18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Какие права есть у бездомных людей в России

Какие права есть у бездомных в России и как в их реализации помогают некоммерческие организации.

В любом регионе России есть люди, которые по разным причинам оказались на улице. Точных данных по количеству бездомных при этом нет. Официальный подсчет проводится раз в 10 лет во время переписи населения. В 2002 году Росстат учел 142 559 бездомных, в 2010 — 64 077. При этом эксперты отмечают, что официальная статистика занижена. Петербургский фонд «Ночлежка» приводит цифру 1,5 – 4 миллиона бездомных людей.

По данным дата-платформы «Если быть точным», 61% опрошенных россиян считают, что главной причиной бездомности являются вредные привычки. Тогда как по опыту «Ночлежки», главная причина бездомности — переезд в другой город в поисках работы (41,7%), на втором месте — неблагополучная ситуация в семье (28,8%), на третьем — мошенничество с недвижимостью (15,6%). 

Во многом из-за стереотипов о причинах бездомности, человек, оказавшийся на улице, часто сталкивается с осуждением, безразличием окружающих и медработников, бездействием государственных служащих и нарушением своих прав. 

Мы решили разобраться, какие права есть у бездомного человека, а три организации из разных городов России поделились своим опытом, как они помогают бездомным защищать эти права.

«Бюро помощи гражданам» и выездная правовая служба

В Екатеринбурге уже более 20 лет работает «Бюро помощи гражданам». Его директор Юрий Потапенко говорит, что организация помогает всем, кто нуждается в помощи. Во время интервью в офис заходит очередная посетительница, приготовленной еды уже не осталось – очень много народу. Помощница Юрия выдает ей продуктовый набор.

Юрий Потапенко
Юрий Потапенко
директор «Бюро помощи гражданам»

Основная категория граждан, для помощи которым была зарегистрирована организация – это бездомные, заключенные и бывшие осужденные. «Бюро» также помогает и малообеспеченным людям, пенсионерам, инвалидам, матерям-одиночкам. 

У бездомных практически нет никаких прав, потому что не имея никаких документов, прописки, полиса, ИНН, пенсионного удостоверения человек оказывается вне правового поля. Мы делаем временную регистрацию в рамках 713 постановления Правительства РФ, и в течение трех месяцев человек может спокойно решать свои проблемы, потому что без регистрации документы вроде ИНН и пенсионного свидетельства не сделать — даже в больницу на плановую операцию не лечь. В рамках российского законодательства, без регистрации врачи не имеют право делать операции, а после получения регистрации такое право появляется. 

Есть бездомные, которые имеют прописку, ситуации бывают разные: отдали квартиру, родственники выселили. В такой ситуации у человека есть и регистрация, и паспорт, и даже квартира. А по факту ничего нет, все отобрали. 

Еще важно: по 713 постановлению местные власти обязаны регистрировать бездомных, правда, об этом не знают даже многие чиновники. Без регистрации человек попадает под статью КоАП и штраф 1500-2000 рублей. А как он может зарегистрироваться, если у него нет дома? 

Проблема еще в том, что федеральный закон о службе занятости не регламентирует положение бездомных. Если бы была постоянная регистрация, то можно было бы встать на учет как безработный, а когда временная, вы никак не попадете. Ну а если никакой – тем более. Есть выход – купить прописку, она стоит 30-40 тысяч. Или есть, например, региональные программы помощи, по которым можно получить материальную поддержку, но человек часто не может доказать, что он из этого региона.

«Нужен закон о бездомных, мы даже его написали, он у нас в офисе лежит. Без закона все программы не дают должного результата»

У «Бюро» уже несколько лет работает выездная правовая служба, которая финансируется за счет «Фонда президентских грантов». Юрий говорит, что люди всегда нуждаются в помощи юристов.

