18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 20 ноября 2023, 19:37
  • 7 минут

Учеба не для всех? Какие возможности школьного образования есть у детей с инвалидностью

Сотрудники НКО — о том, как должно быть устроено образование школьников с инвалидностью и как они сами организовали классы для обучения таких детей.

В сентябре  начался учебный год не для всех детей: ребята с инвалидностью часто не могут пойти в школу по многим причинам. По закону учебные заведения должны зачислять желающих учиться у них детей с особенностями развития и создавать для них все необходимые условия. Но это не так легко: нет доступной среды, ресурсов для найма необходимых специалистов. Как дети с особенностями развития могут преодолеть все эти трудности и почему им так же важно учиться в школе, как другим ребятам? Сотрудники Центра лечебной педагогики, ассоциации «Краски этого мира» и общественной организации «Дорогою добра» рассказали, как они помогают детям с инвалидностью учиться, и поделились их историями.

Что по закону и что на самом деле

Теоретически сегодня никаких препятствий для того, чтобы ребенок с любой формой инвалидности пошел в школу, нет, рассказывает исполнительный директор Центра лечебной педагоги Александра Фадина. Любой ребенок, в том числе с самыми тяжелыми нарушениями, имеет право на получение образования. Его родители могут обратиться в школу, к которой они прикреплены по месту жительства, и ее сотрудники будут обязаны создать специальные образовательные условия для ребенка с инвалидностью. Все эти права и обязанности закреплены в законе об образовании. А в Москве также утвержден стандарт по созданию таких условий.

Специальные образовательные условия, которые необходимо создать для детей с инвалидностью, могут включать в себя:

  • разработку учебных программ, предусматривающих индивидуальный подход и специальную методику (например, для незрячих, неслышащих, детей с интеллектуальными нарушениями);
  • наем новых сотрудников: ассистентов (отвечают за сопровождение ребенка в школе), тьюторов (обеспечивают взаимодействие ребенка с педагогами, которые обучают его) и других специалистов по работе с людьми с инвалидностью.

Но на практике созданные школой условия часто оказываются неидеальными. Например, в Центре лечебной педагогики родители детей с инвалидностью часто жалуются на то, что в учебном заведении нет специалистов узкой направленности (тифлопедагогов, дефектологов), нет доступной среды, что ребенка хотят перевести на надомную форму обучения, потому что он не вписался в класс. Причина этих проблем — недостаток финансирования на создание в школах необходимых для детей с инвалидностью условий, уверена Александра Фадина. В учебные заведения средства идут из регионального бюджета, и в нем должны быть учтены затраты на создание таких условий. Но этого нет или недостаточно, потому что у регионов просто нет обязанности финансово обеспечивать обучение детей с инвалидностью так, как им это нужно.

Александра Фадина
Александра Фадина
исполнительный директор Центра лечебной педагогики

В итоге ребенка с особенностями развития берут на учебу в школу, но он не может учиться там. Без адаптированной программы и нужных ему специалистов часто все сводится к тому, что ребенок сидит один за последней партой и не воспринимает учебный материал либо вовсе прячется от всех под партой. А за неимением в школе ассистента его функции могут предложить выполнять маме ученика с инвалидностью, что тоже мешает учебному процессу: присутствие родного человека мешает ребенку настраиваться на учебу и общаться со сверстниками.

А самая распространенная ситуация — дети с инвалидностью оказываются на надомном обучении. На одного такого ребенка должно быть выделено такое же финансирование, как на весь класс, чтобы он получал такое же количество занятий и учебных часов, как все остальные. Но из-за недостатка финансирования это также оказывается невозможно, и в итоге «надомников» обучают по остаточному принципу: вместо 20 часов в неделю — два-три, в лучшем случае — четыре-восемь. Такое обучение влияет и на жизнь родителей, потому что часть работы в итоге ложится на их плечи. А главное, ребенок не получает нужной социализации и не приобретает необходимых ему в дальнейшей жизни навыков. 

Опыт «Красок этого мира»: создали класс для детей с ОВЗ на базе школы

Ассоциацию «Краски этого мира» основали родители детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Особенность таких ребят в том, что у них сразу несколько преград для познания этого мира: например, они не видят и не передвигаются самостоятельно, плохо слышат и имеют интеллектуальные нарушения. Как рассказывает директор ассоциации Анастасия Хандажинская, у таких детей проблемы восприятия, обучения и познания мира умножаются многократно. Если для неслышащих, невидящих детей или ребят с умственной отсталостью есть много методик обучения, то людей с ТМНР учить намного сложнее.

