18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

«Мыслить не с точки зрения выживания, а с точки зрения развития»: колонка фонда «Не напрасно»

Медиа фонда «Нужна помощь» запускает цикл колонок благотворительных организаций о том, что сейчас происходит с ними, их программами помощи, подопечными и сотрудниками, как они себя чувствуют в нынешних условиях.

Эта колонка исполнительного директора фонда «Не напрасно» Вадима Власов — об опыте НКО в преодолении кризисов.

Фонд медицинских решений «Не напрасно» — некоммерческая организация, которая с 2010 года реализует системные проекты в области российской медицины. 

Ключевые проекты команды: онлайн-справочная для онкологических пациентов и их близких «Просто спросить», первая в России грантовая программа для талантливых онкологов Высшая школа онкологии, научно-популярное СМИ о доказательной медицине и профилактике различных заболеваний «Профилактика Медиа», «Скрин» — система персональных рекомендаций по профилактике рака и справочник ONCOWIKI с ответами на большинство вопросов про онкологию.

Все пациентские сервисы фонда объединены в рамках портала «Все не напрасно», они бесплатны и доступны из любой точки мира.

Помните популярный мем февраля 2022 года «Где можно почитать про коронавирус? Хочется расслабиться»? Думаю, он хорошо отражает то, что чувствуют все некоммерческие организации в последние месяцы. Им и в обычные времена приходится постоянно работать в сложных условиях, заниматься решением актуальных социальных проблем. А за небольшой по историческим меркам отрезок в 2 года, когда привычный ритм жизни менялся не один раз, в планы вмешивались то пандемия, то локдауны, то внешнеполитические обстоятельства, управлять рисками НКО-сектора стало в разы сложнее.

Скажем честно, горизонт планирования всего в 2-3 месяца для российской НКО — привычное дело. Но даже для нас стало серьезным испытанием столкновение с действительностью, где не знаешь, что будет через неделю. Сейчас, делясь опытом переживаний как минимум двух кризисов, не могу не отметить, что в новых условиях мы не только сумели стать более устойчивыми, но и реализовать проекты, которые, возможно, никогда не были бы запущены в обычных обстоятельствах.

Стать тем, кто предложит свои решения

Фонд «Не напрасно» реализует системные проекты по развитию медицины в России. Поэтому с началом пандемии коронавируса мы понимали, что теперь мы не только столкнемся со всеми теми трудностями, что и другие НКО (в фандрайзинге, обеспечении работы организации, цифровизации и так далее), но и должны нести дополнительную ответственность: как перед пациентами, так и перед врачебным сообществом, на которое легла колоссальная нагрузка. Мы продолжили развивать действующие проекты «Не напрасно» и при этом разрабатывали новые, те, что были в том момент более актуальны.

Covid-19 вызывал массу вопросов. Проверенной информации критически не хватало, и пациенты часто не знали, как трактовать те или иные симптомы, в результате неправильно лечились, повально увлекались антибиотиками. Так в условиях форс-мажора мы решили создать справочную службу «Просто спросить о COVID-19».

К тому моменту у нас работал аналогичный сервис для онкологических пациентов и их близких — «Просто спросить», вокруг нас существовало экспертное сообщество врачей, в том числе выпускников Высшей школы онкологии — одного из ключевых проектов фонда. К январю 2021 года наши волонтеры успели отреагировать на порядка 2000 обращений. 

Кроме того, фонд объединил бизнес-компании, чтобы помочь больницам, которые принимали пациентов с COVID-19. Мы закупали медицинское оборудование, расходные материалы и передавали их врачам. 

Еще одним результатом нашей работы во времена ковида стал запуск первой в России платформы для онкологических пациентов и их близких «Все не напрасно». На портале vse.nenaprasno.ru можно воспользоваться онлайн-энциклопедией об онкологии, онлайн-справочной службой «Просто спросить», получить свои персональные рекомендации по профилактике рака и прочитать статьи на медицинские темы. 

Читайте также Все, что вы хотели знать о раке (но не знали, где спросить)

Пандемия научила нас действовать в условиях кризиса и быстро предлагать новые, актуальные проекты, которые необходимы обществу. Наш опыт показал, что во время глобальных перемен запросы людей меняются. Важно смотреть вокруг себя, подмечать происходящее и не бояться стать тем, кто предложит свои решения.

