Многие фонды стали создавать собственную продукцию — «мерч». Недавно мы перезапустили наш маркетплейс, где мы продаем свой мерч и мерч других фондов, под новым брендом «Есть смысл». К перезапуску сделали фотосессию, чтобы показать, что мерч благотворительных организаций может быть красивым и модным. А зачем мерч вообще нужен фондам — в этой статье.
Недавняя съемка для маркетплейса фонда «Нужна помощь».
Мерч (merchandise — «товары, продукция») — это фирменная продукция (футболки, свитшоты, сувениры и другие вещи), которая характеризует организацию и отображает ее основные ценности. Продажа вещей под собственным брендом позволяет расширить аудиторию, создает лояльное отношение среди сторонников, дает возможность получать дополнительный доход и укрепляет компанию.
Мерч — это отличный способ рассказать людям про организацию и про то, какую социальную проблему она решает. Вещи со смыслом могут быть не просто удобными и полезными, они говорят о позиции их обладателя, о его сопричастности. Это еще один доступный способ участия в благотворительности. Ведь все мы разные: кому-то удобно подписаться на регулярные пожертвования, кому-то жертвовать разово, кто-то хочет стать волонтером, кто-то рассказывает о проблеме в своих соцсетях, а кто-то хочет купить вещь со смыслом и выразить себя и свою позицию таким образом. Бывает, что человек покупает вещь, потому что она ему просто понравилась, а уже потом узнает про фонд и его работу. И это тоже важно.
Во время лечения наши подопечные теряют волосы и очень этого стесняются. Один из наших мерчей — это красная шапка. Люди могут носить ее, фотографироваться и при этом выглядеть стильно. Более того, некоторые находятся на лечении в боксах месяцами без связи с внешним миром. Когда подопечные видят фотографии людей в этой шапке под хэштегами #краснаяшапкапротивлейкоза или #самоевремяжить, им становится не так одиноко, они чувствуют поддержку.
Разве фонд может продавать?
Производство и продажа собственной продукции — это коммерческая деятельность. Но этого не стоит бояться. Закон не запрещает заниматься коммерцией НКО. Главное проверить, предусмотрено ли это уставом организации. Если изначально такая возможность не была прописана в уставе, то для создания мерча можно зарегистрировать отдельное юридическое лицо.
Более подробно о коммерческой деятельности внутри НКО можно почитать здесь. Также найти ответы на многие юридические вопросы, узнать о налоговых аспектах и каналах реализации продукции можно здесь.
С чего начать?
Итак, коммерческая деятельность внесена в устав вашей организации или вы зарегистрировали для этого юридическое лицо. Дальше вам нужно будет найти подрядчиков, которые сошьют одежду и аксессуары.
Важно, чтобы вещи были стильными и их было приятно носить. Возможно, вам понадобятся дизайнеры, которые будут совпадать с вашими ценностями и помогут создать по-настоящему модную коллекцию.
Наше знакомство с Женей Ежиковой из Студии Артемия Лебедева вылилось в мерч фонда. Мы в очередной раз убедились, что все держится на людях и их увлеченности. Некоторые модели получились очень смелыми, но статистика продаж показала, что не зря: покупатели оценили дизайн. Мы рассматривали эту инициативу, как ещё один способ «поговорить» с аудиторией — например, познакомить ее со шрифтом Брайля.
Просто лепить логотип не получится, это не вызовет отклик, считает исполнительный директор фонда «Нужна Помощь» Софья Жукова.
Важно, чтобы дизайнер делал не просто красивые картинки, но и наполнял их смыслом. Мы стараемся, чтобы наш мерч был не про страдания, а про призыв к чему-то хорошему. Ведь очень просто говорить о вещах, которые не нужно делать, но важно дать что-то взамен. Мы показываем, как строить доверительные отношения, уважать и поддерживать друг друга. Именно поэтому мы выбрали слоган «Make love, not violence».
К сожалению, сейчас благотворительный мерч организаций имеет не самый современный дизайн и часто его не хочется носить, считает руководитель издательства и мерча фонда «Нужна Помощь» Юлия Петропавловская.
Не у всех фондов есть экспертиза в производстве коллекций одежды, которая есть у модных дизайнеров и у масс-маркет брендов. Но мы считаем, что благотворительный мерч может быть красивым и хотим производить вещи, которые будет не стыдно надеть на работу или на праздник. Только тогда сработает сарафанное радио и мы достигнем главной нашей цели — привлечем как можно больше людей в благотворительность.
Уже несколько лет мы участники и партнеры фестиваля «Нашествие». Так появились наши футболки с рок-звездами и линейка «Рок против лейкоза». Каждый год мерч на эту тематику растет и растет. Рок-поклонники нас уже знают. Это помогает фонду — деньги от продажи мерча поступают на лечение наших подопечных.
Опыт фонда «Нужна Помощь»
В 2019 году с подачи журналиста, зоозащитника и основателя Barking Store Романа Белоусова фонд «Нужна Помощь» решился на создание собственного мерча.
Тогда появилось три стильных мерча:
— свитшот «Такие Дела»
— розовая футболка «Невыносимо»
— футболка «Трагический контент»
Свитшот «Такие Дела» — это базовая вещь, а вот футболки «Невыносимо» и «Трагический контент» появились не просто так.
«Невыносимо» — это название текста про девочку Симу, который написала Мария Бобылева. Это история про то, как семья прошла через тяжелые испытания и чуть не потеряла ребенка, но вопреки всему продолжает бороться, любить и верить.
Мы подумали, что это очень точно отражает нас. «Невыносимо» — это про тексты «Таких Дел», которые иногда действительно невыносимо читать, про ситуацию с социальными проблемами — зачастую нам невыносимо от того, что они не решаются, и в целом про то, насколько трудно находиться в контексте всех этих событий. При этом мы решили, что футболка обязательно должна быть розовой. Для нас это ирония над происходящим — как бы ни было невыносимо, мы готовы говорить о проблемах и верим, что можно что-то изменить. Интересно, что многие, не зная историю Симы, носят эти футболки на родительские собрания в школу или на митинги. Это вещь стала знаковым и ироничным мерчом для нас.
У футболки «Трагический контент» тоже своя история.
В «Яндекс.Дзен» не хотели брать наши материалы и писали в ответ, что у нас слишком трагический контент. Мы решили сделать футболку с такой надписью в отсылку на этот комментарий. Знают в «Яндекс.Дзен» об этом или нет, я не в курсе. Но это тоже про иронию над собой — все мы бываем грустными и нередко производим в своей жизни трагический контент.
Маркетплейс — площадка для единомышленников
В этом году фонд «Нужна Помощь» предоставил возможность продавать мерч в своем маркете и другим благотворительным фондам.
Мы берем минимальную комиссию, чтобы покрыть расходы на хранение и доставку, а все остальное перечисляем фондам-продавцам. Таким образом, наши партнеры не тратят деньги на склад и логистику, на продвижение и рекламу своего мерча. Мы сами фотографируем товары, создаем описания и ведем трафик на наш сайт. Благодаря маркетплейсу фонды не только получают дополнительную финансовую поддержку, но и приобретают новую аудиторию.
Качественный и стильный мерч для благотворительной организации — это не только и не столько дополнительный доход, сколько способ привлечь внимание и повысить лояльность партнеров. При создании дизайна мы сознательно отказались от использования логотипа фонда и упоминания болезни, чтобы расширить целевую аудиторию, но часть наших покупателей становятся жертвователями и подписываются на новости, а значит, интересуются деятельностью фонда и проблемой, которую мы решаем.
Фонд «Нужна Помощь» готовит новую коллекцию уже к началу зимы. Будет запуск читательского клуба и серия просветительских мероприятий, в которых вы сможете принять участие. Следите за новостями на сайте нашего издательства «Есть смысл».
Спасибо, что дочитали до конца!
*выполняет функцию иностранного агента