- Цифры
- 24 декабря 2021, 15:03
Участие людей в благотворительности: что изменилось к концу 2021 года
В течение последних пяти лет фонд «Нужна помощь» исследовал участие людей в благотворительности. Разбираемся в основных тенденциях и изменениях, которые произошли за это время.
»Жертвовать стали меньше
В последние годы люди стали реже участвовать в благотворительности. Если в 2017 году 86% населения хотя бы раз в год поддерживало благотворительные организации, то в 2021 — процент снизился до 75%.
Возможно, на снижение общего числа переводов – не только в благотворительные фонды – повлияло изменение каналов пожертвования. Люди стали реже давать милостыню (на 59% меньше, чем в 2017 году), жертвовать людям напрямую (↓ 38%) или класть деньги в ящики (↓ 25%). Такой тренд прослеживается на протяжении последних 5 лет – благодаря просвещению, которым занимаются СМИ и НКО, люди стали отдавать предпочтение профессиональным фондам. При этом, несмотря на то, что онлайн платежи растут (↑ 29 %), это происходит не настолько быстро, чтобы компенсировать разрыв.
По мнению аналитиков, которые проводили исследование, снижение участия в непрофессиональных формах благотворительности может быть связано и с пандемией. Люди стали меньше времени проводить на улице и реже встречать просящих милостыню.
По той же причине люди стали реже поддерживать организации, которые оказывают помощь бездомным (14% в 2021 в сравнении с 19% в 2020).
Но несмотря на общую статистику, в отдельных организациях есть и позитивный опыт.
Когда началась пандемия, огромному количеству людей пришлось изолироваться. Мы часто слышали: «Оставайся дома, чтобы спасти людям жизнь». Но при этом люди стали обращать внимание и на то, что не у всех есть возможность изолироваться. В первую волну, когда случился локдаун, о бездомности стали говорить очень часто. Это повлияло на общее информационное поле и на количество переводов. В пиковый момент пандемии пожертвования в фонде выросли на 20-30%. Мы ощутили большую поддержку.
Интересные наблюдения
За последний год закон об иностранных агентах затронул не только СМИ, но и благотворительные фонды. Этот фактор сильно усложнил работу НКО, стало труднее получать финансирование. Основная поддержка для организаций-иноагентов – частные пожертвования.
Поскольку наш Центр признан иностранным агентом, мы теперь не можем получать иностранное финансирование. При этом российские гранты получить очень непросто, особенно когда в государстве нет курса на поддержку организаций, которые помогают женщинам. Теперь мы полностью полагаемся на доноров.
Как показала пятая волна исследований, только 15% интернет-пользователей могут объяснить суть этого закона, а 43% людей даже не слышали о нем. При этом, что интересно, часть людей, которые не знают, что такое иноагент, готовы продолжать поддерживать НКО независимо от их статуса.
Также есть локальные наблюдения, связанные с внутренней миграцией населения.
В небольших городах (100-250 тысяч населения) у людей выросли доходы – соответственно, возросла доля людей, готовых помогать фондам.
«Скорее всего, это связано с тем, что люди из регионов, которые до пандемии жили в Москве, вернулись обратно в свои города, оставаясь на прежних зарплатах, — рассказывает сотрудник фонда «Нужна Помощь». – Возможно также, что федеральные компании стали нанимать на работу людей из регионов. Соответственно, у них вырос доход, и они стали поддерживать благотворительность».
Кому в России сочувствуют больше
В России уже много лет не меняется выбор организаций, которым люди помогают чаще всего. В первую очередь выбирают фонды, которые занимаются детьми с инвалидностью (45%), животными (26%), пожилыми (20%) и детьми-сиротами (18%).
Меньше всего пожертвований у проектов, связанных с помощью жертвам насилия (4%), людьми с ВИЧ/СПИД (3%), а также научными исследованиями (2%), СМИ (2%), заключенными (1%) и ЛГБТ + (1%).
Руководитель отдела привлечения ресурсов благотворительного фонда «Ночлежка» Данил Краморов поделился опытом работы с аудиторией, благодаря которой за 30 лет существования организации отношение к бездомным сильно изменилось.
Когда 15-20 лет назад в офис «Ночлежки» звонили, тон был примерно таким: «У меня в подъезде бомж, заберите его!» Сейчас тон поменялся, чаще звонят и говорят: «У меня в подъезде бездомный, как я могу ему помочь?» И это результат бесконечной коммуникации не только со стороны сотрудников «Ночлежки», но и со стороны волонтеров и амбассадоров фонда. Вот уже 30 лет мы работаем и продолжаем рассказывать истории людей, которые оказались на улице — безэмоционально, с уважением к оппоненту и пониманием его страхов. Тема бездомности окружена большим количеством стереотипов, и мы прекрасно понимаем, что быстро изменить ситуацию невозможно. Нужно терпение.
Диана Барсегян вспоминает, что пять лет назад тема насилия была совершенно непопулярной. Но постепенно отношение к проблеме стало меняться.
Чем чаще мы рассказываем о проблеме насилия, тем больше людей поддерживает нашу деятельность. Очень важно быть открытыми, чтобы люди видели и понимали, как и на что тратятся деньги. Только так можно привлечь новых людей, которые будут рассказывать своим знакомым и друзьям, почему поддерживать наш Центр не страшно.
Исполнительный директор фонда медицинских решений «Не напрасно» Илья Фоминцев считает, что низкие сборы в подобных организациях в связаны с тем, что в России по-прежнему традиционалистское общество.
«Остается таргетировать аудиторию и глубоко с ней работать, – говорит он. – Либо искать финансирование в других странах. Правда, тогда есть риск получить статус иностранного агента».
Кроме выбора организаций в зависимости от их подопечных, люди делятся на тех, кто склонен помогать адресно и тех, кто поддерживает системные проекты. Как показало исследование, психологические черты не влияют на выбор, а вот ценности имеют большое значение. Люди традиционных ценностей, которые склонны к послушанию и ценят безопасность, чаще выбирают адресную помощь. Люди универсального склада, для которых важна независимость и равноправие, предпочитают системные проекты. Они верят, что могут что-то изменить и готовы к стратегическим вложениям. Таких людей меньше.
Очень хороший маркер – это политические убеждения. Люди провластные, которым важна стабильность и безопасность, с большей вероятностью выберут адресную помощь. Оппозиционеры с низким индексом дистанции власти Хофстеда скорее поддержат системные проекты. При этом важно понимать, что сама склонность к благотворительности у всех примерно одинаковая – вопрос лишь выбора адресатов.
Адресовать запрос к аудитории можно исходя из любых ее предпочтений. Даже из музыкальных.
Любители протестных музыкальных исполнителей, таких как Оксимирон или Нойз МС, скорее предпочтут системную помощь. А вот поклонники, например, Льва Лещенко или Стаса Михайлова с большей вероятностью выберут адресную.
Спасибо, что дочитали до конца! Ознакомиться с исследованием целиком можно здесь.
*организация, выполняющая функции иностранного агента