18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

«Поможем в тонкостях законодательства»: юрист «Нужна помощь» отвечает на вопросы фондов

Благотворительные фонды задали нам вопросы о законодательстве, а наш юрист Константин Воробьев на них ответил.

Некоммерческие организации из каждого региона России делают колоссальную работу для помощи людям, сохранения экологии и культуры, спасения животных и поддержки тех, кто в ней нуждается. При этом каждая организация сама нуждается в поддержке и опоре. Но последнее время ресурсов у НКО становится всё меньше, а законодательство усложняется.

Фонд «Нужна помощь» поможет небольшим и молодым организациям разобраться в тонкостях законодательства, чтобы осуществлять благотворительную и иную социально полезную деятельность в полном соответствии с законом. Мы готовы предоставлять юридические консультации и отвечать некоммерческим организациям, а также волонтерам на любые вопросы правового характера.

Чтобы получить помощь, точно сформулируйте возникшие у вас вопросы. подробно опишите сложившуюся ситуацию — и отправьте нам электронным сообщением по адресу [email protected].

В течение нескольких дней мы направим вам подготовленный ответ юриста по электронной почте. А затем в обезличенном виде опубликуем вопрос и ответ на сайте, чтобы помочь другим организациям, которые столкнулись с теми же сложностями.

Ниже мы приводим ответы на вопросы, которые недавно поступили к нам.

В Фонде 10 сотрудников, в том числе мужчины, есть ли у нас какие-либо обязанности по их воинскому учету, в том числе в рамках мобилизации?

У всех работодателей есть обязанности как связанные с воинским учетом сотрудников, так и отдельные — с мобилизацией. Рассмотрим их по порядку.

  • Воинский учет сотрудников.

 Работодатели (любые организации без исключений) обязаны вести воинский учет работников вне зависимости от объявления мобилизации.

Воинскому учету подлежат:

Для этого в организации должно быть назначено лицо, ответственное за ведение воинского учета (обычно эти функции руководитель возлагает приказом на себя или на сотрудника по кадрам).

Работодатель должен заполнять и вести специальные карточки военнообязанных работников (форма N 10 утверждена Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700). Помимо этого, в организации должны быть утверждены отдельные локальные акты по воинскому учету, в том числе план по ведению воинского учета. Подробнее с необходимыми документами можно ознакомиться в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Также необходимо подавать отчетность о гражданах, подлежащих воинскому учету, которые приняты или уволены с работы, в военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления (в 2-х недельный срок) и проводить с соответствующим военкоматом сверки информации о военнообязанных (раз в год).

За невыполнение обязанностей предусмотрена административная ответственность в виде штрафов от 1 000 до 5 000 рублей (ст.ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ).

  • Обязанности в рамках мобилизации

Организация обязана оказывать содействие военным комиссариатам при объявлении мобилизации в соответствии со статьей 9 закона о мобилизации:

  1. по обеспечению оповещения и явки работающих, подлежащих призыву на военную службу;
  2. по обеспечению поставки техники на сборные пункты и в воинские части.

Военкомат по своему усмотрению может направлять повестки работодателю для передачи конкретным работникам. В таком случае организация обязана раздать повестки под подпись, либо составить акт об отказе работника от получения повестки, а затем отчитаться в военкомат об исполнении обязанности.

Если работодатель не обеспечивает оповещение и явку, то он может быть привлечен к административной ответственности. Организации грозит штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

При этом работодатель может аргументировать невозможность обеспечения явки (вручения повестки) тем, что работник выполняет обязанности удаленно в другом регионе, поэтому нет возможности для личного взаимодействия с ним, приложив подтверждающие документы.

Руководителя общественной организации пригласили для участия в конференции за рубежом. Может ли это в связи с недавними поправками повлечь для него уголовную ответственность за конфиденциальные контакты с представителями иностранных организаций?

Действительно, 14 июля 2022 года в Уголовный кодекс была включена статья 275.1, предусматривающая ответственность за установление и поддержание сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной, либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации. В качестве санкции — лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, поправки были приняты, чтобы не допустить тайных контактов граждан с иностранными спецслужбами. 

Вместе с тем, норма сформулирована так, что ответственность может наступить за любые неоднократные и непубличные контакты (электронная переписка, встречи, оказание консультационных и иных услуг) с организациями, деятельность которых направлена против Российской Федерации — это может выражаться в призывах к введению санкций, антироссийской пропаганде, поддержке военнослужащих Украины или содействующих им некоммерческих организаций.

Поэтому рекомендуем при принятии решения оценить:

  1. имеет ли мероприятие открытый (публичный) характер;
  2. отсутствует ли связь тематики конференции с деятельностью против России;
  3. будет ли информационное сопровождение участия руководителя в конференции.

Чем больше положительных ответов, тем меньше негативных рисков для НКО.

Должен ли директор АНО получать заработную плату? Как нам это делать, если у организации нет финансирования. Как всё правильно оформить, чтобы не нарушать закон?

По умолчанию руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию  – такая правовая позиция отражена в абз. 1 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21.

Положения главы 43 ТК РФ, посвященные особенностям регулирования труда руководителя, распространяются на директоров организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Это связано с тем, что трудовой договор является, главным образом, гарантией защиты и реализации прав руководителя как работника.

Поэтому заключение письменного трудового договора является обязательным в отношении руководителя, как и для любых других сотрудников. 

Исключением является случай, когда руководитель является единственным учредителем, участником или членом организации — тогда положения Трудового кодекса на него не распространяются (п. 2 ст. 273 ТК РФ), поскольку нет никакой угрозы нарушения его трудовых прав. Поэтому он может выполнять работу в качестве добровольца, без получения заработной платы.

