- Знания
- 5 апреля 2022, 13:44
Как с точки зрения разных наук благотворительность влияет на тех, кто ею занимается
Как помощь другим отражается на настроении и самооценке отдельного человека и обществе в целом.
Благотворительность нацелена на помощь людям, животным, организациям. НКО стремятся своей работой добиться социального воздействия — устойчивых изменений в жизни благополучателей, которым они помогают. Но важно понимать, что участие в благотворительности отражается не только на тех, кто получает помощь, но и на тех, кто эту помощь оказывает.
Разбираемся, как с точки зрения психологии, философии и социологии участие в благотворительности может позитивно отражаться на индивидах и обществе. И узнаем у людей, которые поддерживают фонды, что они чувствую, когда помогают другим.
Философия
Уже во времена античности мыслители рассуждали о том, морально ли помогать другим и зачем люди вообще хотят оказывать безвозмездную помощь. За несколько веков сформировалось несколько позиций, с которых можно рассматривать благотворительность и тех, кто ею занимается.
Ценность альтруизма — важная тема для любой философской, религиозной и этической системы. Различные вариации принципа «помогая другим, ты помогаешь и себе» можно встретить в работах многих известных философов и теологов. И во времена древней Греции, и сейчас мало, кто сомневается, что помогать другим — это хорошо. Все споры, скорее, ведутся вокруг мотивации и причин: почему помогать другим — морально? Почему нужно это делать?
Один из популярных вариантов ответа: таким образом мы помогаем и себе. Объяснение альтруизма такой вот «корыстной» мотивацией можно найти уже у философов Античности. Платон, Аристотель, стоики и эпикурейцы подчеркивали, что альтруистом быть хорошо, потому что это в наших же интересах. Всеобщее благо, которое является нашей целью и смыслом жизни, складывается из индивидуальных благ. Проще говоря, чтобы общество было счастливым, нужно, чтобы каждый из его членов был счастлив. Если человек не будет помогать и даже станет вредить другим, — например, отбирать у них блага и присваивать себе, то он придет к страданиям и одиночеству. Потому, как писали философы Античности, если ты хочешь быть по-настоящему счастливым, нужно развивать всеобщее благо. Тогда его кусочек достанется и тебе лично.
Позже в философии и религии появился так называемый идеал беспристрастности. Согласно ему, объяснять помощь другим корыстными мотивами — неправильно, а единственно верная мотивация для альтруизма — моральные принципы. Например, согласно этической системе Канта, поступки, которые мы совершаем ради собственной выгоды — аморальны. Поэтому Кант бы посчитал, что не этично задумываться про личные мотивы, когда помогаешь другим, это «фальшивая» благотворительность. Про это спорят и в современном обществе. Кто-то осудит известного блогера, если он пожертвует на благотворительность, чтобы замять скандал. Кто-то ответит, что неважно, какая у него мотивация, важно, что фонд получил большие деньги и теперь поможет людям.
Современная этика все больше убеждается в том, что наше моральное поведение зависит не только от рациональных аргументов, но и от эмоций и чувств. Потому еще одним важным сюжетом про альтруизм является эмпатия. Способность сострадать и сочувствовать — это третий вариант ответа на вопрос, почему стоит помогать другим. Про это писал Дэвид Юм: мы помогаем другим, потому что это возможность для нас выразить сочувствие и сострадание, которое мы испытываем, когда видим чужую беду. Благотворительность и помощь другим может не только положительно сказываться на обществе в целом или нравственности отдельного человека, она еще может стать своего рода «терапией»: найти выражение в делах для своих эмоций.
Антропология
Также исследователи давно обсуждают, присущ ли альтруизм только человеку или же он встречает у других представителей царства животных. И если же не только люди готовы помогать ближним, то в чем особенности их поведения?
В альтруистическом поведении есть эволюционный момент. Любые высшие животные с высшей формой нервной деятельности, живущие сообществами, коллективами, так или иначе помогают друг другу. Для них взаимопомощь — это способ сохранять социальную организацию. Однако этот альтруизм у животных будет проявляться в первую очередь к своим «родственникам», к тем, от кого зависит их выживание. То есть у них помощь касается ближнего круга. Альтруистическое поведение помогает живым существам сохранить и обеспечить выживание именно их рода.
