18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Ощущение отсутствия перспектив: как живут люди в малых местах и кто им помогает

Почему в России есть города, села и деревни, до которых не доходят жизнь и цивилизация? Зачем «Кружок» приезжает туда, откуда обычно уезжают? Почему проект закрывается? И как формула внутреннего света помогает жить? Большой разговор с директором некоммерческого проекта «Кружок» Сергеем Нугаевым.

В России до сих пор есть населенные пункты, в которых люди живут без газа и отапливают дома углем, добывают воду из скважин, потому что централизованное водоснабжение отсутствует, просят местную администрацию отремонтировать дорогу и мечтают о продуктовом магазине рядом с домом, а не в соседнем городе. Это бытовые проблемы. Но самое главное, что в таких местах нет возможностей и перспектив, а у людей нет даже надежды на то, что они имеют право и шанс на успех в своем родном городе. 

Далее на вопросы отвечает директор «Кружка» Сергей Нугаев.

Директор «Кружка» Сергей Нугаев

Сколько в России населенных пунктов, до которых не доходит цивилизация?

Критерии таких мест определить трудно, плюс в разных регионах очень разная специфика, поэтому могут быть совсем разные интерпретации и результаты. В целом мест, в которых возможности для развития ограничены, сотни и тысячи — мы видим это по количеству приглашений и по многим реакциям на нашу работу.

Но я бы ответил легкодоступной информацией на языке людей, а не мест.

В стране 75% городского населения и 25% — сельского. При этом четверть людей (то есть треть городского населения) живет в городах-миллионниках. Происходит постоянный отток населения в сторону более крупного, более центрального. Люди из сел едут учиться и работать в среднекрупный город или административный центр, реже — сразу в Москву или Петербург.

Это не значит, что они тотчас становятся счастливее и успешнее, — люди часто переезжают в перегруженные спальные районы или пригороды — спутники миллионников. Но найти работу или место для развития себя сейчас там проще, конечно.

Каковы причины отсутствия цивилизации в некоторых небольших городах, селах и деревнях?

К сожалению, в российском обществе сложился консенсус по поводу стратегии развития — это стратегия абсолютной, тотальной централизации. Все проходит через центры, все стремятся в центры, ресурсы идут в центр и, перераспределяясь, оседают там же. Такое движение создало инерцию, которая на всех уровнях забирает у регионов субъектность, а у людей — сопоставимое с жизнью в центрах право на возможности и прогресс. 

Но изоляция в одну сторону не работает. Если кто-то изолирован от возможностей «там», то значит, «здесь» тоже изоляция. Это отдаляет людей друг от друга, они перестают идентифицировать себя с другими людьми, уважать чужую культуру, язык, традиции и восхищаться ими, выстраивать диалог на всех уровнях — это все не приводит к созданию новых связей и новых перспектив — как социальных, так и экономических.

А жизнь есть везде, просто она разная. Как и цивилизация. Кто-то абсолютно гармоничен, естественен и счастлив, например, в горном селе. Там есть культура, традиции, малые связи, семья, природа, родная земля — много чего. Жителям крупных городов есть чему поучиться и чего набраться у тех, кто живет в местах малых.

Каковы особенности жизни в таких местах?

Очень сложно обобщить особенности, потому что все места разные, даже внутри одного региона могут быть большие различия. Своя культура, природа, менталитет и взгляды умножаются на экономические возможности и ресурсы — получается особенный результат.

Для меня главное отличие — в динамике жизни. Еще — в качестве малых связей между людьми. Эта жизнь в другой системе координат — более спокойная, размеренная, особенно если есть тесная связь с природой и локальной культурой. Когда смотришь со стороны, это очень очаровывает и наполняет, дает тот самый уровень глубины самоидентификации, осознания себя кем-то и чувства сопричастности с людьми.

Но для местных жителей есть обратная сторона. Особенно для молодых людей, которые ищут себя и место, где приложить силы и реализоваться. Это ощущение отсутствия перспектив и того, что новые возможности самостоятельно, самим себе здесь сделать не получится. Людям не хватает других взглядов, впечатлений и вдохновения. Возникает чувство ненужности, апатия и одиночество.

Главное в любом обществе — это люди, человеческий капитал. Если мы говорим о людях из сел, деревень, малых городов, то они уезжают. Мало кто из молодых ребят осознанно захочет связать свою судьбу с родным местом не в пассивном формате — из-за безысходности, а в проактивном: потому что знает, как будет здесь расти профессионально и развивать место. 

