18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
  • Опыт
  • 3 марта 2023, 17:28
  • 3 минуты

«Мы сохраняем образы, которые помогают выжить даже в такие тяжелые времена»: что такое историческое наследие и почему важно его сохранять

Разбираемся в культуре сохранения исторического наследия вместе с фондом «Внимание»

Каждый день в российских городах уничтожается историческое наследие. Где-то это делается намеренно, чтобы построить на месте снесенного памятника очередной жилой комплекс. А где-то это происходит не из злого умысла, а из-за неосознанного отношения к культурному достоянию и бесконечного стремления к комфорту. Пластиковые окна, железные двери, кондиционеры в зданиях XIX века — это то, что можно увидеть на улицах наших городов. И это то, что разрушает культуру сохранения исторического наследия. 

Что такое историческое наследие?

Роман Ушаков
Роман Ушаков
координатор фонда «Внимание»

Наследие — это все, что связано с нашей культурой и обычной жизнью. Согласно 73-му Федеральному закону, наследием считается недвижимое имущество (здания и земельные участки), объекты археологического наследия, произведения искусства (такие как картины и скульптуры), научные и технические объекты, а также другие вещи, которые появились в прошлом и имеют большое культурное значение. Но так как мы занимаемся восстановлением архитектуры, сконцентрируемся на ней.

Опять же согласно закону, под защитой государства находятся все здания, получившие статус объекта культурного наследия (ОКН). ОКН федерального значения — это объекты, которые имеют значение для всей страны. Они могут быть связаны с важными историческими событиями или знаковыми местами. Например, Кремль в Москве является объектом культурного наследия федерального значения. В свою очередь, ОКН регионального значения связаны с прошлым какого-то региона. Муниципальные (местные) ОКН имеют значение для конкретного города или села. 

Однако статус получает далеко не каждое здание. Да и наличие статуса ОКН не гарантирует зданию сохранность и качественную реставрацию. Бывает и так, что здание этого статуса лишается. Для фонда не важно, есть ли у здания статус ОКН. Мы работаем и с теми, и с другими. 

Почему важно и нужно сохранять историческое наследие?

Историческое наследие — это не только официальные памятники, площади и музеи. Это все то, что нас окружает, все, что создает облик города. Музей может быть на каждом шагу, если жители будут стараться сохранять даже тот старый дом, который, на первый взгляд, уже давно развален и никому не нужен. 

Роман Ушаков
Роман Ушаков
координатор фонда «Внимание»

История сохраняется буквально во всем, начиная с домов и заканчивая табличками на них. Например, во время одной из волонтерских акций в московском доме Дурилина на входе во второй подъезд обнаружился фигурный уголок, который виднелся под слоями краски прямо над дверью. Оказалось, что это дореволюционная цинковая табличка с номерами квартир. Эти номера были актуальны до надстройки дома в 1930-х годах. На других подъездах таких уже не осталось. Мы решили вернуть табличке тот облик, в котором ее, вероятно, можно было наблюдать в начале ХХ века. Тогда было принято их красить. Из исторических вариантов выбрали белый фон с черными символами, чтобы табличка была заметна на темно-коричневом фоне двери.

Архитектурное наследие — это проводник в мир истории нашей страны, а без нашего прошлого, как известно, нет будущего.

Кроме того, архитектура — такая же важная часть российского культурного кода, как литература, живопись.

Так почему же Пушкина проходят в школах, а о наших архитекторах мы знаем крайне мало? 

Стоит отметить, что историческая архитектура отличает страны и города друг от друга. Именно поэтому важно сохранять не только отдельные здания, но и историческую среду в целом со всеми мельчайшими деталями.

Нужно стремиться к прогрессу. Однако сохранение наследия абсолютно этому не противоречит. Сейчас общество взяло курс на создание комфортной среды, а историческая среда, приведенная в хорошее состояние, благоприятно влияет на людей, с ней приятно контактировать, она показывает течение жизни. Да и с точки зрения экологии реставрировать — лучше: снос здания и новое строительство доставят больше проблем окружающей среде, чем самая большая реставрация. 

«Дом со львом»: вдохновляющая история сохранения исторического объекта 

Ярким примером правильной работы с наследием стал «Дом со львом» — старообрядческий дом в маленьком селе Поповка Саратовской области. Дом обнаружили студенты Саратовского университета в 2009 году, а через год о нем узнала искусствовед Юлия Терехова и решила сохранить этот памятник. Теперь это дом-музей с культурным центром и библиотекой. 

Юлия Терехова
Юлия Терехова
искусствовед, автор проекта «Дом со львом»

Это старообрядческий дом, выполненный в абсолютно типичных формах для Поволжья, постройки последней трети XIX века. Ценность здания в том, что в нем сохранился комплекс фигуративной росписи. В этом доме две комнаты, которые украшены росписью, абсолютно нехарактерной для этого региона — чаще там дома украшали резьбой. Роспись была выполнена примерно в период с 1905 по 1917 год. Точных дат нет, также неизвестно, кто ее выполнил. На стенах изображены лев, ангел, орел и закрашенный бык, он хорошо виден в инфракрасных лучах. Можно подумать, что это четыре символа евангелистов. Мы это сохраняли — и мы это сохранили, дом был научно отреставрирован. Благодаря реставрации он простоит без вмешательств еще 50–70 лет. 

Идея проекта появилась ровно в тот момент, когда я увидела фотографии этого дома и поняла, что его надо сохранять. Я выкупила дом, потому что я реставратор живописи и искусствовед и абсолютно точно понимала, что это памятник, который нужно сохранить. Дальше к проекту присоединились волонтеры, нам удалось получить несколько грантов. В 2018 году мы выиграли президентский грант на реставрацию дома. Он не является памятником, поэтому и цены были не такими высокими, как если бы здание было предметом охраны. Мы потратили около 4 миллионов рублей: чуть меньше 3 миллионов — грант, остальное — краудфандинг, пожертвования и средства фонда «Внимание». 

