18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Как перестать бояться психологов и начать жить

К психологу ходят только слабые и беспомощные? Человек должен быть сильным и может сам решить все свои проблемы? Психолог облегчает жизнь даже там, где не надо? Зачем психолог, если есть друзья? Развенчиваем главные мифы о психотерапии.

22 ноября — Всероссийский день психолога. Несмотря на то что психотерапияМы говорим о немедикаментозной психотерапии — глубокой работе с психологом с переживаниями и личностными особенностями клиента   с каждым годом становится все более популярной в обществе, многие до сих пор боятся психологов и не верят, что терапия может им помочь, а некоторые даже не знают, что с их проблемой можно обратиться за профессиональной помощью и поддержкой. 

Мы уверены, что психологическое просвещение очень важно, поэтому попросили практикующего психолога Веронику Монахову развенчать самые популярные мифы о своей работе. 

Вероника Монахова

К психологу ходят только слабые и беспомощные люди

Человек, который идет к психологу, может нуждаться в помощи или поддержке, но это не говорит о том, что он слабый и беспомощный. Я считаю, что поход к психологу и работа с ним — это не самое приятное занятие. Знакомиться с собой и лучше себя понимать не всегда легко и просто. А если вдруг кому-то кажется, что из кабинета психолога клиенты всегда выходят в приподнятом настроении, с легкостью и какими-то решениями, то я, возможно, разочарую. Это не всегда так: иногда клиенты выходят, наоборот, в задумчивом, грустном или даже разочарованном состоянии. Встречаться со своими не лучшими качествами и сталкиваться с переживаниями бывает очень больно и трудно. Для этого нужно определенное мужество, поэтому сказать, что к психологу ходят слабые люди, нельзя. 

К психологу нужно идти только в том случае, если у тебя есть серьезная травма 

Это утверждение — миф. К психологу можно обратиться даже с каким-то, казалось бы, небольшим переживанием.

Не существует линейки, с помощью которой можно измерить переживание.

Если человека что-то беспокоит, он может обратиться за помощью — это абсолютно нормально. Иногда бывает, что человек приходит к психологу и вообще не очень понимает, что не так с его переживаниями. Например, говорит, что у него вроде бы в жизни все есть, все хорошо — дом, семья, работа, отношения, но он чувствует какое-то неудовлетворение и не понимает почему. И это тоже может быть запросом на работу, в таком случае работа заключается в том, чтобы понять причину неудовлетворения клиента. К психологу можно приходить даже без готового запроса, и часть работы может быть посвящена тому, чтобы сформулировать этот запрос и ответить на вопросы: чего я хочу, к чему я стремлюсь, что меня не устраивает или что я хочу изменить?

Человек — сильное существо, он со всем может справиться самостоятельно 

В инфопространстве существует мнение, что нужно взращивать в себе самодостаточность, под которой понимается абсолютная независимость от других людей. Так вот это миф: мы существа социальные и нуждаемся в других людях как физически, так и эмоционально. Если человека закинуть одного в тайгу или пустыню, то ему будет трудно не только с точки зрения выживания тела, но и с точки зрения эмоционального благополучия. Человек не может справиться со всем самостоятельно — и это абсолютно нормально. Есть психологические потребности, например, в признании, принятии и близости, которые мы не можем удовлетворить без другого человека. У каждого человека есть слабости, у каждого возникают сложности — и это тоже нормально.

Когда нам нужно подстричься, например, мы идем к парикмахеру. Мы же не говорим себе, что мы слабые, ведь не можем сделать себе стрижку самостоятельно? Или когда болит зуб и мы идем к стоматологу — не думаем, что мы какие-то беспомощные, ведь не можем сами себе поставить пломбу? Мы доверяем такие вопросы компетентным специалистам. А когда дело касается эмоционального и психического здоровья, людям часто кажется, что эта тема не такая важная и ее можно решить без помощи. Но на самом деле очень здорово, когда есть возможность справиться с трудностями не в одиночестве. 

Психолог даст готовое решение и решит все твои проблемы 

Такое заблуждение действительно иногда бывает: психолог что-то послушает, проанализирует и как гуру выдаст готовое решение. Но психолог не дает готовых ответов как на блюдечке, при этом в ходе работы клиент учится лучше понимать себя, узнает новое о себе и постепенно приходит к какому-то выводу или решению. 

В формате консультирования психолог может давать определенные рекомендации. Предположим, к психологу обращаются родители ребенка — специалист может проводить психологическое информирование о каких-то возрастных особенностях и давать советы по правильному взаимодействию с ребенком в этот период. А если мы говорим о работе со взрослыми людьми, которые способны брать на себя ответственность, то готовых решений профессиональный компетентный специалист не даст, потому что это — снятие ответственности с клиента. При этом психолог иногда занимается психологическим просвещением и взрослых клиентов — например, в формате консультаций может информировать о кризисах в семейных отношениях. Если вы встречаетесь со специалистом, который раздает советы направо и налево, говорит, что он знает, как надо, и решит все ваши проблемы, — на мой взгляд, необходимо задаться вопросом о его компетентности.

Психолог сам себе помочь не может, он же тоже ходит к психологу, тогда как он поможет мне?

Это правда, что психолог ходит к психологу. И даже не к одному, а к двум — на личную психотерапию и супервизию. Супервизор — более опытный специалист, наставник, который помогает психологу в профессиональном плане. С первым психологом обсуждаются какие-то личные темы, а с супервизором — профессиональные вопросы.

