- Опыт
- 30 мая 2022, 12:25
Каким бывает волонтерство и как фонду построить волонтерское сообщество
В условиях экономического кризиса последних месяцев большое количество НКО столкнулось с уменьшением количества пожертвований. В новой действительности вопрос волонтерской поддержки благотворительных организаций актуален даже больше, чем раньше. Мы поговорили о волонтерстве и подходах к организации волонтерской работы с руководительницей организации «Мой Байкал» и с рекрутеркой волонтеров «Нужна помощь».
Что такое волонтерство, какое бывает и зачем нужно
Волонтерство – бесплатная добровольная деятельность для помощи одних людей другим. Этимологически русским синонимом слова «волонтер» как раз и будет «доброволец». Цели волонтерской деятельности даже зафиксированы государством в законе 135-ФЗ «О благотворительной деятельности…» Из них можно выделить пять основных направлений волонтерства:
- Социальное
- Культурное
- Экологическое
- Спортивное
- Медицинское
Так или иначе, любую волонтерскую деятельность можно отнести к одному из этих пунктов. Помогать как волонтер может любой желающий, исключений нет, разве что несовершеннолетним волонтерам может понадобится разрешение родителей или опекунов. Для самих волонтеров такая деятельность имеет немало плюсов: помимо желания помочь нуждающимся и сделать мир лучше человек может реализовать свой потенциал в сферах, далеких от его основной работы (хотя, конечно, очень часто профессионалы помогают именно с позиции профессионалов), получить уникальный опыт, познакомиться с новыми людьми и принять участие в большом количестве разных мероприятий. В свою очередь, для благотворительных организаций поддержка волонтеров – не только возможность получить «бесплатных» работников, но и отличный способ увеличить внимание к проблеме и информированность о ней.
Опыт фонда «Мой Байкал» в построении волонтерского сообщества
«Мой Байкал» — организация из Иркутска, которая с 2016 года помогает сохранять природу озера, очищая берег от мусора. В конце 2021 года организация запустила уникальный фандрайзинговый проект — супермаркет мусора, о котором мы в «Нужна помощь» писали в этой статье.
В этом году 10 лет исполняется нашей акции «Праздник чистоты». В 2013 году я её организовала лично, как физическое лицо, тогда ещё не было организации.
Я родилась и выросла на Байкале, и мы всегда ходили по грибы в лес. Потом я уехала, очень редко приезжала и в один из приездов пошла в этот самый лес — какие там грибы, там просто сплошным слоем все было завалено мусором. Я думала, если даже сейчас одна возьму мешки и буду все это собирать, это будет очень долго, лета мне не хватит. И тогда появилась идея сделать такой формат: привезти людей, найти мешки, перчатки, транспорт. У меня были знакомые журналисты, и я просто попросила их написать статьи. Разослали пресс-релизы и в новостях разных СМИ появилось, что набираются волонтеры на уборку на острове Ольхон.
В первый же год я вывезла на уборку 120 человек. Нашлись партнеры, все закрутилось. Волонтерам очень понравилось. Сейчас я понимаю, что основное, что нравилось, это, во-первых, отдых на Байкале, а, во-вторых, возможность принести пользу озеру. Ну и третье — у нас не случайно название «Праздник чистоты», потому что всегда это именно праздник: по вечерам капустники, концерты, дополнительные лекции, мастер-классы. У нас как правило волонтеры ездят каждый год, берут отпуск и приезжают на несколько дней. Мы сотрудничаем с турагентствами. Люди едут отдыхать на Байкал: пять дней они отдыхают, а пять дней они на нашей акции.
В первый год акции Надежда просто принимала звонки потенциальных волонтеров на свой личный телефон, но быстро поняла, что работу нужно реорганизовать. Появился чат в мессенджере, гугл-форма для волонтеров, сайт. Хороший старт обеспечили пресс-релизы, а после на «Мой Байкал» уже успешно работало «сарафанное радио» и соцсети.
