18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
  • Опыт
  • 21 августа 2023, 14:14
  • 3 минуты

«Маршрутная карта»: инструмент продвижения благотворительных организаций

О новом агрегаторе помощи НКО рассказывает программный директор фонда «Нужна помощь» Ольга Рончинская.

«Маршрутная карта» — это инструмент для развития НКО, который недавно появился в IT-сервисе «Ядро».

Что такое «Ядро» 🤔?

Команда «Маршрутной карты» разработала бесплатные курсы про финансовую устойчивость, работу с сотрудниками, коммуникационную стратегию, работу с рисками и другие важные аспекты работы фондов. Теперь сотрудникам НКО больше не нужно искать разрозненные советы в интернете и тратить на это время и силы.

В этой статье разбираемся, как появился этот инструмент, зачем и чем он может быть полезен.

Страница «Маршрутной карты»

Как появилась «Маршрутная карта»

Проект зародился в мыслях еще где-то в конце 2021 года в фонде. Тогда наш отдел исследований начал сотрудничать с Высшей школой экономики и проектом «Пульс НКО» по вопросу исследования российских НКО и их уровня организационного развития. Параллельно с этим у нас в фонде было желание объединить какой-то образовательный процесс, подобранный под запросы каждой НКО, и процесс, который мы ведем с нашими некоммерческими организациями — после того, как они попадают в пул верифицированных, мы их сопровождаем в развитии. И все эти разные аспекты нашей деятельности хотелось соединить в одном месте — и исследовательскую часть, и образовательную, и процесс сопровождения. И придумали, собственно, вот такой проект. Мы назвали его «Маршрутной картой», это калька с английского roadmap. По сути это проект, который дает НКО карту развития. Сейчас он доступен для всех фондов, включая неверифицированные.

Как работает «Маршрутная карта»

Сначала НКО проходит анкетирование, которое мы разработали совместно с «Пульсом НКО», и получает результаты, показывающие уровень ее организационного развития.

Узнаем, что такое уровень организационного развития тут 🙃

У организационного развития есть 12 критериев. И все они связаны с тем, как организована работа в НКО. Там есть такие аспекты, как планирование, стратегия, работа с сотрудниками, коммуникации, финансы. Анкетирование показывает, на каком уровне находится организация в сравнении со сверстниками. Что я имею в виду, говоря «сверстники»: мы сравниваем маленькие НКО с маленькими, большие с большими, чтобы это было релевантно. Работает балльная система — по каждому аспекту мы даем какой-то балл на основе анкеты. Этот балл показывает средний, высокий или низкий уровень конкретно по этому критерию. В результате НКО видит результаты — какие-то сильные стороны, какие-то слабые, какие-то средние — и уже может предположить, чем ей стоит заняться, чтобы повысить уровень своего организационного развития. 

Примеры курсов

После анкетирования мы как раз даем ту самую roadmap, ту самую маршрутную карту. Мы увидели, какие баллы набрала НКО по всем аспектам, и предлагаем ей на основе этих баллов релевантные образовательные курсы. Например, если человек набрал низкий балл в анкетировании по критерию финансов, то мы ему предлагаем пройти базовый курс по финансам. А если НКО набрала высокий балл по какому-то аспекту, например по работе с сотрудниками, то мы предлагаем пройти продвинутый курс про сотрудников. То есть там, где низкий балл, мы даем базовый уровень, где высокий балл — продвинутый уровень курсов. Но вообще, конечно, внутри проекта можно изучить все курсы в любом порядке, мы ничего не закрываем, но даем рекомендации, что и в какой последовательности стоит делать. И если НКО с этим согласна, она получает определенный трек от нас.

Миссия «Маршрутной карты» и фонда «Нужна помощь»

В итоге после прохождения всей программы мы предлагаем НКО еще раз заполнить анкету. Программа большая, поэтому мы рассчитываем, что организации будут проходить анкетирование плюс-минус раз в год, чтобы увидеть динамику, увидеть, где они выросли, а где пока еще нет. И основная идея в том, что НКО планомерно таким образом повышают уровень своего организационного развития, получая необходимые знания, инструменты, шаблоны и так далее. В этом и заключается весь смысл проекта — развивать НКО и помогать им повышать свой уровень организационного развития. 

И, собственно, миссия фонда «Нужна помощь» в том, что мы помогаем НКО в России становиться более устойчивыми, более профессиональными, а это все напрямую связано с уровнем организационного развития. То есть идея в том, что чем ниже уровень развития организации, тем менее она устойчива, менее профессиональна. Очень много НКО в России создано энтузиастами, которые столкнулись с той или иной проблемой и решили помогать другим, и это супер. Под профессионализмом я скорее подразумеваю эффективность: не тратить ресурсы туда, куда не надо, распоряжаться ими, может быть, более сбалансированно, выстраивать работу последовательно, с планированием, оценкой результатов. Допустим, НКО очень хорошо разбирается в своих темах, а мы хотим ей помочь с организацией той работы, которая может проседать, пока, естественно, все силы направлены на помощь непосредственным благополучателям. И поскольку миссия фонда «Нужна помощь» — как раз помогать НКО в России становиться устойчивее, то «Маршрутная карта» напрямую на это действует. 

