18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 1 сентября 2023, 10:00
  • 5 минут

Нет буллингу: как остановить травлю в школе

«Травли NET» — о буллинге и своей новой программе помощи учебным заведениям.

Новый учебный год — новые проблемы? Риск возникновения травли в детских и подростковых коллективах всегда высок. Как минимизировать его? И можно ли решить эту проблему системно? Психолог Марина Ртищева рассказала фонду «Нужна помощь», что стоит делать родителям, учителям и каждому из участников коллектива, в котором происходит травля, чтобы ее остановить, и как стать участником антибуллинговой программы от проекта «Травли NET».

Почему и при каких условиях возникает буллинг 

Школьный буллинг — это систематически проявляемое насилие к одному или нескольким людям. 

У травли есть четыре признака: 

1) причинение вреда жертве (физического или психологического); 

2) систематичность и регулярность; 

3) осознанность и намеренность действий агрессора; 

4) неравенство сил: жертва всегда слабее, младше, менее популярна, находится в меньшинстве или одиночестве.

Изначальная причина буллинга в том, что детям важно занимать определенную роль в группе, заслуживать уважение и признание сверстников. А насилие и самоутверждение за счет других порой кажется ребенку или подростку наиболее легким и удобным способом добиться этого. На все это накладывается и тот факт, что дети еще не умеют общаться, контролировать свои эмоции и принимать разных людей. Например, кто-то по неким причинам не относится к моей социальной группе — значит, они не «мои», я могу их травить. Через буллинг также может выражаться зависть, желание восстановить свой статус и самооценку, поквитаться за старые обиды. 

А есть еще и кибербуллинг 🤖

Но буллинг может возникнуть не в каждом коллективе. Он появляется только там, где позволено возникать таким порядкам и нет других возможностей объединяться, дружить и сотрудничать. В таком коллективе обычно есть жесткая иерархия, любимчики (например, у учителя) и аутсайдеры, и перейти из одной группы в другую невозможно. 

Марина Ртищева
Марина Ртищева
эксперт-психолог «Травли NET»

Если раньше пик травли приходился на шестые — восьмые классы, то сейчас она часто начинается уже в первых — четвертых классах. То, что детям кажется игрой, шуткой, шалостью, если не вмешиваются взрослые, превращается в травлю. Поведение закрепляется и переходит вместе с детьми в среднюю и порой даже в старшую школу.

При этом травля — это всегда групповое явление. Для ее появления и существования необходимо участие всех сторон: жертвы, агрессора, свидетелей. И на каждой из сторон есть своя ответственность — нельзя сказать, что жертвы сами виноваты, свидетели ни при чем, а агрессора просто спровоцировали. В то же время все участники буллинга — заложники своих ролей, им сложно выйти из них. Больше всех страдает жертва, но негативные последствия есть для всех.

Марина Ртищева
Марина Ртищева
эксперт-психолог «Травли NET»

Важно понимать, что в травле нет положительных моментов: она не «закаляет характер» и не «учит справляться с трудностями» — это мифы. На консультациях люди 30, 40 лет рассказывают мне о травле как о чем-то, что было вчера, — это доказывает, что последствия буллинга преследуют людей всю жизнь. 

Что делать при травле, если ты…

…жертва

Прежде всего важно понять, что жертвой может стать любой и никто не застрахован от этого. Тому, чтобы кто-то стал жертвой, способствует атмосфера в коллективе и ряд самых разных обстоятельств. Например, жертвой может стать новичок или просто тот, кому не повезло. А значит, дело не в самом человеке, и не стоит думать, что он это заслужил и ему надо что-то в себе поменять, чтобы агрессоры успокоились.

В столкновении с агрессором жертве стоит:

  • не реагировать бурно и эмоционально. Такая реакция провоцирует агрессоров и закрепляет их поведение;
  • быть собранной, спокойной: показывать уверенность в позе, мимике (прямая спина, не опущенные глаза, а взгляд в глаза обидчику), равнодушие в поведении (пожать плечами, удивиться, показать, что это не волнует и не задевает, даже если внутри буря эмоций). В таком случае часто агрессор видит, что его провокации не работают, и отстает; 
  • заранее подготовить ответ агрессору и при необходимости потренироваться с друзьями или родителями, несколько раз повторить его. Можно попробовать прием перекидывания мяча на другую сторону, например ответить на реплику агрессора: «Зачем ты это говоришь?» Это вынудит агрессора искать мотивы своих слов, начать думать, что ответить. 

Стоит обратиться за помощью к сверстникам: с буллингом нельзя справиться в одиночку, нужна поддержка коллектива. Старайтесь искать соратников, поддержку, проявлять дружелюбие к нейтральным членам коллектива, не ходить в одиночку. Если травля не прекращается, нужно обратиться к взрослым: родителям и учителям. Расскажите им о происходящем и попросите вмешаться.

