18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Мизогиния: как предрассудки приводят к насилию

Вместе с сотрудницей Центра «Насилию.нет»* Юлией Арнаутовой и журналисткой и фем-активисткой Настей Красильниковой разбираемся, что такое мизогиния, чем она опасна и как с ней бороться. 

Что такое мизогиния

Мизогиния – это ненависть и/или неприязнь по отношению к женщинам.

Казалось бы, нечасто можно услышать, что кто-то «ненавидит женщин», однако различных проявлений мизогинии много и выражаются они по-разному: это может быть предубеждение, что женщины не умеют водить, насилие по отношению к женщинам и даже фемицид (убийство женщин на почве ненависти). Такой феномен как мизогиния является одной из важнейших причин угнетения и неравенства, а также глобальным препятствием для развития человечества (исследования показывают, например, что гендерное неравенство невыгодно, и экономики стран теряют огромные суммы поскольку женщины зарабатывают меньше мужчин). Согласно Global Gender Gap Report 2022 (одному из старейших отчетов о гендерном неравенстве в мире), с нынешней скоростью развития, человечеству понадобится еще 132 года, чтобы достичь, наконец, полного гендерного равенства (впрочем, этот прогноз меняется в зависимости от результатов исследований). 

Юлия Арнаутова
Юлия Арнаутова
PR-менеджер Центра «Насилию.нет»*

Мы живем в среде, где мизогинные установки окружают нас с самого детства. Постепенно в сознании человека формируется идея, что женщина хуже мужчины. Очень часто еще в детстве девочкам говорят, что они должны вести себя определенным образом, не могут и не должны становиться математиками, космонавтами. Таким образом в женщинах с раннего возраста воспитывается некоторая беспомощность и готовность к дискриминации, которую мы наблюдаем в обществе. 

Часто девочек воспитывают в такой парадигме, что самое главное – это хорошо выйти замуж, стать хорошей женой и матерью. Получается, женщина не может сама выбирать, чего она хочет. Феминизм борется с этими установками, хотя и не выступает против материнства или брака в принципе. Просто спектр возможностей женщин должен быть шире. Они должны понимать, что могут строить такую жизнь, какую сами захотят. 

Важно также упомянуть, что женщин чаще дискриминируют на работе. В России оплата труда женщины на одной и той же должности и при том же количестве выполняемой работы — на 30% ниже, чем у мужчины. К тому же, если женщина берет декретный отпуск, она может на несколько лет вообще выпасть из рабочего процесса. Соответственно, когда человек не может обеспечить себя финансово, другие получают над ним больше контроля и власти. Таким образом женщины часто становятся зависимыми от мужчин. Это является еще одним фактором, почему с ней можно не считаться и не воспринимать ее на равных. 

Настя Красильникова
Настя Красильникова
журналистка, фем-активистка, создательница телеграм-канала и подкаста «Дочь разбойника»

Я думаю, что одна из главных причин мизогинии, а как следствие и насилия над женщинами — расчеловечивание женщин, стирание субъектности и навешивание стереотипов, которые превращают женщину из конкретной личности в набор признаков и функций. В обществе очень крепки представления о том, что такое женщина, какой она должна быть, и какое у нее предназначение. Это предназначение определяет не она сама, а люди вокруг нее. 

Мизогиния проявляется тысячью разных способов, и в принципе, чтобы встретиться с ней, женщине достаточно выйти на улицу. Однако агрессия, с которой сталкиваются женщины на ежедневной основе, может быть представлена не только в качестве прямой угрозы физической расправы или домашним насилием. Агрессия эта также проявляется в сексистком дискурсе, которого очень много в массовой культуре: в шоу на телевидении, в юморе, в медиа. Можно, конечно, стараться этого не замечать и жить, как будто этого не существует, но, к сожалению, все это прочно просачивается в подсознание. В дальнейшем оно может провоцировать в женщине агрессию по отношению к себе и собственному телу. Все это формирует очень некомфортную, а местами и опасную среду для того, чтобы быть женщиной. 

