18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

«Сила современной женщины не в слабости, а в умении защищать свою безопасность»: колонка организации «Женщины за развитие»

Как создаются фонды? С какими трудностями они сталкиваются? Почему выбирают делать то, что делают? В этой колонке историей организации «Женщины за развитие», которая открыла первый кризисный центр для женщин в Чечне, делится ее директор Либкан Базаева.

Фактически мы работаем с 2002 года. До 2013 года наша организация называлась РОО «Женское достоинство». Мы реализовывали проекты и программы в поддержку женщин и их семей, пострадавших после двух чеченских войн: оказывали гуманитарные, психологические, социальные, юридические услуги бесплатно. Это было тяжелое время для нашего народа. Мне удалось собрать квалифицированную, неравнодушную и дружную команду, желающую вместе со мной помогать реабилитировать женщин, переживших войну.

В 2013 году по ряду причин нам пришлось зарегистрировать новую организацию – АНО «Женщины за развитие», но наша миссия, цели и задачи остались прежними. Мы все так же хотим помогать женщинам. Мы все так же ведем сложную работу по защите прав женщин, профилактике домашнего насилия, отнимания детей у матери после развода. 

Нелегко быть спасательной командой

Да, все именно так: трудно быть спасателем. Эпизоды с женщинами выглядят как приключенческие романы — с тайными встречами, гонкой на машинах, пересадками, ожиданием удобного момента для спасения женщины, бегущей от абьюзера. Это не работа, а скорее служение людям, загнанным жизненной ситуацией в угол. И при этом мы должны оставаться в правовом поле — нашем правовом поле, где законы порой нечеткие, расплывчатые и допускают разные интерпретации инцидентов. Иногда с помощью законодательства можно защитить пострадавшую женщину, но чаще всего — нет, потому что формальности длятся так долго и у парализованной жертвы насилия нет собственной воли и сил довести дело до конца. 

Один случай: Настю, девушку из Москвы с двойным гражданством (российское и английское), так называемый муж, психопат и насильник, запер и избивал в квартире (в нашем городе Грозном) с двухлетним ребенком, уничтожил ее российские документы. Два дня коллеги с машиной стояли за углом пятиэтажки, караулили момент, когда девушка сможет выскользнуть из квартиры. К счастью, получилось. Три дня Настя прожила в нашем кризисном центре, пока из Москвы не прилетела мама девушки с ее английским паспортом, и они в тот же день смогли улететь. 

Другая молодая женщина — Марха, наша, местная, грозненка. Она росла сиротой в детском реабилитационном учреждении, по сути в детском доме. Отлично училась, поступила в вуз и получила юридическое образование. Но имела несчастье связать свою жизнь с бывшим заключенным. В результате попала под тяжелое насилие. А идти некуда, родных и близких нет — она же сирота. После звонка Мархи о помощи мы сутки держали такси рядом с ее домом, чтобы она могла выбежать и сесть в машину. Все получилось. Марха приехала в кризисный центр. Но мы знали, что ее муж — опасный человек, и отправили женщину в другой регион, в дружественный нам кризисный центр. К сожалению, она сделала ошибку: через три дня позвонила своему благоверному. Он тут же вычислил ее местонахождение, приехал туда, при всех ударил по лицу и увез вместе с ребенком. Мы остались в шоке. Через несколько дней Марха написала: «Я совершила глупость и потеряла свой единственный шанс на спасение! Не бросайте меня!» Как тут поступишь? Конечно, мы решили помочь снова. Договорились, что женщина должна выбраться из квартиры, в которой была закрыта. Но выбежать она смогла одна, без ребенка. Пришлось через соседей вести переговоры, чтобы муж отдал ребенка. Это продолжалось сутки. На этот раз мы подключили полицию, всю общественность и смогли остановить насильника, забрать ребенка. Марха уехала подальше от наших мест, чтобы начать жизнь сначала. Это случай показывает, как женщина, имеющая правовую квалификацию, самостоятельно не может выйти из насильственных отношений. Ей всегда нужна поддержка со стороны. Нужна помощь психолога, юриста и вообще человеческая поддержка.

Очень трудно стало помогать

Мы помогающая организация. Но в последние годы в новой реальности именно таким организациям стало очень трудно осуществлять свою миссию. Большинство спонсоров просто ушли. Риск оказаться иностранным агентом велик — потом проблем не оберешься. Наших, отечественных фондов слишком мало, и они труднодоступны на равных условиях. А мы не можем получать без разбора всякое финансирование даже от внутренних фондов. И это неправда, что деньги не пахнут. Во всяком случае мы стоим на таких позициях. В результате, если у нас ранее работало несколько целевых проектов, сейчас остался один — кризисный центр для женщин, который очень скудно финансируется. Все держится на энтузиазме. 

К нам идут женщины, которые обязательно имеют по несколько детей. Чаще всего с одной сумкой одежды. Приходится срочно обращаться к своим друзьям, знакомым: «Помогите с одеждой для детей или купите лекарства для них». Слава Богу, помогают. Но это не система. Поэтому мы работаем в постоянном стрессе. 

Была у нас женщина, которая ждала ребенка. Ей нужно было вскоре рожать и надо было готовиться к больнице. Женщина без жилья, без прописки, без работы и копейки денег. Ее бросил муж, а родители живут в Алтайском крае. Она хотела уехать к ним. Но как? В бюджете нет средств на такие расходы. Пришлось собирать между собой на билеты, на дорогу. Звонили и вели переговоры с родителями женщинами, чтобы, не дай Бог, не было срыва, чтобы точно знать, готовы ли они ее принять и помочь ей. Пришлось складываться из своей зарплаты. 

