- Знания
- 26 апреля 2022, 13:55
Как перестать собирать пожертвования на личную карту и почему это важно
В ситуации нынешнего кризиса, когда уровень пожертвований и количество доноров снижаются, а некоторые платежи проходят плохо, некоммерческие организации вынуждены перестраивать свою работу и искать новые источники пополнения бюджета. Одним из способов решить хотя бы часть проблем может стать отказ от получения пожертвований на личную банковскую карту. Вместе с экспертами рассказываем, как перейти к прозрачным платежам быстро и безболезненно.
«Никому ничем не обязан»
Сбор средств на карту, по-прежнему популярный особенно среди небольших региональных фондов, в некоммерческом секторе давно считается моветоном, и у этого есть свои веские причины. Риски таких сборов для жертвователей очевидны: нередко их средства уходят не благотворительным организациям, а мошенникам, которые «просто копируют страницы реально действующих фондов, используя не только их имя, но и фотографии, — просто берут и копируют всю информацию, вставляя свою карту», — говорит координатор проекта «Все вместе за разумную помощь» Анжелика Иванова.
Но это не единственная проблема для доноров.
Во-первых, сбор на карту юридически не является пожертвованием, то есть человек, которому принадлежит карта, никому ничем не обязан. Во-вторых, сбор на карту непрозрачен, потому что мы не можем отследить движение по карте физического лица. А в-третьих, стороны не заключают обязательного для некоммерческих организаций договора публичной оферты, в котором прописаны все условия совершения пожертвований.
Однако, по словам Анжелики, если про риски для жертвователей известно практически всем, то о проблемах, которые могут ждать НКО в случае таких сборов, знают гораздо меньше. Хотя эти риски тоже очень существенны.
Это, прежде всего, налоговые риски, потому что частые переводы на карту физического лица могут заинтересовать налоговые органы, кроме того, банк может заблокировать карту, и вы не сможете снять деньги. Также надо понимать, что для банка в этом случае нет никакой разницы между личными средствами и средствами, которые собираются как пожертвования, поэтому они могут быть списаны как алименты, пени, задолженности по ЖКХ и так далее, и человек ничего не сможет с этим поделать.
Если же сбор идет на карту благополучателя, то он также оказывается незащищенным от человеческого фактора. «Мы знаем, сколько было таких скандальных историй, когда эти деньги были потрачены на другие нужды или просто пропадали, например, маму обманули или еще что-то случилось», — отмечает эксперт.
«Не вкладывать средства»
Тем не менее, даже зная обо всех рисках и сложностях, связанных со сбором пожертвований на карту, многие НКО не решаются отказаться от этих сборов. Причем не только из-за опасений потерять жертвователей, но и в связи с тем, что организация и настройка официальных прозрачных сборов требует времени и – в некоторых случаях – серьезных вложений. Но, как показывает практика, оба этих опасения в реальности оказываются не такими существенными.
Председатель правления ханты-мансийского регионального общественного движения помощи животным «Дай лапу» Александра Нуриева рассказывает, что до 2020 года организация, как многие другие зоозащитные НКО, всегда собирала деньги, в том числе, и на личную карту, и электронные кошельки. «У нас не было даже сайта, не было какой-то удобной платежной формы», — говорит Нуриева.
Ситуация изменилась с приходом пандемии коронавируса, когда у Александры появилось достаточно свободного времени, чтобы заняться этим вопросом. Она обратилась в «Центр гражданских социальных инициатив Югры», где ей рассказали, что «Все вместе» готовы сопровождать организацию, которая планирует перейти на прозрачные сборы.
На тот момент практически всю свою деятельность в интернете «Дай лапу» вели на странице организации ВКонтакте, там же собирали средства на личную карту одного из волонтеров. О создании сайта речи не шло из-за отсутствия необходимых средств.
Я думаю: вот, мне надо сейчас писать грант, чтобы сделать сайт. И это как-то сложно, а как мы будем платить за этот сайт? А это же кто-то его должен сделать… а мы волонтерская организация… Это то, с чем сталкивается очень большой процент организаций, особенно региональных, но, как оказалось, сейчас очень много ресурсов, которые позволяют не вкладывать средства.