Почему психолог ходит к психологу? Потому что он работает не только каким-то методом и своими теоретическими знаниями, но и своей личностью. И, конечно, один из важнейших «инструментов» психолога не может оставаться без внимания, поэтому и нужно посещать личную терапию. Кроме того, психолог — это обычный человек, теоретические знания не делают его каким-то особенным. Психолог также испытывает эмоции, у него тоже есть переживания и личная жизнь. И как хирург, например, не оперирует себя сам, так и психолог нуждается в помощи своего коллеги.

Одна сессия не поможет, надо сразу много, проще вообще не начинать 

В работе психолога существует несколько форматов работы — это психологическое консультирование и психотерапия. Консультирование предполагает меньшее количество встреч, потому что запрос — локальная и менее объемная сложность клиента, которую возможно решить, как правило, максимум за десять встреч. Психотерапия — глубокая работа с психологом над бóльшим объемом вопросов, поэтому предполагается длительная работа. Терапия действительно может длиться годами. 

За час обсудить сложную тему и прийти к решению бывает трудно. При этом не всегда нужно много консультаций, но и на одну рассчитывать тоже не стоит, хотя есть случаи, когда человеку бывает достаточно услышать от компетентного специалиста, что с ним все в порядке.

Из-за терапии пропадает самостоятельность — при каждой проблеме будет возникать мысль: «Надо обсудить с психологом, мы вместе решим эту проблему»

Подобные мысли действительно могут возникать на некоторых этапах работы, и это нормально, когда между встречами у клиента появляются какие-то переживания и он хочет это обсудить с психологом. Приведу очень грубую, но подходящую метафору: психолог — временный костыль, временная дополнительная точка опоры и поддержки. Но грамотный специалист в работе с клиентом будет все-таки возвращать ответственность клиенту и взращивать его самостоятельность, давать определенные инструменты самопомощи и самоподдержки, которые клиент самостоятельно сможет применять в жизни.

Психолог слишком облегчает жизнь, даже там, где не надо

Даже если работа с психологом в чем-то облегчает жизнь, что в этом плохого? Почему жизнь обязательно должна быть сложной? Почему всегда человек должен проходить через какие-то преодоления и страдания? И если есть инструменты, которые могут сделать жизнь лучше, то почему бы ими не воспользоваться? У большинства людей сейчас нет задач выживания: нам не нужно бегать за мамонтами, чтобы раздобыть пропитание, у нас есть дома, еда и технологии. И поэтому у людей встают вопросы о потребностях более высокого порядка — это комфорт и качество жизни, удовольствие от нее. И если есть такая возможность, то почему бы ею не воспользоваться?

Психолог — незнакомый человек, он не может залезть в твою голову и все правильно считать, а значит, может дать неправильный совет и навредить 

Психолог — это действительно незнакомый человек, и поэтому на установление доверия и крепких терапевтических отношений нужно время. И это нормально, когда клиент приходит к психологу и не сразу начинает ему рассказывать все детали и подробности. В своей работе я всегда предупреждаю, что если на какой-то вопрос клиент пока не готов отвечать, то он может об этом прямо сказать. 

Устанавливать какие-то границы с психологом тоже нормально: если вы пришли к специалисту, это не значит, что вы должны сразу вывернуть душу наизнанку. Конечно, у психолога есть определенные знания и компетенции, он понимает определенные вещи про клиента, но никому в голову не влезает и в большинстве случаев работает с тем, что ему рассказывает сам клиент. А из-за искаженных представлений, транслируемых, например, в кино, у некоторых людей есть такое ощущение, что психолог может буквально «прочитать» человека по тому, как он сидит, смотрит, говорит, а потом сделать точные выводы и предоставить готовые решения. Но это так не работает — клиент сам рассказывает свою историю или проблему, в ходе работы приходит к каким-то осознаниям и принимает для себя решение. 

Зачем мне психолог? У меня есть подруги и друзья, они могут выслушать и дать советы 

Я искренне считаю, что здорово, если у человека есть друзья, которые могут внимательно и безоценочно выслушать и дать свое мнение, не перебивая и не крича при этом: «А вот у меня или у Клавы было так». Это очень здорово и на самом деле ценно. Но все-таки психолог — это не друг и не подруга, он не только слушает и дает обратную связь. Психолог — это человек, который специально обучался, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, у него есть необходимые знания и компетенции, которых нет у друга или супруга. 

Из-за терапии человек становится более уязвимым и ранимым

Сверхлюдей не существует: у всех есть слабые места, мы можем быть слабыми, в чем-то уязвимыми и ранимыми — это человеческая природа и сущность и это тоже нормально. В работе с психологом человек не становится более уязвимым, он скорее начинает больше осознавать и принимать свою уязвимость и слабость, а также учится поддерживать себя самостоятельно и понимать, как ему хочется, чтобы его поддерживали другие. Это абсолютно нормально — быть в чем-то уязвимым и нуждаться в поддержке.

Не всем людям нужны психологи 

Я думаю, что это не миф и действительно не всем людям нужны психологи. К психологу все-таки стоит идти, когда человек ощущает потребность в этом. А чесать там, где не чешется, не стоит. Человек должен быть искренне заинтересован в работе над собой: если к психологу клиента отправил супруг или супруга, мама или еще кто-то, работа в большинстве случаев не будет эффективной.

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Знания
«ВИЧ — болезнь маргиналов, а я в браке и доверяю своему партнеру»: девять опасных стереотипов о ВИЧ
9 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Читайте также
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря