18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 13 февраля 2024, 18:16
  • 6 минут

«Школу делают люди»: что такое образовательное неравенство и к чему оно приводит

Разбираемся, почему у одних детей от рождения меньше шансов на успех в учебе и карьере, чем у других, и можно ли изменить общество так, чтобы проявить себя в нем мог каждый ребенок.

Что такое образовательное неравенство

По словам исполнительного директора фонда «Новый учитель» Алены Маркович, образовательное неравенство — это ситуация, в которой возможности ребенка получить хорошее образование, добиться в учебе высоких результатов и реализовать себя зависят от стартовых условий жизни.

Как рассказывает директор Центра общего и дополнительного образования Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий, есть два подхода к образовательному неравенству. Чаще всего им называют разницу в образовательных возможностях: например, различия в инфраструктуре или кадровом составе школ, доступных разным группам детей. 

Другой подход сосредоточен на разнице образовательных результатов. Он учитывает, что среда, в которой растут дети, их семья и окружение влияют на успехи ребенка в учебе вместе со школой. 

Алена Маркович
Алена Маркович
исполнительный директор и соосновательница благотворительного фонда «Новый учитель»

Совершенно естественно, что образовательное неравенство, как и социальное, в обществе существует. Полное равенство — недостижимая утопия. Но вопрос в степени разрыва между возможностями детей и том, существуют ли работающие институты, которые дают ребенку реальную перспективу не застрять в ситуации неблагополучия. 

Из чего складывается проблема

Как объясняет Сергей Косарецкий, один из факторов — разница в доходах семей. В России есть бесплатное образование, но доступ в ряд хороших государственных школ требует издержек: например, родителям приходится платить за кружки. Родители с хорошими доходами с большей вероятностью могут нанять ребенку репетиторов — и выбрать тех репетиторов, чья работа выше по качеству. 

По данным за 2020 год, у 36% российских семей с детьми до 15 лет не было денег на то, чтобы ребенок посещал дополнительные занятия. 

Косарецкий отмечает, что для учебы детям нужны условия дома: отдельная комната, рабочий стол и кресло, компьютер, дополнительная учебная литература. Не все родители в силах обеспечить ребенку эти условия.

По словам эксперта, обеспеченные семьи могут позволить себе более частые визиты в театр и музеи, туристические поездки — все это расширяет кругозор ребенка, развивает его воображение и критическое мышление. У бедных семей таких возможностей или меньше, или они отсутствуют.

16,3% российских семей с детьми живут за границей бедности, по данным Росстата на 2021 год. В таких условиях растет каждый пятый ребенок.

Как подчеркивает Косарецкий, на образовательное неравенство влияют не только разные доходы, но и разный культурный капитал родителей — те представления о мире, знания и навыки, которые у них есть. 

Сергей Косарецкий
Сергей Косарецкий
директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, доцент Института образования ВШЭ

Культурный капитал воплощается не только в корочках. Это мир коммуникаций, речи и культуры, в котором живет ребенок в семье. От количества книг и характера разговоров дома зависит, какой язык осваивает ребенок и какие представления о мире у него формируются. 

Поэтому стартовые возможности детей из семей с высоким культурным капиталом выше еще до поступления. У них шире кругозор, в них больше поощряют интерес и любознательность.

Косарецкий объясняет, что в семьях с высоким культурным капиталом более высокие ожидания от детей — и более эффективная поддержка их реализации. Родители не только стремятся дать детям качественное образование, но и понимают, где его получить: в какой школе, в каком центре дополнительного образования, на какой интернет-платформе. У них достаточно навыков поиска информации и критического мышления, а также социальных связей, чтобы в этом разобраться.

По словам эксперта, семьи с низким культурным капиталом при выборе школы руководствуются прежде всего ее близостью к дому. Когда родители в таких семьях выбирают кружки, им достаточно факта, что ребенок занят. 

Дети из таких семей реже идут в старшие классы или поступают в хороший университет, даже если у них высокие оценки и баллы на экзаменах.

Ольга Фогельсон
Ольга Фогельсон
программный директор и соосновательница благотворительного фонда «Новый учитель»

Семья, отсутствие поддержки решений и неверие в собственные силы — все это влияет и на фактическую способность поступить, и на то, воспользуется ли ребенок своими образовательными результатами. 

Есть показательная статистика: в России 84% детей из семей, в которых оба родителя имеют высшее образование, тоже поступают в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких лишь 32%.

В 2017 году меньше 1% выпускников российских детдомов планировали идти в университет. Разбираемся вместе с экспертами, почему сироты редко получают высшее образование 🤔

Как упоминает Сергей Косарецкий, наряду с семьей важно окружение сверстников. Если ребенок учится в классе или школе, где сконцентрированы дети с высоким культурным капиталом и хорошими оценками, это может повысить его образовательные успехи. И наоборот.

