18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

IT-продукты и НКО: зачем фондам нужны современные технологии и что такое «Ядро»

Все самое главное о диджитализации благотворительности и нашем сервисе «Ядро», который создан, чтобы облегчить жизнь фондам.

В настоящий момент практически не осталось ни одной сферы жизни, которую не затронула бы диджитализация. Два пандемийных года лишь ускорили этот процесс. Благотворительность не является исключением, фонды и НКО также стали активными пользователями цифровых услуг. Мы поговорили с Екатериной Гурцак, руководительницей IT-продукта «Ядро», о том, как происходит этот процесс, с какими трудностями при переходе сталкиваются организации, какие удобные инструменты для фондов есть на рынке, чем полезен фондам и НКО многофункциональный бесплатный сервис «Ядро» и как правильно разрабатывать цифровые продукты для благотворительных организаций.

Зачем нужна цифровизация сферы благотворительности и НКО? 

В Gartner Glossary дается следующее определение диджитализации: «это использование цифровых технологий для изменения бизнес-моделей и обеспечения новых возможностей получения дохода и производства ценностей для пользователя; это процесс перехода к цифровому бизнесу».

Екатерина Гурцак
Екатерина Гурцак
руководительница IT-продукта «Ядро»

В НКО цифровизация работает похожим образом, благодаря ей мы можем эффективнее помогать нашим подопечным и лучше фандрайзить.

Диджитализация в некоммерческом секторе в любом случае идет: согласно исследованиям, даже отстающие организации в этой сфере используют в среднем девять цифровых решений. Другой вопрос, что, увеличив количество этих решений или углубив их использование, они могли бы добиться больших результатов.

Чаще всего НКО используют следующие цифровые решения: мессенджеры для рабочих коммуникаций, социальные сети, видеозвонки и трансляции, сайты НКО, компьютерную безопасность, облачные хранилища, электронные документооборот и бухгалтерию.

В ходе этого же исследования выяснили, что цифровизация в сфере НКО больше влияет на повышение прозрачности и улучшение имиджа фонда, чем на ускорение процессов и их автоматизацию: «Только небольшая часть опрошенных НКО указала на результаты цифровизации в плане роста объемов финансирования (7%)».

Легко ли НКО переходить к использованию цифровых услуг?

Екатерина Гурцак
Екатерина Гурцак
руководительница IT-продукта «Ядро»

Большинство НКО понимают, что они могут получить пользу от новых цифровых решений. Но если опираться на то же самое исследование, то это не так легко, так как фонды сталкиваются с такими барьерами, как: 

  • дефицит финансирования;
  • недостаток цифровых навыков у сотрудников;
  • дороговизна диджитализации;
  • нехватка специалистов, которые готовы работать в сфере благотворительности;
  • отсутствие решений, отвечающих нуждам организаций;
  • приоритет текущих задач и многое другое.

Надо отметить, что фандрайзить на конкретные проекты и адресные сборы НКО гораздо проще. А вот собирать деньги на административные задачи обычно очень сложно.

Некоторые НКО считают, что на текущие задачи собирать деньги некорректно, но чаще всего просто очень сложно объяснить людям, почему они должны пожертвовать свои деньги на условного IT-специалиста, который поможет подключить какой-то сервис.

При этом существуют сервисы, которые упрощают для НКО процесс цифровизации, например «Ядро» — бесплатный продукт с широким функционалом и понятными инструментами. 

Екатерина Гурцак
Екатерина Гурцак
руководительница IT-продукта «Ядро»

Мы общались с НКО, которые, например, хотят подключить сайт, но о конструкторах сайтов не знают, с разработчиками никогда не сотрудничали и не понимают, как ставить им задачи, поэтому предпочитают вообще не делать этого.

При этом сайт, от которого НКО отказывается, позволил бы ей стать прозрачнее перед донорами, больше их привлекать и эффективнее фандрайзить на себя в долгосрочной перспективе.

Что такое «Ядро» и чем оно может помочь фондам и НКО?

«Ядро» — это удобный многофункциональный и бесплатный инструмент, в котором НКО могут:

  • сделать годовой публичный отчет через «Конструктор отчетов»;
  • оценить свой уровень организационного развития, выстроить на основе полученных результатов траекторию обучения и пройти соответствующие курсы в «Маршрутной карте»;
  • построить модель своего социального воздействия
  • пройти верификацию в фонде «Нужна помощь»;
  • общаться со своим координатором;
  • анализировать свои сборы через каталог.

