- Знания
- 17 октября 2022, 15:57
«Травля любит тишину»: что такое буллинг и как с ним бороться
Инструкции и рекомендации о том, как распознать и пресечь травлю.
В издательстве «Есть смысл» вышла книга «Бу! Леденящие душу сказки про буллинг». Его авторы творчески исследовали проблему травли и рассказали 29 историй о школьном буллинге. Редактор книги Юлия Петропавловская и специалисты программы «Травли NET» рассказали «Нужна помощь», почему важно исследовать эту проблему и как ее решать.
Что такое буллинг и как его распознать
Буллинг — это преднамеренное, длительное систематически повторяющееся насилие (психологическое или физическое) группы по отношению к ее отдельным членам. Эта серьезная проблема, сильно травмирующая психику детей и влияющая на всю их последующую жизнь. Российское общество, к сожалению, часто не осознает масштаба этой проблемы, и не понимает, что она системна, рассказывает руководитель издательства и маркета «Есть смысл» Юлия Петропавловская.
Недавно в одном СМИ был опубликован рассказ нашего сборника. И комментарии под ним, обесценивающие травму героини, заставили меня поежиться даже сильнее, чем сам рассказ. Я еще раз поняла: объяснять, как устроена травля и почему жертве практически невозможно защитить себя, придется еще долго. И нашу книгу мы задумали именно как повод для взрослых (родителей, учителей) задуматься, перестать недооценивать серьезность проблемы. Книга позволяет провести художественное исследование этой проблемы, показать, как буллинг влияет на обидчиков и их жертв и, возможно, указать, как проблема могла бы быть решена.
Наиболее распространен буллинг среди младших подростков — 11-13 лет. Это тот возраст, когда детям важно объединяться в группы — так они чувствуют свою значимость, нужность, ощущают, что приняты обществом, что они в безопасности. Но группа всегда образуется вокруг чего-то общего — например, цели, интересов, занятий. А подросткам, которые пришли в одну и ту же школу, потому что она рядом с их домами, непонятно, вокруг чего можно объединиться. К тому же у них еще не развиты навыки общения. И тогда (если взрослый не помогает выстроить коммуникацию и найти общую конструктивную цель) группа начинает сплачиваться вокруг травли одного или нескольких ее участников.
Всего существует четыре типа буллинга:
- вербальный (унизительные комментарии, оскорбления, неприличные жесты);
- социальный (исключение из группы, игнорирование, бойкот, распускание слухов);
- физический (насилие, порча вещей);
- кибербуллинг (травля в интернете).
Педагогу важно помнить основные признаки четырех типов травли. Все их легко заметить. Например, педагог услышит, если в классе кого-то обзывают, придумывают ему обидные прозвища, с кем-то отказываются сидеть вместе.
Родители могут заметить буллинг, если они поддерживают доверительные отношения со своим ребенком, рассказывает Мария Афонина, практикующий клинический психолог, главный эксперт программы «Травли NET» благотворительной организации «Журавлик». Ребенка лучше регулярно спрашивать о том, как проходит его день, с кем он дружит в классе, кого побаивается, кто считается «главным», есть ли разделение на маленькие группки и какие они, насколько комфортно в коллективе в целом. В таких разговорах, скорее всего, станет понятно, все ли в порядке в школе, или же что-то идет не так.
Как предотвратить и пресечь буллинг
Чтобы свести риск травли к минимуму, важно с раннего детства вести в семьях и школах политику нулевой толерантности к травле — то есть говорить детям, что буллинг не допустим ни при каких обстоятельствах. Родителям и педагогам стоит вместе с детьми и подростками смотреть фильмы и видеоролики, читать книги о травле и обсуждать их.
Взрослые могут рассказывать детям, что такое травля, почему это плохо, что нужно делать, если кого-то обижают: попробовать остановить это или, если не получается, как можно раньше сказать взрослому, чтобы тот вмешался. В школе также стоит проводить «Уроки дружбы», на которых обсуждать нормальность различий людей, важность поддержки друг друга, доброжелательного общения, уважения к личным границам (своим и других).
Если травля уже началась, не стоит тратить время на споры о том, кто виноват и кто первый начал. Важно как можно раньше обозначить травлю как проблему всего коллектива, с которой предстоит бороться сообща.
Травля любит тишину, поэтому важно сообщать о том, что происходит как можно раньше; после самых первых эпизодов. Ребенку стоит говорить об этом родителю, учителю или любому взрослому, которому ребенок доверяет. Если подросток сообщил родителю, то они в свою очередь обращаются к учителю.