Еще один фактор образовательного неравенства — географическое положение. Чем меньше и удаленнее от других населенный пункт, тем обычно скуднее в нем возможности для неформального образования и культурного досуга. В таких местах школы хуже обустроены, а уровень подготовки учителей ниже. 

При этом эксперт подчеркивает, что школы в одном и том же регионе тоже могут отличаться по качеству инфраструктуры или преподавания. 

Как продолжает Косарецкий, в отдаленных местах проблемы с интернетом: как правило, он или отсутствует, или плохого качества. Это отчетливо проявилось в период пандемии.

Например, в 2020 году студент из Омска и популярный тиктокер Алексей Дудоладов записал видеообращение к главе региона. Юноша пожаловался, что залезал на березу, чтобы подключиться к дистанционным парам в Zoom, — по его словам, это был единственный способ поймать интернет. 

Как упоминает Сергей Косарецкий, на некоторых территориях ценности преступного мира могут быть частью культуры местного сообщества. В таких местах существуют подростковые банды и практики подготовки к криминальной карьере с юного возраста. Все это отталкивает детей от учебы. 

По словам Алены Маркович, региональный разрез образовательного неравенства в России изучен и освещается недостаточно, но есть цифры и исследования, из которых можно получить общее представление о ситуации.

Как подчеркивает эксперт, Россия — большая страна, где уровень пространственного неравенства очень высок. По уровню валового регионального продукта на душу населения и по паритету покупательной способности Сахалинская область сопоставима с Сингапуром, Тюменская область и Чукотка — с Объединенными Арабскими Эмиратами и Гонконгом, а Карачаево-Черкесия и Ингушетия — с Мьянмой и Гондурасом. 

Маркович приводит и другие данные: по оценкам исследователей, в 2015 году социально-экономические характеристики субъектов РФ на 25% объясняли средний балл ЕГЭ по математике и на 34% — средний балл ЕГЭ по русскому языку.

Алена Маркович
Алена Маркович
исполнительный директор и соосновательница благотворительного фонда «Новый учитель»

Российские школы финансируются преимущественно из региональных бюджетов. Соответственно, у регионов разные возможности выделять ресурсы на обучение детей и оплату труда учителей. 

Регионы сильно отличаются и по другим характеристикам: доле жителей с высшим и средним образованием, доле городских жителей. Эти факторы влияют на среду, в которой растут и развиваются дети, как и на возможности родителей вкладываться в образование. 

Ольга Фогельсон
Ольга Фогельсон
программный директор и соосновательница благотворительного фонда «Новый учитель»

Основная разница в том, что у детей в крупном городе больше насмотренность. Можно поменять школу, если она не подходит, выбрать профильный класс, ходить в кружки, в том числе бесплатные. Мы учимся не только в школе: посещение экскурсий, театров, музеев и кафе, поездки в транспорте, общение с разными сверстниками и взрослыми — все это образовательный опыт. Благодаря ему ребенок лучше понимает, какой он сам и как устроена жизнь.

Если мы возьмем радикально другую среду — опыт жизни в небольшом селе, там как такового выбора нет. Часто есть школа (и хорошо, если она именно в твоем селе, а не в километрах езды, которые надо каждый день преодолевать на школьном автобусе) — и, в общем-то, всё. Из нашего опыта мы видим, что уровень мобильности детей очень низкий. Они могут за школьные годы ни разу не побывать в ближайшем крупном городе или, доехав туда, попасть только в торговый центр. Это формирует очень специфическое, с точки зрения городского жителя, восприятие мира: нет чувства, что этот мир большой и открыт со всеми его возможностями. 

Разбираемся в статье, что мешает получать образование детям с инвалидностью 😐

Как считает Алена Маркович, образовательное неравенство влияет на всех нас: на то, как мы живем сегодня, и на то, каким будет наше общее будущее. 

Алена Маркович
Алена Маркович
исполнительный директор и соосновательница благотворительного фонда «Новый учитель»

Во-первых, есть этический аспект: это просто несправедливо. Непонятно, почему жизненные перспективы человека должны быть ограничены условиями, на которые этот человек никак не может повлиять.

Во-вторых, есть и чисто прагматические соображения. Проблема образовательного неравенства приводит к росту других социальных проблем: к высокому уровню бедности, зависимостям, преступности, сиротству, плохому уровню здоровья, апатии и выгоранию части общества, которая изначально не видит для себя перспектив в будущем.

Как повлиять на происходящее

Сергей Косарецкий
Сергей Косарецкий
директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, доцент Института образования ВШЭ

Разные страны по-разному относятся к образовательному неравенству. В одних говорят, что оно естественно, и пускают ситуацию на самотек; в других принимают меры, чтобы уменьшить масштабы проблемы.

По словам эксперта, есть разные способы работать с проблемой. Поскольку у детей из бедных семей или в отдаленных регионах меньше стартовых ресурсов, можно восполнить эти ресурсы. Например, государство может специально финансировать школы, где учатся дети из малообеспеченных семей, чтобы в них организовывали дополнительные занятия. Или посылать в такие школы более квалифицированных учителей. Или бесплатно предоставлять детям услуги репетиторов. 