Трудовой договор с директором заключает любой из учредителей, на кого эта обязанность будет возложена решением высшего органа управления. В этом же решении можно установить его заработную плату и занятость.

Но, действительно, не каждая некоммерческая организация имеет возможность ежемесячно выплачивать зарплату директору, поэтому на практике обычно используются следующие подходы, допустимые с юридической точки зрения. 

А. Заключение трудового договора с директором с указанием частичной занятости. 

Прежде всего, необходимо отталкиваться в трудовом договоре от минимального размера оплаты труда (МРОТ в России — 15 279 рублей, но в некоторых регионах установлен повышенный размер, к примеру в Москве — 23 508 рублей). Таким образом, выбрав подходящий оклад директора, можно установить частичную занятость, то есть неполный рабочий день.

ТК РФ не устанавливает ограничения по минимальной продолжительности неполного рабочего времени, поэтому можно принять директора и на 0,1 ставки. В этом случае он будет работать 4 часа в неделю, а заработная плата составит немногим меньше 2 тысяч рублей в месяц.

Б. Заключение трудового договора с директором и уход в отпуск 

Особенность данного подхода заключается в том, что директор уходит в неоплачиваемый отпуск — это временная мера, применяется обычно в промежутках между проектами — то есть как только организация получает финансирование, директор работает в рамках частичной занятости, что компенсируется предусмотренными расходами проекта, а когда проект заканчивается, то директор уходит в неоплачиваемый отпуск, и организация не несет расходов по оплате его труда.

Но недостаток такого способа оформления деятельности директора связан с тем, что пока директор в отпуске он не может подписывать документы от имени организации (фактически может, но у трудовой инспекции могут возникнуть вопросы, почему директор подписывал документы, а его труд не оплачивался при этом), поэтому лучше дополнительно выдать доверенность другому сотруднику на подписание документов.

Если же организация не заключает трудовой договор с руководителем, ей может грозить административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства в связи с тем, что в нарушение ч. 2 ст. 67 ТК РФ по истечении трехдневного срока со дня фактического допуска к работе трудовой договор так и не был оформлен письменно (уклонение от оформления трудового договора), а также в связи с невыплатой заработной платы в рамках трудовых отношений.

Фонд для поддержания устойчивости планирует начать осуществлять коммерческую деятельность. Может ли он для покрытия расходов использовать пожертвования? А может ли реинвестировать прибыль?

Использование пожертвований в рамках приносящей доход деятельности однозначно является нарушением действующего законодательства.

В статье 582 ГК РФ установлено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Согласно же пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к которым, в частности, отнесены пожертвования.

В свою очередь, некоммерческая организация в соответствии с положениями статьи 2 закона об НКО является организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а создается в целях, направленных на достижение общественных благ. А согласно пункту 2 статьи 24 этого же закона некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Учитывая изложенное, пожертвования могут быть использованы лишь на содержание и ведение уставной деятельности, то есть на предусмотренные в уставе цели и задачи, направленные на достижение общественных благ, что исключает их направление на осуществление коммерческой деятельности.

В противном случае безвозмездно полученные средства подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (пункт 8 статьи 250 НК РФ).

Указанная правовая позиция изложена в Письмах Минфина России от 12 апреля 2017 г. N 03-03-06/3/21826, от 28.03.2016 N 03-03-06/3/17251, от 27.12.2007 N 03-03-05/279.

При этом учитывая, что выручка от коммерческой деятельности подлежит налогообложению, можно сделать вывод о возможности её реинвестирования — но лишь в такую приносящую доход деятельностью, которая направлена на достижение уставных целей НКО.

Также стоит учитывать, что для благотворительных организаций установлено дополнительное требование, согласно которому не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности должно быть направлено на финансирование благотворительных программ (пункт 3 статьи 17 закона о благотворительной деятельности).

АНО приступила к реализации социального проекта 1 сентября. А пожертвование на проект получила 10 сентября. Можно ли компенсировать за счет пожертвования (отразить в отчете по договору) расходы, совершенные до момента его получения?

Нет, это не совсем правомерно.

Согласно определению пожертвования, которое дано в статье 582 ГК РФ, им признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Тем самым у получателя появляется обязанность об использовании этого имущества по определенному назначению.

Использование же пожертвования в виде денежных средств должно осуществляться путем распоряжения ими. В свою очередь, согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ распоряжение означает отчуждение имущества в собственность другим лицам, а также передачи им, оставаясь собственником прав владения, пользования и распоряжения имуществом.

Таким образом, использование пожертвования осуществляется исключительно с момента поступления на счет денежных средств от жертвователя. Так, получатель имеет право совершить оплату товаров (работ, услуг) даже в случае, если они переданы ему контрагентом до момента заключения договора пожертвования, но при условии, что они совершены в рамках поддерживаемого проекта и иное не предусмотрено договором пожертвования.

Однако не допустимо использование пожертвования в качестве компенсации уже произведенных (оплаченных) расходов к моменту поступления суммы пожертвования на банковский счет получателя, так как в таком случае отсутствуют действия по распоряжению имуществом, что может повлечь в дальнейшем признание использования пожертвования не по целевому назначению.

При этом НКО вправе направить жертвователю письменный запрос, в котором описать уже совершенные расходы и попросить разрешения на использование части пожертвования по иному назначению.

Спасибо, что дочитали до конца! Чтобы получить бесплатную юридическую помощь для НКО, точно сформулируйте возникшие у вас вопросы. подробно опишите сложившуюся ситуацию — и отправьте нам электронным сообщением по адресу .
Если же бесплатные юридические консультации в таком формате вам не подходят, вы также можете обратиться к нам за платными услугами.

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Опыт
Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО
5 октября