- Опыт
- 21 ноября 2023, 13:47
- 4 минуты
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
Специалисты фонда объясняют, почему жителям социальных домов (ранее — ПНИ) необходимо уметь писать, читать, считать, чтобы заботиться о себе. И как этого добивается «Большая перемена».
«Большая Перемена» > 20 лет помогает людям с опытом сиротства получить образование и социализироваться. Фонд работает с воспитанниками детских и социальных домов (психоневрологические интернаты), детьми из приемных семей и их родителями. На базе фонда работает образовательный центр, где с поддержкой педагогов и кураторов молодые люди закрывают пробелы в образовании и готовятся к поступлению в колледжи, вузы, выбирают профессию и начинают самостоятельную жизнь, а также ресурсный центр для повышения квалификации специалистов.
Стуация
В России около 160 000 людей старше 18 лет проживает в социальных домах (ранее психоневрологические интернаты/ПНИ). Это люди с ментальными и/или физическими особенностями, которые по разным причинам признаны неспособными жить самостоятельно: одни оказались здесь, оставшись без попечения близких во взрослом возрасте, другие — после выпуска из ДДИ (детские дома для детей-инвалидов).
Социальный дом — часть большой инфраструктуры, задача которой — дать человеку крышу над головой, обеспечить питанием, должным уходом, различным досугом (спорт, творческие занятия и прочее), при этом люди внутри учреждений остаются изолированными от общества и лишенными возможности развиваться, обучаться, повышать качество жизни, хотя некоторые из них могли бы это сделать при необходимой поддержке.
Хотя в обществе принято считать, что в ПНИ живут необучаемые и неспособные к самостоятельной жизни люди, реальное положение дел выглядит иначе. Жители ПНИ — очень разные: это люди с той или иной степенью ментальных нарушений и физических проблем, среди которых встречаются те, кто при определенной поддержке мог бы развиваться и обучаться. Например, кто-то еще в детстве не смог получить системного образования, потому, что жил в асоциальных условиях, имел тенденцию к девиантному поведению или потребность в индивидуальном образовательном подходе. В итоге способные к обучению люди просто остались за бортом образовательных процессов и не смогли раскрыть свой потенциал к обучению. Все эти люди с совершенно разными потребностями вынуждены жить по одним и тем же правилам и пользоваться одинаковым спектром возможностей.
В зависимости от физических и психических особенностей, жителям ПНИ требуется разная поддержка и разные формы проживания. Для кого-то жить в социальном доме, где есть необходимый базовый уход, — необходимость. Другим будет лучше в формате сопровождаемого проживания, третьим можно попробовать самостоятельную жизнь в учебно-тренировочной квартире, а после, возможно, и получить свое жилье. В последние годы у жителей социальных домов появился доступ к альтернативным формам проживания, но для того, чтобы жители ПНИ смогли им воспользоваться — им нужно развить социально-бытовые навыки и обучиться базовой грамотности, без которой невозможно жить в социуме и пользоваться его благами.
Некоторые жители социального дома могут выходить наружу, работать в городе, учиться по ряду специальностей, посещать мероприятия, пользоваться городской инфраструктурой, а некоторые имеют шанс перейти на другую форму проживания, но отсутствие базовой грамотности и низкий уровень бытовой самостоятельности часто становятся одной из причин, по которой люди не могут организовать свою жизнь вне интерната. Помимо этого, им нужно научиться справляться со своими эмоциями, одиночеством, страхами, психологически повзрослеть.
Представьте себе, каково это в первый раз в 40 лет остаться ночевать одной в квартире! Также им необходима бытовая адаптация: сходить в магазин, купить проездной, заполнить заявление, снять показания счетчика, рассчитать собственный бюджет — все то, чему обычный человек постепенно учится с поддержкой взрослых, для них — как выход в открытый космос. А еще взрослая жизнь — это документы, указатели, инструкции к бытовой технике, квитанции и цифры — без базовых навыков чтения и письма тут не обойтись. При этом, образование и социализация не входят в задачи учреждений, при всем желании здесь просто нет нужных специалистов. Доступ к образованию можно получить только с поддержкой НКО.
В 2022 году «Большая Перемена» запустила пилотный проект по организации учебных классов внутри социальных домов. Идею поддержали два московских учреждения: ГБУ Социальный дом «Нагатино-садовники» и ГБУ Социальный дом «Чертаново». Специалисты фонда разработали специальную образовательную программу для занятий, а социальные дома помогли с помещением и решением организационных вопросов.