Косарецкий приводит в пример Великобританию: перед английскими школами ставят задачу выравнивать культурный капитал учеников, поэтому детей из семей с низким уровнем культурного капитала целенаправленно водят в музеи, на концерты и не только. 

Как считает программный директор фонда «Новый учитель» Ольга Фогельсон, школа может компенсировать влияние остальной среды.

Ольга Фогельсон
Ольга Фогельсон
программный директор и соосновательница благотворительного фонда «Новый учитель»

Есть явление так называемых резильентных школ: они создают такие условия, в которых у учеников получается приходить к высоким образовательным результатам, несмотря на стартовые сложности. Эти школы очень разные, но если выделять общие подходы, которыми они руководствуются, то можно назвать следующие. 

Это школы, где в целом выстроена система управления: у них есть понимание своей миссии, ценностей, планов, регулярный анализ результатов, есть механизмы получения обратной связи от детей, родителей, учителей. 

Это школы, которые придерживаются высоких ожиданий от своих учеников: они исходят из того, что каждый ребенок способен учиться, даже если что-то не получается сразу; уделяют большое внимание созданию атмосферы поддержки детей и взрослых; много работают с установками детей, с тем, чтобы ребенок чувствовал, что способен хорошо учиться и проявлять себя. 

Часто это школы, которым удается создать на своей базе разные варианты внеурочной деятельности и дополнительного образования, чтобы у каждого ребенка была возможность найти свою зону интереса и успеха — бывает, что эта зона лежит за пределами академической программы. Чтобы это было возможно, обычно выжимают максимум из имеющихся ресурсов: находят способы завлечь к себе мотивированных учителей, устанавливают партнерства с ближайшими предприятиями, культурными институтами, по максимуму вовлекают родителей и неравнодушных жителей. 

Это, конечно, весьма собирательный и очень позитивный образ школы, но такие примеры есть, и мы все можем вдохновляться ими и учиться у них. 

Алена Маркович считает, что сейчас много ресурсов тратится на строительство школ, которых действительно не хватает, но недостаточно — на то, чтобы сделать работу в обычной государственной школе карьерной траекторией, к которой стремятся. 

Алена Маркович
Алена Маркович
исполнительный директор и соосновательница благотворительного фонда «Новый учитель»

Многим людям важно видеть смысл в своей работе — и школа ежедневно дает этот смысл. К сожалению, она редко может предоставить достойные условия, в которых молодой профессионал с хорошим высшим академическим образованием видит для себя возможность работать и развиваться. Если вкладывать ресурсы в развитие человеческого капитала, это повысит престиж профессии учителя и приведет в школу качественных профессионалов.

Школу делают люди. 

Другая важная часть — это развитие среды вокруг школы. Важно поддерживать НКО и общественные инициативы, которые направлены на помощь детям и увеличение образовательных возможностей. 

Сергей Косарецкий отмечает, что меры по снижению образовательного неравенства нередко критикуют в обществе: одни видят в них неэффективную трату денег, другие — риск снизить возможности благополучных детей с хорошей мотивацией, третьи считают, что отвечать за все должна семья, а не государство. 

Сергей Косарецкий
Сергей Косарецкий
директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского, доцент Института образования ВШЭ

Самый дискуссионный инструмент — это позитивная дискриминация. Она наиболее отчетливо проявляется в высшем образовании: так как дети из определенных категорий реже поступают в университет, для них выделяют отдельные места. 

Этот инструмент применяют не только в западных странах. Например, в Китае существует большой разрыв между урбанизированными и сельскими территориями. Чтобы его сократить, квотировали места для ребят, которые не получают высокие результаты на гаокао — экзамене, похожем на наш ЕГЭ. И это вызвало возмущение среди тех родителей с урбанизированных территорий, которые вкладывали время, нервы и деньги в поступление своих детей.

По словам Косарецкого, в российском обществе об образовательном неравенстве сейчас говорят мало. На государственном уровне есть меры по поддержке школьников из сел и детей с ограниченными возможностями здоровья. На риски для детей из малообеспеченных семей или семей с низким культурным капиталом внимание практически не обращают. 

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
Учеба не для всех? Какие возможности школьного образования есть у детей с инвалидностью
20 ноября
Опыт
Что такое уроки доброты и зачем они нужны?
3 сентября
Опыт
Что мешает сиротам поступать в вузы?
28 августа
Читайте также
Опыт
«Помогаем всем людям находить корни, сохранять смыслы, а значит, сохранять самих себя»: колонка организации «Сэфер»
22 августа
Опыт
Ощущение отсутствия перспектив: как живут люди в малых местах и кто им помогает
31 июля
Опыт
Что такое расизм и почему он до сих пор существует?
4 июля