18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Как волонтеры «Нужна помощь» создали самиздат для фонда «Хрупкие люди» и собрали пожертвования

Рассказываем о том, как устроена волонтерская программа фонда «Нужна помощь», что такое волонтерский фандрайзинг, а также обсуждаем с волонтеркой из последнего набора, как им пришла идея для опен-колла (открытого конкурса) художественных работ в пользу фонда «Хрупкие люди».

«​​Ценность альтруизма — важная тема для любой философской, религиозной и этической системы. Различные вариации принципа «помогая другим, ты помогаешь и себе» можно встретить в работах многих известных философов и теологов. И во времена древней Греции, и сейчас мало, кто сомневается, что помогать другим — это хорошо», — отметила докторантка факультета гуманитарных наук, университет Тарту, ведущая канала «Настя про философию» Анастасия Бабаш.

При этом помогать сегодня можно по-разному: некоммерческие организации предлагают множество разных вариантов участия в благотворительности: можно поддерживать НКО материально; можно участвовать в различных акциях фондов, посещать благотворительные мероприятия, а можно стать волонтером

Читайте также Каким бывает волонтерство и как фонду построить волонтерское сообщество

Волонтерство тоже бывает разным. Например, информационные волонтеры распространяют информацию о деятельности фондов. Также волонтеры могут помогать организациям в их деятельности: гулять с собаками в приютах для животных, помогать развозить продукты пожилым людям, или навещать жителей ПНИ. Помимо этого существует интеллектуальное волонтерство (pro bono), когда люди используют свои профессиональные умения на благо фондов: дизайнеры могут помочь сделать логотип, СММ-специалист может придумать стратегию ведения соцсетей. И, наконец, абсолютно любой человек может заняться волонтерским фандрайзингом

Волонтерский фандрайзинг работает по такому принципу: волонтеры создают сбор, приуроченный к какому-то событию из их жизни (например, дню рождения) или организуют какую-то акцию или мероприятие (это может быть благотворительный концерт, маркет или футбольный чемпионат) и рассказывают об этом среди своих знакомых, призывая их поддержать сбор пожертвованием. 

Как устроена волонтерская программа фонда «Нужна помощь»

Как рассказала рекрутерка волонтеров Влада Сосновцева, в фонде «Нужна помощь» примерно 1500 информационных волонтеров, которые помогают распространять материалы портала «Такие дела», а также около 150 волонтеров, которые занимаются волонтерским фандрайзингом. 

Программа волонтерского фандрайзинга построена по принципу наборов. Фонд открывает набор и объявляет об этом в социальных сетях. Чтобы попасть в программу нужно оставить заявку через гугл-форму. Параллельно с этим «Нужна помощь» договаривается с фондами-партнерами, которым нужна помощь волонтеров. 

Только за последние 3 месяца фонд провел два набора, в рамках которых к команде присоединилось около 60 человек. Один набор – для проведения чемпионата «Меняй игру», который «Нужна помощь» проводит совместно с платформой «Пользуясь случаем», сообществом «Коробка» и футболистом Сергеем Игнашевичем. Другой — на программу волонтерского фандрайзинга совместно с фондами-партнерами. В последнем наборе такими фондами стали «ОРБИ», «Будущее начинается сейчас» и «Хрупкие люди». 

Когда набор завершен, для новоиспеченных волонтеров начинается образовательная программа: они знакомятся с работой фондов-партнеров, учатся волонтерскому фандрайзингу на занятиях с экспертами, выбирают, с каким фондом они хотят работать, и, наконец, начинают применять полученные знания на практике. 

В рамках последнего набора, группа волонтерок, работающих с фондом «Хрупкие люди» придумала идею сделать веб-зин (онлайн-издание, небольшой журнал) на тему хрупкости, и организовали опен-колл художественных работ для него. Готовый зин можно получить на почту, совершив любое пожертвование в сбор.

Веб-зин в пользу «Хрупких людей»
Веб-зин в пользу «Хрупких людей»

Анна
Анна
волонтёрка фонда «Нужна помощь»

В «Нужна помощь» я пришла, потому что мне нравится идея системной благотворительности. При этом мне кажется, что в современном постсоветском обществе не хватает понимания, зачем она нужна. В представлении многих людей человек, который занимается благотворительностью – это такой человек «с протянутой рукой». «Нужна помощь» борется с этим образом, и деятельность фонда направлена в том числе на нормализацию каких-то, пусть даже небольших, дел и пожертвований. Помочь хочется очень многим, и зачастую сложно самой разобраться в этом, а «Нужна помощь» делает весь процесс более доступным и понятным и для самих фондов, и для тех, кто хочет сделать пожертвование. 

Благотворительностью я интересуюсь давно, но было сложно активно включиться в непосредственную деятельность – непонятно, с какой стороны подступиться к этому. Поэтому, когда я увидела, что фонд проводит набор, решила подать заявку.

Набор проходил в начале февраля, у меня была прежняя жизнь и давний интерес к благотворительности. В конце февраля я буквально почувствовала невозможность бездействия, необходимость заняться чем-то, что будет полезно и для меня, и для других. Волонтерский фандрайзинг – это отличный вариант того, как ты можешь помочь, когда у тебя, например, нет денег, но есть желание и силы. 

В марте мы посещали занятия, где Владислава, рекрутерка волонтёров, рассказывала о волонтёрском фандрайзинге, как он устроен и в каких формах может существовать. Участницы волонтёрского набора задавали интересующие вопросы, а также знакомились с сотрудницами приглашенных фондов. Мы разделились на три группы, каждая из которых помогала определенной организации. 

Я работала в команде «Хрупких людей». Фонд помогает подопечным с несовершенным остеогенезом и другой костной патологией. В этой истории меня особенно воодушевила возможность помочь детям с редким заболеванием в раннем возрасте, предупредить осложнения. 

Благодаря онлайн-формату курса у нас сложилась Петербургско-Минская команда: Алёна, Аня и Аня.  

Идея опен-колла «Хрупкость» родилась буквально из духа времени. Изначально мы думали и о более традиционных форматах благотворительности –  чарити-маркете или забеге. Однако ощущение ужаса и немоты подтолкнуло организовать опен-колл на веб-зин: пригласить всех желающих творчески отрефлексировать тему хрупкости, а также предложить сделать пожертвование фонду. 

Прислать свою заявку мог_ла люб_ая желающ_ая, вне зависимости от донейшна. Фандрайзинг происходил по мере распространения самой новости об опен-колле: пожертвования делали сами участни_цы и просто сочувствующие. Вместе с распространением веб-зина «Хрупкость» мы надеемся продолжить фандрайзинг в пользу фонда. 

На старте, разумеется, каждой участнице команды нужно было подумать и написать о том, почему благотворительный сбор именно в поддержку «Хрупких людей» важен для нее сейчас. Вместе с Алёной и Аней мы составили описание нашего сбора, сделали гугл-форму для заявок. Влада помогла нам создать общую страницу и личные страницы для пожертвований на Пользуясь случаем. Лично я вдохновилась историями «хрупких» спортсменов, Алёна написала про физическую и ментальную хрупкость. 

На распространение опен-колла мы заложили почти месяц: запустились 4-го апреля и закончили сбор заявок 30-го числа. 

Поскольку для участия в подобном мероприятии необязательно находиться в Москве, большее количество людей смогли прислать нам свои работы. В итоге мы получили 105 работ из 37 городов.

Также, по мере распространения объявления, мы старались писать небольшие заметки в соцсетях: одни – привлекали внимание к редкому заболеванию, другие – были призваны поддержать участни_ц творческого опен-колла. Нам даже удалось собрать небольшой гайд по письменной самопомощи и оформить его в красивых карточках. А после завершения опен-колла вышел небольшой материал о лагере для «хрупких» детей и молодых взрослых «Остеонополис 2.0».  

Как можно заметить, наша команда старалась работать в разных направлениях, соединить две основные аудитории – постоянных жертвователей фонда и творческих людей, потенциальных жертвователей. 

С сожалением могу отметить, что этот план свершился не на все 100% – фокус проекта и коммуникации наверняка можно было бы организовать немного иначе. Например, взаимодействие со стабильной аудиторией «Хрупких людей»: вероятно, нам стоило сделать объявление опен-колла более доступным. 

Тем не менее сотрудницы фонда, Елена Грачёва и Александра Романычева, оказывали всю необходимую помощь и поддержку, за что наша команда им безусловно благодарна. 

