18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

IT-помощь для НКО: как оказать и как получить

Кто такие IT-волонтеры, где их искать и зачем.

У некоммерческих организаций и социальных проектов часто возникают задачи, выполнить которые никто из сотрудников не может — в штате просто нет нужного специалиста. А нанять кого-то на аутсорсе может быть проблемно из-за ограниченности финансирования. И тогда на помощь приходит интеллектуальные волонтеры — специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и готовы выполнять эти задачи на добровольных началах. Найти такого волонтера или стать им самому можно на платформе IT-волонтер. Как это работает, «Нужна помощь» рассказала координатор платформы Лена Закирова. Если вы находитесь в России, используйте для доступа vpn.

Как устроено интеллектуальное волонтерство

Платформу IT-волонтер запустили в 2014 году, и это была первая площадка для поиска интеллектуальных волонтеров в рунете. Тогда ее идея была мало кому понятна: под волонтерством многие подразумевали либо фандрайзинг (финансовую помощь НКО), либо какую-то не требующую специальных навыков помощь «на подхвате» — раздать, подать или разгрузить что-нибудь. Мало кто знал, что есть еще интеллектуальное волонтерство. Еще меньше людей понимали, как это работает. 

Из-за этого вначале ни у общественности, ни у НКО не было доверия к платформе, рассказывает координатор IT-волонтер Лена Закирова. Но какие-то команды все же решались поработать с волонтерами. И вскоре они начали делиться с коллегами своими успешными кейсами сотрудничества — тогда отношение к интеллектуальным волонтерам стало меняться. Сотрудники сектора и активисты начали понимать, что на платформе IT-волонтер можно легко найти специалиста, который поможет решить возникшую проблему — и в итоге организация сможет делать свою работу лучше.

Лена Закирова
Лена Закирова
координатор платформы IT-волонтер

Вначале команды НКО были не открыты к сотрудничеству с волонтерами: было непонятно, в чем выгода специалистов, и были сомнения, насколько хорошо они выполнят работу. Но вскоре стало ясно, что это win-win сотрудничество. Волонтер получает опыт, пробует работать в новой сфере и чувствует удовлетворение от того, что, включившись в благотворительность, принес пользу обществу. А сотрудники НКО, у которых небольшой бюджет, экономят средства и получают профессиональную помощь. К тому же для благотворительных организаций это возможность рассказать о своей деятельности более широкой аудитории, «впустить» в сектор новых людей.

Кто такие IT-волонтеры

Сейчас на IT-волонтер 9679 участников, за шесть лет решено более 1800 задач, ежемесячно на платформе регистрируются около 150 новых волонтеров и НКО. При этом на IT-волонтер уже давно оказывается не только IT-помощь, но и любая помощь, связанная с технологиями — аналитика данных, дизайн, SMM, тестирование и многое другое.  

Среди волонтеров много тех, кто только что прошел обучение (например, в IT Girls School, Skillbox, SkillFactory, Productstar, Яндекс Практикум) — этим людям нужен опыт и кейсы для портфолио, им часто помогают их менторы. В профиле у этих волонтеров есть соответствующая отметка — где именно они прошли обучение. Часто на задачи откликаются и уже опытные специалисты, желающие попробовать себя в благотворительности и помочь какой-либо некоммерческой организации. В частности члены сообщества веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов Пасека (у них в профиле также специальная отметка).

Чтобы стать заказчиком или исполнителем, достаточно просто зарегистрироваться на платформе. В профиле можно указать свои ФИО, контакты, написать об образовании и опыте работы, имеющихся навыках. По возможности стоит добавить свое фото, ссылку на резюме и портфолио. Важно, что любой зарегистрировавшийся на платформе может одновременно и давать задачи, и откликаться на них. Можно также ставить задачи, подразумевающие денежное вознаграждение, указывая свой бюджет при составлении задачи.

При этом на платформе IT-волонтер нет модерации — зарегистрироваться и разместить свой профиль может каждый. Ставят задачи все некоммерческие или имеющие социальную составляющую организацию, а откликаются — все, кто считает себя способным решить ту или иную проблему. Сотрудники платформы просматривают уже опубликованное и удаляют профили только в крайнем случае — если пользователь не разделяет ценности Теплицы.

Лена Закирова объясняет, что это принципиальная позиция платформы — там нет сложного входа, верификации. Ее создателям всегда хотелось, чтобы у всех была возможность поставить задачу, найти себе волонтера и стать им.

Как найти IT-волонтера и сработаться с ним

Здесь также простая механика — вы публикуете на платформе задачу, волонтеры на нее откликаются, и вы выбираете среди них исполнителя. Но одной из проблем многих НКО вначале было то, что они боялись сотрудничать с человеком со стороны, делиться с ним какой-либо чувствительной информацией. 

