Какие коммерческие услуги может предоставлять фонд и зачем

Что такое коммерческая деятельность и для чего она НКО.

Любая организация может заниматься коммерческой деятельностью — предоставлять услуги или продавать товары. Разница в том, что коммерческая организация распределяет прибыль между учредителями и извлекает личную выгоду, а в некоммерческих организациях вся прибыль распределяется на цели, которые прописаны в уставе.

Читайте также Как зарабатывают благотворительные фонды. Объясняет коммерческий директор фонда «Нужна помощь»

НКО часто существуют на гранты и пожертвования, но задач всегда больше, чем ресурсов. Коммерческая деятельность может стать дополнительным способом привлечения денег, разнообразить бюджет организации, сделать его более устойчивым, привлечь новые ресурсы для развития программ и дать возможность помочь большему количеству подопечных. Более того, есть компании, которые хотят помогать фондам, но у них нет благотворительной статьи. При этом они могут покупать услуги и таким образом пополнять бюджет фонда.

Если у организации есть специалисты или услуги, какая-то устоявшаяся экспертиза или товары, это может стать потенциальным источником дохода. Важно подумать, как из этого сделать готовый продукт и для каких целевых аудиторий использовать. 

Какие услуги и товары может предложить фонд

Выбор деятельности каждой организации зависит от ее профиля и компетенций специалистов. Это может быть: 

— консультирование бизнеса;

— продажа концепций благотворительных акций;

— помощь со внедрением благотворительности внутри компаний;

— обучение коллег по сектору;

— продажа товаров — мерча или изделий подопечных.

Одна из крупнейших благотворительных организаций «Хэсэд Авраам» оказывает поддержку пожилым людям еврейской общины и обладает экспертностью в вопросах организации такого рода помощи. Правительство Санкт-Петербурга купило у них эту услугу для населения города. В результате организация получила прибыль и смогла помочь большему количеству своих подопечных. 

Фонд «Нужна Помощь» в качестве услуг предлагает образовательные курсы, консультации экспертов и индивидуальные решения для бизнеса по внедрению благотворительности в их жизнь внутри и вовне. Все поступления от коммерческой деятельности фонд вкладывает в развитие своих отделов. 

Константин Воробьев
Константин Воробьев
юрист фонда «Нужна помощь»

При этом вкладывать поступления можно хоть в зарплаты сотрудников. Смысл в том, чтобы образовательные курсы были посвящены вопросам осуществления благотворительной деятельности, и тем самым содействовали развитию профессионализма сотрудников некоммерческого сектора (а следовательно, и развитию благотворительности).

Можно создать благотворительный магазин — продавать мерч, книги или сувениры, сделанные руками подопечных. 

Не для всех компаний пожертвование является достаточной мотивацией для вложения денег. А вот готовый продукт или услуги могут заинтересовать партнеров и стать дополнительным способом фандрайзинга.
Илья Фоминцев
Илья Фоминцев
исполнительный директор фонда медицинских решений «Не напрасно»

Но бизнес может не знать, как ему поучаствовать в благотворительности системно и правильно, говорит коммерческий директор фонда «Нужна Помощь» Ольга Рончинская. 

Оля Рончинская
Оля Рончинская
коммерческий директор фонда «Нужна помощь»

В этом случае компания обращается за экспертизой к фонду, который за деньги оказывает услуги — консультации или разработку программ. Таким образом, фонд направляет клиента к участию в благотворительности системно. Он решает не свою задачу, а задачу клиента — это основная разница между спонсорством и оказанием услуги.

О чем важно знать?

Юридические моменты

Прежде чем начать заниматься коммерческой деятельностью, нужно проверить, предусмотрено ли это уставом организации. В уставе должно быть не только указание на возможность осуществления приносящей доход деятельности, но и конкретно перечислены ее виды. Коммерческая деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, а также соответствовать им. Более подробно об этом написано в статье 50 Гражданского кодекса РФ.  

Разница между коммерческой и некоммерческой деятельностью внутри НКО проявляется на уровне договоров. Когда деньги перечисляются в виде пожертвования, то составляется публичная оферта или прямой договор пожертвования с человеком или компанией. После расходования средств достаточно отчета, который подтверждает, что деньги потрачены на изначально поставленные цели. 

