18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Система против рака: что такое Высшая школа онкологии и как ее выпускники спасают людей

Программный директор Высшей школы онкологии Полина Шило — об особенностях школы и о новом наборе в нее.

До 9 июля 2023 года открыт прием заявок на обучение в Высшей школе онкологии (ВШО) — программе дополнительного профессионального образования для выпускников медицинских вузов. Эта школа открыта фондом медицинских решений «Не напрасно» и существует уже восемь лет. За эти годы ее команда подготовила более 100 онкологов, которые сформировали целое сообщество врачей, объединенных принципом пациентоориентированности в работе. Программный директор ВШО Полина Шило рассказала фонду «Нужна помощь», в чем уникальность этой программы дополнительного образования, почему она важна для российской медицины и как каждый из нас может способствовать оказанию более эффективной помощи людям с онкологическими заболеваниями.

Как и для чего открыли ВШО

Высшая школа онкологии — это образовательный грантовый некоммерческий проект. Идея проекта родилась в 2015 году у Вадима Гущина — хирурга-онколога, живущего в США, и директора Фонда медицинских решений «Не напрасно» Ильи Фоминцева. Вадим узнал, как устроено диагностирование и лечение онкологических заболеваний за границей, и захотел распространить этот опыт в России. Его идеей было создать в РФ дополнительную образовательную программу для выпускников медицинских вузов — «надстройку» к ординатуре, которая поможет готовить специалистов международного уровня. Такой же идеей давно горел и Илья Фоминцев.

В том же году Вадим Гущин и Илья Фоминцев продумали свою идею, и команда фонда «Не напрасно» запустила Высшую школу онкологии. Отбирали в нее самых замотивированных кандидатов с твердыми знаниями по медицине, высоким уровнем английского и активной жизненной позицией. В итоге первыми учениками школы стали десять выпускников-медиков из разных городов России и стран СНГ.

С тех пор новые студенты набирались каждый год. Прошедшие отбор в течение двух лет учатся в ВШО параллельно с ординатурой по онкологии и проходят стажировки в ведущих онкологических центрах страны. Обучение полностью бесплатно для студентов. На регулярных встречах ординаторы разбирают опухоли различных локализаций, учатся критически мыслить, оценивать научные исследования и принимать медицинские решения. Таким образом будущие онкологи приобретают все необходимые в их работе знания и навыки.

Полина Шило
Полина Шило
программный директор Высшей школы онкологии

ВШО — это системный проект, и в этом его главный смысл. Можно бесконечно адресно собирать средства на помощь конкретным пациентам, но от этой адресной помощи изменится жизнь одного человека, а глобальных изменений не произойдет, все проблемы в системе здравоохранения останутся. Например, далеко не всегда бюджетные деньги тратятся рационально: людям проводят ненужные манипуляции «на всякий случай», а ведь тем временем эти деньги могли пойти на лечение того, кому это действительно нужно. Зная все эти проблемы изнутри, мы решили не помогать отдельным людям, а пойти другим путем: действовать на медицину системно, обучая врачей.

Как учатся в Высшей школе онкологии

Студенты ВШО учатся по вечерам в будние дни и по субботам. Кроме того, к большинству занятий учащимся необходимо готовиться — итого около десяти часов в неделю они тратят на дополнительное образование в Высшей школе онкологии. Обучение состоит из модулей, каждый из них посвящен определенному онкологическому заболеванию. Большинство занятий проходит онлайн: это дает возможность учиться в ВШО будущим врачам из разных городов России и стран СНГ. Четыре-пять раз в год для учащихся проходят офлайн-встречи и нетворкинги в Москве или Санкт-Петербурге. На этих «интенсивах» студенты и преподаватели обсуждают очно все вопросы, которые не получилось осветить онлайн.

Преподаватели Высшей школы онкологии — это более 30 экспертов в определенных областях медицины, практикующие врачи. Все они разделяют ценности ВШО, придерживаются принципов доказательной медицины, многие ранее сотрудничали с фондом «Не напрасно» и уже были известны его команде как хорошие специалисты. Среди педагогов — немало выпускников самой ВШО. При этом команда школы следит за тем, как преподают все педагоги, часто присутствует на занятиях, собирает обратную связь от студентов и при необходимости обсуждает с преподавателями, что можно улучшить.

Студенты ВШО проходят те предметы, которые обычно не преподаются в вузах: коммуникация с пациентами, методология доказательной медицины, медицинская статистика. При этом все занятия интерактивные и предполагают активное участие студентов. Например, они смотрят в специальной программе снимки МРТ и КТ и расшифровывают их, разбирают реальные или выдуманные клинические случаи и голосуют, какое лечение будет лучше для каждого пациента. Другой важный формат встреч — журнальные клубы. На этих встречах студенты разбирают научные статьи, привязанные к каждому модулю. Например, учащиеся проходят рак молочной железы — и в этом месяце читают статью на английском языке про него. 