Здесь каждый оценивает риски самостоятельно, и важно, чтобы и заказчик, и исполнитель вызывали доверие, рассказывает Лена Закирова. Для этого команда платформы советует НКО и волонтерам как можно более подробно заполнять свои профили. Организациям также рекомендуется изучить отзывы о волонтере (их на платформе оставляют предыдущие заказчики). Посмотрите его/ее соцсети, изучите резюме, при необходимости — проведите собеседование, на котором поинтересуйтесь мотивацией. Вы также можете заключить договор с волонтером.

На следующем этапе помните о «трех золотых правилах» по работе с волонтерами:

  • четко ставить задачу,
  • быть на связи,
  • всегда благодарить.

Часто проблемы возникают со вторым: команды фондов заняты своей основной работой и оказываются не готовы к долгой коммуникации со специалистом со стороны. В итоге результат не соответствует ожиданиям, и вовсе не по вине волонтера. Чтобы не быть разочарованным, следует оценить свою готовность включения еще до того, как вы дали задачу. Ведь сотрудничество — это всегда взаимодействие. На протяжении всей работы с волонтером вам нужно быть на связи с ним/с ней — отвечать на вопросы, давать обратную связь и при необходимости помогать, поддерживать мотивацию специалиста. 

Лена Закирова
Лена Закирова
координатор платформы IT-волонтер

Если команда НКО соблюдает три правила, то обе стороны получают положительный и интересный опыт. Было много случаев, когда какой-то специалист приходил к нам новичком, а вскоре становился профи. Кого-то из волонтеров организации наняли в штат или начали сотрудничать на постоянной основе. Некоторые переквалифицировались и решили теперь работать только с благотворительными проектами. А что касается НКО, то с помощью IT-волонтера многие фонды не только получили профессиональную помощь и ее результаты в виде больших охватов и пожертвований, но и научились быть более открытыми и лучше доносить информацию о себе людям извне.

Кому уже помогла платформа

Некоторые небольшие НКО, не имеющие возможности регулярно платить специалистам со стороны, регулярно обращаются к IT-волонтерам. Например, команда благотворительного фонда «Сохранение культурного наследия «Белый Ирис»», за год закрыла на платформе 28 задач. В частности, дизайнер-волонтер рисовал открытки для акции фонда, таргетолог запускал рекламу ролика «Белого ириса», а IT-специалисты добавляли информацию на сайт НКО, устраняли на нем ошибки и настраивали платежный сервис

Анна Кузьминых
Анна Кузьминых
PR-директор фонда «Белый ирис»

Платформа IT-волонтер — наше спасение. Сталкиваемся с проблемой, нет денег на найм специалиста, размещаем задачу на платформе — и каждый раз появляются люди, которые помогают нам бесплатно. С некоторыми волонтерами мы уже знакомы и сотрудничаем с ними на постоянной основе. Пишем лично, и они оперативно и качественно закрывают наши текущие задачи. Кроме того, мы решали на платформе и более сложные долгосрочные задачи. Например, во время «месячника дружбы» Skill Factory и IT-волонтера мы подали заявку на помощь в разработке PR-стратегии фонда. Целая команда специалистов три месяца работала с нами, вникая в деятельность фонда, и в итоге сформулировала для нас полезные предложения. 

Интеллектуальные волонтеры часто играют важную роль в продвижении и развитии молодых проектов. Так было с некоммерческой организацией «Ореол жизни». Ее команда занимается поддержкой женщин с трижды негативным раком молочной железы. Кроме того, ее цель — просвещать здоровых женщин о том, как обезопасить себя и предупредить возникновение и развитие рака. Для этого команда запустила сайт (кстати, с помощью другого продукта Теплицы — Кандинский). Задачей было сделать так, чтобы ресурс легко находился в сети, но специалисты «Ореола жизни» ничего не знали про SEO. 

Сайт «Ореола жизни»

Команда разместила задачу на платформе IT-волонтер, и вскоре на нее откликнулся SEO-специалист. Он сделал аудит сайта, заметил на нем ошибки и помог их исправить, чтобы ресурс был виден в поисковых системах. Волонтер также установил на сайте Яндекс Метрику, подсказал команде, как получить сертификат безопасности, чтобы увеличить доверие к сайту, объяснил, как писать SEO-статьи. Вскоре на сайте сообщества стало расти количество посетителей — теперь у ресурса 200 уникальных посетителей в месяц. 

Диана
Диана
SMM–менеджер «Ореол жизни»

Волонтер Родион Мельников помог нам значительно расширить нашу аудиторию и закрыл поставленную задачу в короткий срок. Кроме того, он по-прежнему остается с нами на связи и при необходимости консультирует. Считаю, что специалисты в узких «технологичных» областях очень помогают НКО: для них наши задачи простые, а нам для их решения необходимо было бы долго разбираться, тратя на это много времени и сил. Обращаясь к волонтерам, мы экономим ресурсы, направляя их на свою основную деятельность, и получаем по-настоящему профессиональную помощь.

Спасибо, что дочитали до конца! Заходите на платформу IT-волонтер — там вам помогут.

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
«Через некоторое время мне доверили кураторство одной из основных программ фонда»: колонка волонтера «Открытой среды»
5 декабря
Читайте также
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября