18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Как в России работают с группами, уязвимыми к заражению ВИЧ-инфекцией

Согласно последнему исследованию проекта «Если быть точным», в России продолжает развиваться эпидемия ВИЧ: по темпам распространения страна занимает первое место в Европе. На конец 2021 года 1,1 миллиона россиян жили с ВИЧ, каждый год регистрируется 60-70 тысяч новых случаев.

Важную часть в профилактике ВИЧ-инфекции занимает работа с уязвимыми группами — людьми, которые наиболее подвержены заражению. Этим в России по большей части занимаются некоммерческие организации.

Как устроена работа с уязвимыми группами и какую роль в этой работе принимает государство — рассказали руководители «Гуманитарного действия» и «СПИД.Центра»

Кто относится к уязвимым группам

Некоторые группы населения из-за особенностей поведения или образа жизни имеют более высокий риск заражения ВИЧ-инфекцией. При этом доступ к информации о заболевании и профилактическим мероприятиям у них значительно ниже, чем у остальных людей. Так, к наиболее уязвимым категориям относятся потребители инъекционных наркотиков; мужчины, имеющие секс с мужчинами; секс-работники. Высокому риску заразиться ВИЧ также подвержены мигранты, беженцы и заключенные. 

Фонд «СПИД.Центр» работает со всеми уязвимыми категориями, но, как отмечает директор организации Сергей Абдурахманов, основная группа получателей помощи — ВИЧ-положительные люди. 

В целом же, прийти в «СПИД.Центр» на консультацию или тестирование может любой человек, в том числе не входящий ни в одну из уязвимых категорий. За 2021 год в фонд обратились 14 тысяч человек за самой разной помощью — от тестирования до групп поддержки и обращений на горячую линию.

По оценкам Сергея Абдурахманова, 80% клиентов организации приходится на людей из уязвимых групп, остальные — «общая популяция».

Санкт-Петербургский фонд «Гуманитарное действие» принимает от пяти до 15 тысяч клиентов в год. Максимальные показатели были достигнуты, когда организация запускала проект, затрагивающий не только уязвимые категории, но и остальных людей. Однако выявляемость ВИЧ среди общего населения оказалась очень низкой — из тысячи тестов положительными оказывались семь, отмечает генеральный директор «Гуманитарного действия» Сергей Дугин. Поэтому фонд сосредоточился на помощи уязвимым группам — за помощью в организацию приходят в среднем пять-шесть тысяч человек из этих категорий.

Дугин считает, что преломить ситуацию с эпидемией ВИЧ в России можно, только если охватить профилактическими средствами от 60% людей из уязвимых групп, как советуют ВОЗ и ЮНЭЙДС. Но проблема в том, что посчитать точное количество человек в России, которые относятся к той или иной уязвимой категории, практически невозможно, во всяком случае силами только некоммерческих организаций. 

Во-первых, проблема в сложном устройстве самих уязвимых групп. Есть люди, которые относятся сразу к нескольким категориям. Например, мужчины имеют секс с мужчинами и занимаются секс-работой. Или люди, которые входят в категорию секс-работников, начинают употреблять наркотики. 

Во-вторых, часто срабатывает человеческий фактор — людям бывает сложно признать, что они входят в ту или иную уязвимую категорию по заражению ВИЧ. В пример Сергей Дугин приводит целевую группу «Гуманитарного действи» — наркопотребителей. Многие просто не считают себя зависимыми, а значит, и уязвимой группой. Поэтому они не обращаются в фонд за профилактическими средствами. 

Сергей Дугин
Сергей Дугин
генеральный директор «Гуманитарного действия»

Чтобы понять, охватываем ли мы эти 60-70% профилактикой, надо понять, сколько этих людей всего. Можно наложить на какой-то коэффициент, но мы все равно получим гипотетическую цифру. Исследований, которые бы говорили о количестве людей из уязвимых групп, не было давно. Здесь нужна воля государства. Силами только НКО сделать это сложно, потому что нет ресурсов на полномасштабные исследования.

По его мнению, на проведение большого, качественного исследования хотя бы в трех крупных города России потребуется около 80 миллионов рублей. 

Как фонды работают с уязвимыми группами

Фонды работают с клиентами, в том числе из уязвимых групп, по разным направлениям. Они создают отдельные программы и проекты по консультированию клиентов, тестированию на ВИЧ, выдаче гуманитарной помощи и средств профилактики.