У нашего фонда накоплен огромный опыт обучения и поддержки ребят из ПНИ. За все время работы в нашем образовательном центре обучалось около 70 ребят с опытом жизни в интернатах, многие из которых смогли повысить уровень грамотности и социализации: кто-то — с нуля до функционального минимума, а некоторые — до уровня средней школы. Были даже случаи, когда наши студенты из ПНИ заканчивали 9 классов и колледж.
Долгое время мы работали только с теми, кто имел возможность посещать очные занятия в фонде. Это условие было частью нашей педагогической технологии: во-первых, у ребят появилась дополнительная возможность выйти за пределы интерната, расширить свои границы, освоить новые социальные навыки, во-вторых — возможность попасть в саму образовательную среду «Большой Перемены», новую для них систему с правилами поведения и общения. В то же самое время внутри ПНИ оставалось много ребят, которые не могли приезжать к нам самостоятельно из-за ограничения дееспособности или малой мобильности, и мы решили начать заниматься с ними прямо у них «дома».
С начала 2023 года в проекте участвует 24 ученика. 2-3 раза в неделю педагоги занимаются с жителями ПНИ чтением, развитием речи, счетом, письмом. Обучение проходит в малых группах по 3-4 человека. Те, кому пока трудно работать в коллективе занимаются один на один с педагогом.
В первый поток проекта попали ученики c «высоким реабилитационным потенциалом» — те, кому эти занятия могут принести максимальную практическую пользу: молодые люди, которые готовятся к выходу на самостоятельное проживание или те, кто планирует частично или полностью восстановить дееспособность. Даже если они не выйдут на самостоятельное проживание, новый статус откроет им целый спектр новых возможностей — работа в городе, передвижение без сопровождения, принятие самостоятельных решений. Также классы начали посещать ребята, у которых есть ограничения в передвижении. Здесь они смогут расширить кругозор и получить возможность заниматься осмысленной и интересной деятельностью.
Учебные классы внутри социальных домов совсем не похожи на школу: учителя порой сильно младше учеников, а задания по математике и русскому языку взяты не из детских учебников, а из реальной жизни.
В работе с ребятами мы отталкиваемся не от конкретной программы занятий, а от интересов человека, его личных целей и мотиваций, уже доступных для него навыков и особенностей мышления. Главное правило работы с жителями ПНИ — помнить, что это взрослые люди, и учебники начальной школы про «зайчиков и белочек» тут не подходят. Даже если уровень их интеллектуального развития соответствует 6-8 летнему возрасту — у них за плечами большой жизненный опыт. У них взрослые потребности и вопросы, они работают, для них важны романтические отношения, чувство собственного достоинства. Поэтому мы стараемся максимально приблизить занятия к жизни: на математике решаем задачи про покупки в магазине, для чтения подбираем довольно простые, но все же недетские тексты. Вообще наш мозг удивительно устроен. Я не раз наблюдала, как на занятиях разложение числа 10 на составные части может вызывать огромную трудность, при этом тот же ученик вполне точно ответит на вопрос, что такое скидка в 50%.
Еще мы стараемся обучить наши учеников новым моделям взаимодействия друг с другом — уважительно разговаривать, не перебивать, задавать вопросы, когда что-то непонятно., много внимания уделяем отработке навыков самоорганизации — готовность к уроку, выполнение домашних заданий, внешний вид. Несмотря на то, что занятия проходят в социальных домах, мы просим ребят не приходить на уроки «в тапочках». Стараемся развивать уверенность в своих силах, снимать страх перед ошибкой. Все эти и многие другие навыки важны не только для занятий, но и для качества жизни в целом.
Уже через несколько месяцев занятий сотрудники социальных домов, стали замечать, что с учениками классов стало проще работать, «они стали понятнее говорить», «меньше конфликтовать друг с другом и с персоналом». Ребята сильно продвинулись в своих навыках и умениях: кто-то начал уверенно читать по слогам, научился сложению и вычитанию, стал уверенней и смелее, смог преодолеть то, что казалось совершенно непреодолимым в начале пути и готов идти дальше.
В обратной связи мы слышим от учеников: «мне интересно учиться», «меня теперь лучше понимают», «я не боюсь спросить, если чего-то не понимаю», «я не чувствую себя такой дурой», а еще они заразили желанием учиться свое окружение: уже на старте желающих посещать занятия было больше, чем мест в проекте. Сегодня очередь на обучение заметно выросла и будет расти еще, поэтому наша задача не просто помочь конкретным людям, а выстроить работающую систему обучения для жителей социальных домов и разработать программу обучения специалистов, которые смогут самостоятельно поддерживать своих подопечных.
Спасибо, что дочитали до конца!