Как долго длится программа «Маршрутной карты»

Длительность зависит от того, как устроена сама НКО. Во-первых, проходить эти курсы может не один сотрудник. То есть они не исключительно для управляющего или директора. Если в НКО есть пул разных сотрудников, то курс по одной теме может пройти один сотрудник, по другой теме — другой сотрудник, более релевантный. И тут сложно сказать, сколько времени у них займет программа при таком подходе. Но я думаю, если заниматься этим параллельно с работой, за месяц вполне можно все осилить, освоить теорию, все, что у нас представлено, прослушать, прочитать. Но тут очень важно, чтобы человек не просто прочитал, а что-то попробовал, внедрил, посмотрел: работает — не работает. И вот на это, мне кажется, можно закладывать год, потому что результаты полученных знаний раньше мы, скорее всего, не увидим.

Какие задачи решает «Маршрутная карта»

Например, если у НКО низкий балл по аспекту «стратегии планирования», то сразу можно, пройдя курс по этой теме, буквально взять из него информацию и шаблоны и составить стратегию организации, написать миссию, и это будет рабочий документ, на который НКО потом может ориентироваться, когда станет думать, чего она хочет добиться, почему помогает именно этой категории благополучателей, какие проекты может запускать, чтобы ей помогать, и так далее. То есть это такой основополагающий документ для НКО

Или если мы говорим о финансовой устойчивости НКО, то там можно прочитать о том, как диверсифицировать доходы, чтобы организация была более устойчивой, например как заниматься сбором пожертвований, если НКО существует исключительно на гранты. Существовать на гранты — это не очень устойчивая история, и мы там рассказываем, как начать привлекать пожертвования другими способами, чтобы было несколько источников дохода. В том числе буквально даем шаблоны писем, как, например, общаться с потенциальными корпоративными донорами. И НКО могут доработать этот шаблон под себя и написать какому-то пулу потенциальных корпоративных партнеров с предложением о сотрудничестве и пожертвованиях. 

О внешних коммуникациях мы тоже рассказываем, советуем, рекомендуем, как можно выстраивать работу в соцсетях, почему должен быть сайт, почему нужно, чтобы на нем была определенная информация. Рассказываем о том, что это важно для прозрачности, деятельности организации. И НКО после прохождения этого курса может адаптировать или доработать то, как она сейчас, например, общается вовне со своей аудиторией, и наладить более доверительные отношения, которые впоследствии в том числе привели бы к большим пожертвованиям.

Как пользоваться «Маршрутной картой»

Проект открыт для всех. Единственное, что нужно сделать, чтобы получить к нему доступ, — это зарегистрироваться в «Ядре». «Ядро» — это наш IT-продукт для НКО. Зарегистрироваться в «Ядре» — это, по сути, создать там свой личный кабинет и заполнить профиль организации. Никакой дополнительной проверки проходить не надо. Как только это сделано, в «Ядре» прямо на боковой панели появляется проект «Маршрутная карта». Можно зайти и сразу заполнить анкету. Желательно заполнить ее честно, уделить этому время, тогда появятся максимально релевантные рекомендации курсов. 

В чем специфика «Маршрутной карты»

Таких проектов, где все собрано в одном месте, нет.

Есть отдельные проекты, например, анкетирований, которые можно проходить, чтобы понять свой уровень развития. Есть просто образовательные продукты для разных НКО. У Московской школы профессиональной филантропии, например, отличная образовательная программа, но она рассчитана все-таки в первую очередь на топовых менеджеров сектора НКО. Программа сложновата для начинающих, она фокусируется на вопросах управления организацией и меньше на других аспектах. Поэтому такого, чтобы в одном месте была собрана информация вообще по всем темам, нет нигде. И как раз в этом заключается преимущество «Маршрутной карты»: все собрано в одном месте, можно посмотреть информацию на любую тему, почитать, изучить, что-то для себя полезное взять. Можно даже просто после прохождения анкеты вынести для себя что-то важное о том, где мы сейчас находимся как НКО, чего нам не хватает, в чем наши сильные стороны. 

За все время существования проекта 200 НКО завершили анкетирование — это значит, что они получили все рекомендации курсов и могут проходить их дальше. Но наша цель, конечно, больше: мы бы хотели, чтобы всего до конца этого года анкетирование прошли 500 НКО. 

Проект реализуется благодаря поддержке Фонда президентских грантов. Спасибо, что дочитали до конца!

Спасибо, что дочитали до конца!

Мы уверены, что первый шаг в решении любой проблемы — это сделать ее видимой для общества. Именно этим мы и занимаемся в медиа фонда «Нужна помощь».

А еще мы даем голос фондам по всей России, чтобы об их работе узнали как можно больше людей.

Поддержите нас

Оформите пожертвование для фонда «Нужна помощь»

У вас карта зарубежного банка? Перейдите к  специальной форме

Выберите тип и сумму пожертвования
Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
12 февраля
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Читайте также
Технологии
С Новым годом, донор: как «Нужна помощь» поздравляет своих сторонников
18 января
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Как развивать онкологическую помощь в регионах
10 января
Помочь нам