18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Сложный период: как помочь подросткам справиться со стрессом и почему это важно

Фонд «Шалаш» поделился своим опытом в профилактике разрушающего поведения у подростков.

Стресс ожидает человека повсюду. И если у взрослого есть силы и возможности справиться с ним, то подростку это дается намного сложнее. Что может помочь ребенку, который стремится скорее повзрослеть, но совсем не обладает жизненным опытом? Сотрудники фонда «Шалаш» рассказали про свой курс по профилактике саморазрушающего поведения у подростков и объяснили, почему важно проводить такие занятия для школьников.

Почему у подростков так много стресса

Подростковый возраст связан с огромным количеством изменений в жизни ребенка. Меняется тело и то, как подросток его воспринимает и ощущает. Меняются отношения с окружающими — мнение сверстников становится важнее, родители теряют свой авторитет. Нагрузка в школе растет — нужно готовиться к экзаменам и решать, куда поступать дальше. При этом хочется находить время и на личную жизнь — подростки активно интересуются друг другом, влюбляются, стремятся вступить в первые отношения. Из-за всего этого происходят переутомления, ухудшения здоровья. У большинства школьников наблюдается недосып (78-88%) и недостаточное пребывание на свежем воздухе (71-83%).

Много и психологических проблем. Дети могут не понимать эмоций, которые подталкивают их вести себя деструктивно. Или понимать, но не знать, что с этими эмоциями делать — как их выразить.

Делиться переживаниями тоже может быть не с кем. В отношениях с родителями появляются противоречия: с подростка уже спрашивают как со взрослого, но во многом относятся как к ребенку — ограничивают, принимают за него решения и говорят, что и как делать. А доступ к психологической помощи в школе затруднен — в 2020 году в Москве на одного педагога-психолога приходится 604 учащихся общеобразовательных организаций (ЕМИСС, 2020).

Что помогает справиться со стрессом

Стресс и сильные переживания у подростков часто приводят к трудному поведению — прогулам, нежеланию следовать правилам, проявлению агрессии, крикам и оскорблениям других. Крайние последствия стресса — саморазрушающее поведение: прием психоактивных веществ, самоповреждения, экстремальное поведение.

Несколько навыков могут способствовать профилактике саморазрушающего поведения: 

Навык саморегуляции. Это способность человека успокоиться, когда он переживает стресс и чувствует тревогу. Подросткам, у которых развит навык саморегуляции, легче пережить волнение перед экзаменами и ответственными контрольными работами. 

Умение выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей. Этот навык помогает подросткам общаться — между собой, с родителями, учителями. Тем, кто не умеет распознавать свои эмоции и озвучивать их, бывает сложно поделиться своими переживаниями, рассказать о самочувствии, получить помощь и поддержку. Неумение выразить эмоции безопасно приводит к недопониманию и конфликтам — это еще больше повышает уровень стресса. 

Умение предлагать и принимать помощь. Подросткам бывает тяжело обратиться за помощью, особенно ко взрослым. Это часто обусловлено страхами и установками «я должен/должна справиться сам», «меня посчитают слабым/слабой». В результате подростки остаются с проблемой один на один и не получают нужной помощи из-за нехватки опыта или неумения донести свои эмоции и понять чужие. Навык принимать и предлагать помощь формируется в среде, где это принято. Важно, чтобы дома и в классе взрослые были открыты к просьбам подростков, не осуждали и не ругали, когда с ними делятся проблемами, а наоборот поощряли это. 

Как в «Шалаше» помогают подросткам

В 2021 году команда фонда «Шалаш» провела курс из 12 занятий по профилактике саморазрушающего поведения у подростков в одной из московских школ. Проект реализован при поддержке Грантов Мэра Москвы. Для обучения были выбраны 9-классники (67 человек), ведь именно дети старшего школьного возраста больше других подвержены стрессу из-за экзаменов.

Целью курса было помочь подросткам развить все необходимые навыки. Важно, что это работа именно с навыками, а не знаниями, подчеркивает команда фонда. И  во время занятий дети выполняют много упражнений и играют в игры. 

Навык — сложное действие или набор действий, доведенных до автоматизма. Навык может быть двигательным (катание на коньках), а может быть когнитивным (критическая оценка информации). Мы в «Шалаше» развиваем навыки «4К»: коммуникация, креативность, командная работа и критическое мышление. Это навыки, которые необходимы для успешного существования в современном обществе.

Команда фонда «Шалаш»
Команда фонда «Шалаш»

Так, на занятиях курса подростки тренировали навыки, которые помогают осознавать, что они испытывают стресс (во время экзамена или конфликта) и предпринимать необходимые меры. Например, регулировать свое состояние через органы чувств. С помощью упражнений участники курса учились решать конфликты, пробовали способы безопасно делиться эмоциями и поддерживать друг друга. 

Вот несколько примеров таких упражнений: 

  • «Шляпа с эмоциями»: участники по очереди вытаскивают бумажки с названиями эмоций из «шляпы» и объясняют их, не называя самого слова или однокоренных слов, а остальные угадывают, о чем речь. С помощью этого упражнения участники формулируют свое понимание эмоций и тренируются их узнавать по описанию других.
  • Игра «Что выбивает меня из колеи»: дети перекидывают друг другу надувные шары — на них написаны разные аспекты жизни (например, семья), в которых может возникать стресс. Когда один из шаров падает, участникам нужно назвать примеры стрессовых факторов (например, ссора), связанных с этим аспектом. Эта игра помогает выработать навык саморегуляции и развить способность анализировать свое состояние, находить его причины.
  • Упражнение «Ветер дует на того, кто…»: участники сидят на стульях, в кругу. В центре стоит ведущий игры. Он называет фразу, которая начинается со слов «Ветер дует на того, кто…» и обозначает его сильную сторону. Например, «Ветер дует на того, кто умеет понимать и сопереживать чувствам других». Те участники, которые считают, что это описание подходит им, должны встать со своего места и поменяться местами. Это упражнение помогает участникам узнать о своих сильных сторонах и признать их.

Сотрудники фонда проанализировали, что за время занятий у старшеклассников поменялась стратегия поведения в стрессе: с активного совладания (стремления сразу предпринять какие-то действия, чтобы решить проблему/справиться со стрессом) на принятие (осознание реальности стрессовой ситуации). Это может быть связано с тем, что участники больше узнали про эмоции и теперь не торопятся сразу действовать, а берут паузу, чтобы обдумать стратегию поведения. 

Средний уровень социально-эмоционального интеллекта участников к концу курса вырос на 36% по сравнению с первым занятием. По словам ребят, они «больше начали интересоваться проблемами своих друзей и помогать им»,«стали применять ненасильственное общение», «перестали быть неосознанными манипуляторами», «стали более открыты к близким».

Мы продолжим помогать подросткам развивать навыки, необходимые для того, чтобы справиться со стрессом, и снабжать учителей проверенными инструментами для поддержки старшеклассников. После того, как курс завершился, мы подготовили для школы памятки и рекомендации по работе со старшеклассниками. И планируем распространять наши рекомендации дальше и проводить обучающие вебинары для учителей.

Команда фонда «Шалаш»
Команда фонда «Шалаш»

У фонда «Шалаш» также есть проект для учителей «Метод». Там команда фонда делится конкретными методиками и информацией, которые использует сама в своей работе. 

Спасибо, что дочитали до конца! Поддержать работу фонда «Шалаш» можно на сайте.

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Читайте также
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Знания
Не знаю, что делать: как помочь умирающим?
28 ноября