18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Взросление на спектре: переходный возраст и пубертат у людей с РАС

Личный опыт родителей подростков с РАС и советы психолога о переходном периоде.

Переходный возраст — это очень непростое время для любого человека. Однако соответствовать все более возрастающим требованиям и привыкать к многочисленным изменениям вокруг и внутри себя еще труднее для человека с расстройством аутистического спектра (РАС). 

Исследования показывают, что половое созревание является очень важным моментом в жизни людей с аутизмом: в это время аутистические черты могут стать сильнее, чем раньше, может развиться эпилепсия и даже произойти потеря ранее приобретенных навыков. Помимо этого, подростки с аутизмом с большей вероятностью, чем их нейротипичные сверстники, подвержены различным ментальным заболеваниям, таким как депрессия и тревожные расстройства. Все это может очень сильно повлиять на дальнейшую жизнь человека с аутизмом. 

Совместно с фондом «Искусство быть рядом» мы написали текст о том, что происходит с детьми с РАС во время переходного возраста и что можно сделать, чтобы помочь им в этот период. Однако важно помнить, что каждый человек с аутизмом, его физическое и ментальное состояние уникальны и совершенно необязательно черты, присущие одному подростку с РАС, возникнут у другого. 

Что происходит с ребенком с РАС по мере взросления

Ксения Хвостова
Ксения Хвостова
психолог, куратор ресурсного класса

Во-первых, важно разделять два понятия: половое созревание и переходный возраст. Половое созревание — это физические изменения в организме, которые делают человека способным к размножению. В плане физиологических изменений у подростков с расстройством аутистического спектра происходит все то же самое, что и у нейротипичных ребят, а именно: появляются интерес к сверстникам, сексуальные фантазии, мысли о взаимоотношениях, интерес к своему телу и, конечно, происходят различные физиологические изменения — менструация, рост волос на теле, поллюции и прочее. В то время как переходный возраст — это период эмоционального и социального перехода от детства к взрослой жизни

С наступлением полового созревания сильно меняется рутина, добавляются новые гигиенические процедуры, появляются желания, с которыми нужно что-то делать, и эмоциональные реакции, с которыми нужно как-то справляться, происходят изменения в теле, на которые ребенок может обращать внимание. 

Очень часто дети с аутизмом, особенно те, у кого есть также интеллектуальные нарушения, могут проявлять поведение, которое характерно для типично развивающихся детей более раннего возраста. То есть тело подростка с аутизмом меняется, но в психологическом, эмоциональном и социальном отношении он может вести себя как ребенок более младшего возраста. 

Когда наступает переходный возраст, как правило, у нейротипичных подростков на первый план выходят общение со сверстниками и построение более близких личных взаимоотношений. Поскольку у людей с аутизмом есть задержка развития социальных навыков и коммуникации, подростки с аутизмом могут испытывать те же чувства, но не уметь их правильно высказать, привлечь чье-то внимание, завязать диалог, познакомиться. Некоторым подросткам с РАС сложно различить какие-то социальные ситуации, например смеются ли над ним или действительно интересуется его мнением. 

К тому же важно отметить, что в своей практике я часто сталкиваюсь с тем (и это подтверждается исследованиями), что либо подростковый возраст является толчком для развития навыков, либо, наоборот, в это время происходит сильный откат. То есть ребенок, который медленно осваивал все новое, на фоне гормональной перестройки может начать учиться быстрее, его речь станет более функциональной — или наоборот. Это невозможно спрогнозировать, но нужно быть готовым к тому, что такое может произойти, и подготовить запасной план на случай, если будет замечено ухудшение навыков. 

Светлана Шифрина
Светлана Шифрина
директор фонда «Искусство быть рядом»

На самом деле у людей с аутизмом очень похожий путь развития и многие проявления переходного возраста такие же, как у их нейротипичных сверстников. Например, у моей дочери есть легкая умственная отсталость, но она хорошо понимает обращенную речь и сама инициирует общение. В какой-то момент я стала замечать у своей дочери классический тинейджерский тон, точно такой же, как у нейротипичных подростков. Конечно, у подростка с аутизмом что-то может проявляться более ярко, но эту интонацию, как правило, ни с чем не перепутаешь.

Может показаться, что подростки с аутизмом в меньшей степени, чем их нормотипичные сверстники, переживают о социальных взаимодействиях, нуждаются в социализации. Но, исходя из моего опыта, думаю, что зачастую они могут просто не говорить об этом. Это не значит, что подростку с аутизмом не хочется кому-то нравиться или что он не обращает внимания на удачные и неудачные коммуникации. 

