: «Ты спровоцировала, ты не так сказала». Если ее изнасиловали, ей говорят, что она не так оделась — хотя это полная чушь. На выставке What were you wearing? показывали одежду, в которой женщины подвергались сексуализированному насилию. Там были не только мини-юбки, но и вытянутые футболки, джинсы, пижамы.

Выставка What were you wearing?
Выставка What were you wearing?
Перевод цитаты в описании: «Я пропустила пару рабочих дней после того, как это случилось. Когда я рассказала обо всем моему боссу, она задала мне этот вопрос. Я сказала: “Футболку и джинсы, а что еще вы наденете на баскетбол?”. Затем ушла и больше не вернулась».
Юлия Арнаутова
Юлия Арнаутова
сотрудница центра «Насилию.нет»*

Если женщина подверглась насилию со стороны партнера, ее обвиняют в том, что она не смогла «найти ключик к сердцу своего мужчины» и создать для него правильную атмосферу — ведь в глазах многих людей именно женщина ответственна за все происходящее дома. 

Существуют разные виды насилия:

  • физическое;
  • сексуализированное;
  • психологическое;
  • экономическое.

Как объясняет Арнаутова, патриархат поддерживает каждый из этих видов. В патриархате женщину воспринимают как низшее существо, которое должно обслуживать партнера. Поэтому кажется, что ее надо учить и наказывать за непослушание, а значит, к ней можно применять физическое насилие. 

Связь патриархата с сексуализированным насилием тоже прямая: поскольку женщина теряет субъектность, она теряет право на свое тело. По данным агентства «Михайлов и Партнеры», каждый десятый россиянин не считает принуждение к сексу в браке изнасилованием.

Арнаутова отмечает, что сексуализированное насилие часто романтизирует массовая культура. 

Какие книги почитать об опыте сексуализированного насилия, советуем в статье 🤐

Патриархальные установки оправдывают и экономическое насилие, объясняет Арнаутова. Есть стереотипы, что женщины — глупые, инфантильные существа без способностей к математике. Поэтому мужчина может сказать: «Лучше я сам буду решать, как тратить деньги». 

Иногда партнер просит уйти с работы, потому что мужское дело — обеспечивать семью, а женское — быть красивой и растить детей. Пока в отношениях все хорошо, такой вариант может всех устраивать. Но если что-то пойдет не так, женщина может оказаться без денег и на улице, продолжает эксперт.

Как считает Арнаутова, психологическое насилие — неотъемлемая часть любого другого. С психологического насилия все начинается: сначала человека лишают уверенности в себе, убеждают, что он все придумывает и никому не нужен, потом начинают применять силу все больше и больше.

Патриархат нормализует психологическое насилие над женщинами, подчеркивает эксперт. Если женщинам отводят роль обслуживающих существ, логично, что их чувства и мысли никого не интересуют. 

Из-за патриархата в обществе людям, которые пережили домашнее насилие, сложнее обращаться за помощью. Как считает Юлия Арнаутова, женщинам с детства транслируют, что они — хранительницы очага, а если дома что-то не так, это их вина. Поэтому женщины стыдятся рассказывать о насилии в семье. А если рассказывают, могут столкнуться с критикой и травлей. 

По статистике ВОЗ, во всем мире 27% девушек и женщин в возрасте от 15 до 49 лет сообщают, что подвергались физическому и/или сексуализированному насилию со стороны интимного партнера. По данным Левада-центра*, 28% россиян знают о случаях в своем окружении, когда мужья или партнеры применяли к женщинам насилие. 

Такие истории легко найти в новостях. Например, в августе этого года в Пермском крае 27-летний мужчина приковал жену наручниками, три недели избивал, насиловал, заставлял принимать наркотики и отрубил руку. Все это время в квартире был их маленький сын, который видел часть происходящего. 

В сентябре в Новосибирске 31-летний мужчина избивал беременную жену тапком, лопатой, топором, — в том числе на камеру, — надел на нее собачий ошейник и запер в гараже. Следователям удалось задержать его, женщину освободили.   

