18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Участие людей в благотворительности: что изменилось к концу 2021 года

В течение последних пяти лет фонд «Нужна помощь» исследовал участие людей в благотворительности. Разбираемся в основных тенденциях и изменениях, которые произошли за это время.

»Жертвовать стали меньше 

В последние годы люди стали реже участвовать в благотворительности. Если в 2017 году 86% населения хотя бы раз в год поддерживало благотворительные организации, то в 2021 — процент снизился до 75%.

Основная причина – отсутствие денег.
По данным Росстата, в течение последних семи лет доходы населения сокращаются, а за чертой бедности живут 19,6 миллиона россиян. Для 60% опрошенных во время исследования людей, нехватка денег оказалась главным барьером для участия в благотворительности. 

Возможно, на снижение общего числа переводов – не только в благотворительные фонды – повлияло изменение каналов пожертвования. Люди стали реже давать милостыню (на 59% меньше, чем в 2017 году), жертвовать людям напрямую (38%) или класть деньги в ящики (25%). Такой тренд прослеживается на протяжении последних 5 лет – благодаря просвещению, которым занимаются СМИ и НКО, люди стали отдавать предпочтение профессиональным фондам. При этом, несмотря на то, что онлайн платежи растут (29 %), это происходит не настолько быстро, чтобы компенсировать разрыв. 

По мнению аналитиков, которые проводили исследование, снижение участия в непрофессиональных формах благотворительности может быть связано и с пандемией. Люди стали меньше времени проводить на улице и реже встречать просящих милостыню. 

По той же причине люди стали реже поддерживать организации, которые оказывают помощь бездомным (14% в 2021 в сравнении с 19% в 2020). 

Но несмотря на общую статистику, в отдельных организациях есть и позитивный опыт. 

Данил Краморов
Данил Краморов
руководитель отдела привлечения ресурсов благотворительной организации «Ночлежка»

Когда началась пандемия, огромному количеству людей пришлось изолироваться. Мы часто слышали: «Оставайся дома, чтобы спасти людям жизнь». Но при этом люди стали обращать внимание и на то, что не у всех есть возможность изолироваться. В первую волну, когда случился локдаун, о бездомности стали говорить очень часто. Это повлияло на общее информационное поле и на количество переводов. В пиковый момент пандемии пожертвования в фонде выросли на 20-30%. Мы ощутили большую поддержку.

Интересные наблюдения

За последний год закон об иностранных агентах затронул не только СМИ, но и благотворительные фонды. Этот фактор сильно усложнил работу НКО, стало труднее получать финансирование. Основная поддержка для организаций-иноагентов – частные пожертвования

Диана Барсегян
Диана Барсегян
заместительница директора Центра «Насилию.нет»*

Поскольку наш Центр признан иностранным агентом, мы теперь не можем получать иностранное финансирование. При этом российские гранты получить очень непросто, особенно когда в государстве нет курса на поддержку организаций, которые помогают женщинам. Теперь мы полностью полагаемся на доноров.

Как показала пятая волна исследований, только 15% интернет-пользователей могут объяснить суть этого закона, а 43% людей даже не слышали о нем. При этом, что интересно, часть людей, которые не знают, что такое иноагент, готовы продолжать поддерживать НКО независимо от их статуса. 

Также есть локальные наблюдения, связанные с внутренней миграцией населения. 

В небольших городах (100-250 тысяч населения) у людей выросли доходы – соответственно, возросла доля людей, готовых помогать фондам. 

«Скорее всего, это связано с тем, что люди из регионов, которые до пандемии жили в Москве, вернулись обратно в свои города, оставаясь на прежних зарплатах, — рассказывает сотрудник фонда «Нужна Помощь». – Возможно также, что федеральные компании стали нанимать на работу людей из регионов. Соответственно, у них вырос доход, и они стали поддерживать благотворительность».  

Кому в России сочувствуют больше 

В России уже много лет не меняется выбор организаций, которым люди помогают чаще всего. В первую очередь выбирают фонды, которые занимаются детьми с инвалидностью (45%), животными (26%), пожилыми (20%) и детьми-сиротами (18%).    

Меньше всего пожертвований у проектов, связанных с помощью жертвам насилия (4%), людьми с ВИЧ/СПИД (3%), а также научными исследованиями (2%), СМИ (2%), заключенными (1%) и ЛГБТ + (1%). 