Педагогу необходимо сообщить, что в классе происходит травля. Объяснить, что это травля, а не конфликт, потому что насилие происходит длительно и неоднократно, а ребенок страдает. Привести конкретные факты и доказательства — перечислить, что происходило, когда, кто присутствовал, кто участвовал, какие были последствия для всех участников. Вместе взрослые должны подумать, как можно решить эту проблему. Родителям важно предлагать свою помощь, строить разговор с учителем доброжелательно, уважительно, на основе сотрудничества, а не с целью унизить педагога или указать на его ошибки.
Далее для прекращения травли необходим ответственный взрослый, который будет руководить процессом. Например, учитель. Он действует по такой схеме:
1) признает проблему;
2) называет происходящее травлей;
3) сообщает о ее недопустимости;
4) показывает, что травля — это проблема группы. Например, можно вместе посмотреть и обсудить мультфильмы и фильмы на эту тему — «Невидимый мир», «Чучело», «Гадкий утенок»;
5) помогает детям сформулировать моральный выбор. Допустим, предлагает поиграть в игру: предложить каждому ребенку оценить свой вклад в «болезнь» под названием «травля»: 1 балл — я никогда в этом не участвую, 2 — иногда это делаю, но потом сожалею, 3 — травил и буду продолжать. Обычно мало кто ставит себе три балла; а если ставит два — то это та отправная точка, с которой можно задуматься о том, что травля — это плохо, и начинать жизнь без нее;
6) формулирует позитивные правила. Например, «Мы не выясняем отношения кулаками», «Мы останавливаем оскорбления и насмешки», «Мы имеем право быть разными и уважаем отличия других людей» — правила формулируются вместе с детьми, записываются, вешаются на видном месте в классе;
7) поддерживает позитивные изменения. Например, делает две банки: в одну складываем черные камушки, когда правила нарушаются; в другую зеленые — когда правила соблюдаются;
8) гармонизирует иерархию — помогает быть лидерами разным детям в разных проектах без жесткого закрепления ролей.
Если учитель проделает все это, скорее всего, травля скоро прекратится и больше не начнется.
Можно ли решить проблему законодательно
В решении проблемы буллинга на государственном уровне можно опираться на международный опыт множества стран, рассказывает юрист программы «Травли NET» Анна Копылова. Есть два эффективных способа борьбы с травлей:
1) принять отдельные законы о травле, определяющие явление и обозначающие ответственных за буллинг и меры профилактики травли. Такие законы действуют в том числе в Казахстане, Украине, Японии, Швеции, Великобритании;
2) запустить масштабную государственную программу по предотвращению травли. Она подразумевает профилактику буллинга среди детей и подростков всех возрастов. Такие программы действуют в Норвегии, Германии, Финляндии, Нидерландах, Австрии, Австралии.
Чтобы изменить ситуацию, в 2022 году юрист программы «Травли NET» Анна Копылова, президент фонда «Юристы помогают детям», адвокат Виктория Дергачева, активист и автор книги об истории травли Светлана Моторина, адвокат и советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Макаров подготовили полноценный проект законодательной инициативы, которым вносятся изменения в различные нормативные акты, прежде всего — в закон об образовании. Этот проект предполагает определение понятия травли и создание государственной программы профилактики буллинга. Пока проект не внесен на рассмотрение Государственной думы.
Однако существует важный документ, который уже сейчас может быть принят каждой школой — это внутренний локальный нормативный документ о травле, или антибуллинговая хартия. В ней учителя и ученики школы определяют, что такое буллинг, что делать, если он происходит. Это поможет и в случаях, когда травля возникла, и для ее профилактики, рассказывает Анна. Образец такого документа на русском языке уже создан. Он может быть переработан и изменен в каждой конкретной школе, и Команда «Травли NET» помогает сделать это при запросе на [email protected] или [email protected].
Безусловно, недостаточно просто прописать в законе или нормативном документе, что такое травля и ввести штраф за нее. Привести к положительному результату и помочь искоренить явление возможно, только если на государственном уровне принята программа профилактики буллинга и в образовательных учреждениях проводятся мероприятия по предотвращению травли.
Еще больше материалов о том, как противостоять травле можно найти на платформе «Гнездо» — агрегаторе образовательных и просветительских проектов и программ. Обратиться с вопросом о буллинге всегда можно на горячую линии программы «Травли.NET» — 8 800 500 44 14 (работает пн-пт, 10:00-20:00 по МСК).
Спасибо, что дочитали до конца! Купить книгу «Бу! Леденящие душу сказки про буллинг» можно на сайте маркета «Есть смысл».