Зачем нужна верификация в «Ядре» и чем отличается функционал для неверифицированных НКО?

Екатерина Гурцак
Екатерина Гурцак
руководительница IT-продукта «Ядро»

С точки зрения всей нашей экосистемы верификация позволяет подключаться к нашим фандрайзинговым инструментам, что дает возможность привлекать доноров по всей стране. Также НКО-партнер получает больше возможностей для продвижения, например через наши рассылки, социальные сети и медиа.

При этом сам процесс верификации является еще и бесплатным аудитом для НКО: мы даем рекомендации и подсказываем, как стать понятнее.

Также верификация в «Ядре» — это дополнительный плюс для НКО при получении грантов и верификации на других площадках.

Екатерина Гурцак
Екатерина Гурцак
руководительница IT-продукта «Ядро»

Также после верификации становится доступен раздел «Аналитика», в котором можно исследовать сборы через инструменты нашей экосистемы. Кстати, в июле мы как раз обновим этот раздел. Он станет понятнее, и в нем будет больше возможностей для анализа.

Остальные функции в «Ядре» доступны уже после заполнения профиля, а для «Маршрутной карты» вообще нужен только ИНН.

Критерии и процесс верификации подробно описаны в гайде.

Отличие «Ядра» от других IT-продуктов для НКО

Екатерина Гурцак
Екатерина Гурцак
руководительница IT-продукта «Ядро»

Помимо того, что наш продукт просто позволяет делать взаимодействие со всей экосистемой более удобным, у нас есть несколько довольно уникальных инструментов.

  • «Конструктор отчетов». На рынке нет заметных аналогов. Альтернативой может стать использование стандартных инструментов для презентаций или верстки сайтов, но наш конструктор гораздо лучше подходит тем организациям, которые хотят сделать отчет быстро и красиво, и тем, у кого нет дополнительных финансов на дизайнера и понимания, какую структуру в такой отчет закладывать.

  • «Социальное воздействие». Этот сервис опирается на теорию изменений, которая говорит о том, что если НКО хочет оказывать заметное влияние на большую проблему, с которой работает, то надо сначала понять, каких промежуточных результатов следует достичь, чтобы впоследствии повлиять глобально. Основная трудность при построении такой модели заключается в том, что обычно сложно понять структуру проблемы, с которой НКО работает, чтобы выбрать именно те промежуточные результаты, на которые организация хочет и может повлиять. Наши исследователи проанализировали несколько сфер работы НКО и сделали эту структуризацию за пользователей. Теперь фондам нужно просто выбрать свои промежуточные результаты, а не генерировать их самостоятельно.

  • «Маршрутная карта». Это обучающий сервис, у которого, в принципе, есть аналоги. Но здесь уникальность заключается в том, что мы сочетаем научно разработанный метод анализа организации с планом, как с этим самым анализом работать. Все материалы подбираются под уровень пользователя. 

Инклюзивность «Ядра»

«Ядро» доступно для всех людей, которые имеют ограничения при работе с интерфейсами: до любой кнопки можно добраться с клавиатуры, элементы подписаны, а части интерфейса сгруппированы для незрячих и слабовидящих пользователей. 

Особое внимание уделено контрасту цветов, текстовым заголовкам, названиям подсказок и кнопок для слабовидящих пользователей, людей с проблемами цветовосприятия, людей с дислексией и просто уставших пользователей, так как все эти настройки помогают быстрее ориентироваться на странице. А скоро еще появится пониженная контрастность, которая поможет пользователям со светобоязнью, астеническим синдромом и тем, кто работает при плохой освещенности.

С развитием проекта разработчики пересматривают подходы к доступности, ищут новые инструменты и планируют дополнительный функционал. 

Опыт разработки «Ядра», полезный и другим НКО

Екатерина Гурцак
Екатерина Гурцак
руководительница IT-продукта «Ядро»

Тут есть два аспекта разработки: процессный и продуктовый.

Процессный аспект — это про то, как устроены наши процессы.

В «Ядре» есть продуктовая команда, состоящая из продакт-менеджеров, проджект-менеджера, дизайнера, разработчиков. Плюс мы работаем вместе с тестировщиками, а также UX-редактором, но он у нас на аутсорсе.

Мы работаем по методике Scrum (метод организации совместного рабочего процесса, в основе которого лежит поэтапная разработка продукта).

У нас несколько этапов разработки:

  1. проектирование. Задача этого этапа — правильно определить проблему пользователя и критерии ее решения, которое такому пользователю подойдет. На этом этапе мы понимаем, на какие метрики и как мы хотим повлиять. А также договариваемся со всеми внутри фонда о том, что их такие изменения устраивают. Итогом этого этапа становится техническое задание;
  2. дизайн решения. Здесь разрабатывается сам дизайн решения, пишутся тексты для интерфейса, все это тестируется, чтобы мы были уверены, что задача пользователя будет решена и ему будет удобно пользоваться продуктом;
  3. разработка;
  4. запуск. На этом этапе мы информируем наших пользователей о том, что вышло какое-то обновление, и зовем их его попробовать. А также смотрим, достигли ли мы целевых значений по запланированным метрикам, и запускаем опросы для пользователей об их впечатлениях о новом функционале.

Мы планируем по системе OKR (определенная модель по установке желаемых целей и достижению необходимых результатов в бизнесе).

А продуктовый аспект связан с тем, что мы стараемся разрабатывать функционал, который будет полезен нашим пользователям, — для этого мы много думаем и исследуем. Мы все воспринимаем как гипотезу. Например, пользователь говорит, что он сейчас перестанет пользоваться нашим сервисом, потому что тут некрасивая кнопка, — хорошо, это гипотеза, которую можно проверить. Мы стараемся проверять как гипотезу о проблеме, так и гипотезу о решении.

Создание функционала

Екатерина Гурцак
Екатерина Гурцак
руководительница IT-продукта «Ядро»

При разработке функционала мы опираемся на следующие вещи: цели нашего фонда, цели конкретного продукта (в нашем случае «Ядра»), обратную связь от пользователей, понимание проблем и задач, которые есть у НКО. На основе этого мы определяем задачу, которую должен решить новый функционал. 

Для того чтобы сформулировать задачу, мы обычно делаем одну или несколько вещей из этого списка:

  • анализируем обратную связь, которую получаем;
  • проводим интервью с нашими реальными или потенциальными пользователями;
  • проводим опросы;
  • анализируем уже имеющиеся исследования;
  • анализируем статистику об использовании наших сервисов;
  • анализируем опыт аналогичных сервисов.

Все это позволяет нам точнее определить, как устроены процессы наших пользователей, какие проблемы для них являются важными, а какие — нет, почему они вообще считают это проблемами и действительно ли для них важно их решать. 

Затем мы определяем метрики, по которым поймем, что эта задача решена. Например, мы знаем, что в предыдущей версии «Конструктора отчетов» не всем пользователям нравилась итоговая верстка и поэтому после создания отчетов не все НКО публиковали их у себя на сайте. Сейчас мы улучшили адаптивность верстки, а значит, процент организаций, которые опубликуют у себя отчеты, должен вырасти. 

Если новый функционал большой, то мы всегда стараемся придумать, как подешевле его протестировать, чтобы понять, действительно ли он решит проблему пользователей.

А еще мы тестируем наши решения на этапе дизайна и приглашаем на этот этап целевую аудиторию.

После релиза мы отслеживаем изменения важных для нас метрик, а также часто проводим опросы, чтобы понять, что пользователям понравилось и не понравилось, — это позволяет нам планировать дальнейшее развитие.

Советы для тех, кто разрабатывает IT-продукты для НКО

Главное, по словам Екатерины, пробовать, анализировать, что получилось хорошо и не очень хорошо, и уже с этим знанием пробовать снова. И стараться выделять себе время не только на рутинные задачи, но и на работу с долгосрочными целями.

Спасибо, что дочитали до конца!

Спасибо, что дочитали до конца!

Мы уверены, что первый шаг в решении любой проблемы — это сделать ее видимой для общества. Именно этим мы и занимаемся в медиа фонда «Нужна помощь».

А еще мы даем голос фондам по всей России, чтобы об их работе узнали как можно больше людей.

Поддержите нас

Оформите пожертвование для фонда «Нужна помощь»

У вас карта зарубежного банка? Перейдите к  специальной форме

Выберите тип и сумму пожертвования
Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Технологии
С Новым годом, донор: как «Нужна помощь» поздравляет своих сторонников
18 января
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Читайте также
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Помочь нам