Марина Ртищева
Марина Ртищева
эксперт-психолог «Травли NET»

Главное в этой ситуации — не терять свою самооценку под гнетом негативных комментариев, а относиться к себе как к лучшему другу: поддерживать, заботиться о своих чувствах и потребностях. Можно вести дневник, писать о том, что произошло, и таким образом перерабатывать травматичный опыт. Стоит также поддерживать себя, записывая, что в себе нравится, свои сильные качества, и периодически перечитывать. А еще всегда можно обратиться на горячую линию нашего фонда 8-800-500-44-14 и получить поддержку от психолога.

…агрессор

Стоит понимать, что агрессорами не рождаются, а становятся. Такое поведение может спровоцировать семья, в которой родители поддерживают неравенство, дискриминацию, не показывают безусловного принятия своего ребенка, а оценивают его, например: «Твоего брата мы любим больше, потому что он учится лучше». Ребенок усваивает, что хорошим можно быть только в сравнении с другими, и стремится возвысить себя, в том числе за счет принижения других.

Часто агрессорами могут быть и те, кто сам раньше пережил буллинг в другом коллективе, — таким образом они восстанавливают свою самооценку.

Как правило, у агрессоров трудности самоконтроля, и взрослым необходимо помогать ребенку развивать этот навык — например, за счет спорта.

Часто агрессоры понимают, что делают плохо, но сами не до конца осознают свою ответственность и то, что именно они делают. Важно назвать вещи своими именами: буллинг — это не игра, не веселье, не забава и не шутка, это насилие. Надо также взять ответственность на себя: «Я это делаю, потому что выбираю, а не потому, что меня заставили, спровоцировали».

Затем нужно порефлексировать над ситуацией: «Что стоит за моим желанием обижать другого, чего я хочу на самом деле добиться своей агрессией? Получить восхищение? Или я завидую жертве? Или хочу отыграться за что-то?» Ребенку сложно разобраться в этом самому, здесь необходима помощь взрослых. При этом, показывая подростку на неправильность его действий, важно донести, что плохой не он, а его поступки, — это поможет избежать в будущем травм и негативных последствий, влияющих на самооценку ребенка.

Марина Ртищева
Марина Ртищева
эксперт-психолог «Травли NET»

Часто агрессор — заложник имиджа. Он сам тяготится своей ролью, ему уже не смешно и не весело, но окружающие ждут от него агрессивного поведения. Когда есть взрослый, который рефлексирует над позитивными изменениями, протягивает руку помощи, выйти из этого круга агрессору намного легче. 

…свидетель

К свидетелям относится большинство — до 70%. Эта группа неоднородная: негласные сторонники (поддерживают агрессора), молчаливые сторонники (никак не выступают против происходящего) и потенциальные защитники (не одобряют агрессора, но либо не знают, что делать, либо боятся его). Свидетели могут оказать существенное влияние на ситуацию за счет своей многочисленности. 

Свидетелям стоит подумать: «Как я оцениваю то, что происходит? Считаю ли я это нормальным? Могу ли я изменить свое отношение?» Чтобы прекратить буллинг, негласным сторонникам достаточно перестать поддерживать агрессора: не смеяться и не подбадривать его. Остальным свидетелям можно оказать поддержку жертве: подойти, положить руку на плечо, помочь встать, если он упал, поздороваться как с другом, просто больше общаться с ним. Это уже покажет агрессору, что не все готовы мириться с ситуацией и травить жертву. Еще лучше — постараться дать отпор агрессору, заявить: «Мы не хотим видеть подобное, быть в коллективе, где есть насилие. Остановись, задумайся, это ненормально». Подобные фразы свидетеля (сначала одного, а потом двоих, троих, десятерых) просто не дадут агрессору возможности продолжать свои действия, ведь он перестанет чувствовать поддержку коллектива.

Если повлиять на агрессора не получается, расскажите о происходящем родителям и учителю.

Помните: травля возникает там, где нет сопротивления, и такую ситуацию создает как раз молчание свидетелей.

А значит, главное правило — не молчать. Предложите жертве подойти к учителю вместе, если она боится сделать это одна. К тому же, когда подходят двое, шансы, что им поверят, увеличиваются.

…родитель 

Обращайте внимание, если в поведении ребенка появляется что-то неладное: был спокойным, а вдруг стал нервным или, наоборот, был веселым и активным — стал робким и нерешительным. 

Другие тревожные сигналы: 

  • ребенок отказывается ходить в школу, притворяется больным, избегает внеклассных мероприятий; 
  • у него постоянно пропадают вещи, и он не может объяснить почему;
  • у него появляются синяки, ссадины, ушибы, и он говорит, что упал, ударился;
  • он вздрагивает, когда видит уведомления о сообщениях или комментариях в соцсетях.