Если организация оказывает услугу или продает товар, то составляется договор об оказанной услуге или о купле-продаже. В этом случае отчета недостаточно, услугу нужно закрыть актом о принятой работе и оплатить налоги. 

Формирование бюджета

На любую деятельность, в том числе коммерческую, нужны средства. Чтобы выполнить обязательства перед заказчиком, важно правильно распределить ресурсы организации и своевременно заложить траты в бюджет.

Допустим, вы создаете образовательный видеокурс. Для этого нужно оплатить студию и обучить человека видеомонтажу. Нужно быть готовым, что будет период убыточности, безубыточности и уже только потом прибыли. Важно просчитать, есть ли денежный задел в организации и какой период времени вы готовы нести убытки. 

Если вы хотите более подробно узнать, как считать деньги и распределять траты в организации, вы можете почитать рекомендации руководительницы отдела развития НКО фонда «Нужна Помощь» Маргариты Подгорбунской.

Как не бояться начать

У многих НКО есть предубеждение относительно коммерческой деятельности и страх, что можно отойти от изначально поставленных целей и стать коммерческой организацией. Но учитывая, что все поступления от этой деятельности идут на реализацию проектов и связаны с уставными целями организации, опасения напрасны.

Более того, рискованно полагаться исключительно на гранты и пожертвования. Коммерческая деятельность может стать дополнительным инструментом для развития и даст организации устойчивость. 

Также могут быть опасения, что понадобится много дополнительных ресурсов. Но на первом этапе можно начать с малого, а потом уже масштабировать деятельность.

Оля Рончинская
Оля Рончинская
коммерческий директор фонда «Нужна помощь»

Может показаться, что ничего не готово: нет людей, специальных ресурсов или чего-то еще. На самом деле, это не так. Даже если в организации есть один человек, который готов уделять половину рабочего времени развитию деятельности, то все может получиться.

Опыт фонда «Нужна Помощь» и курс Оли Рончинской

Коммерческая деятельность фонда «Нужна Помощь» не стала системной сразу. Периодически поступали запросы от бизнеса, сотрудники на них отвечали и придумывали решения для реализации. Со временем работа переросла в систему и появилось отдельное направление, которое занимается коммерческой деятельностью. Теперь у фонда есть перечень услуг и коммерческих предложений, выстроена система постоянного поиска партнеров. Эта деятельность стала огромным дополнительным ресурсом для осуществления многочисленных задач фонда.

Если вы понимаете, что коммерческая деятельность могла бы укрепить и вашу организацию, но у вас есть опасения и вы не знаете, с чего начать, вы можете присоединиться к курсу коммерческого директора фонда «Нужна Помощь» Оли Рончинской, который начнется 9 ноября. На курсе вы разберете основные принципы продаж, поговорите, как правильно коммуницировать с партнерами и научитесь распределять бюджет вашей организации. 

На курсе мы обсудим, как работать тем, кому непривычна коммерческая деятельность, — говорит Оля Рончинская. — Мы понимаем, что для многих это в новинку и есть некоторые страхи. Тем не менее, такая деятельность дает очень многое — она позволяет увеличивать бюджет, нанимать новых сотрудников, развивать основную деятельность и помогать большему количеству подопечных. Благодаря коммерческой деятельности организация может развиваться и чувствовать себя более устойчиво. Это того стоит
Оля Рончинская
Оля Рончинская
коммерческий директор фонда «Нужна помощь»

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
Почему насилие — сексуализированное, но не сексуальное? Рассказывает Центр «Сестры»
25 ноября
Знания
Гайд для НКО: как взаимодействовать со СМИ
23 ноября
Цифры
Кто и почему жертвует на правозащиту в России
19 ноября
Читайте также
Опыт
Почему насилие — сексуализированное, но не сексуальное? Рассказывает Центр «Сестры»
25 ноября
Знания
Гайд для НКО: как взаимодействовать со СМИ
23 ноября
Опыт
Посмотреть на выжившего. Кто такие равные консультанты?
16 ноября