Как экологическая организация «Мой Байкал» запустила первый интернет-супермаркет мусора

Рассказываем, как он работает и почему это эффективная фандрайзинговая площадка.

В ноябре 2021 года экоорганизация «Мой Байкал», которая занимается мусорной проблемой на берегах крупнейшего в России озера, запустила уникальный фандрайзинговый проект — интернет-супермаркет. В нем продается мусор, собранный на берегах Байкала. Проект был придуман и запущен в рамках обучения сотрудников организации в школе «Опытным путём» фонда «Нужна помощь». Соавторы проекта рассказали, как возникла такая необычная идея, как работает супермаркет и сколько удалось собрать проекту за первый месяц.

Как во время учебы в школе «Опытным путем» возникла идея создать супермаркет мусора

Иркутская экологическая общественная организация «Мой Байкал» существует с 2016 года. Сотрудники и волонтёры организации занимаются экопросвещением, развивают экологическую кульутру общества, убирают мусор и свалки с побережья озера Байкал, а также продвигают практику вторичной переработки отходов.

В 2021 году сотрудники организации проходили обучение в школе «Опытным путём» от фонда «Нужна помощь». В рамках курса нужно было разработать и запустить фандрайзинговый проект. 

Полина Кайзер
Полина Кайзер
фандрайзер и руководитель отдела внешних коммуникаций ИРЭОО «Мой Байкал»

Я работаю в экологической организации «Мой Байкал» почти 3 года и за это время слышала много хорошего о фонде «Нужна помощь» от своего руководителя Надежды Николаевой. В 2020 году Надежда подала заявку на обучение в школу «Опытным путем». Мы попали в число тех НКО, для которых это обучение стало бесплатным. Надежда была очень рада, сказала, что будем обязательно учиться всей командой. Но я сразу поняла, что вся ответственность по открытию сбора по итогу обучения ляжет на меня. Ведь направлением «частный фандрайзинг» в команде в постоянном режиме занимаюсь только я. Хорошо, что в январе 2021 года в команду пришла пиар-специалист Даша. Она тоже подключилась к обучению и взяла на себя большой объем работы по продвижению в рамках сбора.

Обучение длилось 9 месяцев. На мой взгляд, его изюминка — креативные сессии с двумя экспертами. С первым экспертом сессия прошла «ровно», без азарта и драйва. А вот со вторым экспертом Александр Чумаченко мы были на одной волне. Я много рассказывала ему о работе нашей организации . Он сразу и с большим интересом включился в проблему, который мы занимается. Саша сказал, что на волне онлайн покупок нужно открывать что-то подобное связанное с Байкалом. В нашем случае это отходы, мусор…. Так и стали развивать идею, обсуждать концепт.

Дарья Винник
Дарья Винник
пиар-менеджер ИРЭОО «Мой Байкал»

В рамках креативной сессии по разработке фандрайзингового проекта, мы встретились с Александром Чумаченко, креативным директором агентства SLD. Мы увиделись тогда впервые, познакомились, по времени мы были ограничены — у нас был 1 час. Общение перешло в мозговой штурм, по итогу которого возникла такая идея: на Байкале есть все то же самое, что и в обычном магазине, те же упаковки и бренды, только уже в использованном виде. Так началась история нашего супермаркета мусора. Мы, конечно, мониторили аналоги своей задумки — и не нашли.

Александр Чумаченко
Александр Чумаченко
креативный директор агентства SLD

Я второй год участвую в качестве эксперта в школе фонда «Нужна помощь». В этот раз мне дали несколько команд, которые разрабатывали идеи на протяжении курса. Я должен был им помочь «докрутить» их мысли.

Когда у НКО нет бюджета на медиа, очень важно придумывать яркие идеи, которые легко подхватят СМИ. На обсуждении с сотрудницами «Моего Байкала» мы заметили, что мусора на берегах Байкала так много, что все товары, которые покупаются в магазинах, оказываются на берегах озера. В тоже время, мало кто знает, что озеро, которым гордятся россияне, которое бренды используют как символ чистоты, на самом деле находится в очень плохом состоянии. Я сразу понял, что это шокирующий факт. Стало понятно, что идею с супермаркетом заметят СМИ, это будет в заголовках. Благодаря этому большое количество людей сможет узнать об организации «Мой Байкал», задуматься о раздельном мусоре, помогать пожертвованиями или быть волонтером.

