18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 28 октября 2023, 17:35
  • 3 минуты

Как разговорный клуб меняет жизнь подростка с коммуникативными трудностями. Колонка «Социальной школы Каритас»

«Социальная школа Каритас» о том, как общение важно для всех — особенно тех, кому оно дается непросто.

Иметь свой круг общения крайне важно. Это развивает и формирует личность. Обычно, когда ребенок вырастает, он отделяется от родителей, становится самостоятельным: находит свои интересы, встречается с друзьями. У детей с особенностями развития часто происходит обратный процесс. 

О проблеме и решении

Евгения Половнева
Евгения Половнева
специалист по связям с общественностью «Социальной школы Каритас», Санкт-Петербург

Больше 10 лет наша школа занимается вопросами адаптации неговорящих детей. Мы учим их общаться с другими людьми с помощью альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Это разные технологии, методики и средства, которые заменяют или дополняют устную речь. Как показывает наша практика, круг общения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в основном составляют родственники и педагоги. Ежегодно на сопровождении школы оказывается около 200 семей, и абсолютное большинство родителей говорят, что общение их ребенка ограничено близкими взрослыми, иногда только мамой, которая может понимать нужды ребенка и общаться с ним. Когда ребенок становится подростком, ему необходимы сепарация, социализация: общение со сверстниками, свой круг интересов, свои увлечения, пространство для самостоятельности. Не секрет, что для детей с ОВЗ это проблематично. Особенно для подростков с коммуникативными трудностями.

В феврале этого года наша школа запустила новый формат помощи — разговорный клуб для ребят с особенностями развития. Это открытая инклюзивная группа, где дети могут вместе провести время и научиться чему-то новому. Сейчас у нас набрано две группы — от 9 до 15 лет и от 15 до 18 лет. Встречи проходят несколько раз в месяц, их главная цель – мотивировать к общению со сверстниками в неформальной обстановке. На встречах дети используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации, чтобы у каждого была возможность рассказать о себе и принять участие в обсуждениях. Курируют встречи волонтеры и специалист по АДК, они помогают ребятам знакомиться и начинать диалог.

Занятия в разговорном клубе «Социальной школы Каритас»
Ирина Текоцкая
Ирина Текоцкая
координатор АДК-программ «Социальной школы Каритас»

Встречи разговорного клуба проходят в формате кулинарных мастер-классов. Совместная готовка здорово прокачивает самостоятельность ребенка. Во-первых, взрослый учится доверять, ждать, не давить в каждой мелочи. Мы всегда говорим родителям и волонтерам: «Считайте про себя до 30». Дайте человеку возможность для ответа и пространство для действия — только так мы сможем следовать за ребенком, а не вести его за собой. Я сторонник подсказок — от меньшей к большей, спросите: «Тебе помочь? Что мы будем делать дальше?» Важно наблюдать за человеком, считывать его сигналы, вступать с ним в диалог и делать вместе с ним, а не за него. 

Любому ребенку с особенностями важно дать пространство для активности, которая будет зависеть только от него, чтобы он был не пассивным участником, а самым что ни на есть героем. Процесс готовки — это колоссальное поле для наблюдений. Мы четко видим, насколько ребенок готов преодолевать трудности, как часто ему нужна помощь, как нам лучше поддерживать ребенка: он способен сам обратиться или мы должны ему эту помощь предложить? Это крайне ценно и специалисту, и родителю, чтобы понимать, как с ребенком налаживать отношения. Как человек взаимодействует, готов ли он к ошибкам, как он их принимает, готов ли он делиться, выбирать, помогать. Все это можно увидеть.

Кроме того, мы создали и курируем вместе с волонтерами чат клуба в телеграме, там ребята переписываются в любое удобное для них время. Это позволяет поддерживать коммуникацию между встречами клуба.