К примеру, моя дочь обучается в инклюзивной школе, и в среде нормотипичных сверстников она стала чувствовать себя некомфортно. Однажды другая девочка сказала ей, что она «больная». Возможно, в связи с этим или по другой причине дочь начала чувствовать свою инаковость и ей уже не хочется туда ходить. При этом, когда она приходит в наш центр, где подобралась группа ребят с примерно одинаковым уровнем психологического развития, она чувствует себя прекрасно. 

Как лучше проводить обучение детей и подростков с РАС

Полина Буря
Полина Буря
мама подопечного фонда «Искусство быть рядом»

С приходом пубертата у моего сына усилились проблемы со здоровьем, которые были раньше. Вернулись проблемы со сном. Постепенно в течение последних двух лет Ваню стало труднее обучать новым навыкам. Заметно, что ему стало сложнее ориентироваться, понимать обращенную речь. Раньше Ваня чаще выражал просьбы словами: допустим, если он просил поставить ему мультфильм, то чаще говорил, какой мультфильм хочет посмотреть. Сейчас он просто говорит: «Мультфильм». Помимо этого, стала более выражена задержка реакции. Видно, что его телу и мозгу стало трудно быстро реагировать. 

Когда мой ребенок получил диагноз, у нас очень хорошо работал прикладной анализ поведенияПрикладной анализ поведения — это один из основных способов обучения людей с аутизмом. В нашей стране уже существует множество специалистов, а также выпущено много образовательных материалов и даже есть центры, где обучают прикладному анализу поведения. Многие родители сами обучаются этой методике, проходят определенные курсы и становятся терапистами для своих детей.   , и я была уверена, что Ваня пойдет в обычную школу и все будет отлично. Но постепенно у него начались откаты в развитии навыков. Поэтому сейчас мы живем сегодняшним днем и стараемся радоваться каким-то маленьким успехам. 

Ксения Хвостова
Ксения Хвостова
психолог, куратор ресурсного класса

К переходному возрасту лучше начать готовиться как можно раньше. Поскольку, как правило, у детей с аутизмом уже в раннем возрасте присутствуют речевые нарушения, когда родители узнают о диагнозе, они тратят очень много времени и ресурсов на развитие речи. Разумеется, это очень важно, но не нужно забывать и об адаптивных навыках. Чем раньше мы начнем готовиться, тем больше будет шансов, что обучение пройдет успешно. 

Другой важный момент — это распределение обязанностей внутри семьи. Важно понять, кто чем будет заниматься. Я в своей практике часто сталкивалась с тем, что отцы не готовы участвовать в обучении ребенка. В зависимости от состава семьи и того, какой у кого ресурс, нужно договориться, в частности, о том, кто будет обучать различным гигиеническим процедурам, например принимать душ, а кто будет говорить с ребенком на такие темы, как изменения тела, менструация, сексуальность. 

Для работы с малоговорящими детьми можно приспособить информацию к их уровню, например добавить визуальную поддержку. Это вообще очень сильный инструмент, который хорошо работает. Для обучения различным гигиеническим процедурам можно также использовать видео, к примеру видеомоделлинг, где разные процессы показываются поэтапно. 

Ребенок с аутизмом и интеллектуальными нарушениями, скорее всего, будет обучаться каким-то простым вещам дольше нейротипичного ребенка. К тому же из-за моторных нарушений некоторые дети вообще не смогут обучиться каким-то навыкам. В таком случае можно проконсультироваться у специалиста или почитать специализированную литературу, которая поможет подобрать другой вариант. 

Гигиена

Светлана Шифрина
Светлана Шифрина
директор фонда «Искусство быть рядом»

В то время как обычный ребенок учится посредством наблюдения за окружающими и копирования их поведения, ребенок с аутизмом из-за определенных нарушений социального взаимодействия и коммуникации не видит необходимости повторять за родителями. Поэтому, как правило, детям с расстройством аутистического спектра требуется больше времени на обучение. В этом случае, чтобы ребенок научился какому-то действию, нужно создать для него определенные условия и обучающую среду, в которых он начнет повторять это действие. В этом может помочь, например, прикладной анализ поведенияПрикладной анализ поведения — это один из основных способов обучения людей с аутизмом. В нашей стране уже существует множество специалистов, а также выпущено много образовательных материалов и даже есть центры, где обучают прикладному анализу поведения. Многие родители сами обучаются этой методике, проходят определенные курсы и становятся терапистами для своих детей.   