Супермаркет мусора «Моего Байкала»

Как создавался супермаркет мусора

Полина Кайзер писала тексты для будущего сайта, занималась подключением оплаты и вела документацию. Также Полина привлекла к проекту эколога Дарью Бедулину. Именно она рассчитала и обосновала стоимость каждого товара с точки зрения того экологического ущерба, который он наносит. 

Дарья Винник занималась продвижением проекта: работала со СМИ, блогерами, готовила посты для социальных сетей «Моего Байкала». А всю техническую работу, такую как написание сайта, разработка фирменного стиля, выполнили сотрудники агентства SLD. 

Александр Чумаченко
Александр Чумаченко
креативный директор агентства SLD

Так как проект некоммерческий мы искали либо бесплатные внешние ресурсы, либо за минимальную оплату. Так дизайн, копирайт, структуру проекта, примерный PR мы делали внутри агентства. Фотографии нам помогла сделать великолепный фотограф Маша Доленко, а с разработкой сайта помогал Александр Тихий по минимальной цене. Также мы консультировались с разными специалистами по дизайну, креативу, экологии, чтобы ничего не упустить.

На создание такого интернет-магазина ушло 4 месяца, что для проекта подобного формата — небольшой срок. 8 ноября 2021 года запустился фандрайзинговый проект — супермаркет мусора «Мой Байкал».

Как устроена работа интернет-супермаркета

Сейчас на сайте представлен каталог товаров, среди которых есть зубная щетка за 389 рублей, банка из-под пива за 980 рублей или бутылка за 2140 рублей. Также в наличии пачки сигарет, использованные подгузники, упаковки из-под чипсов и шоколадок. Самый дорогой товар в магазине батарейки, они стоят 10 560 рублей. 

Супермаркет мусора «Моего Байкала»

Каждый товар реальный мусор, собранный волонтерами в разных районах Байкала. Узнать, откуда его забрали, можно с помощью специальной карты. Еще на сайте можно увидеть, сколько раз уже купили то или иной товар.

Самыми популярными товарами за первый месяц стали обертки от шоколадного батончика, зубные щетки, сигареты, упаковки от лапши, пакет-маечка, бутылка из-под минералки и пива. Покупки в супермаркете сделали 253 человека со всей России. 

«Покупка» название формальное, ведь по сути люди не приобретают товар, а делают благотворительные взносы. Они оплачивают ущерб, который мог бы нанести конкретный продукт природе, а саму «покупку», конечно же, не получают. 

Полина Кайзер
Полина Кайзер
фандрайзер и руководитель отдела внешних коммуникаций ИРЭОО «Мой Байкал»

Мусор опасен для всех на земле: для животных, растений, людей и для Байкала, ведь это запас чистой питьевой воды. Любые отходы содержат токсичные соединения, которые отравляют почву и воду, а значит, попадают в пищевую цепочку животных и людей. Представьте себе пластиковую бутылку, которая лежит на берегу Байкала. Под действием атмосферных осадков она будет разрушаться. А ее микропластиковые частицы ветром будут разнесены по водной глади озера или новыми осадками будут погружены в почву.

Супермаркет мусора «Моего Байкала»

Каких результатов удалось добиться за первый месяц после запуска проекта

За первый месяц работы интернет-супермаркета удалось собрать 100 000 рублей на проекты организации в 2022 году и привлечь внимание россиян к проблеме отходов на Байкале. В СМИ активно писали о запуске проекта, благодаря чему про экоорганизацию «Мой Байкал» лучше узнали на федеральном уровне.