Юрий Потапенко
Юрий Потапенко
директор «Бюро помощи гражданам»

Мы выезжаем по регионам, по деревням, поселкам. Два юриста садятся в машину и едут. Предварительно мы даем информацию в администрацию населенного пункта и по приезду нас уже ждут. Люди, не только бездомные, но и малоимущие, пенсионеры нуждаются в помощи, но не могут заплатить юристу несколько тысяч за консультацию. Юридическую помощь мы оказываем и дома, и на выездах. У людей проблемы копятся годами: пенсионные долги, ЖКХ и многое другое. В этих вопросах очень часто люди совершенно безграмотны, и юрист необходим. Мы помогаем с обращением в разные инстанции, соответствующие органы, все необходимые документы готовят наши юристы. Даже после нашего отъезда при необходимости работа с людьми продолжается удаленно. Служба работает у нас несколько лет и работает успешно.

«Другая медицина» и лечение бездомных

Доктор Женя, Евгений Косовских, врач и директор организации «Другая медицина» пять лет занимается «уличной медициной», не только оказывая бездомным первую помощь, но и организуя последующее лечение тогда, когда без него никак.

Евгений Косовских
Евгений Косовских
врач и директор организации «Другая медицина»

В первую очередь, можно сказать про всех, не только про бездомных. В эпоху ковида даже обычные люди не могли дождаться скорой помощи, не могли госпитализироваться. Не было мест в больничных коридорах, это было очень страшно, я сам выходил в дежурство как волонтер и все видел.

Люди со всеми нужными документами не всегда могут получить, например, стоматологическую помощь. Если зубная боль ночью, вы скорее всего пойдете в платную круглосуточную поликлинику, потому что в бесплатной огромная очередь. Представьте каково человеку без документов, если у него зубная боль, а он живет на улице. Он отвык от какой-либо помощи и, естественно, он все это терпит. 

Когда мы начали оказывать помощь бездомным людям в 2017 году, мы приезжали, пытались брать такого человека и привозить в больницу, а его не принимали, потому что нет паспорта, нет полиса, нет СНИЛС. Поликлиника не получает за него оплаты и его не могут и не хотят принять. И что нам делать? Мы шли лично договариваться с врачом, просили хотя бы посмотреть. Когда-то получалось, ну а когда-то нет. Я давил на все, что можно, подыскивал варианты. Потом студенты, которые уже заканчивают ординатуру, начали с нами выезжать и прямо на улице оказывали стоматологическую помощь. Когда я начал об этом говорить и писать, Минздрав нас познакомил с главным стоматологом, и он сказал, что проблем нет, приходите, есть клиника. И нас все равно не принимали, либо принимали грубо. Бездомные видят такое отношение и в следующий раз не придут. В итоге мы сделали свой кабинет, доступный для бездомных людей, где мы принимаем со слов (без каких-либо документов). Стоматологи-волонтеры приезжают и бесплатно смотрят, удаляют, лечат. Приезжает профессор, кандидат медицинских наук, преподаватель со своими студентами. С согласия бездомных они оказывают помощь и заодно получается хорошая практика. Во многих регионах мы пытались что-то похожее сделать, но не пошло, к сожалению. Но, насколько я знаю, все-таки через больницы оказывается какая-то помощь.

У нас люди не очень тактичные: мы вот привезли бездомного, и в больнице начинают охать, прямо при нас его обсуждать. Они не понимают, что мы у человека предварительно взяли экспресс-тест на гепатит, на ВИЧ, на сифилис, на туберкулез.

По поводу госпитализаций, когда мы начинали, был полный кошмар: мы сами привозим человека в больницу, а нам отказывают, говорят, что случай не экстренный. Вызываем скорую помощь для госпитализации, говорят, должны положить, а в приемном покое отказ. Часто, когда мы врачей просим написать официальный отказ, они пишут «в стационарном лечении не нуждается, нуждается в амбулаторном лечении по месту прописки». По закону «экстренных» людей должны класть всех вне зависимости от любых документов. Есть три дня, в течение которых должны оказывать помощь в больнице. Далее человек либо находит документы, либо оплачивает помощь, либо выписывается из больницы. Все зависит от дежурного врача. Иногда мы привозим бездомного просто на осмотр, а дежурный врач предлагает положить. Но это началось уже после 2019 года, когда о нас написали многие СМИ. Мы стали узнаваемыми, и люди стали открываться, класть таких пациентов, госпитализировать, оперировать. 