У людей всё немного по-другому. Мы можем помогать не только членам своего сообщества или людям одной с нами этнической принадлежности. Мы руководствуемся иными мотивами. У человека безвозмездная помощь — уже осознанная деятельность, которая предполагает выбор, оценку и возможность по-разному расставлять свои приоритеты.
Социология
Приоритеты люди могу расставлять исходя из альтруистических соображений или желания утвердиться в глазах общества, получить от этого собственную выгоду. В любом случае, участие в благотворительности доставляет человеку удовлетворение.
С точки зрения социологии может быть несколько мотивов заниматься благотворительностью. Если полагать безвозмездную помощь участием в производстве блага, то, как пишут исследователи, существует стереотипная классификация таких активностей. Лучше помогать из альтруистических сообщений, чем для получения морального удовлетворения от своих поступков и себя лично. И все эти типы помощи точно нравственней, чем помощь ради формирования лучшего образа в глазах других.
Между тем, еще в 1996 году в журнале The American Economic Review была опубликована статья, в которой утверждалось: благотворительные пожертвования, особенно публичные и значительного объема, очень хорошо сигнализируют о достатке жертвователя. Таким образом, участие в благотворительности лучше, чем показное потребление товаров класса люкс, и это дает окружающим понять, что жертвователь — человек обеспеченный. И чуть-чуть моральный.
Но, конечно, мотивы могут быть и другие. Например, как утверждается в книге «The Science of Giving», часто срабатывает индивидуальная развитая способность к сопереживанию и ощущение морального долга (например, перед теми, кто страдает). В конце концов, никто не отменял и логику эффективного альтруизма. Сторонники этого подхода настаивают, что помощь должна быть рационально просчитана и организована так, чтобы приносить очевидные результаты. А не базироваться исключительно на эмоционально заряженном сочувствии.
Нельзя исключать и влияние когнитивных искажений на решение помогать. Когда мы сами сталкиваемся с каким-то негативным опытом, нам проще принять решение о помощи тем, кто с ними также сталкивается. Например, я как человек, в семье которого живут травмированные животные, всегда буду помогать зоозащитникам и волонтерам зоорганизаций, приютов для животных. В этом я вижу не слабость, а силу сопереживания.
Мне кажется, даже в помощи из «меркантильных» соображений, которая осуществляется полубессознательно для формирования лучшего имиджа в глазах других, можно найти много плюсов для самих жертвователей. Когда мы помогаем, то начинаем чувствовать себя лучше с моральной точки зрения. А это ощущение крайне приятное, и его хочется повторить.
Другое дело, что такая помощь все равно должна быть рационально организована, чтобы мы получали удовлетворение от своих поступков. Мы должны понимать, на что уходят наши деньги или другие ресурсы. Тогда мы будем себя чувствовать не только «хорошими людьми», но и авторами реальной помощи, которая меняет положение дел. Это тем более важно, потому что помощь из соображений сочувствия, которая не приводит к видимым результатам, может приводить к выгоранию. И тогда возникает эффект страшного разочарования: вот ты, такой моральный человек, помогаешь изо всех сил, а подвижек никаких не видно.
Помощь другим в ситуации острого личностного и социального кризиса — это единственное, что может убедить, что ты не зря коптишь небо. И тут уже речь идет не об улучшении твоей жизни, а о сохранении ее экзистенциальной значимости, о сохранении себя посредством сохранения других. В ситуации, когда на фоне кризиса общество невероятно разобщено, такая поддержка — единственное, что объединяет. Я вообще уверена, если бы люди меньше ругались в соцсетях и больше помогали, возможно, и острота переживания кризисов была бы меньшей.
Психология
Потребность помогать в той или иной мере присуща всем людям. Однако психологические основания могут отличаться не только в зависимости от человека, но и от тех обстоятельств, в которых конкретный человек находится.
В спокойное время человек может участвовать в благотворительности от избытка сил. А вот в кризисных ситуациях возможность оказать помощь для него самого может стать ресурсом и поддержкой.
Если говорить о жизни мирной и спокойной, то мотивы людей для участия в благотворительности очень разнообразны. Кто-то хочет помогать, потому что сам пережил потери, испытал утраты и понимает, как это. Кто-то занимается волонтерством от избытка энергии. Кто-то руководствуется религиозными мотивами, а у кого-то есть суеверное стремление помочь, чтобы самому с этим не столкнуться.
Когда общество находится в глубоком потрясении и психологический статус у многих тяжелый, помощь другим позволяет «держаться на плаву». У всех людей в ситуации неопределённости есть большой риск сползти в депрессию после периода страха и паники. Помощь другим — способ чувствовать жизнь, понимать, что она продолжается, и человек может быть в ней полезен. Это даже не столько мотив, сколько потребность человеческой психики, которая в той или иной мере присуща всем людям.
Страх в кризисной ситуации приводит к тому, что мы замираем. Помогая другим, человек может испытывать подъем энергии, продолжать жить, а не останавливаться. Также благотворительность делает человека не только живым и деятельным, но еще и соответствующим определенному образу: «полезный человек», «хороший человек». Благотворительность соответствует нашим ценностям и поддерживает их. В кризисные моменты ценности рушатся, а когда жертвуешь деньги фондам, сдаешь вещи или занимаешься волонтерством, то поддерживаешь свои ценности. Также помощь другим отражается на нашей самооценке. Мы все создаем про себя истории, мы выстраиваем нарратив про себя. Если человек делает что-то, что оценивается и поощряется в глазах общества, то это заряжает его.
Личный опыт людей, которые занимаются благотворительностью
Помощь благотворительным фондам — признак здорового общества. В психологии есть такой термин — «эффект свидетеля». Если упростить, он означает следующее: большинство людей не помогают, потому что им кажется, что на помощь придет кто-то другой. Мне бы хотелось, чтобы этого «эффекта» было меньше в нашем обществе. Ведь если каждый будет думать о том, что его помощь не важна, то на помощь нуждающимся может не прийти никто. И тогда НКО и фонды не смогут продолжать работать.
Мы живем во времена, где никто ни от чего не застрахован. Было бы неплохо почаще задаваться вопросом: «Если бы я попал в трудную жизненную ситуацию, хотел бы я, чтобы мне оказали квалифицированную помощь?». И исходя из ответа на этот вопрос заниматься благотворительностью, поддерживать те организации, которые защитят тех, кто уже оказался в трудном положении, и помогут тебе самому в случае чего.
Помимо гуманистических целей благотворительность также помогает и залечить свои раны. Да, часто благотворительность может быть эгоистичной целью, но если этот эгоизм помог нескольким людям или животным или спас чью-то жизнь — разве в этом есть что-то плохое? Важно помогать НКО, чьи проблемы тебе самому понятны.
Сейчас как раз те самые времена, чтобы объединиться. Несмотря на те проблемы, с которыми мы столкнулись, необходимо осознавать, что многим ещё хуже. В нынешней ситуации фонды испытывают финансовые трудности из-за санкций и выросших цен. Например, подорожали некоторые медикаменты, их стало сложнее достать, увеличилось количество людей, которые оказались в непростой жизненной ситуации.
Кризис бьет сильнее всего по уязвимым слоям общества, а благотворительные организации всегда нуждались и продолжают нуждаться в нашей поддержке. Многие граждане сейчас лишились работы, а значит, для большинства сейчас главная задача — поставить на ноги самих себя и свои семьи. Поэтому многим некогда думать о благотворительности. Но даже небольшая сумма, отправленная в фонд, может помочь поддерживать работу организации, важно об этом помнить.
Раньше мне казалось, что благотворительностью занимаются только очень богатые люди, у которых много «лишних» денег. Благотворительность встречалась мне в форме нелепой продажи браслетов или контейнеров для мелочи в магазинах. Создавалось ощущение, что так мне пытаются навязать чувство вины за судьбы каких-то людей. Это вызывало у меня отторжение. Мое отношение изменилось, когда я узнала, что моя мама делает пожертвования в фонды для взрослых людей с определенными недугами. И тогда я поняла, что благотворительность не только про больных детей и брошенных животных. Она касается самых разных групп населения.
