18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?
  • Опыт
  • 8 декабря 2023, 17:50
  • 5 минут

Как выбрать реабилитационный центр для нарко- и/или алкозависимого близкого

Благотворительный фонд «Независимость» — о реабилитационной среде и помощи зависимым людям.

Часто родные зависимых людей не знают, куда обращаться за помощью, и хватаются за любую возможность спасти близкого. Но к выбору реабилитационного центра надо подходить предельно ответственно, иначе состояние алко- или наркозависимого человека может не только не улучшиться, но и стать хуже. Специалисты благотворительного фонда «Независимость» объяснили, как необходимо реабилитировать и поддерживать зависимого человека, дали советы по выбору реабилитационного центра и рассказали, что делают они сами для помощи людям с химическими зависимостями.

Что такое реабилитационная среда

Реабилитационная среда — это специально сконструированная среда взаимодействия пациентов и помогающих им. Такая среда может быть создана на базе клиники с медицинской лицензией либо специального центра (без такой лицензии).

В наркологической клинике зависимому человеку помогают преодолеть абстинентный синдром, или синдром отмены. Пациент испытывает его, когда перестает употреблять и привыкший к психоактивным веществам организм начинает «ломаться»: возникает дрожь, ломит кости, человека бросает в пот, у него диарея, рвота, повышена тревожность и нарушен сон. В случае принятия новых психоактивных веществ к этому добавляются еще психоз, шизотипические расстройства и другие психиатрические диагнозы. 

Справиться со всем этим пациенту помогают наркологи и психиатры. Они выписывают необходимые лекарства и следят за состоянием зависимого человека. Средняя продолжительность лечения в наркологической клинике — 14 дней.

Алексей Долгалев
Алексей Долгалев
директор благотворительного фонда «Независимость»

Мы как специалисты считаем, что только лечения в клинике недостаточно. Доктора снимают синдром отмены, помогают справиться с физическим недомоганием, и это очень важно. Но после зависимому необходимо реабилитационное пространство, где человек может начать работать со своим мышлением, своими чувствами, эмоциями и вырабатывать навыки трезвой жизни. В клиниках порой с зависимыми также работают штатные психологи. Но я считаю, что при лечении медикаментами психотерапия малоэффективна. Такую работу надо начинать, когда человек «сухой», когда у него уже трезвый рассудок.

В реабилитационном центре с зависимым человеком работают психологи, психотерапевты, социальные работники и равные консультанты — те, кто тоже имел зависимость, но уже преодолел ее. Для пациентов и их родственников проводятся группы поддержки и индивидуальные консультации, при необходимости им помогают восстановить документы и социальные связи. От участников реабилитационных программ требуется проактивное участие: если, например, в медицинском учреждении ответственность лежит на врачах, то в центре многое зависит уже от самого пациента, его решений и степени вовлеченности и взаимодействия со специалистами.

Реабилитация в центре длится в среднем 6–12 месяцев, в некоторых случаях — до двух лет. Существуют также краткосрочные программы реабилитации — 28 дней.

При этом важно понимать, что нарко- или алкозависимость — это пожизненное заболевание, обращает внимание Алексей Долгалев. Его нельзя вылечить, но можно взять под контроль. Сложность в том, что это заболевание прогрессирующее и рецидивирующее. Как показывает мировая практика, в ремиссию выходят не более 30% проходящих реабилитацию. 

Какие есть реабилитационные центры

Реабилитационное пространство — это изолированная от внешнего мира среда, где люди живут круглосуточно либо с утра до вечера. В реабилитационном пространстве человек должен находиться добровольно, его удержание там насильно незаконно и малоэффективно. 

Всего можно выделить три вида реабилитационных центров: 

  • центры, работающие по программе «12 шагов». В основном это небольшие частные дома, где живут 10–20 зависимых человек и консультанты, помогающие им следовать программе. Такие центры в основном работают на коммерческой основе. В зависимости от условий и возможностей организации там могут быть различные специалисты: психологи, психотерапевты;
  • трудовые дома. Они ориентированы на то, чтобы дать человеку работу и крышу над головой, часто в них оказываются те, кому нужно именно это, потому что им больше негде жить. Как правило, люди заняты неквалифицированным, порой «грязным» трудом (вроде уборки мусора) и получают за это небольшие деньги. Специалистов по работе с зависимостями в таких домах часто нет, и сами они вне правового поля: люди трудятся без договоров, у самих центров нет никаких правоустанавливающих документов;
  • центры религиозной направленности. У них могут быть разные вероисповедания: такие центры открывают последователи ислама, православия, различных ветвей протестантизма. Здесь люди посвящают себя служению Богу и изучению своей религии. С ними также могут работать различные специалисты в области преодоления зависимостей.