Бывают моменты, когда я человека осматриваю, перевязываю и понимаю, что процесс идет глубже, и он потеряет кисть. Тогда я собираю бинты, лейкопластыри, которые нам привезли люди, и везу его с этими бинтами и пластырями в гнойное отделение. Прошу там просто посмотреть, просто проконсультировать, а они без вопросов его кладут. Везем тряпки всякие, тазики, бумагу в это отделение. С нами обошлись по-людски, и мы в ответ хотим также сделать. Отделению становится очень хорошо, когда у них лежит наш бездомный. А потом мы в это отделение везем уже по личному знакомству, оно для нас открыто. Туда кладут бездомного, мы его навещаем, а после выписки начинаем искать реабилитационный центр, где его хотя бы первый месяц не будут заставлять работать. На личных знакомствах и человеческих отношениях в основном все и работает.

Что делать с плановыми операциями? Вот, допустим, у человека паховая грыжа, он таскает тяжести, чтобы прожить на улице, заработать. Плановая операция без полиса, без паспорта, без прописки – невозможна. Но тут мы тоже нашли решение: у меня есть больницы, которые находятся в области (когда я проходил практику, я всегда выбирал практику где-то в «глубокой» больнице). В таких больницах в приемном покое печка стоит, кошка сидит облизывается. У них нет даже толком перчаток, тряпок, все сыплется, все падает. Но там крутые специалисты, которые любят своих пациентов. В одной из таких больниц у меня есть хирург, который помогает. Мы берем перчатки, берем бинты, шприцы и с пациентом едем туда.

«Территория передышки», юридические проблема и стигма

Об основных юридических проблемах, с которыми обращаются бездомные рассказали сотрудницы «Территории передышки», дневного центра для людей в беде в Перми, координатор проектов Анна Фадеева и юрист Евгения Белкина.

«Мы помогаем с восстановлением и получением впервые необходимых документов, работаем с судебными приставами — исполнителями по возбужденным исполнительным производствам в отношении клиентов, занимаемся восстановлением процессуальных сроков для обжалования судебных актов, получением жилья – по соцнайму (при признании жилья аварийным и непригодным для проживания) после выпуска из детского дома, помогаем отменить судебные приказы в связи с задолженностью по коммунальным услугам, снятием денежных средств с социальных выплат в счет погашения кредита, обжалование штрафов и установленной группы инвалидности.

Был, например, один случай, когда человек, обратившийся к нам за помощью, получил травму, когда отбывал наказание и работал в колонии, и мы помогли ему обратиться в суд и получить компенсацию за нанесённый ущерб».

Факт бездомности не лишает человека никаких прав, с этим связано очень частое заблуждение.

«Бездомный человек обладает всеми правами, предусмотренными российским законодательством, наряду с людьми, имеющими дом. Сложности возникают из-за того, что часто люди, оказавшись на улице, в первые недели теряют основной документ, удостоверяющий личность – паспорт. Чтобы восстановить его, нужно около 2 000 рублей на госпошлину, фото и штраф – сумма, которую очень трудно накопить, живя на улице, даже если удастся найти работу. В связи с отсутствием паспорта становится невозможно оформить брак, отдать свой голос за кандидата при голосовании на выборах, оформить инвалидность, оформить и даже получить назначенную пенсию, снять жильё или место в гостинице или хостеле, купить билет на поезд и так далее. Сложности возникают с оказанием плановой медицинской помощью в государственной медицинской организации – без паспорта и полиса ОМС можно получить только экстренную помощь для сохранения жизни.

 Другой барьер – это стигматизация. Другими словами, человек в ситуации бездомности, накопивший на восстановление паспорта, может быть не принят в миграционной службе – потому что выглядит как-то не так, не имеет полного пакета документов, которые на деле оказываются необязательными, и не может постоять за себя».

К сожалению, проблемы возникают не только у самих бездомных, но и у тех, кто им помогает. Способами решения самых распространенных в «Территории передышки» тоже поделились.

«К сложностям, с которыми приходится сталкиваться, можно отнести представительство клиента юристом в суде: при отсутствии паспорта человека не допускают в судебное производство при защите его же прав, и нет возможности оформить доверенность на представителя для защиты интересов. Но у этой сложности, как показывает практика, есть решение – выход в судебный процесс с привлечением адвоката.

Еще одна сложность возникает при подаче документов на выдачу паспорта, если его не было никогда или был только паспорт СССР. Для этого нужно установить гражданство, а именно подтвердить местонахождения человека на территории РФ на 06.02.1992 года (дату вступления в силу закона «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года, который начал действовать с 6 февраля 1992 года). Но и это не непреодолимо. Мы составляем автобиографию и устанавливаем место работы на тот период или регистрацию на территории России через запросы в архив организации или паспортный стол.

Часто нам приходится сталкиваться с отсутствием полного пакета документов, которые необходимы для защиты прав клиента в ситуации бездомности. Это логично, ведь у человека нет дома, где можно было бы их безопасно хранить: что-то теряется, пропадает, остаётся у других людей, в приютах, в больницах. В этом случае юристу вместе с клиентом приходится часть из них восстанавливать, а также обращаться в административные органы с запросами на выдачу дубликатов или копий. Это может привести к тому, что время будет упущено, процессуальные сроки, предусмотренные гражданско-процессуальным кодексом, пропущены».

Послесловие автора

Так произошло, что я и сам несколькими годами ранее, оказавшись в месяцы локдауна без работы, попытался зарегистрироваться на бирже труда и получить пособие по безработице. На тот момент ни прописки, ни временной регистрации у меня не было. Анкета была заполнена прямо из дома на сайте Госуслуг, но отправить ее у меня не вышло – поле с регистрацией обязательно. Диспетчер центра занятости пояснила, что без регистрации сделать это не удастся никак, а на мой вопрос, почему же самым заинтересованным в помощи и поиске работы гражданам эта помощь не положена, только грустно сказала, что ей и самой это не совсем понятно. 

В том же 2020 году я простудился. При высокой температуре Минздрав тогда призывал оставаться дома и вызывать врача, так я и поступил. Проблема была в том, что кроме прописок и регистраций, у меня не было и полиса. Вызвать врача онлайн, разумеется, не получилось, а вот скорая приехала и осмотрела, доктор был довольно сильно раздосадован отсутствием у меня необходимой бумаги. Впрочем, все обошлось. После окончания локдауна я за пару дней получил новый полис ОМС в ближайшей к дому поликлинике просто по паспорту. К сожалению, более серьезные проблемы я решить бы не смог, даже с паспортом. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«В основе нашей работы — принципы Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью»: колонка организации «Благое дело»
19 октября
Опыт
«Улица — агрессивная среда»: как устроена медицинская помощь бездомным
25 сентября
Опыт
«Бездомность в пожилом возрасте — история тотального одиночества»: почему пенсионеры оказываются на улице и как им помочь
14 августа
Читайте также
Опыт
Без права на выбор: что такое ПНИ и как изменить систему интернатов
19 июня
Опыт
«Сила современной женщины не в слабости, а в умении защищать свою безопасность»: колонка организации «Женщины за развитие»
16 июня
Опыт
Почему бездомность для женщины — больше, чем просто отсутствие крыши над головой?
15 июня