Полина Шило
Полина Шило
программный директор Высшей школы онкологии

В ВШО нет лекций, потому что мы считаем этот формат самым неэффективным: посидел, послушал, что-то записал — что-то, возможно, запомнил. Мы стараемся уходить от такого: мировая практика образования в медицине показывает, что намного эффективнее — это, например, дебаты, к которым студенты готовятся и потом продвигают свою точку зрения. 

Таким образом, наша школа уникальна в плане не только набора предметов и модульной системы обучения, но и формата занятий — аналогичных образовательных программ в России нет.

История Полины Шило

Полина Шило училась на медицинском факультете Санкт-Петербургского государственного университета и по окончании вуза выбрала специальность «онкология». Она, по словам Полины, очень наукоемкая и интересная, к тому же ей хотелось решать сложные задачи и работать с серьезными проблемами — теми, от которых зависит жизнь людей. 

В 2016 году Полина поступила в ординатуру и стала искать дополнительную программу обучения. Высшая школа онкологии была единственной подходящей, и Полина подала заявку в нее. В итоге будущая онколог прошла жесткий отбор и поступила в ВШО, и с тех пор ее жизнь круто изменилась: «ВШО — это друзья, которых я нашла, коммьюнити профессионалов, к которым не страшно отправить пациентов, люди, с которыми можно делать классные проекты. Даже одного этого достаточно, чтобы сказать, что ВШО — это что-то крутое. Но, кроме этого, меня ждала и очень сильная образовательная программа, которая также помогла мне в дальнейшей работе и учебе».

В 2018 году Полина Шило выпустилась из ВШО. Во время учебы девушка очень хорошо зарекомендовала себя, показала склонность к преподаванию — и ей предложили стать программным директором школы. Полина с радостью согласилась и начала отвечать за весь образовательный контент ВШО. В течение нескольких лет она существенно доработала и переделала программу: внедрила модульную систему и контроль за успеваемостью.

Сегодня Полина Шило — врач-химиотерапевт широкого профиля клиники Lahta Onco, прошедший также образовательную программу в Harvard Medical School и сдавший международный экзамен по онкологии. Работу врача Полина совмещает с трудом в ВШО — она не хочет бросать школу, потому что по-прежнему горит преподаванием и считает этот проект очень важным для российской медицины. 

Что изменила ВШО

Сегодня каждый сотый онколог в России — выпускник ВШО. Большинство бывших студентов программы публикуют статьи в ведущих научных журналах и работают в главных онкобольницах страны, таких как онкологическая больница № 62, Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н. Н. Петрова, Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Д. Рогачева и многих других. Несколько выпускников стали кандидатами наук, директорами крупных онкологических центров.

ВШО помогает действующим врачам лечить пациентов наиболее эффективно. Все 100 выпускников школы состоят в коммьюнити и остаются на связи друг с другом. Это онкологи разного профиля, которые при необходимости дополняют друг друга, всегда дают рекомендации и делятся знаниями. Например, один врач ищет препарат для своего пациента и спрашивает об этом, а другой онколог знает, в каком учреждении он есть, и подсказывает. В итоге пациента можно отправить туда, и он получит необходимое лечение.

Выпускники ВШО активно участвуют в проектах фонда «Не напрасно». Они пишут статьи для Oncowiki — справочника с ответами на большинство вопросов про рак, бесплатно консультируют в справочной службе для онкологических пациентов и их близких «Просто спросить».

Полина Шило
Полина Шило
программный директор Высшей школы онкологии

ВШО — это программа, помогающая человеку пройти путь к тому, чтобы стать хорошим врачом. Его качественное образование и профессионализм — это помощь большему количеству пациентов в итоге. Получается, такие проекты, как наш, помогают изменить ситуацию в целом и сделать мир немного лучше. И каждый из нас может способствовать этому: поддержать наш проект информационно либо сделать пожертвование в фонд «Не напрасно», которое поможет нам продолжить работу.

Если вы выпускник медицинского вуза и хотите стать одним из 18 новых студентов Высшей школы онкологии, то подайте заявку на сайте до 9 июля 2023 года. Прошедшие первичный отбор кандидаты будут приглашены на собеседование.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Все как у всех — только с бинтами»: монолог женщины, которая с рождения живет с буллезным эпидермолизом, но узнала об этом только в 30 лет
29 февраля
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Знания
Мне поставили онкодиагноз: что делать? Маршрутная карта
5 февраля
Читайте также
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Знания
«Сегодня вы помогаете медикам, а завтра они спасут вашу жизнь»: с какими проблемами сталкиваются врачи и как им помочь
22 января