Любого ребенка нужно научить, например, стричь ногти — это тоже определенная процедура. У каких-то детей это может вызывать сложность или тревожность. Для того чтобы с этим справиться, используются определенные поведенческие методики, такие как, например, десенсибилизацияДесенсибилизация — это процедура, помогающая справиться с определенными страхами с помощью алгоритма, в котором постепенно наращивается взаимодействие с предметом страха. Как правило, алгоритм прописывается поведенческими специалистами в зависимости от того, чего мы хотим добиться. Однако эти шаги могут сработать или не сработать, и иногда алгоритм требует корректировки.  . К примеру, мы столкнулись с необходимостью начать брить подмышки. Чтобы обучить этому навыку, я аккуратно показываю дочери, что нужно делать. Сейчас мне приходится брать эту функцию на себя, но, конечно, я ставлю себе задачу, чтобы со временем она смогла делать это самостоятельно, а также самостоятельно следить за тем, когда это нужно делать. 

Конечно, в идеале обучение основным навыкам, таким как снятие и надевание одежды, мытье рук и прочее, происходит еще с маленькими детьми, а к подростковому возрасту ребенок должен подойти уже с определенным набором навыков и умений. Однако это тоже зависит от особенностей ребенка. К примеру, мой ребенок сам понимает, что, когда собирается ложиться спать, нужно надеть пижаму. Этот процесс у нас уже прошел, но в какой-то момент мы писали для этого социальную историюСоциальная история — это некая история, которую родитель может составить для своего ребенка. Она всегда индивидуальна и пишется под конкретный запрос, например обучение определенному навыку.   

Еще кому-то может понадобиться визуальное расписаниеВизуальное расписание — это картинки, на которых показан алгоритм действий внутри какого-то процесса.   . Конечно, этот процесс тоже очень индивидуальный, и кому-то нужна очень подробная цепочка действий, разложенная до мельчайших шагов, а кому-то — более общая. К тому же не все дети могут обобщать, поэтому некоторым подойдут схематичные картинки, а кому-то понадобятся фотографии конкретных предметов, которые они будут использовать. Внутри обучения определенным навыкам некоторым детям нужны дополнительные вербальные или физические подсказки. Я своему ребенку чаще даю вербальные подсказки, потому что ему этого достаточно, но, если бы это не работало, я бы вела визуальное расписание. 

Еще один важный момент состоит в том, что, если обучать ребенка различным навыкам вне контекста, эти навыки не будут иметь практического смысла. Конечно, можно посадить ребенка и научить механически завязывать и развязывать шнурки, но гораздо лучше будет, если каждый раз после завязывания шнурков мы будем, например, выходить на прогулку. 

К примеру, мы сейчас учим детей пользоваться транспортом и закладываем в это обучение определенный смысл: использование транспорта встраивается в цель поездки, потому что мы не катаемся на автобусе просто так, а едем в магазин и покупаем там что-то или едем на детскую площадку, чтобы поиграть там. Таким образом, новые навыки естественно встраиваются в более широкий контекст жизни.

Ксения Хвостова
Ксения Хвостова
психолог, куратор ресурсного класса

Если говорить о детях более низкого уровня развития навыков, например с интеллектуальными нарушениями, разумеется, им нужно больше времени для обучения любым новым навыкам по сравнению с нейротипичными сверстниками. То есть если нормотипичному ребенку мама может показать, как надевать прокладку, объяснить, как ее менять, и этого может быть достаточно, то ребенку с РАС, как правило, нужно более долгое обучение, и, скорее всего, оно потребует больше усилий со стороны и ребенка, и взрослого.

При этом в подростковом возрасте новых навыков требуется очень много: надо научиться выполнять непривычные гигиенические процедуры, и родители должны уделить этому достаточно времени. Помимо этого, у многих подростков с РАС появляются сенсорные проблемы, добавляются новые типы одежды, например бюстгальтер у девочек. У мальчиков происходят поллюции, и им надо чаще менять нижнее белье. 

В зависимости от ребенка нужно подбирать удобные для него вещи. Например, многие мальчики боятся звука электрической бритвы, и, возможно, им лучше подойдет обычная одноразовая бритва. Если кто-то боится прикосновений бритвы, придется потратить какое-то время на десенсибилизацию. То же самое с девочками: бюстгальтеры сейчас бывают разные, например спортивные топы, которые не так сильно чувствуются на теле. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно его надеть и чувствовал себя комфортно. 

