- Опыт
- 26 октября 2021, 18:36
Собрать друзей и изменить мир: как работает волонтерский фандрайзинг
Руководительница проекта «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь» Екатерина Гришунина рассказала о том, что такое волонтерский фандрайзинг и как открыть свой благотворительный сбор.
Как появился волонтерский фандрайзинг
Волонтерский фандрайзинг появился в США более 30 лет назад. Там же он получил название friend raising, то есть сбор среди друзей. Причем придумали его изначально именно волонтеры, а не сотрудники НКО. Первые сборы были настолько успешны, что вскоре движение охватило множество фондов по всей стране. Люди стали активно включаться в фандрайзинговые акции, запуская собственные сборы и прося друзей поддержать их.
Дело в том, что в волонтерском фандрайзинге человек будто жертвует деньги вам — своему другу, которого он хочет поддержать. Ему это легче делать, потому что он доверяет вам больше, чем какому-либо фонду. Это подтверждается и статистикой: в волонтерском фандрайзинге в среднем жертвует один из четырех людей, к которым обращаются, в то время как в обычном фандрайзинге — 4 из 250.
Одна из самых ярких и масштабных волонтерских акций в США — Cycle for Survival. Это серия командных соревнований по велоспорту в поддержку врачей и исследователей из онкологического центра.
Впервые его провели Дженнифер Гудман Линн и Дэвид Линн в 2007 году. За несколько лет до этого у Джен была диагностирована саркома, и она лечилась в онкологическом центре Memorial Sloan Kettering. Его супруги и решили поддержать с помощью волонтерского фандрайзинга: все собранные в ходе соревнований средства они отправляли на исследования редких видов рака. Дженнифер умерла в 2011 году, но Cycle for Survival по-прежнему проводится. Например, в 2018 году соревнования прошли в 16 городах США, и в них приняли участие 34 000 человек, которые собрали более 39 миллионов долларов.
А одной из первых волонтерских акций в Европе стала Race for Life. Группа активисток хотела пробежать длительную дистанцию, но сделать это с какой-то целью. И тогда девушки решили устроить марафон в поддержку НКО, занимающихся проблемой рака груди.
Этот марафон состоялся в 1994 году в Лондоне. На нем 750 участников призвали друзей и знакомых поддержать их — в итоге собрали 48 000 фунтов и перечислили их в организацию, занимающуюся проблемой рака.
Сейчас в США больше половины от всех фандрайзинговых средств для НКО собирают волонтеры. Все больше людей присоединяются к волонтерским акциям и, наоборот, все меньше жертвуют на страницах НКО напрямую. За рубежом волонтерский фандрайзинг работает как отдельная индустрия, функционирующая на высоком бизнес-уровне, рассказывает Екатерина Гришунина. В НКО этим занимаются отдельные специалисты, знающие технологию волонтерского фандрайзинга и инструменты, с помощью которых можно успешно закрывать сборы.
Волонтерский фандрайзинг в России
В России волонтерский фандрайзинг начал развиваться несколько лет назад. Сейчас функционируют несколько платформ, на которых волонтер может зарегистрироваться и открыть сбор в пользу любого верифицированного фонда. Все больше НКО занимаются волонтерским фандрайзингом самостоятельно и нанимают специалистов в этой области. Однако не все из них учитывают, что в среднем в волонтерский фандрайзинг для получения первых денег нужно инвестировать около семи лет.
Одна из платформ для фандрайзингового сбора — «Пользуясь случаем» фонда «Нужна помощь». Здесь у каждого волонтера персонализированная страница, на которой он объявляет сбор в пользу одного из проверенных фондов. Он публикует свои имя и фамилию, фотографию, по возможности видеообращение — все, чтобы сбор ассоциировался непосредственно с волонтером, и было понятно, что просьба исходит от него. А дальше рассказывает об этом сборе своим друзьям и просит его поддержать.
Волонтер-фандрайзер Полина Борисова придумала акцию «Моя макушка» в честь пятилетия ее волонтерства в фонде Константина Хабенского. Полина создала сбор на «Пользуясь случаем» и сказала, что если сумма соберется, то она сбреет волосы в поддержку онкобольных.
Мне хотелось что-то придумать к пятилетию моего волонтерства, и в итоге получилась классная акция, которая вдохновляла людей. У нас была цель — собрать за месяц 22 500 рублей, а удалось собрать даже быстрее. И было условие: если соберем, то я сбрею волосы. Именно так, а не наоборот. Было смешно. Меня даже пытались уговорить, чтобы я не сбривала, но безуспешно. В итоге мы собрали 23 700 рублей, а мои друзья помогли мне сбрить волосы. Это транслировалось в прямом эфире инстаграма.