С 2015 года я стала постоянным эковолонтером в акциях «Мой Байкал». Просто волонтерство переросло в совместную подготовку и организацию экоакций. В 2019 и 2021 годах стала победителем конкурса «Доброволец года Иркутской области», в номинации лучший эковолонтер. Так же в 2021 году мне присвоили звание Почётный Доброволец Иркутской области.
Мария закончила Школу экотренеров «Зеленый Драйвер», прошла школу РСО в Санкт-Петербурге, получив диплом экотренера-специалиста по экопросвещению. Она координирует экологические акции «Праздник Чистоты» на Байкале, а так же организовывает субботники в Иркутске.
На самом деле СМИ нас очень любят, потому что у нас всегда позитивные новости, всегда интересная информация, и с первого года вся информация о нас публикуется.
Сейчас у нас в базе около 2000 волонтеров, мы делаем рассылку по волонтерам. Проводим волонтерский слет раз в год. Из-за пандемии прошлый был в онлайн формате, а вообще проводили вживую — в зале кинотеатра собирали волонтеров, делали концерт, награждение, вручали подарки, грамоты, проводили ярмарки. Проекты у нас все летние, а слет проводим в ноябре или декабре, как подведение итогов лета. У нас много разных выездов, одна группа волонтеров едет в одно место, другая – в другое, а здесь появляется возможность всем увидеться, пообщаться. Они (волонтеры) обожают этот слет, обстановка всегда неформальная, что очень важно. С самого начала у нас всегда была неформальная и дружественная обстановка, создавались неформальные сообщества на базе сообщества волонтеров. Одно время, поскольку людей действительно очень много, у меня была идея все формализовать, чтобы все по расписанию, по спискам, но когда возникшую изначально неформальную обстановку начали формализовать, волонтеры стали высказывать недовольство. Стало понятно, что это ошибка.
У нас работают бригады, каждый бригадир отвечает за свой фронт работ. Эти бригады у нас уже сложившиеся: у них есть свои названия, речевки, флаг, а у некоторых даже гимн. Это сообщества. Сейчас у нас порядка десяти бригад, часть из них жестко сформированы, я знаю их состав полностью. Например, есть бригада «Неугомонные», их порядка 20 человек, она почти не меняется. Есть такие бригады, в которых люди периодически меняются, но занимается этим бригадир.
Почему я и говорю про неформальность — когда первый год я привезла 100 человек, я была одна (сейчас сама в шоке). 100 человек привезти, поселить, накормить, решить все организационные вопросы, все проконтролировать – это очень сложная работа. Надо было что-то с этим делать и я решила всех людей разделить на бригады, назначила бригадиров (где-то их сами выбрали), и бригадиры взял на себя функцию моих помощников, и так оно и повелось. Из этих бригадиров начал формироваться костяк тех волонтеров, которые помогают на постоянной основе. Получаются такие организации, которые самостоятельно объединяются и самостоятельно принимают управление без управления. Они самостоятельно определяют, что нужно делать, и результат получается отличный. Наши волонтеры являются нашими амбассадорами, сами привлекают, сами что-то пишут. Идеи рождаются и самостоятельно реализовываются.
Иногда мне было сложно всем этим управлять, но лучшее сообщество – самоорганизованное сообщество. Из этих 20 волонтеров, которые с нами постоянно, уже есть те, кто занимает свои определенные должности. У нас есть завхоз, есть логист, есть, как мы это называем, координатор культурной программы, есть даже начальник свалки. Это все помимо тех людей, которые работают в штате организации. Они подключаются к работе на летний период.
Конечно, сообщество развивается стихийно, самостоятельно, но с ним надо поддерживать постоянные отношения. Мы планируем в штате сделать координатора волонтеров, который будет заниматься не только технической частью, но и развитием сообщества.
Интеллектуальное волонтерство
Волонтерство может быть как индивидуальным, так и групповым. Существуют целые волонтерские организации, которые делятся опытом и координируют новичков, а также нередко волонтеры объединяются в рамках отдельных проектов в группы для более продуктивной работы. Отдельно можно выделить pro bono волонтерство – это как раз тот случай, когда профессионалы оказывают свои услуги благотворительным организациям на безвозмездной основе.
Какую пользу может получить НКО от интеллектуального волонтера? Где найти таких волонтеров и какие задачи им ставить?
По поводу pro bono волонтерства: у нас очень много в организации сделано такими волонтерами: ведение соцсетей, создание сайта. На начальном этапе организации весь дизнайн, логотипы – все делали волонтеры. Изначально мы искали людей среди тех, кто ездил на наши мероприятия, потом начали искать уже со стороны (хотя наши волонтеры решают любые вопросы по проектам). Компания Адикт, диджитал-агентство, вышли на нас сами и все, что касается сайтов и продвижения взяли на себя совершенно бесплатно, а это лучшая компания в Иркутской области. У нас до этого тоже был красивый сайт, но были к нему претензии, а еще мы хотели поменять логотип (который тоже нарисовал волонтер).
Мы прорабатывали платформу бренда, обсуждали на планерках, каким хотим его видеть. И тут мне звонят из Адикта и говорят, приходите в гости, хотим вам показать ваш сайт. Мы у них сайт не просили, у них была информация, что мы хотим поменять логотип и пишем по нему техзадание. И вот они говорят, что сделали и логотип, и сайт, представляете? В итоге мы и не меняли ничего, были замечания только по цвету.
Вот такие подарки нам делают интеллектуальные волонтеры. Сейчас волонтеры из Сбербанка готовы заняться аналитикой платежных систем и фандрайзинга. В основном мы сами ищем таких волонтеров, потому что основные задачи закрыты, нам нужны узкие специалисты. Очень много привлекаем экспертов-консультантов, стараемся работать с экспертами федерального уровня, лучшими в сфере.
Я очень много учусь, и команда тоже вся учится. Обучение, как правило, бесплатное, мы выигрываем очень много грантов на обучение. Во время обучений мы никогда не упускаем случая пообщаться с экспертами по нашей организации. Кейс с супермаркетом мусора – как раз полное волонтерство от агентства SLD, с которым познакомились во время обучения.
Надежда отмечает, что у такого сотрудничества есть и минусы. Волонтеры готовы помогать с решением «разовых» задач, но регулярную задачу правильнее будет поручить человеку в штате.
Волонтерский фандрайзинг на платформе «Пользуясь случаем» и опыт работы «Нужна помощь»
Фандрайзинг – это сбор пожертвований для решения социально значимых проблем. Волонтерским фандрайзинг становится там, где средства собирает не непосредственно НКО, а ее сторонники через свои личные контакты: среди своих друзей, родственников, коллег. Очень часто для этого проводятся концерты, марафоны или, например, мастер-классы.
Хорошим примером волонтерсткого фандрайзинга является работа платформы «Пользуясь случаем», организованная фондом «Нужна помощь». На платформе каждый может организовать свой собственный сбор для одной из верифицированных на ней НКО.
Чаще всего по статистике такие сборы люди создают в честь своего дня рождения, не просят подарки, а просят поддержать фонд, который этот человек выбрал. Мы этим направлением занимаемся с 2018 года, и все проекты, связанные с волонтерами, так или иначе эту платформу задействуют. Поэтому нашими волонтерами в широком смысле являются пользователи платформы. Но это волонтеры не в классическом понимании, здесь лучше употребить слово «сторонники» — люди, которые понимают про благотворительность (или хотят понять), хотят к ней приобщиться, и использование платформы для них часто является первым шагом. Когда мы в фонде открываем набор волонтеров, чаще всего мы это делаем под какую-то акцию или проект. Например акция «Ценности Таких дел», когда мы запускали набор в честь дня рождения «Таких дел». И уже волонтеры придумывали как поддержать «Такие дела»: создавали групповые и индивидуальные сборы, устаивали ивенты в поддержку. Все это в рамках сбора происходило онлайн на платформе «Пользуясь случаем».