Например, у «Гуманитарного действия» есть проект «Синий автобус», который работает уже 25 лет. Это мобильный пункт помощи людям, употребялющим наркотики. Сотрудники автобуса выдают клиентам стерильные шприцы, иглы, презервативы, воду для инъекций, спиртовые салфетки, проводят тестирование на ВИЧ и другие инфекции и консультируют их. 

А «СПИД.Центр» в 2021 году запустил в Москве проект «Аптечка». Благодаря ему люди с ВИЧ, которые столкнулись с перебоями в лекарствах, могут бесплатно получать антиретровирусные препараты и препараты для постконтактной профилактики.

По словам Сергей Абдурахманова, базовая потребность всех ключевых групп — перестать быть дискриминируемыми и стигматизируемыми.
Для них важно иметь доступ к такому учреждению, куда они могли бы прийти и получить консультацию с учетом их жизненных особенностей. Иными словами, необходима система равных консультантов по всей России. 

Вторая потребность уязвимых групп — это получение специальных способов профилактики: презервативов, чистых шприцев в обмен на старые, средств обработки типа «Мирамистина». 

Сергей Абдурахманов
Сергей Абдурахманов
директор фонда «СПИД.Центр»

Если совсем углубляться, то неплохо было бы ввести заместительную метадоновую терапию, которая позволяет стабилизировать и реинтегрировать потребителей в общество, а параллельно выявить ВИЧ-инфекцию и начать лечение. Человек может вернуться к нормальной жизни — он не получает от этой терапии кайфа, а просто чувствует себя нормально, чтобы работать, учиться, жить.

Сколько людей фонды протестировали за 2021 год

Фонд «Гуманитарное действие» в 2021 году протестировал на ВИЧ 4415 человек, из них 1281 тест оказался положительным. Сергей Дугин отмечает, что динамика выявляемости инфекции пошла вверх и связывает это с пандемией коронавируса. По его мнению, ограничения и изоляция могли повлиять на поведение людей, например, повысить уровень употребления наркотиков, а соответственно и риск инфицирования. 

«СПИД.Центр» в 2021 году протестировал 4093 человека, положительными оказались тесты 204 человек. Средняя выявляемость в фонде — 5%, но иногда эта цифра меняется в зависимости от потока людей из «общей популяции», которые не входят ни в одну уязвимую группу. 

Сергей Абдурахманов
Сергей Абдурахманов
директор фонда «СПИД.Центр»

Потому что среди людей из общей популяции выявляемость меньше — даже несмотря на то, что мы говорим об увеличении распространения ВИЧ половым путем среди них. По стране процент выявляемости составляет около 1%, а то и меньше, у нас чуть больше — в районе 3%.

Выявляемость среди уязвимых групп зависит и от региона, продолжает эксперт. Например, в Нижнем Новгороде, в котором у «СПИД.Центра» есть программы тестирования наркопотребителей в реабилитационных центрах, выявляемость доходит до 14-15%. В Москве и Петербурге выявляемость пониже — 4,7% и 3% соответственно. 

Как фонды находят клиентов из уязвимых групп

И «Гуманитарное действие», и «СПИД.Центр» информируют аудиторию о своей работе в основном в онлайне: соцсети, мессенджеры. Буклеты организаций также можно найти в медицинских учреждениях и региональных центрах СПИД. Кроме того, оба фонда за многолетнюю работу заработали среди своих клиентов хорошую репутацию, поэтому информация об их работе расходится в том числе благодаря «сарафанному радио». 

Но есть некоторые категории уязвимых групп, к представителям которых эффективнее приходить с информацией лично, считает Сергей Абдурахманов. Поэтому «СПИД.Центр» проводит еще и аутрич-работу. Специалисты приходят, например, в гей-клубы или в реабилитационные центры для наркозависимых и общаются там с людьми, которым возможно необходима информация или помощь. Этот метод в основном применяет в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, говорит Абдурахманов. Московский опыт «СПИД.Центра» показал, что люди, которые нуждаются в помощи, готовы дойти до фонда сами, обратиться лично или по телефону. 

Общее население приходит более-менее само, говорит Сергей Абдурахманов. А вот достучаться до уязвимых групп сложнее всего, потому что чаще всего они стигматизированы, с ними непросто коммуницировать. 

