18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 22 марта 2023, 18:34
  • 3 минуты

Помочь помогающим: что такое ресурсные центры и зачем они нужны

Сотрудники ресурсных центров — о том, что и зачем они делают.

Далеко не все, даже опытные, сотрудники некоммерческого сектора знают, что такое ресурсный центр, как и для чего в него обращаются. А роль таких центров сложно переоценить, ведь их цель — развивать общественную активность и благотворительность в своих регионах и делать возможным в них запуск любой общественно полезной инициативы. Для достижения этой цели команды ресурсных центров на постоянной основе реализуют программы в поддержку НКО и активных граждан. В материале «Нужна помощь» сотрудники центра социальных технологий «Гарант», Союза добровольцев России и общественной организации «Люди.Идеи» рассказывают, зачем нужны ресурсные центры сегодня и что они делают для НКО и инициативных групп.

Что такое ресурсный центр

На сегодняшний день в 61 регионе России работает более 200 ресурсных центров (РЦ) — некоммерческих организаций, которые помогают другим НКО. Такие центры оказывают конкретные услуги организациям и людям и создают в своем регионе условия, чтобы некоммерческий сектор развивался и жители могли без проблем запускать свои инициативы, открывать и развивать новые НКО. Таким образом, ресурсные центры содействуют развитию некоммерческого сектора и гражданской активности. 

Ресурсные центры можно сравнить с агентствами по развитию малого предпринимательства и другими B2B-инициативами.

РЦ — «посредники», которые, обладая определенной квалификацией и опытом, помогают НКО и активистам делать среду вокруг комфортнее и лучше.

Команды центров организуют просветительские и благотворительные события, распространяют новые технологии и лучшие практики, консультируют и обучают сотрудников НКО.

Ресурсные центры работают с обществом, бизнесом и государством. Они продвигают нормативные акты в поддержку некоммерческого сектора, добиваются льгот и другой помощи для него, налаживают партнерство с коммерческими организациями. Благодаря ресурсным центрам люди узнают, какие в их регионе есть НКО, какую помощь можно получить у этих организаций и как их можно поддержать. Не менее важная цель РЦ — донести до общества идею, почему стоит поддерживать НКО: необходима системность, и эффективнее помочь не одной бабушке на улице, а организации, которая профессионально решит проблему пенсионеров и поддержит их всех.

Марина Михайлова
Марина Михайлова
директор центра «Гарант»

Нас можно называть также центрами общественного развития, потому что мы занимаемся именно этим. Благодаря нашим организациям активные люди узнают о том, что они сами могут решать социальные проблемы, менять что-то в своем регионе и поддерживать тех, кто это делает. При этом наша деятельность часто не видна, люди замечают уже результаты — плоды той или иной общественной инициативы. Но до этого вскапывали асфальт, чтобы ростки этой самой инициативы проросли, именно мы. И, как ни парадоксально, качество нашей работы оценивается именно так: мы хорошо делаем свое дело, если кажется, что нас нет и мы вовсе не нужны — все и так легко получается у НКО и активистов. 

Как появляются и работают ресурсные центры

Первые российские РЦ возникли в конце 1990-х, когда появилось много новых НКО. Люди открывали некоммерческие организации, чтобы решать различные социальные проблемы, но что и как делать — не знали: у большинства не было соответствующего опыта и знаний. Тогда понадобились те, кто мог бы этим людям помочь: научить, подсказать, поддержать. И появились ресурсные центры. 

Потом было длительное затишье: центрам стало сложно находить финансирование — те, у кого есть деньги, не понимали ценности РЦ и хотели помогать прежде всего решающим проблемы, а не «посредникам». Вторая волна новых ресурсных центров случилась только в 2010 году. Именно тогда появились программы поддержки разных НКО, в том числе отдельный грантовый конкурс для инфраструктурных организаций. Третья волна пришлась на конец 2010-х: тогда стали активно создаваться маленькие центры. Причем если раньше были только негосударственные РЦ, то в это время стали основывать и государственные — муниципальные ресурсные центры, которые финансируются из бюджета страны. 

Открывали РЦ всегда те, у кого есть тот или иной ресурс: доступ к технологиям, знания, умения. Накопившие экспертность люди объединялись и передавали свой опыт НКО и активистам. Случалось, что РЦ вырастал из некоммерческой организации: ее команда копила опыт и все чаще консультировала своих коллег, а затем решала, что может сделать это своей основной деятельностью. Так было с «Гарантом»: первые два года его команда работала как одно из направлений уже действующей НКО «Союз юристов», а потом уже сформировалась как отдельная организация. 

Финансирование сами РЦ часто получают из грантовых средств, иногда — из региональных субсидий (их обычно дают, если видят результаты деятельности на местном уровне). В некоторых случаях центры финансируются корпорациями, в зоне интереса которых находится территория работы РЦ. Поддерживают РЦ также коммерческие организации и отдельные предприниматели. Какие-то из центров оказывают платные услуги и финансируются за счет этого. В меньшей степени РЦ получают средства на свою работу от частных лиц: люди чаще жертвуют тем, кто напрямую помогает кому-то из нуждающихся, а не другим организациям. Однако некоторые РЦ получают значительную поддержку от людей: например, организация «Люди.Идеи» работает на пожертвования частных лиц и компаний, не получая никаких средств от государства.