Весь акцент мы делаем на том, чтобы популяризировать формат соучастия. В этом году мы обновили программу, сделали потоковую систему. Решили каждые два месяца набирать волонтеров, включили в этот набор программу обучения. Принимая новых людей, мы знакомим их с фондом, знакомим с волонтерским фандрайзингом, рассказываем как создавать события на «Пользуясь случаем», и какие можно придумывать ивенты в поддержку сборов. Верифицированные нами фонды также устраивают встречи с волонтерами, знакомят их со своей деятельностью. Финалом этого набора как раз и является запуск мероприятия в поддержку одного из наших фондов. Здесь история не совсем про классическое волонтерство.
Об одном из таких мероприятий рассказала волонтерка Яна Фурсова.
Я впервые участвовала в волонтерской акции, в команде, где не было изначально никакой орг структуры. На встрече-знакомстве я поняла, что у многих волонтерок есть навыки, которые они могут и хотели бы предложить в пользу сборов для фонда. Мы вместе придумывали общий маркет в чате и на созвонах в зум, выбирали формат работы и расписание, делали посты, рассказывая знакомым и коллегам о мероприятии.
У нас в команде были фотографы и визажистка, которые предлагали свой труд за пожертвование в пользу фонда, а ведением соцсетей и оформлением анонсов занималась писательница. И если находилась новая задачка или в чате возникал вопрос, кто-то подключался на решение или искал информацию.
Идеальные проекты, связанные с благотворительностью, какими вижу их я – это совмещение классического волонтерства и при этом использование волонтерского фандрайзинга, который позволяет, реализовывая какой-то проект, собирать на него деньги. Основной акцент в волонтерском фандрайзинге чаще всего ставится на том, чтобы рассказать о проблеме и привлечь к ней внимание, а сборы являются технической составляющей, которая позволяет не только узнать о проблеме, но и стать частью ее решения. Возможность заняться волонтерским фандрайзингом – это возможность получить опыт в благотворительности для людей, которые не знают, как в нее зайти, с чего начать и каким образом помогать другим.
Механику сбора денег благодаря волонтерскому фандрайзингу мы можем увидеть на примере чемпионата «Меняй игру», о которой рассказал его организатор Руслан Володин.
В «Меняй игру» применяется система волонтерского фандрайзинга. Отличие и преимущество этого метода в том, что в системную благотворительность вовлекается большее количество индивидуальностей. Создаются какие-то горизонтальные связи и таким образом развивается системная благотворительность.
В нашем чемпионате это выглядит следующим образом: есть пять проблем, с которыми должны бороться, против которых должны играть команды-участники. Это проблема рака, бедности, дискриминации и насилия, бесправия, детских страданий. Под этими проблемами объединены фонды, которые представляют их. Команда заходит на сайт, смотрит против какой проблемы она хочет поиграть, выбирает один из представленных фондов и становится его сторонником. Для того, чтобы попасть в игровую часть нашего чемпионата, команде нужно выполнить первое задание от этого фонда. Это реальный кейс по сбору денег на какую-то нужду фонда. Допустим, задание фонда «Апрель» — оплатить репетитора для детей из детских домов и приемных семей. Что делает команда? Она создает командную страницу на платформе «Пользуясь случаем» и начинает собирать деньги. Как показывает практика, лучше всего работают прямые обращения к своим близким: знакомым, друзьям, коллегам, товарищам по хобби. Так вот по 100, по 200, по 500 рублей каждый человек может пополнить копилку и таким образом закрыть вот это первое задание. Команды в течение чемпионата получают по несколько таких заданий.
Спасибо, что дочитали до конца!