Режим экономии, ручное управление и диалог с аудиторией

24 февраля 2022 года мы встретили уже имея опыт пандемии. Новый кризис, безусловно, больнее всего ударил по благотворительности. Фонды в России — последнее место, куда идут с донатами. И большинство доноров, к сожалению, взаимодействует с НКО по остаточному принципу. Многие компании сократили бюджеты на свои социальные программы или заморозили прежние договоренности. 

Мы это ощутили, когда в марте лишились большой группы спонсоров, которые много лет нас поддерживали. В финансовом эквиваленте мы потеряли 50 миллионов рублей: как раз эти деньги должны были быть направлены на поддержку молодых онкологов, резидентов Высшей школы онкологии. Положение самого фонда было критическим. Нам ничего не оставалось, кроме того как, сократив все возможные издержки, перейти в режим жесткой экономии и ручному управлению. Это минимизировало потери и помогало сохранять некоторую стабильность.

Один из наших ключевых проектов – образовательная программа для молодых онкологов «Высшая школа онкологии» — оказался под угрозой. Стало понятно, что без финансирования со стороны бизнес-компаний мы больше не сможем предоставлять гранты резидентам ВШО: раньше мы платили им ежемесячную стипендию и оплачивали их обучение в ординатуре по онкологии в том вузе, куда они поступают самостоятельно. Но нам было критически важно сохранить хотя бы саму образовательную программу, сделать все, чтобы выпускники медицинских вузов из стран СНГ по-прежнему могли проходить обучение у нас.

Мы обратились к резидентам, рассказав им, что проект зависит от пожертвований, что не можем им пообещать, что продолжим платить стипендии с мая. В ответ получили множество сообщений от них о том, что они готовы преподавать следующим наборам бесплатно – только ради того, чтобы новый, восьмой набор случился, чтобы идея ВШО продолжала жить. 

Затем мы написали преподавателям английского, отметив, что приостанавливаем занятия с апреля. Они ответили нам, что могут преподавать бесплатно. Такое отношение к проекту – и со стороны педагогов, и со стороны резидентов – все это очень обнадеживало. Нам удалось запустить конкурс в Высшую школу онкологии согласно всем нашим традициям. В результате летом мы выпустили в свет еще 36 молодых врачей, а с осени 2022 года обучение по программе начали 18 новых резидентов. Да, они не получают стипендии, как прошлые наборы, но проходят то же самое обучение, становясь онкологами нового поколения. Более того: в этом году мы добавили еще одну специальность – гематолог (помимо химиотерапевта, лучевого терапевта, хирурга, патоморфолога и детского онколога). Так в первые месяцы новой реальности мы увидели, как добрые человеческие отношения, которые выстраивались до этого годами, могут спасти целый социальный проект.

При этом удивительно, что пожертвования в фонд от физических лиц — пользователей наших сервисов — не снижались. Более того: несмотря на все сложности, блокировки, уход с рынка Visa, MasterCard, Google Pay и Apple Pay, в феврале и марте мы увидели рост частных пожертвований по сравнению с таким же периодом прошлого года, многие наши сторонники выражали желание увеличить размер подписки. 

Думаю, отчасти на ситуацию повлияло то, что мы постоянно находились в плотной коммуникации с нашей аудиторией: уже в первые дни на всех медиаплощадках фонда сообщили, что мы работаем, как и прежде, старались оперативнее реагировать на обращения, находить пути решения проблем.

Мы видели, что людям важно чувствовать, что есть вещи, на которые они все еще могут повлиять. Многие понимали, что онкологические пациенты переживают двойной стресс от происходящего, задаются вопросами: а что будет с лекарствами, программами скрининга и так далее, осознавали, как важно поддерживать их именно сейчас. Дополнительно мы раз в 2-3 месяца организовывали специальные фандрайзинговые акции: в честь дня рождения фонда, Дня медицинского работника, запуска нового проекта – «Онко Вики kids».