Светлана Шифрина
Светлана Шифрина
директор фонда «Искусство быть рядом»

У моей дочери очень высокая тревожность, и в том числе она боится каких-то изменений своего тела, к примеру порезов. Поэтому я не говорила ей о половом созревании и менструации заранее. Это был мой сознательный выбор, потому что было неизвестно, когда именно это произойдет, и я поняла, что, если начать рассказывать ей об этом заранее, для нее это станет дополнительным поводом для тревоги. Когда стало понятно, что половое созревание началось, я взяла обычную детскую книгу о женском организме, объяснила дочери все простым языком и очень дозированно: о гигиене, прокладках и прочем. Было очень важно до нее донести, что это не какая-то уникальная ситуация, а происходит со всеми, и это ее успокоило. 

Правда, поскольку у моей дочери не хватает моторных навыков самой пользоваться гигиеническими средствами, у нас возникли определенные трудности. К тому же бывают такие ситуации, когда мне нужно уехать, а мужу может быть некомфортно помогать взрослой дочери с прокладками. В какой-то момент мы узнали о таком средстве, как менструальное белье, и у нас эта проблема решилась. К тому же мне очень важно, чтобы в среде нормотипичных людей ребенок выглядел чисто и аккуратно, и это, конечно, очень упростило ситуацию. Менструальное белье довольно дорогое, но, с другой стороны, если посчитать, сколько мы ежегодно тратим на прокладки, я думаю, стоимость будет примерно такая же, а это к тому же более экологично. 

Ментальные заболевания и медикаментозное лечение

Полина Буря
Полина Буря
мама подопечного фонда «Искусство быть рядом»

Гигиена — это очень сложная для нас тема. Во-первых, у Вани пока нет понимания, когда он грязный. Хотя многие дети с аутизмом, наоборот, очень щепетильно относятся к таким вещам. Ваня не замечает, если его одежда запачкалась, не говоря уже о том, что он плохо оценивает в зеркале свой внешний вид. 

Во-вторых, навыки гигиены у Вани сформированы пока только частично, поскольку у него всегда возникают сложности с переходами. То есть, если есть какая-то цепочка действий, самостоятельно перейти к следующему действию Ване очень трудно. Помимо этого, его сильно отвлекают сенсорные стимуляции, он «зависает» и забывает, что делал. Также ему сложно концентрироваться на визуальной информации, поэтому, к сожалению, Ваня не может сам передвигаться по визуальному расписанию. Он понимает цепочки действий, знает, какое действие следующее, но приступить к нему самостоятельно не может.

Поэтому ему все равно постоянно нужен контроль взрослого, хотя мы стараемся не касаться Вани, чтобы он делал все сам. Ваня лучше воспринимает информацию на слух, поэтому у нас есть определенные схемы-считалки на каждую гигиеническую цепочку действий. Эти стишки он не читает, но знает наизусть и в моем присутствии повторяет их сам себе. 

Чтобы уменьшить необходимость в помощи взрослого и добиться большей самостоятельности в переходах между действиями, я планирую ввести стратегию смены стимула. По этой стратегии переключение между действиями может соотноситься, например, со звуком таймера, который будет звонить через определенные промежутки времени. 

Светлана Шифрина
Светлана Шифрина
директор фонда «Искусство быть рядом»

В нашем случае изменения и понимание того, что происходит, начались уже в районе десяти лет. Для нас это был сложный период, потому что поведение ребенка очень сильно изменилось не в лучшую сторону, начались определенные поведенческие проблемы, которые ухудшили качество жизни ребенка и всей семьи, и нам пришлось решиться на применение медикаментозной терапии. 

Существует некоторая стигма, что детей с аутизмом не нужно лечить препаратами. Я и сама была противником медикаментозного лечения при аутизме, поскольку от аутизма нет лекарства, и специалисты считают, что наилучшим способом помощи людям с аутизмом на сегодняшний день являются поведенческие методики и психолого-педагогическая помощь. Но, к сожалению, нам ее оказалось недостаточно. Во время переходного возраста ребенок с аутизмом сталкивается с гормональными всплесками и изменением настроения, при этом у него в отличие от нормотипичного подростка может не быть необходимых механизмов внутренней регуляции. 

Сейчас я понимаю, что бывают ситуации, когда это необходимо, и родителям не нужно этого бояться. На самом деле все лекарства очень разные, важно правильно подобрать медикаменты и дозировку и следить за всеми показателями во время приема, и тогда изменение качества жизни ребенка и его семьи может быть кардинальным.