В ассоциации «Все вместе» Нуриевой рекомендовали воспользоваться информацией «Теплицы социальных технологий» и конструктором «Кандинский» для создания сайта. В итоге она своими руками всего за три дня сделала сайт «Дай лапу», подключила платежные системы «Яндекс.Деньги» и «Сбербанк», а также получила от «Сбербанка» специально сгенерированный QR-код для быстрых платежей.
У меня есть внутреннее убеждение, что если я, женщина-блондинка без технического образования, смогла сделать сайт на «Кандинском», то это может сделать любой. Но даже если ты считаешь, что не можешь этого сделать, есть платформа «IT-волонтёр», есть платформа ProCharity, мы сейчас с ними тоже активно работаем. Можно на них попросить помощи, и тебе соберет сайт какой-нибудь волонтер, это не займет у него много времени.
«Работать со своей аудиторией»
Запуск собственного сайта и подключение платежных систем — это первый, но не единственный шаг на пути к прозрачным платежам. По словам Анжелики Ивановой, перед отказом от сборов на карту, необходимо подготовить собственную аудиторию, объяснить преимущества других вариантов сбора средств, показать, что делать прозрачные пожертвования так же просто, как переводить средства на карту.
Надо, естественно, работать со своей аудиторией, со своими сторонниками, со своими жертвователями, нужно заранее их подготовить, рассказать, что мы приняли решение отказаться от сборов пожертвований на карты и переходим на более прозрачные способы, оповестить об этом заранее. Нужно разместить эту информацию в своих сообществах в социальных сетях, на сайте и объяснить, зачем это нужно. При таком подходе уменьшения пожертвований не будет, тем более что для пользователей сейчас перевести деньги на расчетный счет организации нисколько не сложнее, чем на карту, существуют инструменты, которые позволяют сделать этот способ пожертвования для пользователя очень удобным.
Важность работы с аудиторией подтверждает и Александра Нуриева.
У себя в группах мы публиковали пост, что через две недели мы планируем перейти на новую систему сбора пожертвований, объясняли, почему это важно, что это хороший тон и самое главное, что это защита от мошенников. После запуска мы тестировали новую систему, я прямо в личку писала тем людям, которые делали пожертвование, интересовалась, все ли прошло хорошо, нет ли каких-то сбоев, как работает система, насколько всё удобно и понятно, нужно ли что-то изменить.
Таким образом, «Дай лапу» избежали оттока жертвователей. Как рассказывает Александра Нуриева, отдельные люди продолжают просить номер карты для перевода, но в ответ специалисты организации предлагают им другие способы помощи: платежную форму, реквизиты, QR-код, а также рассказывают о возможности принести в офис корма для подопечных или воспользоваться кэшбоксом.
«Вижу цель – не вижу препятствий»
В остальном никаких проблем с переходом на прозрачные платежи в «Дай лапу» не заметили, напротив, в организации говорят о преимуществах таких сборов. «У нас вздохнул свободно человек, на чью карту приходили пожертвования, потому что мы его дергали постоянно: а сколько там пришло, сколько остаток? А сейчас мы всё это видим спокойно через «Лейку», – говорит Александра.
Другим важным преимуществом стала возможность верифицироваться на крупных площадках для сборов пожертвований.
Мы смогли авторизироваться на площадке «Нужна помощь», и, не прилагая вообще никаких усилий, ежемесячно получать от десяти до тридцати тысяч рублей. Процедура непростая, но, как говорится, вижу цель – не вижу препятствий, региональным организациям надо стремиться к лучшему, надо расти, а не собирать на карты.
Кроме того, Александра Нуриева отметила, что после перехода на систему прозрачных платежей существенно упростилась отчетность и оперативная ежедневная работа.
Обо всех этих плюсах говорит и Анжелика Иванова. Эксперт подчеркивает, что такие платформы как «Нужна помощь», «Добро Mail.ru», «Благо.ру» позволяют некоммерческим организациям получить дополнительный источник дохода и выйти на более широкую аудиторию, что особенно важно для региональных НКО. «Сейчас очень много возможностей, нужно только узнавать о них: читать «Теплицу», «Агентство социальной информации», другие профильные СМИ, которые сообщают о новых возможностях для НКО», — резюмирует Анжелика Иванова.
Спасибо, что дочитали до конца!