Желание делать пожертвования в фонды появилось, когда я начала сама зарабатывать. Стало понятно, что чем больше ты получаешь, то тем больше в процентном соотношении ты можешь делиться. И для меня пожертвования в фонды стали определенным источником радости. Это ощущение маленького хорошего дела, которое ты сделал.
Важно не только волонтерить, помогать финансово, но и просвещаться. Если ты знаешь о существовании проблемы, у тебя меняется отношение к другим людям. Тогда ты начинаешь бережнее и внимательнее к ним относится и больше ценить то, что есть у тебя. Поэтому для меня участие в благотворительности еще и про мое собственное развитие.
Мне интересно узнавать, на что людям нужны деньги, как устроена жизнь тех, кому я хочу помочь. У меня был опыт сотрудничества с фондом «Антон тут рядом». Я приходила в гости в их мастерские, знакомилась с творчеством подопечных. А потом мы вместе делали эскизы для татуировок. Когда я их набивала, то часть денег с переводила в фонд.
Помогать важно, потому что эти небольшие шаги ведут нас к безопасному поддерживающему гражданскому обществу, когда люди готовы вне государственных институций объединяться и делать полезные дела и обеспечивать собственную функциональность. В обществе, где развита сфера благотворительности, растёт уровень взаимной поддержки. А это влияет на нашу бытовую жизнь, взаимоотношения друг с другом.
Я думаю, что большинство людей, которые занимаются благотворительностью, закрывают собственные потребности: чувствуют себя полезными, хорошими. У меня, например, возникает трепет и радость. А когда погружаюсь в проблемы других людей, то я чувствую грусть. Особенно когда понимаю, что в некоторых ситуация люди сами ничего не могут предпринять и рассчитывают лишь на чью-то помощь.
Раньше мою эмоциональную броню пробивали люди, которые приходили в директ моего инстаграма и писали: «Мама заболела, нет денег на томографию, только ты можешь помочь?» Ты включаешься, переводишь какие-то деньги, а потом думаешь: «А не мошенник ли этот человек?» Потом подруга из благотворительной сферы объяснила, что лучше помогать проверенным фондам. Тогда ты уверен, что деньги идут адресно.
Все ребята из «Вписки» за благотворительные истории. Пацаны понимают, что если мы можем поучаствовать в чем-то жизнеутверждающим, то это надо делать.
Несколько лет назад мы с ребятами сделали первый благотворительный проект — ярмарка вещей героев «Вписки» в пользу фонда «Образ жизни». Тогда мы собирали средства для воспитанников детских домов-интернатов с инвалидностью. Потом мы сделали коллаборацию с магазином Barking Store, тогда собранные деньги пошли в приюты для животных. А в 2021 году на платформе «Пользуясь случаем» мы провели розыгрыш вещей от Олега ЛСП. Зрители присылали донаты, и мы ожидали, что соберем 200 тысяч, но удалось собрать больше.
Благотворительность бывает разная, она связана с самыми разными проблемами. Есть сферы, которые нам самим не совсем понятны, потому что мы до конца в это не погружены, или которые могут быть не очень понятны зрителям шоу. Мы участвуем в том, что с нами резонирует.
Ещё я всегда откликаюсь, когда ко мне обращаются знакомые и рассказывают про классные благотворительные истории. Недавно сестра написала, что приюту для животных рядом с ее домом не хватало 50 тысяч рублей, чтобы купить корма на месяц. Я понимал, что для сестры это важно, поэтому попросил своих друзей скинуться и закрыть сбор. И это хорошая понятная история с понятными эмоциями — ты и у сестры тревогу снял, и собакам помог.
Нынешнее время требует от нас максимального включения. Хотя понятно, что людям теперь сложнее заниматься благотворительностью. Мои заработки серьезно сократились, многие вообще потеряли работу. Сейчас труднее, например, собирать средства на тот же корм для животных в приютах, потому что он подорожал. Времена такие, что надо всем затянуть пояса, но в тот же момент включаться в проблемы окружающих и помогать. Потому что если мы все оказались в беде, то незащищенные слои общества переживают катастрофу. На них денег не остается. Лучше в кафе не выпить лишний капучино, но перечислить хоть какую-то копеечку на благотворительность.
Спасибо, что дочитали до конца!