Полина Буря
Полина Буря
мама подопечного фонда «Искусство быть рядом»

Когда происходят какие-то стрессовые ситуации, человеческий организм расходует различные ресурсы, такие как микроэлементы, витамины и минералы. Нервная система наших детей постоянно возбуждена, поэтому у них все время происходит активная выработка адреналина и кортизола, что, разумеется, приводит к истощению и различным дефицитам, и, как следствие этого, неудивительно, что они предрасположены к депрессии и тревожным расстройствам. 

Если говорить о нашем опыте, то с наступлением переходного возраста Ваня, наверное, стал более замкнутым и начал чаще расстраиваться. Раньше он был более позитивным и его состояние было более ровным. Поскольку он не может сказать, что именно его беспокоит, мы никогда не можем знать наверняка: возможно, он заплакал, потому что у него что-то заболело, а может, он чем-то расстроен. Помимо этого, у него есть такая особенность: периоды возбуждения чередуются с периодами вялости, поэтому зачастую нам сложно идентифицировать, что это — усталость, плохое настроение или физическое недомогание. Однако, как правило, у Вани такие эпизоды бывают не очень часто и быстро проходят, в течение трех — пяти минут. 

О взрослении, свободе и сепарации

Ксения Хвостова
Ксения Хвостова
психолог, куратор ресурсного класса

Подростки с аутизмом подвержены высокому риску других ментальных заболеваний: депрессий, тревожных расстройств, панических атак. 

Важно быть внимательным к ребенку, изменениям в его поведении и его потребностям. Если ребенок вербальный или может печатать и, допустим, сидит в интернете, то можно проверить, чем он там интересуется. Некоторые дети зацикливаются на негативных событиях, которые с ними произошли. То есть, к примеру, если у ребенка был негативный опыт с учителем в школе, он может начать просматривать в интернете видео, где учителя кричат на детей. 

Если вы замечаете какие-то изменения, то нужно своевременно обратиться к специалисту, например к психиатру. Сейчас в России стало больше психиатров, которые работают с людьми с РАС, чем раньше. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и терапия принятия и ответственности (ACT — Acceptance and Commitment Therapy) хорошо помогают при различных тревожных, обсессивно-компульсивных расстройствах и других состояниях. 

Помните: хорошие психиатры всегда просят писать, как ребенок себя чувствует после приема нового препарата, наблюдают динамику, могут ответить на вопросы родителей, что является побочным эффектом, а что нет. Если ребенку понадобится медикаментозное лечение, например, при тревоге, принимать препараты следует только под наблюдением врача. Любой препарат имеет побочные эффекты, и нужно внимательно следовать указаниям врача, когда начинаешь, заканчиваешь принимать медикаменты или меняешь их дозировку. 

У многих людей с аутизмом проблемы со сном, и есть множество разных препаратов, которые влияют на его качество. Один из таких — «Мелатонин» — наиболее щадящий для нервной системы. Однако, чтобы он подействовал, нужно принимать его за полчаса до сна и проводить это время максимально спокойно. Если говорить о более сильных снотворных средствах, то у них обычно есть ощутимые побочные эффекты. Для подростка с аутизмом это может быть проблематично, поскольку зачастую он может не сообщить о том, как на него влияет препарат. Поэтому очень важно внимательно наблюдать за тем, как изменилось поведение ребенка, снизилась ли скорость реакции и так далее.

Если говорить о частых заблуждениях, с которыми я сталкивалась в своей практике, то одно из них заключается в том, что якобы есть препараты, которые стимулируют развитие речевых навыков. К сожалению, таких препаратов не существует. Другое частое заблуждение состоит в том, что для того, чтобы человек с аутизмом перестал мастурбировать, можно использовать препараты, которые снижают эрекцию. Такие препараты действительно есть, но чаще всего они либо обладают седативным эффектом (из-за чего человек может стать вялым и менее внимательным), либо снижают давление (что может быть опасно для людей с низким давлением), либо влияют на уровень гормонов, что тоже важно очень внимательно контролировать. 

Ксения Хвостова
Ксения Хвостова
психолог, куратор ресурсного класса

С одной стороны, мы часто ставим для детей с РАС какие-то завышенные цели, потому что, если мы не будем требовать этого от них, есть вероятность, что мы никогда ничему их не научим. С другой стороны, мы часто пытаемся подстроить детей под норму и сравниваем их с нейротипичными сверстниками. Наверное, это в некотором роде вопрос принятия того факта, что у человека есть аутизм. 

Однако важно не требовать от ребенка больше, чем он может и хочет дать, и принимать его таким, какой он есть, с его особенностями. Например, не у всех подростков с РАС есть большая потребность в общении. Мы можем научить ребенка вести диалог, но если у него нет потребности общаться, то он не будет получать от этого удовольствие и будет находиться в постоянном напряжении. Если человек с аутизмом не умеет общаться, мы можем его научить, но если он не хочет этого делать, то мы не можем это исправить. 

Многие люди с аутизмом зациклены на каких-то своих интересах, и им не всегда хочется общаться на другие темы. Здесь очень тонкая грань между неумением и нежеланием. Допустим, я очень люблю автомобили и хочу говорить только о них. Да, меня можно научить поддерживать диалог на любую другую тему, но зачем? Я не буду стремиться в общество, где говорят на другие темы, а буду искать других любителей автомобилей, чтобы, если у меня есть такая потребность, я мог поговорить с ними.

Посещение различных мероприятий и общественных мест — это здорово и нужно, но это тоже должно быть соразмерным и соответствующим потребностям каждого ребенка. То же самое, например, можно сказать о физической активности: важно давать ее в том объеме, в котором это не будет для ребенка травмирующим. Не все дети могут сформулировать, чего они хотят, и, только внимательно наблюдая за их реакциями, можно понять, что им в этой ситуации тяжело или, наоборот, комфортно. 

Мне кажется, в этих вопросах надо быть внимательнее к ребенку и не требовать от него быть похожим на нейротипичных сверстников. У каждого человека есть свой определенный путь развития, свои особенности, и важно учитывать их. 

В то же время иногда бывает так, что ребенок, напротив, слишком привязан к родителям, и в подростковом возрасте, когда старые интересы отходят на задний план, у него возникает дефицит нового опыта. В этом случае необходимо помочь ребенку найти какой-то новый интерес или увлечение — не только чтобы учиться чему-то, но и просто чтобы получать удовольствие от жизни. 

Светлана Шифрина
Светлана Шифрина
директор фонда «Искусство быть рядом»

Зачастую нам, родителям детей с аутизмом, сложнее давать им большую самостоятельность и свободу. В какой-то момент моя дочь начала закрывать дверь в свою комнату. Видимо, настал определенный возраст и у нее появилось желание побыть одной. Об этом тоже нужно помнить, уважать. Если она у меня, условно говоря, «нездорова», это не значит, что я могу к ней заходить, когда захочу, без стука. Родителю тоже нужно перестраиваться и взрослеть вместе со своим ребенком. 

Многие специалисты по поведению отмечают, что, когда дети с аутизмом растут, родителям очень важно своевременно понимать, что те становятся взрослыми. Это большая задача для родителей и центров, где занимаются люди с аутизмом, — создавать среду, соответствующую возрасту. Чтобы дети не только взрослели телом, но и были в контексте современных тинейджеров: смотрели те же мультфильмы, играли в те же компьютерные игры, слушали популярную музыку, соответствующую возрасту, и так далее. 

Конечно, любой родитель так или иначе пытается направить своих детей, но у нейротипичных подростков в какой-то момент естественные процессы психологического взросления происходят сами, а ребенку с аутизмом в этом может понадобиться дополнительная поддержка. Поскольку у наших детей нет возможности социализироваться, например, в школе, как это происходит у нейротипичных подростков, мы в фонде создали «Клуб особых друзей», где помогаем им коммуницировать между собой, искать темы для общения, учим современным трендам. 

К сожалению, среди родителей детей с аутизмом распространены проявления гиперопеки, не всегда сепарация происходит вовремя. Возможно, это связано с тем, что родители привыкают постоянно заботиться о ребенке даже в мелочах. Так проявляются их родительские любовь и внимание. Однако очень важно смотреть вперед, и я, например, считаю, что моя главная цель заключается в том, чтобы мои дети выросли и стали самостоятельными. Если я понимаю, что становлюсь им не нужна и у них все хорошо, значит, эта цель достигнута. 

Как говорить на сложные темы с подростком с РАС

Полина Буря
Полина Буря
мама подопечного фонда «Искусство быть рядом»

Мне кажется очень важным, чтобы наши дети выглядели красиво и модно, не хуже, чем их нормотипичные сверстники. Мой ребенок вообще редко проявляет какую-то свою волю, но недавно я обратила внимание, что он начал отказываться надевать свои обычные синие школьные футболки. Видимо, они ему надоели. Зато другую, ярко-желтую кофту с принтом в стиле аниме, он хочет надевать все время. Ему нравятся футболки и кофты с красивыми принтами, и я вижу, что ему не все равно. Несмотря на то что он не видит грязи, он все равно знает, что для него «круто», а что «не круто». 