Когда заявки были собраны, настало время для работы жюри. Заявки оценивали: Елена Грачёва, зам. директорка фонда «Хрупкие люди»; Владислава Сосновцева и Наталья Никанова, представительницы фонда «Нужна помощь»; Юля Петропавловская, директорка издательства «Есть смысл» и, конечно же, мы, волонтёрская группа «Нужна помощь». 

Процесс отбора был непростым и проходил в несколько этапов. Несмотря на то, что при всем желании мы не смогли бы включить все работы в веб-зин, мы ценим каждую и каждого, кто принял участие в этой творческой инициативе в такое непростое время. На мой взгляд, у нас получилось составить единое и при этом многообразное переосмысление «хрупкости» сейчас.  

Опыт организации, планирования и коммуникации, который мне удалось получить в процессе волонтерского фандрайзинга, – очень ценный и полезный. Несмотря на то, что волонтерский энтузиазм уже вихрем унес меня и в другие благотворительные инициативы, надеюсь, мне удалось отрефлексировать работу над зином и начать применять полученные знания.  

Для этого «потребовались» ужасающие события и обстоятельства, но я рада видеть, что все больше моих сверстников участвует в благотворительности. Мне и моим подругам/друзьям уже сложно заниматься культурной и творческой деятельностью просто так – многие мероприятия, которые организую я и мои сверстники, подразумевают пожертвование в благотворительные фонды. 

Надеюсь, системной благотворительности в России удастся устоять, а привычка помогать нуждающимся никуда не исчезнет. 

 

Веб-зин в пользу «Хрупких людей»

Наташа Никанова
Наташа Никанова
старшая пиар-менеджерка фонда «Нужна помощь»

Я очень радуюсь, когда вижу, что сейчас волонтерский фандрайзинг становится все популярнее. Потому что он — про то, что участие в благотворительности может быть легким, простым, веселым. Про то, что можно делать то, что нравится, и при этом помогать. Волонтерский фандрайзинг дает огромные возможности для креатива — можно водить экскурсии по любимым местам города, рисовать портреты на заказ, читать лекции, устраивать кинопоказы, спортивные мероприятия. Или вот даже сделать опен-колл для художников. Мы в фонде часто говорим, что благотворительность — это не про боль и страдание. И такие вот классные кейсы доказывают, что это действительно так. 

А еще очень важно, что волонтерский фандрайзинг — он про объединение, про коммьюнити, взаимоподдержку, про то, что не стоит решать социальные проблемы в одиночку, что можно сделать больше, собрав вокруг себя единомышленников. Еще в волонтерском фандрайзинге классно, что можно находить неожиданные параллели между социальной проблемой и какими-то другими, например, культурными явлениями. Вот как сделали ребята с кейсом «Хрупкие люди». Они «вытащили» тему хрупкости и решили с помощью искусства порассуждать о том, что такое хрупкость вообще; о том, что все мы, независимо от нашего состояния здоровья, хрупкие и уязвимые; о том, что хрупкость вообще — это не страшно, это есть в каждом из нас, и это стоит принять.

Мне было ужасно приятно видеть, что все художники и авторы не стали уходить в тему болезни, а стали рассматривать хрупкость как что-то универсальное, человеческое. 

Мы отобрали самые сильные работы, которые тронули лично нас, вызвали какие-то эмоции, во всяком случае, так к отбору работ подошла я. Когда я просматривала работы, я старалась выделить те, что могли бы органично смотреться вместе, в одном проекте. Здорово, что получилось включить и текстовые работы, и рисунки, и коллажи. И при всем разнообразии, кажется, получилось сделать единый и объединяющий проект.

  

Спасибо, что дочитали до конца! Сам веб-зин «Хрупкость» можно получить на почту, совершив любое пожертвование в этот сбор.

Материалы по теме
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Новости
В декабре добрее: акция «Не тайный Санта»
1 декабря
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Читайте также
Знания
UPD. Как провести сбор на «Пользуясь случаем»: гайд для новичков и продвинутых
15 сентября
Новости
«Нужна помощь» 8 лет. Как поддержать работу фонда с помощью благотворительных аукционов
7 сентября
Опыт
Марафон волонтерского фандрайзинга от «Нужна помощь»: как прошел и как помог участникам
21 апреля