По статистике ManKind Initiative, в течение жизни от домашнего насилия также страдает один из шести-семи мужчин. При этом мужчины рассказывают о своем опыте еще реже женщин — в два с половиной раза. Как объясняет эксперт, мужчинам сложно говорить, что они столкнулись с домашним насилием, потому что это не соответствует образу «мачо».

Патриархат в СССР и в период перестройки

Как замечает историк Анна Сидоревич, в СССР патриархальным считали дореволюционное общество. Предполагалось, что при новом строе «женский вопрос» был решен. При этом ученые только сейчас могут анализировать, так ли было на самом деле. 

Рассказывая, насколько патриархальным было советское общество в разное время, Сидоревич ссылается на периодизацию Елены Здравомысловой и Анны Темкиной. Она основана на идее, что гендерные отношения в СССР определяло государство. В первую очередь на уровне законов, но не только: например, еще одним инструментом была пропаганда. 

Первый период начался после революции и продлился до 1930-х годов. Его основными чертами были политическая мобилизация женщин и их дефамилизация — создание условий, при которых социальное положение женщины не зависит от наличия семьи. 

Этот период можно назвать самым революционным. Женщины получили равные права с мужчинами, в том числе на образование и работу. Церковный брак был заменен светским, а разводиться стало проще. СССР стал первой страной в мире, где легализовали аборты, но, как отмечает Сидоревич, мотивы этого были своеобразными. 

Анна Сидоревич
Анна Сидоревич
исследовательница истории феминизма, женщин и гендера

Идея, что у женщины есть право распоряжаться своим телом, типична для западного феминизма второй волны. В контексте СССР 1920-х годов она не звучала. 

Теоретики социализма рассчитывали создать общество, в котором женщина сможет иметь столько детей, сколько захочет, — в отличие от капиталистического общества, где люди не могут позволить себе рожать из-за бедности. Тогда абортов не будет, потому что сама необходимость в них отпадет. До тех пор аборт был легализован как меньшее зло, чтобы женщины не погибали от попыток провести его подпольно. 

Другая важная идея этого времени, продолжает эксперт, — это идея, что государство берет на себя заботу о детях. Появляются ясли, детские сады и все для того, чтобы женщина могла родить ребенка и не быть привязанной к дому. Теоретики-большевики предполагали, что постепенно произойдет отмирание семьи и ее заменит социалистическое общество. 

В 1930-х годах политика изменилась, рассказывает Сидоревич. К власти пришел Сталин, начались индустриализация и коллективизация, время было тяжелым для страны, поэтому произошло множество изменений. 

Был ликвидирован Женотдел — женская политическая организация, в которой работали Инесса Арманд и Александра Коллонтай. В 1936 году аборты повторно запретили. Снова усложнилась процедура развода. На первый план опять вышла идея семьи как ячейки общества. 

Анна Сидоревич
Анна Сидоревич
исследовательница истории феминизма, женщин и гендера

Нельзя сказать, что это был откат к тому патриархальному строю, который существовал до революции. Нет, это был откат в рамках уже новой, существующей системы, где государство по-прежнему берет на себя часть репродуктивного труда, женщины получают образование и работают. Но при этом появляется риторика, которая предписывает женщине материнство. Именно поэтому исследовательницы говорят о «контракте работающей матери»: женщина — это работница, но она же и мать. 

Третий период начался с декриминализации абортов в 1955 году, объясняет эксперт. При этом законодательные изменения противоречили дискурсу, который пропагандировало государство. В послевоенные годы речь шла о том, что рождаемость падает и надо производить на свет больше детей, а в демографическом кризисе винили женскую эмансипацию.

По словам Сидоревич, в позднем СССР роль матери только росла. Все громче звучали призывы позволить женщине быть женщиной, быть матерью и заниматься воспитанием. Исследовательница отмечает, что символом этого времени можно считать повышение продолжительности декретных отпусков — как и рост пособий по рождению ребенка.

В то же время женщины сталкивались с так называемой двойной нагрузкой, подчеркивает Сидоревич: им одновременно приходилось работать и брать на себя уход за детьми и работу по дому. Уголовная статья о тунеядстве существовала в СССР до 1991 года; кроме того, на зарплату одного мужчины семье было сложно выжить. 

