18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

Как измерять социальное воздействие в сфере адаптации взрослых людей с ментальной инвалидностью и почему это важно

На основе библиотеки результатов сервиса «Социальное воздействие» рассказываем, какими бывают социальные результаты в сфере адаптации взрослых с ментальной инвалидностью и какие особенности оценки есть в этой сфере. Также попробуем разобраться в том, с какими сложностями может столкнуться организация при измерении социального воздействия, как их преодолеть и почему некоммерческим организациям особенно важно проводить оценку социального воздействия именно сейчас. 

Проект реализуется победителем конкурса по приглашению «Школа филантропии» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Российские НКО сейчас столкнулись с резким уменьшением количества пожертвований и таким же резким повышением цен на медикаменты, продукты питания и другие товары, необходимые благополучателям. Для того, чтобы некоммерческий сектор мог поддерживать свою деятельность на прежнем уровне, организациям необходимо разрабатывать новые инструменты для эффективной работы. Одним из таких инструментов является оценка социального воздействия, которая позволяет увидеть реальную эффективность программ организации в долгосрочной перспективе. Однако для того, чтобы проводить измерение социального воздействия, организации необходимо изучить или самостоятельно разработать систему метрик, критерии оценки, и сформулировать социальные результаты своей деятельности. 

Нормализация жизни человека с ментальными нарушениями — это главный социальный результат деятельности любой организации, работающей в сфере социальной адаптации взрослых с ментальной инвалидностью. Однако в рамках главного результата, к которому стремятся организации, всегда существует ряд основных, и в данной сфере ими являются: 

  1. Развитие максимально возможной самостоятельности людей с ментальной инвалидностью.
  2. Улучшение качества жизни членов семьи.
  3. Предотвращение стигматизации, дискриминации и жестокого обращения.

Также, для каждого основного результата существует целый ряд промежуточных. Так, например, для развития максимально возможной самостоятельности организации работают над повышением вовлеченности людей с ментальными особенностями в досуговую и трудовую деятельность; расширением их возможностей для получения образования, развития трудовых навыков и дальнейшего трудоустройства, а также обеспечением максимально возможной финансовой независимости. Другими промежуточными целями являются повышение уровня физического и психического благополучия людей с ментальными особенностями, улучшение социальных и бытовых навыков и, наконец, обеспечение безопасных условий проживания (в том числе, вне институциональных учреждений, в случае, если это в интересах самого благополучателя). Также НКО могут работать над повышением агентности (готовности к активным действиям) людей с ментальной инвалидностью и уровнем вовлеченности этих людей в сообщества. Другой важной целью является наличие у людей с ментальными особенностями значимого человека или человека, отстаивающего их интересы, такого как опекун.  

Важно понимать, что благополучателями в этой сфере являются также близкие и члены семьи людей с ментальной инвалидностью. В рамках работы по улучшению качества их жизни, организации могут проводить проекты, направленные на улучшение материального положения семей, улучшение или стабилизацию их психологического состояния, а также развитие у членов семей навыков ухода за человеком с ментальными особенностями. 

Наконец, в рамках работы по предотвращению стигматизации, дискриминации и жестокого обращения, организации могут проводить проекты, направленные на повышение уровня инклюзии, социальной интеграции и социальной поддержки людей с ментальными особенностями, а также предотвращение случаев насилия и жестокого обращения. Проекты, направленные на достижение этих целей могут включать в себя, например, работу с общественным мнением, работу, направленную на защиту интересов людей с ментальной инвалидностью (в том числе в отношениях с органами власти), а также работу со специалистами, непосредственно взаимодействующими с людьми с ментальными особенностями (например, медицинскими работниками или сотрудниками психоневрологических интернатов). 

Важные факторы, которые могут влиять на успешность достижения того или иного результата — особенности самих благополучателей. Для разных благополучателей достижения результата может считаться по-разному, в зависимости от этих особенностей. Например, наличие тяжелых множественных нарушений развития и психиатрических расстройств, ограничение двигательных функции, отсутствие слуха или зрения, проживание в психоневрологическом интернате и другие особенности могут влиять на то, как будет оцениваться достижение результата. 

Иван Рожанский
Иван Рожанский
Директор БФ «Жизненный путь»

Последние несколько лет в некоммерческом секторе можно было наблюдать сильную тенденцию к профессионализации. Стало понятно, что оценка своей деятельности — это важная и неотъемлемая часть работы любого социального проекта, и многие задумались о том, чтобы применять научно-доказательные практики в работе с аудиторией. С другой стороны, запрос доноров и грантодателей явно показывает, что они стали больше задумываться о том, кому они дают средства и насколько эффективно использование этих средств. Я думаю, что со временем к НКО будет все больше требований в плане оценки их деятельности. Если говорить, например, про фонд президентских грантов, они уделяют довольно много внимания тому, чтобы при оценке проектов на этапе конкурса, организация планировала в том числе и оценку социального воздействия. Те доноры, с которыми мы работаем, например, благотворительный фонд Владимира Потанина  или КАФ* понимают, что важно сделать конкурсы более гибкими, ведь зачастую организации лучше понимают, на что им потратить средства. Однако вследствие этого у них возрастают и требования к оценке социальных результатов, на основе которой можно увидеть, насколько эффективно эти средства используются. Сейчас в нашей сфере очень большой запрос на помощь, и очень мало НКО, которые этот запрос удовлетворяют. Но, условно говоря, если бы некоммерческий сектор существовал как и коммерческий в условиях конкуренции предложения, то благополучатель выбирал бы, в какую организацию обратиться, в зависимости от того, какая организация лучше работает.

Мы в фонде начали измерять социальное воздействие, когда пришли к определенному уровню развития организации. В данный момент оценка социального воздействия охватывает только некоторые наши программы, но мы планируем разработать какой-то универсальный метод для нашей организации, и заниматься измерением уже регулярно. Разумеется, какую-то оценку мы проводили всегда, поскольку в рамках подачи заявки на гранты требуется показывать качественные результаты. Но если раньше мы пользовались простым анкетированием, то в последние пару лет мы задумались над более серьезными методами, начали применять некоторые из них и учиться новым. Например, фонд «Абсолют» в рамках конкурса проводил обучение методу теории изменений. Также недавно мы учились новому методу работы у британских коллег: этот метод называется «Person-centered Planning and Thinking» — человекоориентированное планирование и мышление. В рамках этого метода во время первого этапа работы совместно с клиентом ставятся определенные задачи, затем по прошествии какого-то времени важно показать клиенту, каких результатов мы достигли. Именно здесь могут пригодиться методы оценки социального воздействия. 

Разработать критерии для оценки социального воздействия в проектах помощи людям с ментальными особенностями не так просто, поскольку зачастую благополучатель не может сам оценить какие-то результаты, рассказать о себе и своих чувствах, своей собственной удовлетворенности или неудовлетворенности. К тому же зачастую наша работа нацелена не только на человека с ментальными особенностями, но и на его окружение. Например, если он воспитывается в семье, мы смотрим на качество жизни всей семьи: могут ли родители работать, какой у семьи доход, есть ли у них свободное время. Поэтому это должна быть многоуровневая оценка, которая охватывает разные сферы человеческой жизни. Больших финансовых затрат на измерения не требуется, они скорее затратны с точки зрения человеческого ресурса, и в этом плане их довольно сложно организовать: важно, чтобы все, от руководителя организации до линейных сотрудников участвовали в ней. 

Оценка вообще нужна для того, чтобы выработать максимально эффективный способ работы, который принесет больше всего пользы клиенту. Нам это нужно для того, чтобы понимать, что именно делать, а им — для того, чтобы понимать, что наша работа приносит им пользу. Благотворительной сфере в России чуть больше 30 лет, и когда она только зарождалась, никто и не думал про оценку социального воздействия. Тем временем сейчас, когда денег в некоммерческом секторе становится меньше,  мне кажется особенно важным заниматься измерением социального воздействия, поскольку это поможет понять, как за минимальные деньги максимально эффективно принести пользу своим благополучателям.

Спасибо, что дочитали до конца!

*выполняет функции иностранного агента

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Знания
«Первая диета часто является спусковым крючком нарушений пищевого поведения»: что такое РПП и как с ним справиться
21 февраля
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Читайте также
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
«В основе нашей работы — принципы Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью»: колонка организации «Благое дело»
19 октября
Помочь нам