А они не захотят просто так. Для этого нужен не односторонний взгляд, который направлен из регионов в Москву. Нужно это разворачивать и в другую сторону, строить горизонтальные связи и инициативы. Людям нужно знать, что они в своем селе имеют такие же шансы на классную высокооплачиваемую профессию, как и программистка из Казани. Что они могут рассчитывать на привлечение ресурсов, на развитие локальных проектов, компаний, на приглашение экспертов и их внимание к проблемам регионов. На запрос со стороны центров по развитию и поддержанию культуры, которая может жить только в аутентичном контексте. Можно много чего еще назвать. Даже на уровне общественных мечт и планов всего этого нет.

Какой запрос у жителей таких мест?

Запрос молодых — на перспективы и возможности. Запрос тех, кто старше, — на внимание к ним, к тому, что они тоже полноценная часть общества и этой страны, обладающая такими же правами на ресурсы, и благодарность за их труд.

Ну и, естественно, поэтому люди так радуются любым созидательным инициативам в малых местах. Особенно тем, которые не нужно выбивать через гранты (хотя и это круто), а которые возникают просто горизонтально, за счет исследовательского интереса, любопытства и человеческой эмпатии. Бескорыстные инициативы, направленные на диалог, исследование и поддержку, лучом света разово пробивают пелену проблем. Про такие региональные проекты я часто слышал от местных фразу: «Как свежий воздух». 

Как можно решить проблему?

Как можно сделать так, чтобы общество стало более децентрализованным? На основе чего потом возникнут новые паттерны взаимодействий и социальных норм, новые сюжеты развития людей, городов и малых мест? 

Это требует как вертикальных (государственных) усилий, так и горизонтальных (человеческих). Про первое, кроме полного неодобрения, мне сказать нечего. Я вижу полный блок для реализации других стратегий внутреннего развития, а нынешняя стратегия не подразумевает свободы альтернативных мнений, гражданской субъектности, способных это изменить. Это отдельная тема. Могу только верить, что такие возможности возникнут в обозримом будущем.

Человеческое же зависит исключительно от нас самих. Пока «мы ждем перемен», важно всеми силами сохранить свой внутренний свет и тонус. За последние годы с человеческим, мне кажется, стало сильно лучше — может, я как-то не так смотрю, но удается увидеть, какую силу набрал некоммерческий сектор до 2022 года. Возникает культура сопричастности, взаимовыручки, гражданской и социальной поддержки, инструменты для которых создают сами люди, никого не дожидаясь. Это фантастическая вещь, я хочу всем активным на этом поле людям сказать огромное спасибо.

С 2022 года это делать очень сложно. Формула про внутренний свет остается прежней, просто еще тяжелей его сохранять. Но по-прежнему можно брать ответственность, не лениться обращать внимание на заботы других людей, выходить за пределы своих информационных и территориальных пузырей — это помогает сохранить жизнь внутри себя. Это сложно, зато всем доступно. Я очень надеюсь, что эмпатия для многих в будущем станет главной силой, в которую стоит инвестировать.

Как помог «Кружок» людям?

Шесть лет «Кружок» приезжал в регионы с бесплатными учебными программами для подростков. Веб-разработка, журналистика, искусство — самые разные темы для обучения, в результате которых ученики вместе с преподавателями создают большие творческие проекты. Например, весной 2021 года в Тарусе под руководством художницы Любы Шмыковой была создана выставка современного искусства «Встреча», а летом подростки из дагестанского села Цмур вместе с командой «Сперва роди» записали свой собственный подкаст.

Сергей Нугаев
Сергей Нугаев
сооснователь и генеральный директор «Кружка»

Мы с «Кружком» занимались поддержкой человеческого внутри себя — и мы работали для тех, кому откликались наши ценности и подход. 

Мы помогали людям, у которых есть знания и опыт, реализовать свой запрос на то, чтобы этими знаниями бескорыстно делиться — в особенности там, где их знания и опыт в дефиците. С другой стороны, мы помогали людям из малых региональных мест, кто хочет пригласить к себе кого-то с этими знаниями. Тем самым дать новый импульс местному сообществу и подросткам.

В итоге в этих местах случались бесплатные учебные программы для подростков, насыщенные проектной деятельностью, общением, обменом опытом. Преподаватели приезжали в место на одну-две недели. Подростки через практику узнавали о современных областях мира, возможностях и перспективах, которые могли быть скрыты от них в регулярной жизни. Знакомились с людьми, которые прошли путь поиска себя и были готовы рассказывать о своей картине мира, опыте успехов и ошибок. Все это работало обоюдно, потому что преподаватели тоже открывали для себя много нового: соприкасались с жизнью людей в регионах, чувствовали мощную внутреннюю силу волонтерского действия, даже переосмысливали себя.

До 2022 года почти пять лет мы делали это довольно малой командой и продюсировали каждый проект от и до, сделав чуть меньше 30 программ. В 2022  мы упаковывали свой опыт в метод, которым могли воспользоваться при нашей поддержке другие инициативные люди, с кем мы сходились по ценностям. Новый формат работы начался осенью 2022-го, с этого времени удалось провести 11 программ.