Нужно, где это возможно, предоставить ребенку выбор, например ходить в магазин вместе с ним. Мне очень нравится выбирать новогодние подарки вместе с Ваней. Он помогает мне и, как правило, выбирает то, что действительно понравится получателю, видно, что у него есть вкус. Конечно, всем родителям особых детей иногда хочется отдохнуть, пойти в магазин одним, а не с ребенком — и это нормально, так тоже нужно делать время от времени. Однако, если такая возможность есть, это может быть очень здорово и полезно. 

Музыка — это, наверное, самая главная Ванина любовь. У него идеальный слух, хорошее интонирование, и он учится играть на инструменте. На данный момент он научился сам играть гаммы. Возможно, если бы у нас было на это больше финансовых, временных и физических ресурсов, то у него были бы более впечатляющие результаты. Однако в дальнейшем мы все равно планируем увеличить количество занятий музыкой, потому что это то, что действительно вызывает у него яркие эмоции. 

Даже какие-то другие процессы, которые есть в нашей жизни, очень часто завязаны на музыке. Под музыку Ване легче и делать зарядку, и просто идти по улице. Например, один из удачных лайфхаков, который я бы порекомендовала другим родителям, — это беговая дорожка. Мы пока взяли ее напрокат, но в дальнейшем планируем купить. Под музыку Ваня может самостоятельно ходить по дорожке до 40 минут, музыка помогает ему не отвлекаться и не скучать. После этого он лучше занимается, больше включен, у него уменьшается тревожность и он становится спокойнее.

Многие дети с аутизмом музыкально одарены. Поэтому музыка может стать для них эффективным времяпрепровождением или даже профессией. У меня перед глазами есть хороший пример моей подруги, ребенок которой за шесть лет не пропустил ни одного занятия музыкой и сейчас очень прилично играет на инструменте. Я думаю, теоретически он мог бы в дальнейшем, например, работать в каком-то небольшом кафе. Пока не могу сказать, что музыка может стать для Вани делом его жизни, однако это все равно очень полезно хотя бы для того, чтобы он мог себя чем-то занять. 

К тому же это, конечно, очень социально приемлемое поведение, и это здорово помогает нашим детям социализироваться и «повысить свой социальный рейтинг». К примеру, я заметила, что если сверстники, допустим, сидят на стадионе и слушают музыку, то Ваня тянется к ним и может подойти и сесть рядом. 

Ксения Хвостова
Ксения Хвостова
психолог, куратор ресурсного класса

Очень часто людей с аутизмом надо отдельно обучать таким понятиям, как «личное» и «публичное». Они могут не знать, где допустимы те или иные виды поведения. К примеру, перед кем можно раздеваться: только перед врачом или, допустим, если попросят ребята в раздевалке на физкультуре. Поэтому, когда у мальчиков в подростковом возрасте эрекция начинает возникать чаще, они могут начать мастурбировать в общественном месте. Что, конечно, может шокировать окружающих. 

Однако невозможно только показать ребенку правила и надеяться, что он будет их соблюдать. Важно провести тренинги по ситуациям, которые могут возникнуть, например если к ребенку подходит одноклассник и просит снять майку. Нужно понять, что ребенок скажет, как отреагирует, многократно проиграть несколько таких ситуаций и научить, как вести себя правильно. 

Помимо этого, людям с аутизмом также требуется дополнительное обучение для соблюдения личных границ. В подростковом возрасте становится больше видна визуальная разница между подростками с РАС и нейротипичными подростками, и если ребенок не умеет вести себя социально приемлемо в общественных местах, то это действительно может угрожать и его безопасности тоже. Например, у меня в практике есть мальчик, который очень любит прикосновения, объятия, щекотку — такое детское взаимодействие. Поскольку он уже взрослый, людьми со стороны это может расцениваться не совсем социально приемлемо, а кого-то вообще может напугать. 

Полина Буря
Полина Буря
мама подопечного фонда «Искусство быть рядом»

Ване сейчас 14 лет, и переходный возраст у него в самом разгаре. В целом его поведение не сильно ухудшилось, но, конечно, появились некоторые социально неприемлемые, нежелательные действия, например мастурбация и дополнительные сенсорные стимуляции типа плевков, на что люди тоже, как правило, реагируют негативно. В связи с этим нахождение в обычной среде для него сейчас стало сложнее. 

