- Знания
- 23 января 2023, 17:04
- 3 минуты
«Я иногда не успеваю приготовить. Что мне сделать, чтобы успевать?» Каким бывает неочевидное насилие
Насилие не всегда бывает очевидным — например, вы бы посчитали насилием напоминания партнера, что вы должны бросить курить, вели здоровый образ жизни и соблюдали диету? Проект «НеТерпи» уверен, что такие ситуации тоже можно считать насилием. Об этом фонд «Нужна помощь» поговорил с психологом Ксенией Ивановой — одним из учредителей «НеТерпи».
Когда звучит слово «насилие», в голове сразу возникают сцены, как один человек бьет другого, или происходит изнасилование, или групповая потасовка. Но, к сожалению, насилие — это далеко не только когда один человек физически нарушает границы другого. Есть разные формы насилия: физическое, психологическое, экономическое, сексуализированное, коллективное.
И, пожалуй, самым труднораспознаваемым является именно психологическое насилие, которое, по сути, является исходной формой любого другого вида насилия и не имеет четких границ. Оно характеризуется такими проявлениями, как унижение, оскорбления, угрозы, газлайтинг, критика, неприятие, принуждение, игнорирование, предъявление чрезмерных требований.
Важно отметить, что на наше восприятие насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем, усвоенные из семейного и культурного контекста: для кого-то игнорирование, критика, оскорбления будут являться насилием, а для кого-то — нет.
Примеры неочевидного насилия
Пример 1
На прием к психологу пришла женщина с просьбой помочь наладить отношения с мужем. При этом она описывает их таким образом: «Он хочет, чтобы каждый вечер был ужин, а я иногда не успеваю приготовить. Что мне сделать, чтобы успевать?»
Конечно, по одной фразе невозможно сделать вывод, что у клиентки дома происходит насилие. При этом такой запрос типичен для ситуаций, когда женщина находится под психологическим прессингом.
Часто клиенты ищут причины в себе, хотят что-то исправить в себе, однако на самом деле причины в том, что к ним предъявляются не адекватные ситуации требования со стороны партнера. Первым шагом на пути к решению проблемы могла бы стать простая нормализация — нормально физически не успевать каждый день заниматься готовкой. Второй важный вопрос — а как бы ей хотелось? Как она видит справедливое распределение обязанностей в доме. Третье — как реагировать на требования мужа.
Сценарий общего реагирования на ситуацию насилия: заметить — назвать — отстоять границы. Заметить, что в отношениях происходит что-то, что вам не нравится. Назвать насилие насилием. Отстоять свои границы в том, что для вас важно.
Пример 2
На прием к психологу пришла женщина 35 лет с 10-летним сыном. Запрос — сделать что-то с ребенком. Совсем отбился от рук, постоянно требует телефон, чтобы поиграть, если не давать — устраивает истерики и даже обзывает мать плохими словами. «Я и сама иногда срываюсь, кричу на него».
Стоит обратить внимание на то, что любой запрос из разряда «измените ребенка» требует переформулирования. Отношения в паре родитель — ребенок изначально иерархичные (в отличие от отношений двух взрослых людей). Взрослый наделен властью и несет больше ответственности за то, что происходит в этих отношениях. И с одной стороны, невозможно не сорваться на ребенка ни разу. А с другой — если в отношениях что-то нарушилось, вопросы стоит задать в первую очередь себе.
Сценарий общего реагирования на ситуацию: спросить у себя, почему ребенок так привязан к телефону? Какие свои потребности он там удовлетворяет? С кем общается? В какие игры ему интереснее играть? Стать союзником, проявить интерес и участие, но при этом отстоять свое право на регламентацию времени пользования гаджетом.
Пример 3
На прием к психологу пришел мужчина, который говорит, что не может сдерживать гнев. Жена отправила к психологу, поставила это условием сохранения брака. Мужчина жалуется на то, что жена разбила вазу и тостер, а ему слова нельзя сказать дома.
На поверку зачастую оказывается, что насилие в отношениях применяют оба партнера. И приемы у специалиста больше похожи на поиск виноватого. Необязательно искать потерпевшего и агрессора. Ведь может случиться так, что агрессоры оба. И каждому нужно отдельно поработать со своими абьюзивными механизмами.
В данной ситуации мы бы рекомендовали каждому из партнеров обратиться за помощью. Например, к нам в центр «НеТерпи: психологи за отношения без насилия». По итогам возможна общая встреча, закрепляющая новые договоренности и способы взаимодействия.
Как понять, где кончается забота и начинается насилие?
Тут нельзя не вспомнить банальную фразу о том, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Попросить, посоветовать бросить курить, выразить беспокойство — это нормально.
На сайте «НеТерпи» есть пример, что проявлением насилия может быть принуждение бросить курить.
Возможно ли «переучить» человека?
Нет идеи, что нужно перевоспитывать человека. Это вопрос личных границ и ценностей обоих партнеров. Например, то, что ок в патриархальных семьях и принимается всеми членами, совершенно неприемлемо в семьях с двумя равноправными партнерами. Если человек замечает, что поведение другого нарушает его границы, ограничивает его, первое, что нужно сделать, — поговорить об этом. Необязательно сразу собирать чемоданы и уезжать. Уезжать надо, когда речь идет о физическом насилии. Признаки психологического насилия есть абсолютно во всех отношениях. Другой вопрос, как их много и из каких побуждений люди применяют насильственные паттерны. Потому что хотят другого человека себе подчинить, продемонстрировать власть или потому что просто не умеют пока по-другому. Например, в их семьях было так принято. Людей, готовых меняться, можно только поддержать. Убегать от них не нужно.
Спасибо, что дочитали до конца!