Сергей Абдурахманов
Сергей Абдурахманов
директор фонда «СПИД.Центр»

В категории мужчин, практикующих секс с мужчинами, еще есть какие-то доступы через чаты, клубы и знакомства. И то не все представители группы включены в общую повестку — некоторые живут обособленно и не участвуют ни в какой общественной жизни. Но если мы говорим о секс-работниках и наркопотребителях, то это вообще очень закрытые группы. Они часто боятся обращаться за помощью еще и из-за страха попасть в полицию. Или из-за того, что им скажут «Сначала заканчивайте свои темные дела, а потом приходите». Конечно, так делать нельзя. Мы всегда работаем с человеком вне зависимости от того, какие у него пристрастия, жизнь и работа.

Еще одна сложная группа — мигранты, продолжает Абдурахманов. Главная проблема в этом случае состоит в том, что мигрантов с ВИЧ-инфекцией депортируют из России. 

Сергей Абдурахманов
Сергей Абдурахманов
директор фонда «СПИД.Центр»

Поэтому в госучреждениях они не тестируются вообще. А с теми, кто доходит до фондов и тестируется там, не очень понятно, что делать, потому что лечение для них в России недоступно. Человек может покупать лекарства за свой счет и консультироваться у врача-инфекциониста в частной клинике. Но  это очень дорогостоящая история.

Работает ли государство с уязвимыми группами

Сергей Дугин не комментирует тему государственного участия в работе с уязвимыми группами совсем, потому что, по его словам, «нынешнее законодательство рассматривает любой комментарий как критику и политическое высказывание, что ставит под угрозу организацию»

Сергей Абдурахманов же отмечает, что в России государство больше работает с общей популяцией. К уязвимым группам государственным учреждениям заходить вдвойне сложнее из-за страха и недоверия к ним самих пациентов. 

Сергей Абдурахманов
Сергей Абдурахманов
директор фонда «СПИД.Центр»

Все эталонные системы профилактики ВИЧ построены на том, что государство работает с общей популяцией, а работу с уязвимыми группами отдает на аутсорс общественным организациям, в частности равным консультантам. Но в этом случае государство должно поддерживать некоммерческие организации, а не говорить что-то вроде «Вы работайте, а мы может быть вас не закроем».

Но есть в России и отдельные позитивные практики, отмечает эксперт, например, в Петербурге, Татарстане, Московской области.

В Санкт-Петербурге, рассказывает Абдурахманов, работает кабинет низкопороговой помощи для наркопотребителей. Это место, куда люди с зависимостью могут прийти, взять презервативы, протестироваться на ВИЧ, обменять шприцы и получить консультацию от равного консультанта. 

«Это можно сказать уникальный опыт работы с наркопотребителями в России на государственном уровне–, — отмечает Сергей.

В Московской области государственные учреждения активно сотрудничают с фондами. Особенно хорошо в регионе работают с мужчинами, практикующими секс с мужчинами, считает директор «СПИД.Центра». В Московской области мужчины чаще признаются, что возможным способом инфицирования мог быть гомосексуальный контакт. Но это не потому что в Московской области больше геев, подчеркивает Сергей, а потом что там умеют консультировать, не дискриминировать и налаживать контакт с пациентом. 

«Но глобально это скорее личные инициативы региональных центров СПИД, которые держатся на голом энтузиазме. Системной профилактики распространения ВИЧ среди уязвимых групп в России, на мой взгляд, нет», — заключил Абдурахманов. 

Спасибо, что дочитали до конца! Текст создан совместно с дата-платформой «Если быть точным».

Материалы по теме
Знания
«ВИЧ — болезнь маргиналов, а я в браке и доверяю своему партнеру»: девять опасных стереотипов о ВИЧ
9 февраля
Опыт
Как выбрать реабилитационный центр для нарко- и/или алкозависимого близкого
8 декабря
Опыт
Беременность и ВИЧ: как родить здорового ребенка
4 декабря
Читайте также
Опыт
Как принять свой положительный ВИЧ-статус и чего не надо делать, когда узнаешь о диагнозе другого
12 июля
Опыт
«Молчание — моя главная боль»: колонка организации «Наука и образование»
10 июля
Опыт
На помощь кому сложно собирать деньги и почему?
22 мая