Кому и в чем помогают ресурсные центры

Ресурсные центры работают с разными целевыми группами. Кто-то — только с зарегистрированными или готовящимися к регистрации НКО, кто-то — с активными гражданами и инициативными группами, а другие — со всеми акторами социальных изменений.

По тематике и целевой аудитории можно выделить три вида РЦ. 

  • Универсальные — «для всех и про все». Эти центры работают по всем направлениям и с разными целевыми группами. Ограничиваются обычно только географией: помогают у себя в регионе, городе или муниципалитете.

Примеры: центр социальных технологий «Гарант», Сибирский центр поддержки общественных инициатив, ассоциация «Служение».

  • Специализированные. Работают со всеми, но только по определенным вопросам.

Примеры: «Юристы за гражданское общество» (право), Клуб бухгалтеров и аудиторов НКО (бухгалтерия), «Благосфера» (проведение событий), АСИ (информирование), «Нужна помощь» (фандрайзинг).

  • Отраслевые. Организации, которые работают по всем направлениям, но с определенными НКО. Отраслевые РЦ опытны в своей теме и помогают другим организациям становиться сильнее, описывают и передают им свои методики. Для этого у таких НКО часто есть целые направления деятельности.

Пример: «Ночлежка» (помогает становиться сильнее другим организациям, работающим с бездомными). 

Кристина Рахманова
Кристина Рахманова
руководитель ВОО «Союз добровольцев России» в Забайкалье

Ресурсные центры могут быть полезны всем. Например, они нужны в момент становления НКО, когда только создающиеся организации делают свои первые шаги и важно не оступиться в самом начале. РЦ полезны и для уже опытных НКО, которые нуждаются в новых знаниях, навыках и испытывают дефицит общения с единомышленниками. А командам волонтеров ресурсные центры нужны для получения опыта работы с НКО и поиска мероприятий. 

Что именно делают ресурсные центры

Работа ресурсного центра в каждом регионе чаще всего строится исходя из потребностей территории, инициативных групп и НКО на ней, рассказывает Кристина Рахманова. Где-то широко развиты РЦ, которые проводят семинары и учат грантовой и проектной системной деятельности. Где-то они уже ушли дальше, создают условия для развития сектора и решают целые пласты застоявшихся проблем в определенной сфере. 

Например, эксперты Союза добровольцев России по запросам консультируют только открывшиеся НКО на предмет отчетности и особенностей ведения бухгалтерии, учат писать проектные заявки, объясняют, как составлять бюджет проектов, привлекают внимание СМИ к НКО и поддерживают их мероприятия информационно. 

Центр «Гарант» для поддержки НКО проводит отдельную программу «Территория роста»: для участия отбирают 25 организаций, и в течение года их сопровождают сотрудники РЦ. Участники проходят пять модулей: стратегия развития, социальное проектирование, привлечение ресурсов, управление организаций, основы PR; после каждого выполняют домашние задания. Все время обучения сотрудники «Гаранта» помогают участникам внедрить полученные знания в свои организации, поддерживают их на каждом этапе. За год работы с ресурсным центром организация понимает свои стратегические цели, при необходимости меняет позиционирование и имидж. 

А общественная организация «Люди.Идеи» ответила на запрос НКО из разных регионов, войдя в команду Пензенского центра знаний по целевым капиталам. В 2022 году команда провела две стажировки для организаций из шести регионов и помогла им разработать стратегию создания эндаумента.

Что касается инициативных групп, не зарегистрированных как НКО, то для них «Гарант» запускает проектные мастерские. Каждый может подать заявку со своей инициативой, на конкурсной основе выбираются лучшие, и на их реализацию выделяются небольшие гранты. А Союз добровольцев России организует для инициативных групп «круг благотворителей», они сопровождаются союзом на каждом этапе оформления и реализации идеи. 

Некоторые РЦ работают и с бизнес-сообществом, помогая ему участвовать в благотворительности. Например, руководитель организации «Люди.Идеи» по просьбе сообщества «Бизнес Леди» возглавила направление «Благотворительность». А команда организации провела для предпринимательниц Пензы серию мероприятий, где рассказала про грамотную благотворительность, и два тренинга, на которых сообщество разработало собственную благотворительную программу. Сейчас команда «Люди.Идеи» помогает внедрять эту программу.

Екатерина Федотова
Екатерина Федотова
директор общественной организации «Люди.Идеи»

Мы объединяем тех, у кого есть идеи, и тех, кто готов вложиться в решение местных социальных проблем. Мы помогаем налаживать горизонтальные связи в нашем городе. Помогаем сообществам и активным людям с поиском ресурсов, оформлением документов, регистрацией, проводим местные конкурсы грантов, даем оборудование и технику для мероприятий, поддерживаем работу коворкинга для активных граждан. К нам обращаются и НКО, но больше различные активисты, городские сообщества, объединенные через соцсети, социальные предприниматели, просто предприниматели и компании, муниципальные организации.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Опыт
Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО
5 октября