Все эксклюзивные случаи — за счет нашей мизерной зарплаты. Скажешь — никто не поверит. Но нам надо пережить этот тяжелый этап, потому что мы не просто работаем — мы служим добру. Это не громкие слова. Это реальность, в которой мы живем, это дорога, которую мы выбрали. Милосердие и сострадание не ушли из наших душ и сердец наших немногочисленных спонсоров. Мы не можем бросить наших благополучателей в эти тяжелые времена и уйти искать доходные места. Мы хотим до конца вместе пройти этот трудный период и при этом сохранить свою принципиальность и порядочность. Трудно быть спасателем в эпоху перемен. Хроническая усталость, фактически без отпусков и отдыха, в постоянном нервном напряжении, но с негаснущей надеждой на лучшее будущее.

Почему мы открыли кризисный центр

Раньше мы готовили обращения от женщин в правовые органы. В основном наши юристы выигрывали дела, получали судебные решения в пользу женщин, взаимодействовали с исполнительными органами, чтобы добиться исполнения судебных решений. И это было самой трудной частью процесса. Большинство дел касалось места проживания детей при разводах, при расставании супружеских пар. 

Споры о детях — самое больное место в нашей работе. Существует в нашем обществе практика отнимания детей у матери при разводах или даже в случае смерти отца. Детей забирают отец или его родственники. Мы наблюдали за страданиями разлученных матерей и детей, которые годами боролись за свое право быть вместе. Незащищенность женщины в условиях действия архаических стереотипов (традиций) приводила к тому, что в момент конфликта ей приходилось уходить из дома мужа без детей, без своих вещей, часто она оказывалась прямо на улице в полной беспомощности в критической ситуации. Тут надо оговориться, что речь идет не обо всех семьях, а только о части тех отцов, которые категорично отбирают детей. Большинство отцов, к счастью, вполне благоразумны и адекватны.

Все женщины в критической ситуации всегда нуждались в экстренной, срочной помощи. Например, убегая от насилия, взять с собой ребенка и иметь место, куда они могли прийти и получить кров и первую помощь, а далее, в течение реабилитационного периода — психологическую поддержку, содействие в решении социальных вопросов: найти работу, квартиру, устроить детишек в сад, школу и так далее. К нам обращались часто и приезжие женщины, например русские, вступившие в брак с местными мужчинами и вынужденные экстренно покинуть дом мужа для спасения себя и ребенка. Вот уж они точно оказываются в безысходности и одиночестве со своей бедой. Есть категория женщин, которых не преследуют и ребенка у них не отнимают, их просто гонят их дома, но идти им некуда, и атаки агрессивного человека терпеть далее невозможно. Им также на какой-то период времени нужен уголок спокойствия, где им поможет психолог, пока они не соберутся с силами и не смогут самостоятельно строить свою жизнь.

Таким женщинам, попавшим в бедственное, безвыходное положение, мы хотели помочь, когда открывали кризисный центр «Надежда». Это была большая удача, что мы выиграли в конкурсе Фонда президентских грантов, а также кризисный центр поддержал наш постоянный партнер — фонд «Нужна помощь». За три года работы центра нам удалось оказать помощь более чем 250 женщинам и детям. 

Почему тема ответственного отцовства стала актуальной

Со временем мы поняли, что крайне актуальная работа центра остается недостаточной, если мы не работаем над искоренением глубинных причин конфликтов по поводу места жительства детей в случае расставания родителей. Эти причины связаны со стереотипами социального поведения родителей в конфликтном браке, с архаичными представлениями о роли и функциях отца в этих отношениях. Очевидна стала необходимость актуализации темы профилактики жестокости в семье, усиления работы с отцами над осознанием ими ответственности за девиантное поведение в отношении женщин и детей. 

Фотовыставка «Наши отцы»

С этой целью мы подготовили и провели недельную фотовыставку «Наши отцы», приуроченную ко Дню отца в России. Ее посетили представители государственных органов, Общественной палаты Чеченской Республики, многие общественные организации, жители Чечни.

Мы очень хотели, чтобы фотовыставка стала ярким позитивным событием для города, привлекла внимание общества к образу ответственного отца, на которого хочется быть похожим. Готовя выставку, мы исходили из того, что у современных молодых людей размыты образы идеального отцовства, поэтому такое явление требует пристального внимания со стороны общества. Понимая, что молодые люди, стоящие на пороге отцовства, нуждаются в положительных примерах, мы постарались выбрать героями выставки достаточно известных, узнаваемых в нашей республике людей, которые заслужили уважение и как замечательные ответственные отцы, вырастившие своих детей, и одновременно как достойные граждане страны, проявляющие заботу о своих соотечественниках, нуждающихся в помощи и поддержке. Мы хотели показать этой выставкой, что ответственное отцовство — важная часть жизни мужчины, осознанный вклад в будущее народа, его духовно-нравственное и физическое здоровье, а также поставить на повестку дня вопросы укрепления семьи, развития семейных ценностей и гармонизации семейных отношений.

Ваши пожертвования дарят нашим подопечным надежду на счастливую безопасную жизнь без насилия!

Мы хотим показать обществу, что сила современной женщины не в слабости, а в умении сохранять свое человеческое достоинство и защищать свою безопасность. Все согласны с тем, что женщина является центром семьи, несущей опорой в здании семьи. Но мы не должны допускать, чтобы эту опору постоянно ломали и коррозировали, потому что при таком отношении к ней семье как социальному институту грозит разрушение.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Знания
Автостопом по патриархату: что это такое и к каким последствиям приводит
27 ноября
Читайте также
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября
Опыт
Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»
28 октября
Помочь нам