Занятия в разговорном клубе «Социальной школы Каритас»
Наталья Заморова
Наталья Заморова
нейропсихолог, дефектолог, АДК-специалист «Социальной школы Каритас»

Нам кажется, что ребенок просто учится готовить, а на самом деле он осваивает межличностную коммуникацию, изучает пространство и время, речевые конструкции. Здесь работает очень много процессов, а главное — в ненавязчивой форме. Многие родители после этих встреч открывают для себя, что их ребенок может гораздо больше, чем они привыкли думать. В моей практике был пример, когда мама очень усердно вводила альтернативную коммуникацию для своей дочки, но родственники к этому относились скептически. А когда они увидели, как ребенок готовит — сам использует визуальную инструкцию, адаптированный АДК-рецепт, еще и им показывает, что брать, что не брать и в чем они сделали ошибку, — вот тогда они поняли, что с ним можно взаимодействовать. Секрет прост: интересная активность и доступное средство общения. Кулинарный формат включает в себя так много, что даже мы до конца не знаем всего. Каждый раз с новыми детьми мы делаем открытия.

Впечатления родителей участников

Елена Жеребцова
Елена Жеребцова
мама Саши (13 лет)

Для Саши разговорный клуб это: «Я сам, а ты, мама, уйди. А потом я тебя позову». И за две недели до встречи клуба: «А когда? А скоро?» А для меня это единственное место, где у меня нет необходимости быть Сашиными руками, ногами и переводчиком.

И для нас обоих это место, где комфортно среди единомышленников. Здесь какая-то особенная атмосфера доброго общения равных с равными: детей, родителей, волонтеров, сотрудников.

Алла Лагодина
Алла Лагодина
мама Вероники (10 лет)

Вероника — очень общительная девочка, но из-за тяжелой дизартрии ей сложно контактировать с другими людьми. Она стеснялась и очень переживала по этому поводу.

Благодаря клубу у Вероники появились друзья, с которыми можно поговорить в любое время и на любые темы и которые точно ее поймут. Ведь без общения любому человеку тяжело, а детям особенно. Ну а детям с тяжелыми речевыми и двигательными нарушениями еще сложнее. В разговорном клубе Вероника научилась использовать разные методы коммуникации — не только речь, но и печать, общение символами. Она перестала стесняться своей «непонятной» речи, ведь друзья понимают ее!

Занятия в разговорном клубе «Социальной школы Каритас»
Лидия Лемпияйнен
Лидия Лемпияйнен
мама Иры (13 лет)

Разговорный клуб дает дочери возможность общаться со сверстниками. Это огромная проблема для ребенка с тяжелым детским церебральным параличом найти возможность общения со сверстниками, так как в этом возрасте они уже не ходят на детские площадки, где раньше можно было хотя бы с кем-то познакомиться, а в школе дочь на дистанционной форме обучения и общается один на один с учителем, поэтому разговорный клуб, по сути, единственная такая возможность. Ира всегда очень ждет этих встреч.

Ирина Топорова
Ирина Топорова
специалист по фандрайзингу «Социальной школы Каритас»

Общение — это наш социальный кислород. Он необходим для жизни и развития. Опыт общения — такая же весомая ценность, как первые шаги. Как, не набив шишек, не попытав счастья в разговоре с разными людьми, мы сможем чувствовать себя комфортно в обществе?

Встречи разговорного клуба проходят бесплатно для родителей, и для нас очень важно сохранить эту возможность. Октябрь — Международный месяц информированности об альтернативной и дополнительной коммуникации. Мы бы хотели, чтобы как можно больше людей узнали про этот язык, который открывает многим неговорящим дверь в мир живого общения, делает их полноценными и активными участниками собственной жизни. Разговорный клуб — один из форматов нашей работы, мы мечтаем масштабировать его и иметь возможность помогать большему числу детей и подростков. Для этого нам нужна поддержка неравнодушных людей.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Опыт
Фонд против ДТП — о личном: путь длиною шесть лет в помощи тяжело пострадавшим в авариях и профилактике травматизма на дорогах России
16 ноября
Читайте также
Опыт
«Я не задавала вопроса “За что?” — мне было важно найти ответ “Зачем?”»: колонка HR-директора фонда «Нужна помощь» о борьбе с раком груди
23 октября
Опыт
«В основе нашей работы — принципы Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью»: колонка организации «Благое дело»
19 октября
Опыт
«Это точка пересечения моего волонтерского и профессионального треков»: колонка нового директора фонда «Нужна помощь» Елизаветы Васиной
28 сентября