Кто помогал находить такие села, что это за люди?

«Кружок» регулярно получал заявки от проводников — людей, которые хотели организовать учебную программу и стать принимающей стороной. Таким человеком стала Ляйля Гимадеева из села Старокучергановка Астраханской области, в котором она родилась и училась. В 16 лет Ляйля уехала в Казань, потом — в Москву. Она часто приезжала домой, фотографировала город и свое село, жителей и своих одноклассников. А в 28 лет вернулась на малую родину и захотела что-то сделать для места, в котором родилась и выросла. 

Ляйля Гимадеева с мужем

Ляйля Гимадеева
Ляйля Гимадеева
проводник

Для меня большим разочарованием при возвращении было то, что многие люди моего возраста довольно закрыты, боятся нового, боятся ответственности, и даже просить поделиться кого-то своими знаниями стоит больших сил. Кто-то привык жить по принципу «работа — дом» — и чтобы работа была у дома; кто-то обладает знаниями, но не хочет делиться, потому что думает, что еще не время или не место, что впереди еще будет «звездный» шанс, — в итоге знания пропадают. Конечно, я понимаю, что на это влияет и окружение. Вот я вернулась в свое село, и там ничего не изменилось, разве что открылась «Пятерочка». В детстве в этих больницах и магазинах были дяди и тети, сейчас их сменили копиями люди, с которыми я когда-то училась. Действительно, возвращаться в прошлое иногда бывает приятно, но это сначала работает как аттракцион, потом превращается в тоску и хтонь. Мне хотелось бы изменить отношение людей к своей жизни и миру: жизнь у нас одна — бесценная, а мир огромен и интересен.

Мне хотелось что-то сделать для города — настолько он казался брошенным. Я решила пригласить в село «Кружок», потому что его создают как раз те люди, которые готовы делиться, любопытны к знаниям, путешествиям, насмотренные и успешные. Эти люди — крутой пример для подростков. Мне не то чтобы хотелось что-то изменить, мне скорее хотелось, чтобы у детей появилось вдохновение менять, совершенствовать себя, не сидеть на месте. А дети в селе очень прогрессивные и — важно — открытые.

Мы сделали зин про село и душу, мечтали об озеленении и о благоустройстве, говорили о буллинге, размышляли о будущем. Мне кажется, это было важно детям. Гражданская позиция и трепетные темы, которые и с родителями не обсудишь. Надеюсь, это помогло в чем-то определиться и вдохновило тех детей, кто работал над зином.

Сергей Нугаев
Сергей Нугаев
сооснователь и генеральный директор «Кружка»

Для меня это одни из самых восхищающих людей, с которыми я встречался. Это те, кто живут в своих родных местах — родных по рождению или новоприобретенных, потому что однажды решили сюда приехать. Они живут там и строят жизнь вокруг себя проактивно и ответственно. Собирают сообщество, реализуют инициативы, подают заявки на гранты, приглашают для обмена опытом и вдохновением разные проекты и людей, без которых ничего не получится (потому что не получится развиваться в изоляции). Делают чаще вопреки, чем благодаря. Относятся к своему месту с глубокой любовью. Такие люди пишут нам и приглашают. За несколько лет работы нас пригласили в более чем 100 мест по всей стране. Мы не смогли приехать в каждое, но просто знать об этих людях и иметь честь с кем-то познакомиться лично — в общем, это действительно ценно.

Почему «Кружок» объявил о постепенном закрытии проекта?

Далее на вопросы отвечает директор «Кружка» Сергей Нугаев.

Мы на практике уперлись в очень сложный рассинхрон, теоретически понятный ещё весной 2022 года, но который мы не могли принять душой. Под «рассинхроном» я имею в виду связь между сохранением ценностей vs. возможностью масштабирования проекта. 

Абсолютно естественно, когда человеку хочется посвящать себя тому делу, которое можно взращивать, как сад (и не переживать постоянно, что в любой момент кто-то может прийти, и его сжечь). Можно ли сейчас получить это чувство созидания и безопасности в России? Я не могу ответить за всех, я могу ответить за себя, частично — за моих друзей и партнёров, в ценностях которых на протяжении нашего совместного пути не сомневался. 

Для себя такой устойчивой формулы я не нашёл. «Кружок» был основан на ценностях свободы слова и самовыражения, на уважении, эмпатии и созидании, ненасильственного диалога. В рамках этих ценностей построить масштабный (подчёркиваю это слово) образовательный проект в России мне видится невозможным — его нельзя развивать в отрыве от реальности, в которую уже полтора года врывается то, что на официальном уровне называется аббревиатурой СВО. 

Такие ценности нужно хранить и защищать, они плоть от плоти часть процесса образования, обучения, исследования, любопытства, поиска себя. Но как сохранить это на масштабе? И не стать жертвой государственной цензуры, ограничений, даже преследований? Это реальность. Либо замалчивать и менять свои ценности, либо не получится никаких масштабных перемен. Для себя мы решили, что не хотим заниматься делом в постоянной тревоге и с ощущением потолка, равно как и отказываться от основных смыслов проекта — иначе это будет уже не «Кружок», а что-то другое.

Надо всем этим стоял вопрос про деньги и развитие. Некоммерческой организации всё сложнее не брать их у государства или компаний-монополистов, чтобы не потерять собственные субъектность и голос в борьбе за существование. Мы попытались, но не нашли баланс, в который бы поверили.

Этот разлом был понятен сразу, повторюсь. Мы не могли не попробовать и не побороться за проект — чувствовалось, что нужно это сделать, чтобы остаться честными перед собой. В течение года мы достигли больших успехов в масштабировании и развитии — за полгода помогли провести треть от числа программ, которые провели за 5 лет до этого. Построили процессы, научились привлекать больше финансирования. Но каждый шаг давался слишком большой и эмоциональной, и материальной ценой, умножаясь на озвученные конфликты — что привело к болезненному, но необходимому решению о закрытии.

Это не повод унывать, даже наоборот. Это естественный поиск новых форм для реализации себя и своего дела. А то, что было сделано — было сделано и продолжит жить в людях.

Почему деятельность «Кружка» нужна и важна?

Наша деятельность растила горизонтальные связи. Наша деятельность предлагала форму созидательного действия, направленного в будущее. Мы не пытались никому ничего навязать, доказать. Мы не приезжали туда, куда не звали сами местные. Подростков никто не сгоняли на занятия и не держали до конца программы, если что-то не нравилось — можно было не ходить. Но как-то так выходило, что во время программ случалась магия. А кто-то из студентов «Кружка» поддерживал возникший интерес к теме и позже реализовывал себя в ней.

Я назвал выше некоторые слова, которые хочу повторить снова: диалог, эмпатия, уважение и бескорыстный интерес. Мы сами для себя исследуем эти слова через деятельность, а не риторику. Очень радостно видеть, что на это есть большой запрос не только у нас. 

Мы вообще не хотим присваивать себе это поле и, наоборот, призываем людей к как можно большей самостоятельности и проактивности. Здорово, что мы смогли показать ролевую модель, почему круто действовать так, как «Кружок». Но чтобы действовать, как «Кружок», не нужен конкретно «Кружок». Поэтому чем больше инициатив и дел такого рода появится, тем лучше.

Как каждый небезразличный человек может сделать свой «Кружок»?

«Кружок» — это форма. Форма с историей, сообществом, опытом, публичным образом, но всё же форма. В основе которой находятся люди, их ресурс и желание созидать, делиться, открывать. 

Ключевое действие «Кружка» — проведение проектных учебных программ — по-прежнему остаётся и очень востребованным, и доступным для реализации (как минимум разовым) действием. В условиях дефицита выплеска созидательной энергии, это может стать и не раз становилось чем-то крайне целебным для всех участников взаимодействия: для преподавателей, подростков, приглащающей стороны.

Если у вас есть желание, если эмоциональный ресурс позволяет делать что-то похожее, делиться опытом и строить новые безвозмездные связи, то лучше всего начать с поиска единомышленников, команды, даже для разовой учебной программы. Я сам не представляю, как сделал бы «Кружок» один. Удовольствие заключалось исключительно в совместном творчестве и исследовании. Создание учебной программы в условиях удалённых контекстов и новых людей — вообще-то достаточно многогранная задача, в которой здорово, если есть поддержка + возможность применять разные лучшие стороны всей команды.

Если страшно преподавать, если не делали такого, попробуйте выбрать кого-то небезраличного среди друзей или в семье — в микроформате поделитесь атомом своего практического знания, поделайте что-то вместе. Это снимет массу страхов и предубеждений. Для вдохновения и уверенности почитайте книгу Салмана Хана «Весь мир — школа», это красиво граненый взгляд на современное обучение, методология которого во многом пересекается с нашими взглядами.

Начните с простого. Для того, чтобы делать что-то в формате «Кружка», совсем необязательно далеко ехать. Хотя наверняка у вас есть знакомые или знакомые знакомых из регионов, и при желании (обоюдном, не только вашем) можно отправиться куда угодно.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Школу делают люди»: что такое образовательное неравенство и к чему оно приводит
13 февраля
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Читайте также
Знания
«Сегодня вы помогаете медикам, а завтра они спасут вашу жизнь»: с какими проблемами сталкиваются врачи и как им помочь
22 января
Технологии
С Новым годом, донор: как «Нужна помощь» поздравляет своих сторонников
18 января
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Помочь нам