- Знания
- 28 ноября 2022, 15:47
Краудфандинг: что это и как сделать успешную кампанию?
На платформе для краудфандинга «Планета» в ноябре объявлен традиционный «месяц добрых дел». «Нужна помощь» узнали что такое краудфандинг, какие правила у хорошего лота и что нужно учесть при проведении кампании.
Фандрайзинг — это сбор средств на работу какой-либо организации. Одна из частей фандрайзинга — краудфандинг.
Краудфандинг — это сбор средств на какую-либо конкретную цель. Вот, например, музыкант хочет выпустить альбом, но на это нужны деньги. Их у него нет, а нужно оплатить аренду студии, сведение, инструменты. Тогда музыкант может начать собирать деньги на свой новый альбом на специальной платформе для сбора — это и будет краудфандинг.
Важные отличия краудфандинга от других видов фандрайзинга: наличие конкретной цели проекта, ограниченность по времени, конкретность финансовой цели и бонусы для участников: за пожертвования НКО предлагают участникам кампании вознаграждения, например, мерч, открытки, партнерские сертификаты и многое другое.
Микаилова Сабина, пиар-менеджер краудфандинговой платформы Planeta.ru и Алиса Трубникова, менеджер платформы, рассказали, чем краудфандинг может быть полезен фондам:
- Краудфандинг помогает частично закрыть главную боль фондов – фандрайзинг.
Для НКО краудфандинг может быть еще одним источником финансирования проектов, но не стоит забывать, что в отличие от стандартных форм пожертвований, в краудфандинге участники кампании получают взамен вознаграждения. Еще для того, чтобы собирать на платформе, нужно обязательно пройти валидацию (доказать, что требование платформы соблюдены). При этом для благотворительных проектов Planeta.ru предоставляет льготы. Среди них — сниженная комиссия, возможность продлить проект и перечислить на счет любую собранную сумму, даже если организация не смогла достичь заявленную финансовую цель.
- Пиар, пиар и еще раз пиар.
Крауд-кампания — это инфоповод, укрепление связей с аудиторией и вовлечение новой. И пиар-составляющую краудфандинга можно считать самой главной: запуск кампании помогает сформировать сообщество вокруг вашего проекта, привлечь партнеров и выйти в СМИ.
Например, рекордсмен благотворительного краудфандинга в России фонд «Ника» запустился с краудфандинга. А во время кампаний авторы познакомились с двумя семьями, которые стали частью организации – крупными частными донорами и попечителями.
- Краудфандинг идет вместе с тестированием идей.
Через крауд-кампанию можно оценить интерес аудитории к теме, вознаграждениям, мерчу и даже понять, какие изображения в описании работают для ваших подписчиков. Например, многие НКО используют краудфандинг для сбора предзаказов. Благотворительная организация «Ночлежка» выпустила с помощью краудфандинга сборник рассказов «Дом» — 1211 экземпляров книги купили еще до ее печати. Так, НКО смогла корректно рассчитать тираж до запуска производства.
- Планирование и питчинг проекта.
Участники вашей крауд-кампании — это большая аудитория потенциальных доноров, перед которыми вы защищаете свой проект. Фондам необходимо тренироваться говорить с разными аудиториями: от индивидуального жертвователя до грантовой организации. К тому же результаты вашей крауд-кампании можно использовать в коммуникации с крупными донорами. Так, например, делали «Простые вещи», когда строили в Санкт-Петербурге «Нормальное место». Команда запустила кампанию в пятницу вечером (вопреки всем правилам краудфандинга и здравого смысла), но за три дня (выходных!), еще до начала активной пиар-кампании, уже было собрано 500 тысяч, что подтверждало актуальность и востребованность идеи. Позже этот тезис «Простые вещи» использовали в коммуникации с бизнес-партнерами, чтобы вовлечь их в свой огромный проект, строительство которого обошлось, конечно, больше, чем в 1,5 краудфандинговых миллиона.
Советы по хорошему краудфандингу для НКО от менеджера платформы Planeta.ru, Алисы Трубниковой
Спойлер: правила универсальны для большинства онлайн-платформ.
- Не дублировать кампании на разных платформах. От этого вы едва ли соберете больше, лишь запутаете аудиторию и усложните вашу коммуникацию с ней.
- Принять, что запуск и ведение проекта — ежедневная работа, на размещении проекта на платформе ничего не заканчивается. Да, конечно, платформа поддерживает проекты своими ресурсами, но без участия автора ничего не получится.
- Работать со своей аудиторией: рассказывать в своих социальных сетях о кампании. Лояльная аудитория — ключ к успеху. Исследования благотворительности много говорят про то, что люди помогают тем фондам, которых они знают либо тем, кого им порекомендовали знакомые. Ваши подписчики тоже могут привести к вам участников, поэтому важно просить их об информационной поддержке.
- Конкретика: прописывать на что нужны деньги, даже если они нужны на все и сразу.
- Разделить сбор: собирать частями быстрее, чем сразу 4-5 миллиона. К тому же, небольшие проекты помогают собрать лояльную аудиторию, которая потом, скорее всего, перейдет в следующий проект.
- Делиться новостями в проекте и о проекте. Так видно, что автор а) не забыл про свой проект, б) заинтересован давать обратную связь своему сообществу.
- Искать партнерства: писать компаниям и блогерам. Это история не про деньги, вы можете просить только об информационной поддержке: выход на новую аудиторию — уже много.
Спасибо, что дочитали до конца!