В 2016 году многие из семей ассоциации столкнулись с проблемой: они не могли найти школу, где их дети учились бы очно, и им оставалось только надомное обучение. Родителям такой вариант не нравился: они хотели, чтобы их дочери и сыновья учились в школе и общались с другими детьми. И тогда члены ассоциации решили запустить для ребят свой собственный школьный проект. Они изучили опыт других организаций и инициатив и стали искать среди московских школ ту, которая согласится открыть класс для ребят с ТМНР. 

В итоге такой школой стала СОШ № 1206 в Ясеневе. С ней уже сотрудничал фонд «Со-единение»: при учебном заведении работает ресурсный центр этого фонда с мастерскими для детей с инвалидностью. В том же здании руководство школы разместило несколько кабинетов и разрешило ассоциации открыть отдельный класс для ребят с ТМНР. И с сентября 2016 года в первом «М» классе стали учиться дети из «Красок этого мира».

Руководство школы выделило ставки для новых сотрудников: логопеда, психолога, педагога и сопровождающего. Родители решили также привлечь к работе студентов-дефектологов — предложили им пройти в своем классе практику — и договорились об участии детей в мастерских ресурсного центра. В 2019 году родительское объединение было официально зарегистрировано как некоммерческая организация, и это позволило нанять еще педагогов и сопровождающих, которые также стали работать с ребятами в школе. 

Всего в первом «М» десять учеников. Они ходят на занятия три раза в неделю и учатся с 10:00 до 15:00 (учеба начинается позже, потому что многие ребята живут далеко и им надо успеть доехать до школы). У ребят разные потребности и задачи, а потому разные индивидуальные программы и наборы уроков. Среди общих предметов — человек, окружающий мир, музыка, физкультура или лечебная физкультура (ЛФК), круг (общее коммуникативное занятие) и кулинария. У некоторых ребят есть также академические предметы: русский язык и математика. Все индивидуально занимаются также с логопедом и психологом. 

Анастасия Хандажинская
Анастасия Хандажинская
основатель и директор ассоциации «Краски этого мира»

Обычно люди с разными расстройствами учатся в разных классах, а у нас — все в одном. Это наша принципиальная позиция, ведь в жизни мы все тоже разные и сосуществуем вместе. Так и у нас в классе — все разные. Мы находим время и на общие занятия, и на индивидуальные, где один и тот же педагог учит ребят разному. Например, кого-то логопед учит говорить, кого-то — находить, где нос и рот, а с кем-то занимается русским языком. В нашей школе в целом много индивидуального подхода: на одного ребенка — двое взрослых, в то время как в коррекционной школе обычно один сопровождающий и один учитель на класс в пять — десять человек. 

При этом обучение в школе бесплатно, на уставную деятельность ассоциации семьи платят членский взнос — 3000 рублей в месяц. Все остальные деньги на обучение команда ассоциации ищет сама: выпускает и продает собственный мерч, участвует в благотворительных ярмарках, запускает краудфандинговые сборы. В 2023/2024 учебном году проект ассоциации «Я с тобой — индивидуальное сопровождение подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития в школе» получил поддержку Фонда президентских грантов. 

Есть у учеников ассоциации и важные внеклассные активности. Раз в год они все выезжают в лагерь. А два раза в неделю ходят в интегративный клуб в московском зоопарке: там проходят занятия для детей с инвалидностью и без. Ребятам приносят животных, с которым они общаются, а потом обсуждают свои впечатления, также участвуют в кулинарных мастер-классах, где вместе готовят и едят, и в музыкальных, на которых учат песни и поют. Цель таких занятий — предоставить детям новый опыт, в том числе нахождения в инклюзивной среде и общения с детьми, на первый взгляд не похожими на тебя. 

История Ильи Мальцева

Илье 13 лет, и у него детский церебральный паралич (ДЦП). С детства мальчик передвигается на коляске. Илье также сложно говорить, поэтому у него были проблемы в коммуникации: окружающие не всегда его понимали. 

Но Илье повезло: в два года он попал на групповые развивающие занятия — сначала в Центр лечебной педагогики, а потом в сообщество «Краски этого мира». А в шесть лет стал учиться вместе с другими ребятами в школе № 1206. Сейчас Илья уже в восьмом классе. За семь лет учебы мальчик стал самостоятельным и научился в школе обходиться без родителей: он приезжает на занятия на социальном такси с сопровождающим, затем проживает весь школьный день с его помощью и с ним же возвращается домой.

В школе Илья также получил возможность развиваться в самых разных направлениях и нашел свои хобби. Помимо общих уроков, он посещает столярную, свечную и керамическую мастерскую, любит занятия музыкой, а также берет индивидуальные уроки рисования.

А одной из самых непростых задач для Ильи было научиться самостоятельно передвигаться, чтобы стать еще более независимым. Мальчик учится передвигаться в ходунках на специальных занятиях. Сопровождающий Ильи Дмитрий поддержал мальчика в желании начать двигаться и каждый учебный день помогал ему прийти к своей цели. Вначале Дмитрий помогал Илье переставлять ноги, потом стал включать веселую музыку, которая нравится мальчику, — и Илья стал двигаться быстрее. А потом ему давали задания дойти куда-то (например, до мастерской). В итоге за два года он научился не только ходить, но и бегать в ходунках, что с радостью теперь делает на переменах. 

Проще стало Илье и говорить: он адаптировался, научился использовать карточки и кнопки, чтобы выразить свою мысль, увереннее стал говорить отдельными словами. Мальчику также стало проще понимать самого себя, регулировать свои эмоции и легче договариваться с другими. Раньше Илья мог начать кричать и кусаться в безуспешной попытке выразить какую-то свою идею или эмоцию, например недовольство от того, что закончилось его любимое занятие музыкой. А теперь Илья понял, что есть и другие возможности донести свое мнение, а также что все не может быть так, как он хочет, — с некоторыми обстоятельствами надо мириться.

В итоге Илья получил больше возможностей общаться, и у него появилось много друзей. По вторникам он всегда приезжает на занятия в зоопарк, где с радостью общается с ребятами, проводит время с животными. Теперь ему намного легче находиться в новом, непривычном месте, и в разных обстоятельствах он способен коммуницировать с другими людьми.

Опыт «Дорогою добра»: организовали учебу для ребят с инвалидностью в своем центре

Центр поддержки семей «Дорогою добра» почти десять лет проводит различные занятия для детей и молодых взрослых с особенностями развития в Кирове. В 2021 году к сотрудникам центра стали обращаться родители, чьих сыновей и дочерей не брали на очную форму обучения в школу: это дети с ТМНР, расстройствами аутистического спектра, тотально невидящие, с поведенческими проблемами.

Команда «Дорогою добра» пробовала пойти по пути «Красок этого мира» и открыть класс на базе государственной школы, но у центра не получилось договориться ни с каким учебным заведением в Кирове. В итоге сотрудники НКО решили сами запустить проект «Своя школа» — проводить в своем центре занятия для ребят, оказавшихся на домашнем обучении. Уже зимой 2022 года в «Своей школе» прошли первые занятия — в таком же формате и режиме, какой был бы у детей с инвалидностью, если бы их взяли в школу: четыре раза в неделю, совместная учеба в классе, несколько уроков утром, после обеда кружки и дополнительные занятия.

Елена Лянгузова
Елена Лянгузова
руководитель центра «Дорогою добра»

У нас нет образовательной лицензии, и мы официально не являемся образовательным учреждением. Все наши ребята числятся в государственных школах как ученики на семейном обучении и раз в полгода приходят туда сдавать экзамены. Но фактически мы стали для ребят и родителей именно школой. Мы слышим, как сами дети так и говорят про наш центр: «Мы в школе!» А родители признаются, что не справились бы без нас, — мы полностью взяли на себя функцию учебного заведения и помогли им с обучением их детей. 

Первые полгода в центре учились пять человек, а потом открылось еще два класса. С нового учебного года регулярно посещают занятия уже 30 детей. Все они по возрасту разделены на шесть классов, внутри каждого из них — ребята с разными особенностями. И хотя классы небольшие, педагогам приходится адаптировать материал для каждой из групп. Например, в классе четыре ребенка с разными особенностями — учитель готовится как для четырех разных уроков. Все педагоги — сотрудники центра, специалисты с высшим образованием в области коррекционной педагогики: клинические психологи, дефектологи и логопеды. 

Важно, что все занятия в «Своей школе», будь то математика, чтение или окружающий мир, практико-ориентированны. Ребята не просто получают академические знания, а узнают что-то новое через понятные прикладные процессы. Например, навыки счета переносят сразу на кулинарию или отсчитывают необходимые продукты в магазине — так дети понимают, зачем им в жизни нужна математика. А ребята, которым сложно говорить, учатся общаться при помощи альтернативной коммуникации — карточек, жестов или технических средств, осваивают навыки чтения через печатание.

Елена Лянгузова
Елена Лянгузова
руководитель центра «Дорогою добра»

Школьные учителя долго говорили нам: «К вам в центр дети приходят в мастерские раз в неделю, развлекаются, а у нас образование, и мы каждый день должны быть с детьми». Теперь эти же педагоги на нашем примере видят, что учить детей с инвалидностью действительно сложно, но реально. У нас в городе три коррекционные школы, и учителя оттуда приходят к нам и перенимают наш опыт. Регулярно говорят, что хотели бы адаптировать свои учебные заведения и организовать в них учебу для ребят с особенностями по нашему примеру. Надеемся, это получится уже в ближайшие годы. 

История Егора и Кирилла Кузнецовых

Егор и Кирилл — братья-близнецы, у обоих мальчиков ДЦП: они передвигаются на колясках, также у них есть интеллектуальные нарушения (умственная отсталость). Год назад Егор и Кирилл присоединились к занятиям в «Своей школе» — стали учиться в параллельных классах.

До восьми лет у мальчиков не было никакого опыта обучения. Первое время им было очень нелегко адаптироваться к урокам: нужно было в течение долгого времени сидеть за столом, слушать учителя и выполнять задания — братья к такому совсем не привыкли. Кирилл часто плакал, был в постоянном стрессе, а Егор даже не хотел заходить в класс, в то время как родители ребят возлагали на школу большие надежды и мечтали, что их сыновья будут ходить на учебу с удовольствием и узнавать много нового.

Вскоре с поддержкой учителей этого удалось достичь: за год мальчики прошли большой путь. Теперь они радуются тому, что пришли в школу, и с гордостью называют себя учениками. Учатся ребята с удовольствием и делают успехи. У Кирилла более сильные нарушения, чем у его брата, и учеба ему дается чуть тяжелее, но он старается, что замечают педагоги. А у Егора сложность в том, что каждый год он переживает три-четыре операции и после них долго восстанавливается. Но это не мешает мальчику хорошо учиться и не отставать от одноклассников. Команда «Дорогою добра» сравнивает его с фениксом, который каждый раз словно возрождается и приступает к занятиям с новой силой, быстро и охотно включаясь в процесс. Всего лишь за год Егор, несмотря ни на что, научился читать, писать и считать до десяти. 

Мальчикам также нравится заниматься в мастерских, у них появилось много увлечений. Кирилла больше увлекают сенсорные игры, теперь он часто играет с другими ребятами или один, хотя раньше мог делать это только с родителями. А Егору нравится делать что-то руками, его мечтой всегда было научиться играть на музыкальном инструменте. И в ресурсном центре эта мечта сбылась: Егор стал брать индивидуальные занятия по игре на укулеле.

Дома ребятам не хватало общения со сверстниками, а теперь они с радостью восполняют этот недостаток. Мальчики дружат с другими детьми, стремятся проводить с ними больше времени. Например, Егору и Кириллу положены занятия ЛФК, но с поддержкой сопровождающих они посещают и общие занятия физкультурой. 

При этом важно, что занятость ребят в школе изменила к лучшему жизнь их родителей, подчеркивает руководитель проекта «Своя школа» Юлия Пенкина. До этого Егором и Кириллом занималась в основном мама, так как папа мальчиков работает вахтой и по несколько месяцев не бывает дома. При этом в семье есть еще старшие дети, поэтому маме было очень непросто. А теперь, пока Егор и Кирилл в школе, у нее появилось свободное время, чтобы отдохнуть и восстановиться. 

Как должно быть и почему это важно

Дети с инвалидностью могут и должны учиться по тем же причинам, что и все остальные ребята, уверена Елена Лянгузова. Такое право есть у всех, и реализовать его важно для каждого ребенка. Именно благодаря образованию дети получают знания и приобретают навыки, которые затем им пригодятся в жизни. У людей с образованием больше шансов реализовать себя, встроиться в общество и успешно работать. И дети с инвалидностью здесь ничем не отличаются от нормотипичных: они тоже хотят, чтобы у них были все эти возможности.

Образование — это важная подготовка к самостоятельной жизни в обществе, считает Александра Фадина. Попадая в школу, ребенок социализируется и готовится к дальнейшей учебе или работе, выбирает свой путь. Для детей с инвалидностью этот этап очень важен: если у них есть навыки самостоятельной жизни, по достижении совершеннолетия они смогут жить самостоятельно или по системе сопровождаемого проживания. А не имея необходимых навыков, люди с инвалидностью могут оказаться в интернате и навсегда потерять возможность жить полноценной жизнью.

Обучение в школе — одна из важных ступеней, которая поможет выстроить целую систему, в которой люди с инвалидностью разного возраста встроены в жизнь общества. Сначала они ходят в детские сады, потом учатся, затем работают — как и все остальные люди, объясняет Елена Лянгузова. В такой системе ценен каждый человек и нет сегрегации людей с инвалидностью. Если они живут среди остальных людей и видны им, отношение общества к человеку с особенностями становится более терпимым. В итоге уменьшается количество отказов от детей с инвалидностью в роддомах, решается вопрос инклюзии в учебных заведениях и на рабочих местах, меньше взрослых с ОВЗ оказывается в интернатах. 

При этом детям с инвалидностью необходимо давать выбор, как и другим ребятам. Опций должно быть много: получать семейное образование, ходить в государственную коррекционную школу, в инклюзивный класс общеобразовательной школы или присоединиться к частной инициативе либо проекту некоммерческой организации. Среди этих вариантов нет хороших или плохих — все зависит от ребенка и его особенностей: каждому подойдет свое. Главное, дети не должны оказаться в ситуации, когда выбора нет и единственный вариант для них — учиться дома, уверена Елена Лянгузова. Такой вариант подходит далеко не всем и часто ставит родителей в тяжелое положение: необходимо увольняться с работы и все время посвящать обучению ребенка. 

Анастасия Хандажинская
Анастасия Хандажинская
основатель и директор ассоциации «Краски этого мира»

Учеба в школе — это бесценный жизненный опыт для детей с инвалидностью. Социализированный человек в случае необходимости может влиять на то, что с ним происходит, договариваться с миром и в целом быть субъектом, а не объектом ухода. 

Мы видим по своим ребятам, как благодаря учебе в школе они стали открыты, общительны, как опыт собственной успешности помог им поверить в себя и свои силы. 

Я уверена: таких сообществ, как наше, должно быть много, родителям нужно выступать в активной роли, защищая интересы своих детей и их законное право на образование. Здорово, что нашему примеру в Москве уже последовали другие родители и открыли в городе два класса для ребят с ТМНР. Мы всегда рады делиться своим опытом с другими семьями и тем самым делать школьное образование для детей с инвалидностью доступнее.

Важные инсайты из статьи

  • У ребенка с инвалидностью есть законное право учиться в школе, к которой он прикреплен по месту жительства. Руководство учебного заведения обязано зачислить такого ребенка и создать для него специальные образовательные условия.
  • Часто для ребенка с инвалидностью не могут создать нужных условий, и он оказывается на домашнем обучении. Одна из причин этого — недостаток финансирования школ и отсутствие обязанности регионов обеспечивать условия для обучения детей с инвалидностью. Домашнее обучение не дает полноценного образования и не позволяет ребенку социализироваться.
  • Родители ребят с инвалидностью и команды НКО могут сами создать классы для обучения своих детей. Именно так поступили центр «Дорогою добра» и ассоциация «Краски этого мира». Их команды всегда готовы делиться своим опытом с другими родителями детей с инвалидностью.
  • Образование так же важно ребятам с инвалидностью, как и всем остальным детям. Именно оно позволяет ребенку социализироваться, подготовиться к самостоятельной жизни и в итоге стать полноценным членом общества.
Материалы по теме
Опыт
«Школу делают люди»: что такое образовательное неравенство и к чему оно приводит
13 февраля
Знания
«ВИЧ — болезнь маргиналов, а я в браке и доверяю своему партнеру»: девять опасных стереотипов о ВИЧ
9 февраля
Опыт
Когда-надо-родящая: как родить после 40 и никого не слушать
19 декабря
Читайте также
Опыт
Как выбрать реабилитационный центр для нарко- и/или алкозависимого близкого
8 декабря
Опыт
Что такое уроки доброты и зачем они нужны?
3 сентября
Опыт
Что мешает сиротам поступать в вузы?
28 августа