18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Что такое благотворительность

Некоммерческий сектор развивается, люди все активнее включаются в помощь благотворительным организациям. При этом самым популярным запросом в поисковиках на тему помощи остается «Что такое благотворительность?»

Мы попытались разобраться, как люди из некоммерческого сектора понимают этот термин, и как его трактуют разные науки.

Экскурс в историю

Когда появилась благотворительность и что это слово значило раньше? Смело можно сказать, что во все времена люди помогали тем, кто в беде. Чем традиционнее общество, тем больше эта обязанность лежит на семье и общине. Например, в Древнем Риме, который по сути был огромной общиной, люди требовали «хлеба и зрелищ», и хлеб раздавали бесплатно или по очень низкой цене. А в Англии вплоть до конца 18 века церковные приходы, общины обязывали заботиться о бедняках, и это было естественно для общества.

Большая семья тоже никогда не оставляла человека в беде. Такой «семейный» уклад мы до сих пор видим на Кавказе, в Средней Азии: там позор бросить старика, сироту и не помочь им. Подобное можно наблюдать и в Латинской Америке. Например, при землетрясении в 1985 году в Мехико было много жертв, и ни один оставшийся без родителей ребенок не попал в детский дом: всех забрали родственники. 

И в христианском, и в мусульманском мире помогать другим всегда считалось добродетелью, делать это предписывалось церкви. В Средние века люди активно помогали бедным, следуя именно божьим заповедям. 

Ситуация поменялась в протестантском мире с начала 16 века. В то время распространялось пуританское мышление, развивался капитализм. И сформировалось кальвинистское представление о благотворительности: если у тебя удача в делах, значит, Бог тебе помогает, а если ты нищий — тебя Бог наказал за что-то, и помогать тебе не надо. К беднякам начали относиться хуже, чем в Средние века, но при этом все равно помогали. Протестантский мир знает выдающихся благотворителей, в том числе миллионеров.

Чем ближе к нашему времени, тем меньше объединения общин и тем больше развивается индивидуальная благотворительность. Теперь люди ощущают личную потребность помогать. 

Тамара Эйдельман
Тамара Эйдельман
историк

Крупный предприниматель уже не зависит от общины так сильно, но часто считает необходимым «замолить» грехи, поделившись своими богатствами. Яркий пример — Рокфеллер. Это очень жесткий к своим конкурентам предприниматель, но он отдавал на благотворительность миллионы. Мы в принципе можем говорить, что у всех западных богатейших людей благотворительность — это традиция.

В 18-19 веках в благотворительности активно участвовали русские купцы, особенно староверы. Они отдавали миллионы на школы, больницы, богадельни, придумывали стипендии для неимущих, чтобы те могли учиться. Это была развитая, продуманная благотворительность, которую осуществляли богатые предприниматели (особенно среди староверов). 

Сегодня какие-то следы общинных отношений, может быть, сохранились в деревнях. А в большом городе такая схема не работает. Зато здесь ярче выражена разница между «верхами» и «низами», и от этого очевидно, кому необходима помощь. И тех, кто откликается и оказывает эту помощь, действительно много: это и волонтеры, и государственные деятели, которые принимают законы по поддержке населения, и сотрудники общественных организаций, и просто неравнодушные люди. 

Тамара Эйдельман
Тамара Эйдельман
историк

Принцип капиталистического мира — каждый сам за себя. Но в то же время в этом мире есть огромное количество людей и общественных организаций, которые жаждут помогать. Получается, с развитием капитализма человеку тяжелее выжить самому — его не поддерживает большая семья и община. Но развивается представление о том, что слабым надо помогать.

Психология благотворителя

А откуда в людях потребность помогать? Как психологически объяснить это явление? Альтруизм — это базовая потребность человека, объясняет психотерапевт Мария Стромнова. Не все замечают это в себе, многое зависит от воспитания, окружения. Но, скорее всего, это есть в каждом человеке, и в какой-то момент оно проявится.

Мы стремимся удовлетворить потребность помогать. А когда мы ее удовлетворяем, нам становится хорошо, безопасно. У нас возрастает работоспособность, улучшается иммунитет. Таким образом мы получаем необходимый заряд гормонов радости, энергию для выполнения повседневных задач и оберегаем себя от выгорания.

Мы занимаемся благотворительностью, потому что это дает нам возможность реализовать свои ценности и найти смысл в своей деятельности и жизни в целом. Когда мы это чувствуем, мы испытываем включенность, радость, входим в «потоковое» состояние — не замечаем, как проходит время за работой, меньше устаем.  

Благотворительность помогает реализовать и другую потребность — в любви.
Это чувство прежде всего исходящее, и именно такая любовь нас вдохновляет и заряжает. А благотворительность — это деятельность, в которой максимальное количество любви. И мы можем ее проявить, помогая кому-то. 

Мария Стромнова
Мария Стромнова
психотерапевт

Любить — это такая же наша базовая потребность, как и дышать. И важно понимать: как недостаток физической нагрузки убивает наши мышцы и вызывает нехватку энергии, так и недостаток любви ведет к депрессии и другим негативным последствиям. Благотворительность здесь — отличная профилактика выгорания. Ты перечисляешь деньги кому-то в помощь — даришь заботу и любовь, чувствуешь причастность и находишь смысл. Получается, люди, которые помогают другим, более здоровые, реализованные и менее несчастные.