А Ольга Садовская, заместитель председателя «Комитета против пыток», создала сбор на свой день рождения, попросив друзей вместо подарков сделать пожертвование в пользу «Комитета».
Вообще сборы делать не страшно, а приятно. У меня проблемы с просьбами для себя, я стараюсь редко просить о помощи. А вот с просьбами для других или для помощи нашим выжившим после пыток я никакого стеснения не испытываю. Более того, я верю, что даю людям возможность обоснованно почувствовать себя хорошими, не требуя от них никакого особого усилия. В нашем безумном мире многие и так живут на пределе возможностей и пороге выгорания, я не имею права вообще просить от них большего. Многие мои друзья жертвуют, но сбор ко Дню Рождения показал, что это неоднозначная история. Многие мне ответили, что в любой другой день они бы по моей просьбе пожертвовали, но сегодня подарок должна получить я, а не Комитет. Не скажу, что мне удалось собрать много и, как мне сказала куратор наших благотворительных программ, это потому что я собирала на свою организацию, а не кому-то третьему.
Кроме сборов, сейчас на платформе можно запускать акции (для них создается отдельный лэндинг) или благотворительные события в поддержку НКО — мастер-классы, кинопоказы, концерты.
Можно открывать и командный сбор. Такая механика обычно хорошо работает и привлекает больше внимания. По такой схеме, например, устроен благотворительный турнир Сергея Игнашевича и волонтеров фонда «Нужна помощь» «Меняй игру». По условиям турнира надо собрать футбольную команду, выбрать одну из проблем, которую вы хотите решать, и начать привлекать средства на решение этой проблемы. То есть участники играют в футбол, просят друзей их поддержать, а собранные средства направляются на благотворительность.
А фонд AdVita запустил акцию «Делайте что хотите!». Условия участия простые: делаешь что угодно (устраиваешь концерт, проводишь уроки, пишешь портреты), а за свою работу просишь всех делать пожертвования в пользу фонда на странице акции.
Если говорить о процентном соотношении волонтерских и других фандрайзинговых сборов, то на первые приходится меньше 5%. Но эта статистика получается из-за неравномерного распределения фандрайзинговых акций по стране, объясняет Екатерина Гришунина. Если в Москве проходит множество событий, то в большинстве регионах волонтерского фандрайзинга нет вообще. Для сравнения: в фонде «Нужна помощь», где активно ведутся сборы на платформе «Пользуясь случаем», за волонтерами-фандрайзерами — около 15% от общей суммы собранных средств.
В целом можно говорить о развитии волонтерского фандрайзингового движения в нашей стране: за последний год волонтеры собрали для различных НКО около 130 миллионов рублей. Стабильно растет количество пожертвований, а количество пользователей увеличивается примерно на 30 % каждый год.
Для более активного роста волонтерского фандрайзинга нужны инвестиции: у фондов должна быть возможность развивать это через компетентных специалистов, нанимать их, внедрять новые технологии. И, безусловно, это не заработает за один или два года, надо много вкладываться. А чтобы развить такую же волонтерскую культуру в обществе, как за рубежом, нужно работать прежде всего с детьми, прививая им привычку помогать со школьной скамьи. Для этого тоже надо обладать необходимыми ресурсами, нанимать людей, которые будут работать с учебными заведениями.
Как стать волонтером-фандрайзером
Вы решили открыть свой сбор, но на знаете, с чего начать. Екатерина Гришунина советует помнить несколько рекомендаций:
— Сначала выберите НКО, которой хотите помогать. Важно найти того, к кому проникаешься, должна быть видна мотивация и желание помочь — тогда и ваше обращение будет искренним, и на него охотнее откликнутся.
— Платформа — это лишь инструмент для сбора. Выбирайте ту, на которой представлен выбранный вами фонд. Если таких платформ несколько, посмотрите, какая из них наиболее удобна вам по интерфейсу, нравится по дизайну.
— Стандартный страх всех волонтеров-фандрайзеров — ничего не собрать. Нет единого совета, как побороть это и избежать такого исхода. Но чтобы ваши ожидания не оказались слишком завышенными, попробуйте поставить сначала небольшую цель — например, 5000 рублей. Если вы быстро соберете столько, сможете отредактировать цель и поставить большую сумму. Часто именно таким образом люди входят в азарт и собирают больше и больше, двигаясь к цели постепенно.
Спасибо, что дочитали до конца! Создать свой благотворительный сбор можно здесь.