Как рассказывает исследовательница, в годы перестройки патриархальный дискурс достигал апогея на фоне экономического кризиса. Сам Горбачев писал, что нужно «в полной мере вернуть женщине ее истинно женское предназначение». Законодательное равенство сохранялось, но о полном исчезновении гендерных ролей говорить сложно, подводит итог Сидоревич. 

Анна Сидоревич
Анна Сидоревич
исследовательница истории феминизма, женщин и гендера

В годы перестройки появилось новое дыхание, надежда, что все может быть иначе в политике и экономике. В 1989 году прошли первые частично свободные выборы депутатов. Так вот, на этих выборах женщины выдвигали свои кандидатуры — это то, что я видела в архивах. Но в результате представленность женщин снизилась вдвое: с 33% до 15,6%. 

Показательно, как весь грандиозный советский проект привел к таким результатам. Мы не знаем, почему женщин массово не выбрали, с чем они столкнулись — на эту тему еще нет исследований. Но я думаю, что это было следствие пропаганды, которая предписывала женщине роль матери, и фактического неравенства в обществе. 

Патриархат в современной России

По данным опроса ВЦИОМ, 61% россиян считает, что у женщин в стране столько же прав и возможностей, сколько у мужчин. При этом мужчины высказывают эту позицию чаще, чем женщины: 64% против 58%. 

В 2021 году Россия заняла в рейтинге гендерного равенства 129-е место из 190 — между Бурунди и Угандой

Ольга Савинская
Ольга Савинская
социолог

Я бы сказала, что сейчас наше общество неоднородно. С одной стороны, какие-то либеральные волны существуют: например, многие медиа стараются говорить о статусе женщин, их вовлеченности и профессиональном лидерстве. С другой стороны, государственные чиновники проговаривают устаревшие позиции, которые где-то все же поддерживаются. 

Мы видим диверсификацию семейных отношений: сейчас меньше осуждают одиноких отцов и матерей, но в то же время многодетные семьи развивают свою культуру родительства. Вопросы труда на разных предприятиях решают по-разному: где-то помогают женщинам поддерживать work-life balance, а где-то мешают вернуться на работу и профессионально расти после декрета. 

Сейчас нет единого гендерного порядка. Политики могут стремиться к консервации общества, но повседневные практики развиваются. Мы можем сталкиваться с отдельными атавизмами патриархата. При этом реальность сейчас и 150 лет назад — это две большие разницы. 

Например, в 1869 году в Российской империи открылись первые высшие женские курсы — Лубянские в Москве и Аларчинские в Санкт-Петербурге. До этого девушек пускали в университеты только на правах вольнослушательниц. 

Сейчас любая девушка имеет право поступить в любой университет — хотя осуществить это право на практике получается не всегда. 

Где узнать еще больше

Книги:

  1. Кэрол Гиллиган и Наоми Снайдер, «Почему патриархат все еще существует»
  2. Суламифь Фаэрстоун, «Диалектика пола»
  3. Бэлл Хукс, «Загадка женственности»
  4. Кэролайн Перес, «Невидимые женщины. Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных»
  5. Линда Скотт, «(Не)женская экономика. Как гендерное неравенство ограничивает наш экономический потенциал»

Видео:

  1. «Как ученые придумали матриархат» 
  2. Сериал FEM IS
  3. «Екатерина Шульман // О гендерных стереотипах, патриархальности и зарплатах»
  4. «Идеальный мужчина патриархата и что с ним не так» 
  5. «Зачем мужчинам бороться с патриархатом» 

* Левада-центр и центр «Насилию.нет» власти признали иностранными агентами.

Спасибо, что дочитали до конца!

Мы уверены, что первый шаг в решении любой проблемы — это сделать ее видимой для общества. Именно этим мы и занимаемся в медиа фонда «Нужна помощь».

А еще мы даем голос фондам по всей России, чтобы об их работе узнали как можно больше людей.

Поддержите нас

Оформите пожертвование на развитие фонда «Нужна помощь»

У вас карта зарубежного банка? Перейдите к  специальной форме

Выберите тип и сумму пожертвования
Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Читайте также
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Знания
Не знаю, что делать: как помочь умирающим?
28 ноября
Помочь нам