Это, безусловно, улучшило ситуацию, помогало оставаться на плаву. Кроме того, за эти полгода нам удалось выиграть несколько грантов, один из самых крупных – грант Фонда Потанина. Все вместе эти инвестиции в наш фонд позволяли нам сохранять устойчивость. И мы благодарны каждому, кто помогает: как в виде крупных грантов, так и в виде небольших пожертвований и подписок.

Я также рад, что, несмотря на кризисы, мы смогли сохранить команду фонда, обойтись без сокращений и каких-то серьезных изменений внутри нашей работы. Все новости мы стремились переживать вместе на общих собраниях и планерках, честно говорили с сотрудниками о происходящем, оценивали риски, искали возможности, точки опоры, а главное – помнили о нашей миссии по развитию медицины в стране. А еще мы активнее стали работать с волонтерами, привлекая их к развитию наших проектов. Так, например, в сентябре на форуме «Старшее поколение» о сервисах фонда рассказывали добровольцы старшего возраста.

Мыслить не с точки зрения выживания, а с точки зрения развития

Сейчас запас прочности у фонда есть. Мы начали мыслить не с точки зрения выживания, а с точки зрения развития. Это мы осознали к осени, когда перезапустились многие наши программы и проекты. Наша команда впервые создает энциклопедию о детском раке, мы вернулись в офлайн – наши эксперты читают научно-просветительские лекции и участвуют в форумах; мы запустили большой проект на платформе «СберЗдоровье», где наши онкологи теперь проводят видео-консультации для онкологических пациентов.

Но главное — мы увидели, что нуждаемся в кардинально новом, более демократичном управлении. Так был создан Экспертный совет фонда, в который вошли прежде всего выпускники Высшей школы онкологии. Уже несколько лет они создают вместе с нами сервисы для онкологических пациентов. Часть специалистов – в рейтинге самых перспективных россиян по версии Forbes «30 до 30», среди них есть авторы патентов на изобретения в медицине, руководители крупных медучреждений, лидеры мнений в медицинском сообществе и так далее. И мы поняли, что пришло время, когда мы можем разделить с выпускниками ВШО управление фондом «Не напрасно». Вместе мы занимаемся системным развитием проектов. В будущем, как мы надеемся, количество членов экспертного совета фонда будет расширяться за счет новых выпускников программы.

В каком-то смысле помогающая организация всегда работает в условиях кризиса. И во времена турбулентности могут сработать привычные спасательные механизмы. Ведь, чтобы ни происходило в глобальном смысле, очевидно, что люди не перестают болеть, рак никуда не уходит. А из-за неизбежной перестройки системы здравоохранения выявляемость рака на ранних стадиях может снижаться, это заставляет нас активнее работать.

За этот год наша платформа для онкологических пациентов «Все не напрасно» стала популярнее, пополнилась новыми разделами, в том числе, материалами о правах пациентов, что сейчас особенно важно. Растет количество пользователей портала, которым мы помогаем вовремя задуматься о своем здоровье, профилактировать или распознать заболевание, а также получить всю нужную информацию для лечения от рака и последующего восстановления. Мы видим, что выбрали правильное, востребованное направление для развития.

И скоро запустим еще один крупный гуманитарный проект, над которым сейчас работаем. Нам важно сохранять преемственность, быть последовательными и сохранять стабильность внутри команды. Но мы больше не боимся запускать новые глобальные программы, вносить свой посильный вклад в жизнь людей, даже в период больших потрясений. Фонд «Не напрасно» продолжает двигаться дальше.

Мы благодарны благотворительному фонду «Не напрасно» и Вадиму Власову за то, что поделились тем, что с ними происходит. Это очень ценно. Фонд «Нужна помощь» работает с сотнями благотворительных организаций по всей России, и нам важно, чтобы каждый голос был услышан. Мы будем продолжать публиковать такие колонки и давать возможность высказаться каждому, кто готов. Спасибо вам, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Знания
Мне поставили онкодиагноз: что делать? Маршрутная карта
5 февраля
Опыт
«В критических ситуациях мы не поднимаемся до уровня своих ожиданий, а падаем до уровня нашей подготовленности»: как психологи помогают онкопациентам и почему такая помощь важна
24 января
Опыт
Как развивать онкологическую помощь в регионах
10 января
Читайте также
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября