- Опыт
- 5 июля 2022, 15:55
Сложный период: как помочь подросткам справиться со стрессом и почему это важно
Фонд «Шалаш» поделился своим опытом в профилактике разрушающего поведения у подростков.
Стресс ожидает человека повсюду. И если у взрослого есть силы и возможности справиться с ним, то подростку это дается намного сложнее. Что может помочь ребенку, который стремится скорее повзрослеть, но совсем не обладает жизненным опытом? Сотрудники фонда «Шалаш» рассказали про свой курс по профилактике саморазрушающего поведения у подростков и объяснили, почему важно проводить такие занятия для школьников.
Почему у подростков так много стресса
Подростковый возраст связан с огромным количеством изменений в жизни ребенка. Меняется тело и то, как подросток его воспринимает и ощущает. Меняются отношения с окружающими — мнение сверстников становится важнее, родители теряют свой авторитет. Нагрузка в школе растет — нужно готовиться к экзаменам и решать, куда поступать дальше. При этом хочется находить время и на личную жизнь — подростки активно интересуются друг другом, влюбляются, стремятся вступить в первые отношения. Из-за всего этого происходят переутомления, ухудшения здоровья. У большинства школьников наблюдается недосып (78-88%) и недостаточное пребывание на свежем воздухе (71-83%).
Много и психологических проблем. Дети могут не понимать эмоций, которые подталкивают их вести себя деструктивно. Или понимать, но не знать, что с этими эмоциями делать — как их выразить.
Делиться переживаниями тоже может быть не с кем. В отношениях с родителями появляются противоречия: с подростка уже спрашивают как со взрослого, но во многом относятся как к ребенку — ограничивают, принимают за него решения и говорят, что и как делать. А доступ к психологической помощи в школе затруднен — в 2020 году в Москве на одного педагога-психолога приходится 604 учащихся общеобразовательных организаций (ЕМИСС, 2020).
Что помогает справиться со стрессом
Стресс и сильные переживания у подростков часто приводят к трудному поведению — прогулам, нежеланию следовать правилам, проявлению агрессии, крикам и оскорблениям других. Крайние последствия стресса — саморазрушающее поведение: прием психоактивных веществ, самоповреждения, экстремальное поведение.
Несколько навыков могут способствовать профилактике саморазрушающего поведения:
Навык саморегуляции. Это способность человека успокоиться, когда он переживает стресс и чувствует тревогу. Подросткам, у которых развит навык саморегуляции, легче пережить волнение перед экзаменами и ответственными контрольными работами.
Умение выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей. Этот навык помогает подросткам общаться — между собой, с родителями, учителями. Тем, кто не умеет распознавать свои эмоции и озвучивать их, бывает сложно поделиться своими переживаниями, рассказать о самочувствии, получить помощь и поддержку. Неумение выразить эмоции безопасно приводит к недопониманию и конфликтам — это еще больше повышает уровень стресса.
Умение предлагать и принимать помощь. Подросткам бывает тяжело обратиться за помощью, особенно ко взрослым. Это часто обусловлено страхами и установками «я должен/должна справиться сам», «меня посчитают слабым/слабой». В результате подростки остаются с проблемой один на один и не получают нужной помощи из-за нехватки опыта или неумения донести свои эмоции и понять чужие. Навык принимать и предлагать помощь формируется в среде, где это принято. Важно, чтобы дома и в классе взрослые были открыты к просьбам подростков, не осуждали и не ругали, когда с ними делятся проблемами, а наоборот поощряли это.
Как в «Шалаше» помогают подросткам
В 2021 году команда фонда «Шалаш» провела курс из 12 занятий по профилактике саморазрушающего поведения у подростков в одной из московских школ. Проект реализован при поддержке Грантов Мэра Москвы. Для обучения были выбраны 9-классники (67 человек), ведь именно дети старшего школьного возраста больше других подвержены стрессу из-за экзаменов.
Целью курса было помочь подросткам развить все необходимые навыки. Важно, что это работа именно с навыками, а не знаниями, подчеркивает команда фонда. И во время занятий дети выполняют много упражнений и играют в игры.
Навык — сложное действие или набор действий, доведенных до автоматизма. Навык может быть двигательным (катание на коньках), а может быть когнитивным (критическая оценка информации). Мы в «Шалаше» развиваем навыки «4К»: коммуникация, креативность, командная работа и критическое мышление. Это навыки, которые необходимы для успешного существования в современном обществе.
Так, на занятиях курса подростки тренировали навыки, которые помогают осознавать, что они испытывают стресс (во время экзамена или конфликта) и предпринимать необходимые меры. Например, регулировать свое состояние через органы чувств. С помощью упражнений участники курса учились решать конфликты, пробовали способы безопасно делиться эмоциями и поддерживать друг друга.
Вот несколько примеров таких упражнений:
- «Шляпа с эмоциями»: участники по очереди вытаскивают бумажки с названиями эмоций из «шляпы» и объясняют их, не называя самого слова или однокоренных слов, а остальные угадывают, о чем речь. С помощью этого упражнения участники формулируют свое понимание эмоций и тренируются их узнавать по описанию других.
- Игра «Что выбивает меня из колеи»: дети перекидывают друг другу надувные шары — на них написаны разные аспекты жизни (например, семья), в которых может возникать стресс. Когда один из шаров падает, участникам нужно назвать примеры стрессовых факторов (например, ссора), связанных с этим аспектом. Эта игра помогает выработать навык саморегуляции и развить способность анализировать свое состояние, находить его причины.
- Упражнение «Ветер дует на того, кто…»: участники сидят на стульях, в кругу. В центре стоит ведущий игры. Он называет фразу, которая начинается со слов «Ветер дует на того, кто…» и обозначает его сильную сторону. Например, «Ветер дует на того, кто умеет понимать и сопереживать чувствам других». Те участники, которые считают, что это описание подходит им, должны встать со своего места и поменяться местами. Это упражнение помогает участникам узнать о своих сильных сторонах и признать их.
Сотрудники фонда проанализировали, что за время занятий у старшеклассников поменялась стратегия поведения в стрессе: с активного совладания (стремления сразу предпринять какие-то действия, чтобы решить проблему/справиться со стрессом) на принятие (осознание реальности стрессовой ситуации). Это может быть связано с тем, что участники больше узнали про эмоции и теперь не торопятся сразу действовать, а берут паузу, чтобы обдумать стратегию поведения.
Средний уровень социально-эмоционального интеллекта участников к концу курса вырос на 36% по сравнению с первым занятием. По словам ребят, они «больше начали интересоваться проблемами своих друзей и помогать им»,«стали применять ненасильственное общение», «перестали быть неосознанными манипуляторами», «стали более открыты к близким».
Мы продолжим помогать подросткам развивать навыки, необходимые для того, чтобы справиться со стрессом, и снабжать учителей проверенными инструментами для поддержки старшеклассников. После того, как курс завершился, мы подготовили для школы памятки и рекомендации по работе со старшеклассниками. И планируем распространять наши рекомендации дальше и проводить обучающие вебинары для учителей.
У фонда «Шалаш» также есть проект для учителей «Метод». Там команда фонда делится конкретными методиками и информацией, которые использует сама в своей работе.
Спасибо, что дочитали до конца! Поддержать работу фонда «Шалаш» можно на сайте.