Мизогинии также очень много в любых присутственных местах: в больницах, госучреждениях, в роддомах. Роды в российских роддомах, где к пациентке могут отнестись просто как к куску мяса, – зачастую очень травматичное событие для женщины. В то время как с мужчинами любые представители структур обращаются, как правило, с бОльшим уважением и дистанцией. 

Очень часто проявления мизогинии и дискриминации женщин можно встретить в корпоративной культуре, практически на любой работе. Начиная с собеседований, где женщин зачастую не оценивают по их профессиональным качествам, образованию и опыту, заканчивая тем, что женщинам гораздо сложнее получать руководящие должности. 

Помимо этого, все, что связано с детьми, считается женской обязанностью и отнимает огромное количество времени, что существенно тормозит карьеру. Не говоря уже о том, что огромное количество женщин воспитывает детей в одиночестве, и, соответственно, должны, помимо заботы о детях, сами зарабатывать деньги на их содержание. 

Все это – очень естественные и привычные явления, и, казалось бы, тут нет ненависти, но если присмотреться повнимательнее, становится понятно, что женщин систематически дискриминируют, и таким образом очень сильно осложняют им жизнь. 

Тот факт, что женоненавистничество – это все еще важная часть идеологии в российском обществе, связан, в том числе, с патриархальными установками и культом силы, принятыми в нашей стране. Важно понимать, что любое насилие расцветает в условиях, когда злость, агрессия  – это часть публичной риторики. Если еще год назад мы могли рассчитывать, что законопроект о профилактике семейно-бытового насилия может пройти чтения, то сейчас это представляется маловероятным. Происходит закручивание гаек в области идеологии и, соответственно, в восприятии того, что такое «настоящая», «правильная» женщина. Общественная риторика становится все более и более агрессивной и нарочито оскорбительной, – все это не может не сказываться на настроении людей. 

Более того, всякая инаковость, всякое отличие, воспринимается как преступление, иногда буквально. Принятый недавно закон о полном запрете ЛГБТ-пропаганды – показывает, что в ближайшее время любые, условно говоря, либеральные идеи будут подавляться. На женщинах это, конечно, отразится в первую очередь. 

Как мизогиния связана с насилием

Юлия Арнаутова
Юлия Арнаутова
PR-менеджер Центра «Насилию.нет»*

Мизогиния связана с насилием напрямую. Патриархальные установки говорят нам, что мужчина должен быть сильным, а женщина – слабой. Помимо этого насилие и гиперконтроль над женщиной часто романтизируются и выдаются за заботу. 

Все начинается с дискриминации в языке, сексистских шуток, пренебрежения. Постепенно это переходит в неприязнь, затем в понимание, что с женщинами можно не считаться, и, наконец, что женщину можно оттолкнуть, ударить, изнасиловать. Поскольку женщины не воспринимаются как равные, насилие в отношении женщин становится приемлемым в обществе. 

Для того, чтобы уменьшить количество насилия в обществе, нужен комплексный подход. Во-первых, нужны законодательные меры. Очень часто насилие остается безнаказанным. В данный момент наказание за домашнее насилие в России – штраф от пяти до тридцати тысяч рублей. Как правило, этот штраф платится из семейного бюджета. Таким образом, женщина, если она заявляет на мужа в полицию, зачастую сама должна будет заплатить эти деньги. 

Конечно, только законодательно никакую проблему решить нельзя. Необходима еще и работа над установками в обществе. Для этого нужно, чтобы в общественном поле постоянно говорили об этой проблеме. Было бы здорово, если бы в школах детей учили таким вещам, как личные границы, объясняли бы, чем плохо насилие, и какие психологические аспекты есть у этой проблемы. Важно, чтобы люди понимали механизмы дискриминации женщин и их историческую подоплеку, а также знали, что общества, где у женщин есть равные права с мужчинами, гораздо более преуспевающие экономически и социально. 

Также необходимо создавать больше доступных кризисных центров для людей, которые пострадали от домашнего насилия. В данный момент, чтобы попасть в такой центр, необходимо собрать огромный пакет документов, а у женщины, пострадавшей от насилия не всегда есть такая возможность.

Настя Красильникова
Настя Красильникова
журналистка, фем-активистка, создательница телеграм-канала и подкаста «Дочь разбойника»

Стереотип о том, что женщина – это существо второго порядка, «Второй пол», как писала Симона де Бовуар, – объясняет для авторов насилия, почему с ней можно обращаться при помощи силы. Отношение к женщинам как к обслуживающему персоналу, к людям второго сорта и машинам по рождению детей приводит к идее о том, что, как только женщины выходят за рамки этих представлений, к ним можно применять насилие. 

Мне показалась очень важной одна мысль, которую мне сказала Наташа Тимофеева, сотрудница центра «Сестры»: любое изнасилование – это то, что по-английски называется «Hate Crime», – то есть, преступление на основе ненависти. Известно, что причина изнасилований — это не сексуальное желание, как многие, наверное, думают. На самом деле изнасилование всегда связано с такими явлениями как власть и ненависть. Таким образом автор насилия утверждает свою власть над другим человеком. Это тоже происходит из-за объективации, из-за того, что человек воспринимает другого не как личность, а как объект, которым можно воспользоваться. 

Когда происходит убийство женщины — фемицид, в медиа это часто освещается так, будто женщина как-то «спровоцировала» это своим поведением, например, если жена была неверна мужу. Это яркий показатель того, что в обществе существует определенный список требований к женщинам, и если они этим требованиям не соответствуют, их как будто бы можно убить.

Поэтому между наличием стереотипов о женщинах и тем, что женщин убивают, связь прямая.

К тому же, если речь не идет об убийстве, практически все авторы насилия выходят сухими из воды. Ничтожный процент людей, которые совершают изнасилования, несут за это потом какую-то ответственность. Все это складывается в такую безрадостную картину, в которой насилие и злоупотребление властью по отношению к женщинам становятся приемлемыми. 

Статистика

По статистике ВОЗ, почти каждая третья женщина в мире на протяжении своей жизни подвергается насилию со стороны интимного партнера, либо сексуализированному насилию со стороны другого лица. Более четверти всех женщин в возрасте от 15 до 49 лет по крайней мере один раз в жизни подвергались физическому и/или сексуализированному насилию со стороны своего партнера. Более того 38% всех убийств женщин в мире совершается их партнерами. Среди факторов риска, которые влияют на уровень насилия в обществе, ВОЗ выделяет, например, общественные нормы, приписывающие привилегированное или более высокое положение мужчинам и более низкое — женщинам; ограниченные возможности женщин устроиться на оплачиваемую работу, а также низкий уровень гендерного равенства в обществе. 

В 2021 году Консорциум женских НПО провел исследование с применением специально разработанного «Алгоритма Света». «Алгоритм Света» — это программа, которая с помощью ключевых слов выявляет факт домашнего насилия в приговорах по статьям, подразумевающим убийство человека, а также вид связи между преступником и пострадавшей. Проанализировав 81136 приговоров, вынесенных преступникам с 2011 по 2019 годы, исследование показало, что 12209 из 18547 (65,8%) убитых женщин погибли от рук партнера или родственника. 

Согласно исследованию, проведенному «Новой газетой»* и «Медиазоной»* в 2019 году, четыре из пяти женщин, осужденных за умышленное убийство, защищались от домашнего насилия. Почти каждая вторая женщина, осужденная за причинение тяжкого вреда, повлекшего смерть, оборонялась от партнера. 91% женщин, осужденных за превышение пределов самообороны, повлекших смерть, защищались от партнеров или других родственников-мужчин. 

Юлия Арнаутова
Юлия Арнаутова
PR-менеджер Центра «Насилию.нет»*

Очень многие женщины, которые осуждены за убийство, сидят за убийство мужа. Отсутствие закона о профилактике домашнего насилия приводит к тому, что, если женщина подвергается домашнему насилию, при обращении в правоохранительные органы ей не могут ничем помочь. Из-за этого ситуация эскалируется и часто доводится до крайности, когда и совершается преступление. Из нашей практики мы поняли, что, если женщина сталкивается с насилием систематически, как правило, оно постоянно эскалируется. В какой-то момент ситуация становится настолько раскалена, что женщина вынуждена прибегнуть к самообороне. 