Дарья Винник
Дарья Винник
пиар-менеджер ИРЭОО «Мой Байкал»

Запуск любого нашего проекта всегда проходит волнительно. Но когда мы запускали супермаркет, кажется, не спали всю первую неделю. Переживали, как все пройдет, какую обратную связь мы получим, поймут ли нас люди, правильно ли мы донесем наш посыл. Переживания немного утихли, когда нам в социальных сетях начали поступать сообщение от покупателей: «Забрала у Байкала райское наслаждение», «Захотелось вредного — купил чипсы», «Классная и очень стильная идея, о такой приятно рассказать друзьям», «Спасибо за возможность помочь Байкалу удаленно» и ещё десятки сообщений. Получили и идеи от покупателей — что можно улучшить, что добавить. Всё взяли в работу. Супермаркет реально объединил неравнодушных к Байкалу людей со всей страны.

Вырученные в супермаркете средства пойдут на оплату поездок волонтеров на озеро, откуда они будут вывозить отходы. В свою очередь эти отходы затем отправятся либо на переработку, либо, если дать им вторую жизнь невозможно, их увезут на санкционированный полигон.

Сейчас сезон активной работы волонтеров уже завершился. В 2022 году «Мой Байкал» собирается провести «Праздник чистоты» традиционные пятидневные уборки на берегах озера. Также пройдут выезды в байкальские поселки для сбора вторсырья у местных жителей. Ещё в следующем году организация планирует создать сайт с интерактивной картой свалок Байкала. Это наглядно продемонстрирует масштаб проблемы на берегах озера, покажет реальную картину происходящего.

Особенность интернет-супермаркета как фандрайзинговой платформы

Цель проекта донести до общественности значимость мусорной проблемы на Байкале. Но создателям интернет-супермаркета хотелось не только обратить на нее внимание, но и включить людей со всей России в ее решение. Теперь даже те, кто не могут поехать на Байкал,  имеют возможность поучаствовать в его спасении, сделав благотворительный взнос.

Полина Кайзер
Полина Кайзер
фандрайзер и руководитель отдела внешних коммуникаций ИРЭОО «Мой Байкал»

У организации «Мой Байкал» три основных источника финансирования — гранты, частные пожертвования и ресурсное обеспечение проектов (спонсоры и партнеры). Если включать супермаркет в категорию «частные пожертвования», то это на сегодня самый эффективный для нас способ привлечения частных пожертвований на своей площадке.

При сравнении с другими направлениями — супермаркет эффективен, но не только в финансовом плане, а я бы сказала в организационном и отчетно-аналитическом. Потому что супермаркет — это проект двух партнеров с небольшими командами. Поэтому есть возможность быстро реагировать и решать задачи и не затягивать со сроками согласований каждого действия. Кроме этого, отчетность также осуществляется проще, без длительных согласований и требований, например, грантодателя. Можно сказать, что супермаркет — это живой и действенный фандрайзинговый проект, мобильный и простой.

Для тех организаций, которые только собираются начать работу с частными донорами фонд «Нужна помощь» запускает программу «Опытным путем 3.0». Учиться на программе могут организации из России и постсоветских стран, состоящие из трех и более человек, которые главным результатом своей деятельности видят социальный эффект. 

Участники программы смогут начать или масштабировать работу с частными донорами и запустить фандрайзинговую кампанию, диверсифицировать бюджет, изучить и внедрить новые  инструменты, связанные с частным фандрайзингом. 

Обучение длится 9 месяцев и состоит из 7 модулей и сессий по разработке, подготовке и запуску акции, все занятия проходят онлайн.  Во время обучения каждая команда выполняет свой проект — разрабатывает и запускает фандрайзинговую кампанию. 

На момент публикации на курсе остается 5 свободных мест. Вы можете оставить заявку и уточнить детали. Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
Что такое выездная паллиативная служба и как она устроена
16 мая
Опыт
«Бабушка туда не пойдет»: как обстоят дела с доступной средой для людей с деменцией в России
6 мая
Опыт
Как измерять социальное воздействие в сфере адаптации взрослых людей с ментальной инвалидностью и почему это важно
30 апреля
Читайте также
Знания
Как перестать собирать пожертвования на личную карту и почему это важно
26 апреля
Опыт
Как собирать пожертвования в кризис и какие подходы помогут фандрайзингу выжить. Мнения фондов
14 апреля
Знания
«Давят на жалость, взывают к совести»: как не стать жертвой мошенников
12 апреля