Все это — поводы понаблюдать, действительно ли что-то не так или вам кажется. Если ребенок остается замкнутым, подавленным, вы видите, что у него нет друзей, поговорите с ним. Это должен быть не допрос, создайте атмосферу принятия, доброжелательности и безопасности, чтобы ребенок мог раскрыться и рассказать вам обо всем. Если в вашей школе был буллинг, вы можете начать со своей истории, чтобы ребенок понимал, что он может быть услышан. Предложите посмотреть вместе фильмы, почитать книги о травле. Если ребенок запуган (например, потому, что агрессор сказал, что убьет его, если он кому-то пожалуется), важно проговорить все самые большие страхи и опасения ребенка и сказать, что на самом деле ему ничего не угрожает. 

На следующем этапе соберите факты и обратитесь к классному руководителю своего ребенка. Помните: важно не устраивать новый конфликт. Занимайте взрослую позицию и сохраняйте самообладание. Относитесь к учителю как к равному союзнику: вместе вы должны объединить усилия, продумать план действий, назначить сроки и конкретные мероприятия для разрешения сложившейся ситуации и контролировать процесс.

…учитель

Важно изначально работать с атмосферой в классе, обозначать для детей, что хорошо, а что плохо. Придумайте и запишите правила поведения в школе: уважать друг друга, быть терпимыми, решать конфликты без насилия. Объясняйте детям, что совместная деятельность, построенная на взаимоуважении и сотрудничестве, выгодна и полезна всем. Рассказывайте, что такое индивидуальная ответственность, как важно не прятаться за спины друг друга, а мочь высказать свое мнение. Эти мероприятия должны быть неоднократными, уделяйте время обсуждению подобных тем регулярно.

Постарайтесь замечать определенное отношение к ребенку в классе. Он сидит один и ни с кем не общается; если класс распределяется на группы, никто не берет его к себе в команду; в коридорах и столовой он также не присоединяется к другим ребятам. Заметив подобного человека, начните наблюдать, не травят ли его одноклассники. Видя акты агрессии в его сторону, защитите жертву и скажите агрессору остановиться, а не наказывайте его. Ссылайтесь на правила школы, которые вы обсуждали ранее. 

Марина Ртищева
Марина Ртищева
эксперт-психолог «Травли NET»

Важно, чтобы в школе была атмосфера признания возможностей каждого быть собой, а толерантность в различиях транслировалась и насаждалась взрослыми. Повторяйте: нет единого критерия, по которому всех мерят, и в том, что мы можем быть разными, наше преимущество, наша сила.

Как принять участие в антибуллинговой программе

Антибуллинговая программа проекта «Травли NET», стартующая в сентябре 2023 года, решает проблему травли системно. Ее цель — повысить безопасность в учебных заведениях, научить педагогов и администрацию школы выявлять травлю и противостоять ей. Программа полностью бесплатна, и чем больше учебных заведений пройдут обучение, тем безопаснее они будут для детей, их родителей и сотрудников.

Программа включает в себя разнообразные материалы, направленные на профилактику травли и противодействие ей, комплекс мероприятий, которые разнесены в течение года. Причем эти активности не исключительно про буллинг, они объясняют не только что такое плохо, но и что такое хорошо: развитие социальных навыков, отстаивание собственных границ, работу с конфликтами, инструменты, с помощью которых можно добиваться своих целей другими способами, а не травлей.

Отдельный блок в программе посвящен обучению учителей: как распознавать травлю, что делать в этом случае, куда обращаться. Программа включает список необходимых документов, методички, видеоматериалы, антибуллинговый марафон — игру, в которую играет вся школа. В ней также есть блок для работы с родителями.

Марина Ртищева
Марина Ртищева
эксперт-психолог «Травли NET»

Буллинг — это сложная проблема, предполагающая комплексные и систематические меры создания безопасной среды. В течение шести лет мы разрабатывали и апробировали нашу программу: относили материалы в школы, получали обратную связь, меняли что-то и продолжали ее дорабатывать. Сейчас мы ждем обратной связи от участников, которую будем принимать во внимание. Вклад каждого очень ценен, уверена, все вместе мы сделаем нашу программу еще лучше. 

Чтобы получить доступ к программе, необходимо:

  • зарегистрироваться на платформе;
  • пройти обучающие уроки;
  • скачать все необходимые материалы.

Все участники программы могут обращаться за консультациями к команде «Травли NET» по адресу [email protected] и получать ответы на свои вопросы. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Читайте также
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Знания
Не знаю, что делать: как помочь умирающим?
28 ноября