Очень часто представители правоохранительных органов тоже несвободны от патриархальных и мизогинных установок. Соответственно, когда женщина пытается себя защитить и в результате этого наносит тяжкий вред здоровью агрессора, правоохранительные органы часто рассматривают это именно как превышение самообороны. Из-за этого очень часто в суде выносят именно обвинительные приговоры, несмотря на то, что действия были вынужденными. Это касается не только России, но в некоторых странах эту проблему уже начали идентифицировать и работать с ней. 

Мизогиния среди женщин

Юлия Арнаутова
Юлия Арнаутова
PR-менеджер Центра «Насилию.нет»*

Когда женщины видят, что мир устроен так, что все высокие должности, социальный и материальный капитал в основном принадлежат мужчинам, у них, естественно, возникает желание к этому приобщиться. Общество устроено так, что, чтобы иметь больше шансов на успех, необходимо «примкнуть» к патриархальному строю. Из-за этого во многих женщинах формируется негативное отношение ко всему «женскому» и другим женщинам. 

Одним из самых наглядных примеров предвзятого отношения к женщинам является, например, виктимблейминг (обвинение пострадавшей от насилия – прим. редактора). Как правило, это явление связано с иллюзией справедливого мира. Если ты знаешь, что мир существует по четким правилам, придерживаясь которых, ты будешь в безопасности, жить становится намного менее страшно. Это, конечно, ложная установка. Распространенная форма виктимблейминга – обвинение пострадавшей от изнасилования в том, что она была «не так одета». Однако существует, например, такой проект-выставка «What Were You Wearing» («Во что ты была одета» – прим. редактора), на которой представлена одежда, в которой женщины подвергались насилию. Это далеко не всегда короткие юбки или платья. Очень часто женщины и девочки были одеты в водолазки, джинсы, футболки. К сожалению, любая девушка может столкнуться с насилием, вне зависимости от ее внешнего вида или одежды. 

Сайт «What Were You Wearing»
Настя Красильникова
Настя Красильникова
журналистка, фем-активистка, создательница телеграм-канала и подкаста «Дочь разбойника»

Конечно, ужасно грустно, что существует внутренняя мизогиния: женщины ненавидят женщин и воспроизводят установки, вредные для них самих. Но объяснение этого, как мне кажется, лежит на поверхности – это система взглядов и ценностей, в которой растет большинство людей. Впитать эту систему – самое естественное и простое, что только можно сделать. Если женщинам с детства твердят, что они должны быть тихими, послушными, аккуратными и никуда не высовываться, нет ничего удивительного, что они это апроприируют и сами становятся носительницами этих идей. Жить по готовому жизненному сценарию и внутри привычных установок – гораздо проще, в противном случае нужно очень стараться плыть против течения. 

Ужасно жаль, что нет простого лекарства от внутренней мизогинии, но, к сожалению, избавление от нее не происходит без изнурительной внутренней работы над собой. Для того, чтобы общество сделало шаг вперед, необходимо задать себе вопрос: что на самом деле значат все эти установки и зачем они нужны? Однако ответы могут быть очень неприятными, и процесс разъединения с этими привычными ценностями может протекать болезненно.

Спасибо, что дочитали до конца!

*признаны иностранными агентами

Материалы по теме
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Знания
Автостопом по патриархату: что это такое и к каким последствиям приводит
27 ноября
Опыт
Главные ответы на вопросы о психологическом насилии над детьми
17 августа
Читайте также
Опыт
«После очередного возвращения подопечной к мужу-тирану мы немного изменили подход»: колонка фонда «Благие дела»
29 июня
Опыт
«Сила современной женщины не в слабости, а в умении защищать свою безопасность»: колонка организации «Женщины за развитие»
16 июня
Опыт
Почему бездомность для женщины — больше, чем просто отсутствие крыши над головой?
15 июня
Помочь нам