Руководитель отдела привлечения ресурсов благотворительного фонда «Ночлежка» Данил Краморов поделился опытом работы с аудиторией, благодаря которой за 30 лет существования организации отношение к бездомным сильно изменилось.

Данил Краморов
Данил Краморов
руководитель отдела привлечения ресурсов благотворительной организации «Ночлежка»

Когда 15-20 лет назад в офис «Ночлежки» звонили, тон был примерно таким: «У меня в подъезде бомж, заберите его!» Сейчас тон поменялся, чаще звонят и говорят: «У меня в подъезде бездомный, как я могу ему помочь?» И это результат бесконечной коммуникации не только со стороны сотрудников «Ночлежки», но и со стороны волонтеров и амбассадоров фонда. Вот уже 30 лет мы работаем и продолжаем рассказывать истории людей, которые оказались на улице — безэмоционально, с уважением к оппоненту и пониманием его страхов. Тема бездомности окружена большим количеством стереотипов, и мы прекрасно понимаем, что быстро изменить ситуацию невозможно. Нужно терпение.

Диана Барсегян вспоминает, что пять лет назад тема насилия была совершенно непопулярной. Но постепенно отношение к проблеме стало меняться. 

Диана Барсегян
Диана Барсегян
заместительница директора Центра «Насилию.нет»*

Чем чаще мы рассказываем о проблеме насилия, тем больше людей поддерживает нашу деятельность. Очень важно быть открытыми, чтобы люди видели и понимали, как и на что тратятся деньги. Только так можно привлечь новых людей, которые будут рассказывать своим знакомым и друзьям, почему поддерживать наш Центр не страшно.

Исполнительный директор фонда медицинских решений «Не напрасно» Илья Фоминцев считает, что низкие сборы в подобных организациях в связаны с тем, что в России по-прежнему традиционалистское общество. 

«Остается таргетировать аудиторию и глубоко с ней работать, – говорит он. – Либо искать финансирование в других странах. Правда, тогда есть риск получить статус иностранного агента»

Кроме выбора организаций в зависимости от их подопечных, люди делятся на тех, кто склонен помогать адресно и тех, кто поддерживает системные проекты. Как показало исследование, психологические черты не влияют на выбор, а вот ценности имеют большое значение. Люди традиционных ценностей, которые склонны к послушанию и ценят безопасность, чаще выбирают адресную помощь. Люди универсального склада, для которых важна независимость и равноправие, предпочитают системные проекты. Они верят, что могут что-то изменить и готовы к стратегическим вложениям. Таких людей меньше. 

Илья Фоминцев
Илья Фоминцев
исполнительный директор фонда медицинских решений «Не напрасно», автор исследования, выпускник Стокгольмской Школы Экономики

Очень хороший маркер – это политические убеждения. Люди провластные, которым важна стабильность и безопасность, с большей вероятностью выберут адресную помощь. Оппозиционеры с низким индексом дистанции власти Хофстеда скорее поддержат системные проекты. При этом важно понимать, что сама склонность к благотворительности у всех примерно одинаковая – вопрос лишь выбора адресатов.

Адресовать запрос к аудитории можно исходя из любых ее предпочтений. Даже из музыкальных.

Илья Фоминцев
Илья Фоминцев
исполнительный директор фонда медицинских решений «Не напрасно»

Любители протестных музыкальных исполнителей, таких как Оксимирон или Нойз МС, скорее предпочтут системную помощь. А вот поклонники, например, Льва Лещенко или Стаса Михайлова с большей вероятностью выберут адресную.

Спасибо, что дочитали до конца! Ознакомиться с исследованием целиком можно здесь.

*организация, выполняющая функции иностранного агента

Материалы по теме
Знания
Мне поставили онкодиагноз: что делать? Маршрутная карта
5 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Опыт
Как развивать онкологическую помощь в регионах
10 января
Читайте также
Опыт
Сама не виновата: почему жертва домашнего насилия не уходит от агрессора
6 декабря
Знания
Автостопом по патриархату: что это такое и к каким последствиям приводит
27 ноября
Опыт
«Я не задавала вопроса “За что?” — мне было важно найти ответ “Зачем?”»: колонка HR-директора фонда «Нужна помощь» о борьбе с раком груди
23 октября