Кроме того, есть также нелегальные реабилитационные заведения — так называемые мотивационные центры. Они обычно представляют из себя закрытую охраняемую территорию, с которой невозможно выбраться. Зависимых людей на ней морально подавляют, унижают, а часто и подвергают физическим пыткам, избивают. В «услуги» таких центров обычно входит и «захват» зависимого: сотрудники забирают человека на «реабилитацию» против его воли. 

Алексей Долгалев
Алексей Долгалев
директор благотворительного фонда «Независимость»

Часто родители узнают о зависимости своего сына или дочери, и у них паника. Они быстро ищут в интернете что-то про реабилитацию, и им сразу показывается реклама «мотивационных» центров. На эмоциях они тут же звонят и, не вникая ни в какие подробности, просят быстрее забрать их ребенка и спасти его. При этом они готовы отдать любые деньги, чем с радостью и пользуются люди из подобных «реабилитационных центров». В лучшем случае из родных вытянут деньги, а зависимому никакой помощи не окажут, а в худшем — человека за деньги его же близких будут бить и унижать. После такого «общения» он озлобляется на весь мир и никогда больше не соглашается на реабилитацию. А могут у человека и возникнуть более сложные психические проблемы.

Такие центры называются «мотивационными», потому что они якобы мотивируют человека изменить свое поведение и свою жизнь. Но человека невозможно заставить вести трезвый образ жизни с помощью насилия, объясняет Алексей Долгалев. Официальные и эффективно работающие реабилитационные центры не приемлют насилия и относятся к зависимым людям с уважением. Все «мотивационные» центры должны быть закрыты, и этому может способствовать закон о социальной реабилитации от 1 сентября 2023 года. В нем прописаны требования к реабилитационным центрам, и не соответствующие им будут проверяться и закрываться, а их сотрудники — привлекаться к ответственности. 

Как работает «Независимость»

Центр благотворительного фонда «Независимость» работает с 2007 года по авторской методике, которая называется «Трезвый, здоровый, живой». Она составлена из элементов разных программ: «12 шагов», «Сохранение и утверждение трезвости», «Умное восстановление». Используются элементы когнитивно-поведенческой терапии, к работе с зависимыми привлекаются психологи и социальные работники, равные консультанты.

До 20 участников программы единовременно находятся в центре. Программа длится год и состоит из двух этапов по шесть месяцев. Года, как правило, достаточно, чтобы получить знания о трезвой жизни, обрести необходимые для ее ведения навыки и научиться не поддаваться искушениям, уверены сотрудники фонда. Участники программы живут в центре круглосуточно, работают на обеспечение самих себя: выращивают огород, ухаживают за животными, готовят, убираются. 

На первом этапе реабилитации сотрудники центра работают с убеждениями зависимых людей, помогая им приобрести навыки трезвости. Жители центра посещают терапевтические мероприятия, лекции, группы взаимопомощи, выполняют индивидуальные задания, участвуют в творческих мероприятиях. На втором этапе зависимые люди вовлекаются в социальные проекты. Их вывозят на мероприятия, где они помогают детям-сиротам, бездомным людям. Многие из реабилитируемых находят себя в помощи людям и начинают жить этим. 

Алексей Долгалев
Алексей Долгалев
директор благотворительного фонда «Независимость»

Трезвость — это не самоцель. Важно понять, что делать дальше, чтобы человек не заскучал в трезвости и смог повысить качество своей жизни. Мы помогаем ему найти смысл через социальное волонтерство — так человек начинает чувствовать себя полезным и получать радость от этого, а не от психоактивных веществ. 

После выписки участникам программы советуют посещать группы взаимопомощи. На случай, если человек «сорвался», работает принцип открытых дверей: бывший участник программы может пройти ее снова, но не более трех раз в совокупности. 

«Мое мышление постепенно менялось, появлялось желание быть полезным»: история Леонида

Леонид с детства был близок со своим старшим братом: родители мальчиков много работали, и дети в основном проводили время вдвоем. Но в 15 лет старший из братьев трагически погиб, и это стало серьезным ударом для Лени. Как он вспоминает, брат был для него не просто лучшим другом, но и ориентиром, примером для подражания.

Оставшись один, мальчик не знал, к кому «примкнуть», и в итоге попал в плохую компанию. Эта группа подростков, как вспоминает Леонид, «жила в свое удовольствие», не брезговала и наркотиками. Леня стал повторять за ними. В итоге в 17 лет его поймали в центре Екатеринбурга с особо крупным размером наркотиков. Благодаря усилиям его мамы подростку дали два года условно, хотя статья предполагала от трех до десяти лет лишения свободы. 

Выйдя из зала суда на свободу, юноша обещал маме, что больше не прикоснется к наркотикам. Но прежняя жизнь вновь затянула Леонида: «Итог — полная зависимость от наркотиков, я, полностью разрушенный как личность, с кучей проблем, на грани смерти, инвалидность, связанная с проблемами речи и опорно-двигательного аппарата, токсическая энцефалопатия сложного генеза».

Все изменилось в 2011 году, когда Леониду было 23 года. Мама и отчим привезли его на реабилитацию в фонд «Независимость». Там молодой человек, по его признанию, наконец нашел для себя новый ориентир: в глазах участников программы он увидел «какой-то свет в глазах, которого он раньше не встречал», надежду на будущее — и сам захотел стать таким же. Леонид с радостью брался за любое дело, которое ему доверяли: принести дрова, приготовить обед — во всем он видел пользу для себя и окружающих. Мышление молодого человека постепенно менялось: он хотел работать, быть нужным, а не оставаться зависимым от психоактивных веществ.

А еще Леонид так загорелся социальным волонтерством, которым они занимались в реабилитационным центре, что и дальше захотел помогать бездомным людям. Он поделился своим желанием с близкими, и те поддержали его. Летом 2013 года они все вместе впервые поехали раздавать благотворительные обеды. С того дня волонтеры каждую неделю приезжали на точку кормления. Стали называть себя «Тарелка добра». А спустя несколько лет запустили еще четыре точки в разных частях Нижнего Тагила. 

В 2016 году на страницу «Тарелки добра» во «ВКонтакте» написала девушка по имени Екатерина — спросила, как она может помочь волонтерам. «В этот момент я почувствовал что-то особенное. Это чувство похоже на то, когда долго идешь по неизвестному пути и только представляешь, что там тебя ждет. И вдруг видишь то, о чем мечтал, только гораздо лучше, — вспоминает Леонид. — Мы договорились, что в ближайшую субботу Катя придет помочь на одну из точек кормления. И она пришла. А спустя четыре месяца мы поженились». 

В декабре 2018 года у Леонида и Екатерины родился первый ребенок — сын. А сегодня в семье растут уже три мальчика. Леонид не возвращается к старым привычкам, он счастлив посвящать себя семье и работе в благотворительности. «Большинство из тех, кто знал меня до того, как я попал в фонд “Независимость”, считали меня безнадежным. Но там, где другие поставили точку, Бог поставил запятую, — делится Леонид. — Я благодарен фонду “Независимость”, его команде и всем, кто стал моими наставниками, за билет в новую, счастливую жизнь».

Как выбрать центр

Стоит помнить, что в интернете много рекламы различных реабилитационных центров, но далеко не всем из них стоит доверять. Многие центры предоставляют услуги на коммерческой основе, поэтому у них яркие, «продающие» сайты. Сначала стоит изучить их внимательно: посмотреть, кто специалисты центра, есть ли у них соответствующие дипломы и сертификаты, прочитать отзывы людей и по возможности связаться с ними — убедиться, что это реальные люди.

Затем позвоните по указанным на сайте номерам и поговорите с сотрудником центра. Обратите внимание, насколько грамотно он отвечает. Задайте как можно больше вопросов касательно условий пребывания в центре и программы реабилитации. 

Стоит также проверить адрес физически — съездить и посмотреть, действительно ли есть центр по указанным на сайте координатам. Попросите провести вам экскурсию по центру. Если он открытый и легальный, вас без проблем пустят и все покажут. Обратите внимание на бытовые условия в центре, посмотрите, где и как живут люди, насколько обеспечена их безопасность. Если есть возможность, поговорите с участниками программы, расспросите их о впечатлениях и достигнутых результатах. 

Уже принимая решение о размещении вашего близкого в центре, заранее запросите документы, изучите условия договора. При необходимости обратитесь за помощью к юристам.

Алексей Долгалев
Алексей Долгалев
директор благотворительного фонда «Независимость»

Помощь нашего центра бесплатная, люди могут ее получить анонимно и только добровольно.

Наш главный принцип — зависимый человек прежде всего личность.

Реабилитационная среда нашего центра основана на доверии, взаимном уважении, совместной работе специалистов и пациентов и индивидуальном подходе к каждому. Благодаря этому центр фонда «Независимость» работает эффективно: доля вышедших в ремиссию у нас на уровне успешных мировых практик — 24%. Мы уверены, что все реабилитационные центры должны придерживаться схожих принципов. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
«ВИЧ — болезнь маргиналов, а я в браке и доверяю своему партнеру»: девять опасных стереотипов о ВИЧ
9 февраля
Опыт
Когда-надо-родящая: как родить после 40 и никого не слушать
19 декабря
Опыт
Учеба не для всех? Какие возможности школьного образования есть у детей с инвалидностью
20 ноября
Читайте также
Опыт
«Молчание — моя главная боль»: колонка организации «Наука и образование»
10 июля
Знания
Безопасного уровня никотина не существует: почему нужно бросить курить как можно скорее
13 июня
Опыт
На помощь кому сложно собирать деньги и почему?
22 мая
Помочь нам