К сожалению, у нас пока не очень получается корректировать это поведение. Мы не наказываем Ваню, но направляем его в свою комнату или туалет, если он забывает, что это нельзя делать при всех. Работа с таким поведением требует большого внимания и ресурсов от всех членов семьи. В идеале, конечно, хорошо, когда есть поведенческий план по этой проблеме и силы его реализовать. 

О безопасности

Светлана Шифрина
Светлана Шифрина
директор фонда «Искусство быть рядом»

Одним из важных вопросов для многих родителей является то, знает ли ребенок о своей особенности. В каком возрасте и нужно ли вообще говорить ему об этом? Как лучше об этом рассказать? Наверное, тут нет однозначного ответа, потому что все зависит от индивидуальности ребенка и уровня его понимания. 

Например, у нас был такой случай, когда моя дочь в общественном месте обозвала другого человека. К сожалению, у нее бывает такое вербальное поведение. Человек был в шоке, и я сказала: «Извините, у меня ребенок с аутизмом». После этого она спросила меня, у кого аутизм, и я поняла, что мы подошли к тому моменту, когда мне нужно с ней это обсудить. 

Когда мой первый ребенок был еще маленьким, я услышала такой совет: если ребенок спрашивает вас, например, откуда берутся дети, нужно сказать правду, но можно ответить только на конкретно поставленный вопрос. Например, сказать, что детей рожает мама. В определенном возрасте ребенку будет этого достаточно, и, возможно, он не станет задумываться о том, как она их рожает и как они туда попали. С детьми с аутизмом это тоже работает: можно давать информацию постепенно, и на какое-то время этого будет достаточно.

Ксения Хвостова
Ксения Хвостова
психолог, куратор ресурсного класса

Как правило, мы очень много работаем с детьми с РАС над сотрудничеством, и они привыкают выполнять все, что говорит им взрослый. Сотрудничать с разными взрослыми действительно нужно, но в то же время важно научить ребенка говорить «нет» и не выполнять требования, которые несут потенциальную опасность, например раздеться, прикоснуться к каким-то частям тела и так далее. Даже если ребенок невербальный и не использует вокальную речь, можно научить его какому-то жесту отстранения, а в некомфортных ситуациях — идти к сопровождающему взрослому. Конечно, такие дети редко оказываются в ситуации, где они одни, но на всякий случай лучше научить их отказу. 

Многие вещи, связанные с пубертатом, — это такая табуированная тема, о которой взрослые люди сами стесняются говорить. Однако замалчивание может привести к плохим последствиям. Важно научить ребенка называть части тела своими именами. Очень часто сами родители используют какие-то завуалированные слова и эвфемизмы, и это тоже может нести потенциальную опасность. 

Когда-то давно я слушала вебинар о сексуальном воспитании, и там рассказывали историю о нейротипичной девочке в детском саду, к которой приставал учитель физкультуры. Дети часто вообще не рассказывают о таких вещах, поскольку считают, что все, что делают взрослые, априори нормально, но ее это волновало, и она рассказала няне. Мама девочки называла вагину «печенькой», а няня была не в курсе этой внутренней терминологии и отмахнулась от ребенка. Ситуация затянулась и вскрылась только через какое-то время, когда девочке уже был нанесен определенный вред. Если бы ребенок знал другое название и мог обычными словами сказать, что происходит, эта ситуация могла закончиться намного раньше. 

Самое важное — чтобы ребенок знал, к кому обратиться.

Если в семье можно поговорить на любые темы и между родителями и детьми есть доверие, скорее всего, в какой-то напряженной ситуации ребенок обратится именно к ним.

Где родитель ребенка с РАС может взять информацию

Помимо информации, изложенной в статье, совместно с фондом «Искусство быть рядом» мы подготовили небольшую подборку книг, в которых рассказывается о взрослении подростков с расстройством аутистического спектра: 

  • Давида Хартман «Взросление: руководство для мальчишек. Что нужно знать ребятам в аутистическом спектре?»;
  • Давида Хартман «Взросление: руководство для девочек. Что нужно знать девочкам в аутистическом спектре?»;
  • Елена Лобачева «Макс не боится расти»;
  • Елена Лобачева «Тоня не боится расти»;
  • Светлана Андреева «Я взрослею: методические рекомендации по проведению консультативно-диагностической работы с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития)».

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Опыт
«Она — чудо, которое изменило мою жизнь»: история, в которой сестра открыла фонд ради брата с аутизмом
12 января
Читайте также
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Помочь нам