- Опыт
- 28 октября 2023, 17:35
- 3 минуты
Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»
«Социальная школа Каритас» о том, как общение важно для всех — особенно тех, кому оно дается непросто.
Иметь свой круг общения крайне важно. Это развивает и формирует личность. Обычно, когда ребенок вырастает, он отделяется от родителей, становится самостоятельным: находит свои интересы, встречается с друзьями. У детей с особенностями развития часто происходит обратный процесс.
О проблеме и решении
Больше 10 лет наша школа занимается вопросами адаптации неговорящих детей. Мы учим их общаться с другими людьми с помощью альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Это разные технологии, методики и средства, которые заменяют или дополняют устную речь. Как показывает наша практика, круг общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в основном составляют родственники и педагоги. Ежегодно на сопровождении школы оказывается около 200 семей, и абсолютное большинство родителей говорят, что общение их ребенка ограничено близкими взрослыми, иногда только мамой, которая может понимать нужды ребенка и общаться с ним. Когда ребенок становится подростком, ему необходимы сепарация, социализация: общение со сверстниками, свой круг интересов, свои увлечения, пространство для самостоятельности. Не секрет, что для детей с ОВЗ это проблематично. Особенно для подростков с коммуникативными трудностями.
В феврале этого года наша школа запустила новый формат помощи — разговорный клуб для ребят с особенностями развития. Это открытая инклюзивная группа, где дети могут вместе провести время и научиться чему-то новому. Сейчас у нас набрано две группы — от 9 до 15 лет и от 15 до 18 лет. Встречи проходят несколько раз в месяц, их главная цель – мотивировать к общению со сверстниками в неформальной обстановке. На встречах дети используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации, чтобы у каждого была возможность рассказать о себе и принять участие в обсуждениях. Курируют встречи волонтеры и специалист по АДК, они помогают ребятам знакомиться и начинать диалог.
Встречи разговорного клуба проходят в формате кулинарных мастер-классов. Совместная готовка здорово прокачивает самостоятельность ребенка. Во-первых, взрослый учится доверять, ждать, не давить в каждой мелочи. Мы всегда говорим родителям и волонтерам: «Считайте про себя до 30». Дайте человеку возможность для ответа и пространство для действия — только так мы сможем следовать за ребенком, а не вести его за собой. Я сторонник подсказок — от меньшей к большей, спросите: «Тебе помочь? Что мы будем делать дальше?» Важно наблюдать за человеком, считывать его сигналы, вступать с ним в диалог и делать вместе с ним, а не за него.
Любому ребенку с особенностями важно дать пространство для активности, которая будет зависеть только от него, чтобы он был не пассивным участником, а самым что ни на есть героем. Процесс готовки — это колоссальное поле для наблюдений. Мы четко видим, насколько ребенок готов преодолевать трудности, как часто ему нужна помощь, как нам лучше поддерживать ребенка: он способен сам обратиться или мы должны ему эту помощь предложить? Это крайне ценно и специалисту, и родителю, чтобы понимать, как с ребенком налаживать отношения. Как человек взаимодействует, готов ли он к ошибкам, как он их принимает, готов ли он делиться, выбирать, помогать. Все это можно увидеть.
Кроме того, мы создали и курируем вместе с волонтерами чат клуба в телеграме, там ребята переписываются в любое удобное для них время. Это позволяет поддерживать коммуникацию между встречами клуба.
Нам кажется, что ребенок просто учится готовить, а на самом деле он осваивает межличностную коммуникацию, изучает пространство и время, речевые конструкции. Здесь работает очень много процессов, а главное — в ненавязчивой форме. Многие родители после этих встреч открывают для себя, что их ребенок может гораздо больше, чем они привыкли думать. В моей практике был пример, когда мама очень усердно вводила альтернативную коммуникацию для своей дочки, но родственники к этому относились скептически. А когда они увидели, как ребенок готовит — сам использует визуальную инструкцию, адаптированный АДК-рецепт, еще и им показывает, что брать, что не брать и в чем они сделали ошибку, — вот тогда они поняли, что с ним можно взаимодействовать. Секрет прост: интересная активность и доступное средство общения. Кулинарный формат включает в себя так много, что даже мы до конца не знаем всего. Каждый раз с новыми детьми мы делаем открытия.
Впечатления родителей участников
Для Саши разговорный клуб — это: «Я сам, а ты, мама, уйди. А потом я тебя позову». И за две недели до встречи клуба: «А когда? А скоро?» А для меня это единственное место, где у меня нет необходимости быть Сашиными руками, ногами и переводчиком.
И для нас обоих это место, где комфортно среди единомышленников. Здесь какая-то особенная атмосфера доброго общения равных с равными: детей, родителей, волонтеров, сотрудников.
Вероника — очень общительная девочка, но из-за тяжелой дизартрии ей сложно контактировать с другими людьми. Она стеснялась и очень переживала по этому поводу.
Благодаря клубу у Вероники появились друзья, с которыми можно поговорить в любое время и на любые темы и которые точно ее поймут. Ведь без общения любому человеку тяжело, а детям особенно. Ну а детям с тяжелыми речевыми и двигательными нарушениями еще сложнее. В разговорном клубе Вероника научилась использовать разные методы коммуникации — не только речь, но и печать, общение символами. Она перестала стесняться своей «непонятной» речи, ведь друзья понимают ее!
Разговорный клуб дает дочери возможность общаться со сверстниками. Это огромная проблема для ребенка с тяжелым детским церебральным параличом — найти возможность общения со сверстниками, так как в этом возрасте они уже не ходят на детские площадки, где раньше можно было хотя бы с кем-то познакомиться, а в школе дочь на дистанционной форме обучения и общается один на один с учителем, поэтому разговорный клуб, по сути, единственная такая возможность. Ира всегда очень ждет этих встреч.
Общение — это наш социальный кислород. Он необходим для жизни и развития. Опыт общения — такая же весомая ценность, как первые шаги. Как, не набив шишек, не попытав счастья в разговоре с разными людьми, мы сможем чувствовать себя комфортно в обществе?
Встречи разговорного клуба проходят бесплатно для родителей, и для нас очень важно сохранить эту возможность. Октябрь — Международный месяц информированности об альтернативной и дополнительной коммуникации. Мы бы хотели, чтобы как можно больше людей узнали про этот язык, который открывает многим неговорящим дверь в мир живого общения, делает их полноценными и активными участниками собственной жизни. Разговорный клуб — один из форматов нашей работы, мы мечтаем масштабировать его и иметь возможность помогать большему числу детей и подростков. Для этого нам нужна поддержка неравнодушных людей.
Спасибо, что дочитали до конца!