- Опыт
- 7 февраля 2023, 14:49
- 4 минуты
Мифы о психиатрии: что происходит на приеме у психиатра и почему к нему редко обращаются
Вместе с психиатром и психотерапевтом Кириллом Сычевым разбираем самые частые мифы о психиатрии.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день от депрессии по всему миру страдает 280 миллионов человек — это чуть меньше 4% от всего населения. И здесь речь идет только о диагностированных случаях.
Депрессия — это психическое расстройство, которое сильно влияет на качество жизни, работоспособность, а еще может привести к суициду. При этом существуют доказанные эффективные способы лечения легкой, средней и тяжелой депрессии, но за помощью люди обращаются нечасто, потому что жаловаться на то, что «я слабый», очень сложно. Именно из-за стигматизации обращения к психиатру многие так и не получают необходимой помощи.
Психиатр и психотерапевт Кирилл Сычев развенчал главные мифы о психиатрии, которые зачастую и приводят к стигматизации.
Миф 1: все заболевания можно поделить на большую и малую психиатрию
Это не очень современное понятие. Сейчас такого разделения нет. Его придумал российский и советский психиатр Петр Борисович Ганнушкин. Тогда к большой психиатрии относили шизофрению, эпилепсию, психозы, состояния с галлюцинациями и бредом, маниакально-депрессивный психоз (сейчас — биполярное аффективное расстройство). Считалось, что у таких заболеваний исключительно биологическая модель возникновения. К малой психиатрии относили расстройства личностного спектра, невротические, депрессивные состояния. Эти заболевания считались психологизированными, то есть возникающими вследствие социальных проблем, стрессов.
Я не очень люблю такое разделение. В то время, когда жил Ганнушкин, это было удобно, потому что не было многих лекарств и видов лечения. Сегодня такое разделение проводить очень субъективно. Я хорошо знаю, что иногда люди при состояниях из малой психиатрии чувствуют себя очень плохо, а люди с шизофренией могут себя вполне хорошо ощущать. Это может происходить из-за того, что последние более адаптивны, а людям с расстройством личности, которое не лечится медикаментозно, сложнее, потому что им нужно прикладывать больше усилий, чтобы находиться в социуме или выполнять работу.
Все ментальные состояния описаны в Международной классификации болезней и DSM-5 (номенклатура психических расстройств Американской психиатрической ассоциации).
Миф 2: прием психиатра похож на психотерапию
В государственных учреждениях встреча с врачом длится 15 минут. Этого, конечно, очень мало для полноценного приема.
В моем понимании правильный процесс, который должен происходить на приеме, выглядит так.
- Человек рассказывает о своем состоянии.
- Врач задает ему все необходимые вопросы.
- Вместе с пациентом врач резюмирует все сказанное.
- Врач высказывает свое мнение о том, что с пациентом происходит.
- Врач расписывает стратегию лечения и при необходимости назначает препараты.
Это длится час или даже полтора.
Одна из задач приема для клиента — узнать что-то о себе и понять, сколько будет длиться путь лечения, как оно будет проходить. Иногда ко мне приходят люди и говорят, что им назначили препараты, но они даже не знают, какой у них диагноз — какой-то там невроз. Мне в таком случае приходится проводить работу заново, да и человек сам не понимает, что с ним.
В большинстве состояний пациентам нужна и психотерапия. Если возьмем классический пример депрессивного эпизода, то тут зависит от тяжести. При легкой тяжести человека направляют к психотерапевту. Если средняя тяжесть, то ему предложат совместить лекарственную терапию и работу с психотерапевтом. При тяжелом течении болезни врач будет настаивать на медикаментозном лечении в первую очередь, а уже потом подключит психотерапию.
Миф 3: диагноз может поставить и психиатр, и психотерапевт
Психотерапевт бывает двух типов.
- Психолог-психотерапевт — психолог, получивший общее психологическое образование и отучившийся психотерапии по какому-то определенному направлению. Такой специалист может проводить психотерапию, но лекарства назначать не может. Он может порекомендовать обратиться к психиатру, если у него есть подозрения.
- Психиатр-психотерапевт, отучившийся в медицинском вузе на психиатрическом отделении, а затем получивший статус психотерапевта на курсах по направлению психотерапии. Такой специалист может ставить диагноз, прописывать медикаменты и вести психотерапию.
Важно: в любом случае диагноз должен ставиться только на очном приеме, не онлайн.
Миф 4: психиатр может положить в психиатрическую больницу или поставить на учет
С точки зрения закона есть три ситуации, когда человека могут госпитализировать:
- если человек не может за собой ухаживать (обычно пожилые люди);
- если человек угрожает своей жизни;
- если человек угрожает кому-то.
В остальных случаях показаний нет. Как такового учета на данный момент не существует.
Миф 5: медикаментозное лечение вызывает зависимость и вредит организму
При любой зависимости формируется толерантность к веществу. Это значит, что со временем будет нужно все больше и больше — любой человек с зависимостью вам об этом скажет.
Большинство антидепрессантов, нейролептиков, нормотимиков такого эффекта не имеют. На этих препаратах пишут: «Разрешено пожизненно». Даже если рассудить логически, то, что разрешено пожизненно, не может вызывать привыкание, иначе человеку хотелось бы получать это все больше и больше. С лекарствами так не получится, так как есть четкая вилка, как часто и в каких количествах их можно принимать. Больше — не получится.
Медицинское средство, которое может вызвать зависимость, обычно имеет ограниченный срок приема, например три-четыре недели. К таким относятся транквилизаторы.
Кстати, антидепрессанты — очень условное название. В 70% случаев их назначают при тревожных расстройствах, а не при депрессии. Я думаю, что в каком-то ближайшем будущем терминология может измениться.
Побочные эффекты психотропные препараты имеют — любые. У многих людей они различаются. Иногда могут быть долговременные неприятные последствия. Но статистически это состояние проявляется нечасто. Есть очень сильные антидепрессанты, которые ухудшают некоторые показатели печени, но сейчас они применяются меньше и в течение небольшого периода, а потом прописывается другой препарат — так можно.
При выходе из медикаментозного лечения бывает синдром отмены. В организм долгое время поступало какое-то вещество, и человек к этому привык. А потом в какой-то момент оно перестает поступать. Организму в таком случае бывает нужно время, чтобы перестроиться обратно. Обычно это занимает две-три недели, потом проходит — это нормально.
Миф 6: если есть таблетки, психотерапия не нужна
В случае с большинством тревожных и депрессивных состояний, то есть когда есть выбор способа работы, биологическая терапия быстрее помогает справиться с острой фазой, а психотерапия уменьшает вероятность рецидива. То есть при обоих случаях лечения выздоровеет примерно одинаковое количество человек, но после психотерапии вероятность рецидива меньше в разы. Когда человек успешно выходит из тяжелого расстройства, пусть даже и с помощью только медикаментов, ему все равно нужно провести психпросвещение: что с ним происходит, что стало триггером, на что обращать внимание, как изменить образ жизни или мыслей. Тут скорее нужна просветительская деятельность, нежели разговор. Но при многих заболеваниях (тревожных, например) имеет большое значение именно доверительное общение с кем-то — это важнее психпросвета.
Миф 7: иметь психиатрический диагноз стыдно
Тут мы имеем дело со стигматизацией. Она происходит из-за очень многих социальных и культурных факторов. Например, поведение Канье Уэста в последние годы многих сильно удивляет, и некоторые считают, что это как раз и есть проявление биполярного расстройства. Но на самом деле у рэпера это может так выглядеть в силу того, что он может себе это позволить, потому что он значимый человек в мировой культуре. Не все люди с биполярным аффективным расстройством так себя ведут.
Еще влияет чтение книг или просмотр фильмов. Например, многие могут подумать, что электросудорожная терапия в фильме «Пролетая над гнездом кукушки» — это что-то такое, из-за чего человек кричит, бьется, ему становится только хуже. Согласен, что после такого опыта идти к психиатру не хочется совсем. На самом деле электросудорожная терапия — это эффективная процедура, которая применяется тогда, когда лекарства не помогают. Она безболезненна, ее проводят под наркозом, и на глаз почти не определить, что с человеком что-то происходит (он точно не дергается так, как показано в фильме).
Естественно, что сам социум тоже влияет. Долгое время в нем была установка, что надо чего-то достигать, наполнять жизнь смыслами, жить посредственно нельзя. В таком обществе человек с депрессивным расстройством действительно казался «не таким»: он несколько месяцев не может до туалета дойти — куда уж ему бизнес открывать или бежать марафон.
Долгое время не было и просвещения. Последние несколько лет прогресс в этой сфере есть, многие начали об этом говорить. На моих приемах стало больше мужчин, хотя раньше их не было совсем.
Миф 8: самое частое заболевание — депрессия
Это, наверное, самое частое, с которым приходят. Но стоит понимать, что депрессивное состояние может быть очень разным: вследствие работы гормональных органов, в рамках депрессивного эпизода на фоне психических состояний, в рамках рекуррентного состоянияРасстройство психики, для которого характерны повторяющиеся депрессивные эпизоды легкой, средней или тяжелой степени. Такие эпизоды могут длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. , сезонная депрессия, предменструальное диссоциативное расстройство, депрессия при биполярном аффективном расстройстве и так далее. И все это — разные виды депрессии, поэтому ее так много.
Миф 9: люди с психическими заболеваниями (например, с шизофренией) чаще совершают преступления
По статистике, напротив, именно люди с психиатрическими болезнями чаще становятся жертвами насилия, а не авторами. В каком-то проценте случаев они могут совершать противоправные поступки, потому что люди с психическими заболеваниями могут не осознавать своих действий. Но я считаю, что на этом не стоит заострять внимание, а лучше проводить профилактические меры, чтобы люди знали о своих заболеваниях и занимались лечением.
Миф 10: сами психиатры — странные люди (работать с сумасшедшими!)
Я бы не сказал, что это абсолютный миф. Определенная группа людей идет работать психиатрами из-за личных состояний, которые они пытаются решить. В этом плане поток студентов психфака действительно может выглядеть странно. Но и в психологи часто идут люди, которые хотят решить свои собственные проблемы. К тому же в мире есть такое большое количество ментальных состояний, с которыми мы встречаемся на протяжении жизни, что встретить человека, никогда не сталкивавшегося ни с какими психическими диагнозами, будет сложно. Да и вообще, что значит «странные люди»? Человек с розовыми волосами странный? А люди с татуировками? На психиатра стоит смотреть с точки зрения того, насколько человек компетентен и подкован в этике. Неважно, с каким запросом он пришел в профессию, — важно, как он себя ведет и помогает ли вам, не говорит ли: «Роди — пройдет», «Это все ерунда», «Само пройдет, выпей глицин».
Спасибо, что дочитали до конца!