Главное — сохранение памятника

Мы построили культурный центр, сделали рядом библиотеку. Мы развернули довольно обширную деятельность по привлечению в село гостей — с одной стороны, а с другой стороны — живущих там сельчан, которые имеют более ограниченный доступ к культурной жизни, чтобы они могли этот канал доступа расширить. Но при этом самым важным было все равно именно сохранение дома. Никакая деятельность, пусть она самая яркая и прекрасная, не сравнится с тем, что дом должен быть сохранен, поскольку он подлинный. 

Проект, объединяющий людей и дарящий надежду

Много всего было сделано благодаря бесконечному труду помощников и волонтеров. Здесь для меня важно, что это проект не одного автора, а многих людей, которые внесли свой вклад. Они приезжали, рассказывали истории о своих профессиях, проводили фотосессии, пилили, строгали, копали. С местными жителями образовалось крепкое взаимопонимание, и они, можно сказать, этот проект подхватили. И сейчас, когда я нахожусь за рубежом, я точно знаю, что с домом все хорошо: они за ним смотрят, проводят там экскурсии и охраняют его даже лучше, чем я.

Это проект, объединяющий общество — городское и сельское, и через этот дом очень многие находили точку входа в одно или другое состояние. И мне кажется, что проект помогал и помогает. Сейчас люди тоже ездят, конечно, увидеть жизнь другими глазами, попасть куда-то, где не были раньше, что-то для себя понять совершенно свое. Например, в культурном центре мы сделали абсолютно бесполезную с точки зрения утилитарности вещь — потолок с 300 золотыми звездами. Мы все золотили вручную — это адский труд. Но получилось очень здорово. 

И когда человек входит в культурный центр, преодолев тяжелую дорогу, входит и видит, что в какой-то там богом забытой деревне такой потолок красивый, и думает: «Если здесь ребята смогли такую штуку сделать, то я в своем проекте уж точно все смогу». И он уносит с собой понимание не про нас, а про себя: он тоже может, может многое, может быть даже все. И вот это, наверное, для меня является самым важным в проекте. Да, мы реставрируем деревяшки. Да, мы сохраняем старую краску. Но самое главное — мы сохраняем образы, которые помогают выжить даже в такие тяжелые времена

Фото: архив фонда «Внимание»

Как забота о культурном наследии помогает нам в трудные времена?

В проектах по сохранению наследия принимают участие волонтеры. Чаще всего по двум причинам: это небезразличие к объекту и желание делать добрые дела. В нестабильное время людям особенно важно сохранить свою историю, принять в этом полноценное участие. Это имеет терапевтический эффект и помогает обрести психологическую устойчивость. 

Анна Андреева
Анна Андреева
клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт

Такая деятельность может дать понятный результат и опору, расширить зону влияния человека и предоставить возможность найти людей, которые разделяют те же самые ценности, позволить человеку понять, что он не один в своих желаниях, намерениях и ценностях. А еще может дать надежду на то, что можно что-то изменить своими руками здесь и сейчас

  • Это способ повлиять на что-то, расширение зоны контроля.

В непростые времена, как сейчас, когда вообще теряется понимание, что я могу, на что могу повлиять, что могу контролировать даже в своей собственной жизни, очень важно найти какое-то занятие, где можно видеть результат своих действий. И мне кажется, что деятельность, направленная на сохранение исторического наследия, может дать вот эту зону влияния: я точно могу это сделать, я сегодня приду расчищать камин — и через несколько часов будет пусть небольшой, но точно заметный результат моих действий. И этот результат может даже выходить за пределы одной жизни: это не просто я делаю для себя, а я явно вношу свой вклад в поддержку исторического наследия, в то, что важно не только для меня, но и для других.

  • Общение с единомышленниками, разделение ценностей, поддержка и надежда.

Здесь человек находит людей, с которыми может разделить ценности. Это может придавать надежду, что все не зря, если рядом есть единомышленники, если есть с кем разделить свои ценности. И, конечно, это особенно важно в нестабильное время, когда семьи, близкие, бывшие единомышленники ссорятся, делятся по политическим взглядам или любым другим. 

  • Механическая работа. 

В протоколе работы с клиентом с депрессией есть пункт «поведенческая активация». Он означает, что человек должен в качестве эксперимента выполнять разные виды деятельности. Начиная со «сделал для удовольствия» и со временем переходя к каким-то более сложным делам. Это важно, потому что депрессия связана с упадком сил, плохим настроением. Человек отказывается от каких-то дел, потому что считает, что они будут слишком тяжелыми и он не справится с ними. Физическая активность и вообще активность сужается, и, соответственно, возможности повлиять на состояние человека тоже сокращаются. И поэтому применение поведенческой активации помогает почувствовать, что делать что-то просто приятно, благодаря этому меняется состояние. Механическая работа помогает сосредоточиться на самом процессе, тем самым отвлечься от самообвинения, озадаченности тревожными мыслями и беспокойства.

Заботиться и сохранять историческое наследие может каждый. Это подвластно не только историкам, искусствоведам, архитекторам и реставраторам, но и каждому жителю большого или маленького города, крупного населенного пункта или деревни — любому неравнодушному и заинтересованному человеку. Фонд «Внимание» принимает заявки от всех жителей, которые хотят сохранить дом в своем дворе или табличку на доме прошлого века. А поддержать фонд можно тут.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Читайте также
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Знания
Не знаю, что делать: как помочь умирающим?
28 ноября
Помочь нам