Деятельность во благо кого-то и результат, который мы видим, немного возвращает нам ощущение всемогущества — оно есть у каждого в детстве. И когда мы вырастаем, нам сложно принять, что мы не можем изменить мир, как мечтали. Но если мы находим единомышленников, с которыми можем объединиться для достижения цели, это вселяет в нас уверенность в своих силах и дает веру в возможность изменить мир к лучшему. 

Социологический аспект

Социология смотрит на благотворительность не с точки зрения поведения отдельного индивида, а как на форму коллективного действия. Что мотивирует общество жертвовать деньги и становиться волонтерами? Как это позволяет выстраивать прочные отношения или минимизировать конфликты?

Одно из объяснений участия в благотворительности — проявление чувства солидарности.
Это форма социального обмена, когда разные группы поддерживают друг друга. Социальная солидарность создает своего рода «ткань», которая может нивелировать «провалы рынка», когда одни группы оказываются в более уязвимом положении, чем другие. Это может свидетельствовать о проявлении взаимности — «сегодня помогли мне, а завтра я помогу другому» — или чувстве морального долга. 

При этом люди, вовлеченные и не вовлеченные в благотворительность, занимают разные позиции в обществе. Первые обладают более высоким гражданским сознанием — они готовы нести ответственность за то, что происходит в стране. Такие люди занимают более активную позицию, считают, что общество должно участвовать в помощи нуждающимся, не перекладывая это на государство. 

Ольга Караева
Ольга Караева
социолог

Благотворители — это люди с большой вовлеченностью в общество, у них довольно широкий круг общения — вокруг них образуется «кредит добрых дел». Они помогают сами и понимают, что им тоже помогут, если они окажутся в аналогичной ситуации.

А еще есть стереотип, что участвуют в благотворительности только богатые слои населения. Но, согласно и российским, и международным социологическим исследованиям, и бедные, и богатые, как правило, жертвуют равную долю своих доходов.

Важны и условия, которые делают возможным проявление альтруизма или участия в благотворительности в обществе. Например, в ходе зарубежных исследований на примере двух соседних стран выявили, что разница в активности доноров органов может различаться в пять раз. Можно из этого сделать вывод, что жители одной страны более альтруистичны, чем в другой? Нет, уверена Ольга, это просто подводит нас к тому, что одного альтруизма недостаточно. Нужно сформировать условия, чтобы люди имели возможность реализовать свои благотворительные установки. 

Ольга Караева
Ольга Караева
социолог

Условия совершения благотворительности действительно важны. Например, в ходе исследования о рекуррентных платежах мы поняли, что люди часто не подписываются на них, потому что в этом случае списание денег происходит незаметно. И у жертвователей не возникает чувство сопричастности к совершенному платежу. А более активное взаимодействие с донорами со стороны НКО может изменить эту ситуацию. Информация о том, как расходуются средства, о предстоящем платеже и текущих нуждах фондов, помогает донорам чувствовать себя сопричастными.

Взгляд изнутри

А как видят благотворительность люди из некоммерческого сектора? Что мотивирует их? 

Анна Скоробогатова
Анна Скоробогатова
исполнительный директор фондов «Абсолют-Помощь» и «Свет»

Для меня благотворительность — это создание общественного блага. К благотворительности нельзя принудить — это искреннее и часто безвозмездное желание человека помочь своими навыками или ресурсами (деньгами, вещами, временем, возможностями, рабочими местами). Я пришла в некоммерческий сектор за смыслом.

Максим Колышев
Максим Колышев
основатель Агентства социально ориентированного маркетинга KolyshevC&D

Благотворительность — это творить благо по своему призыву,  безвозмездно. Это невозможно без эмпатии, небезразличия. Те, кто занимается благотворительностью, пропускают все происходящее вокруг через себя, искренне сопереживают другим и их проблемам, в полной мере осознавая их. И при этом — действуют, делают что-то на благо мира.

Есть люди, которые занимаются профессиональной филантропией — НКО. У них системный подход, программы, которые имеют долгосрочный эффект. Здесь речь идет не о сиюминутной выгоде человечества, а о долгосрочных целях. Но любое действие во благо — это благотворительность, уверен Максим. И бабушка, которая кормит кошек во дворе, тоже благотворитель.

В современном идеальном обществе благотворительность — часть жизни каждого. Сегодня небезразличные — это прогрессивное меньшинство, которое должно становиться большинством, считает Максим Колышев. Поддерживать одну из тысяч НКО в стране, выбирать товар, часть от выручки которого будет направлена на благотворительность, развивать КСО и участвовать в ней, творить добро, чтобы становиться самим добрее — это то, что может делать каждый, и то, что поможет обществу. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Знания
Можно ли контролировать навязчивые мысли и отказаться от ритуалов: что такое ОКР и как с ним жить?
25 декабря
Читайте также
Опыт
ПТСР у детей: как проявляется, что делать и чем могут помочь игры
11 декабря
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря