- Знания
- 10 мая 2023, 16:29
- 3 минуты
Где фондам искать фандрайзера и как его мотивировать
В июне 2023 года состоится одно из самых известных событий для сотрудников некоммерческого сектора — XIII Международная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга». В преддверии события фонд «Нужна помощь» попросил спикера конференции, заместителя проректора Российской экономической школы Наталью Павлову поделиться своим опытом и дать рекомендации по одним из самых волнующих НКО вопросам: где искать хорошего фандрайзера и как помочь ему работать эффективно.
Понимание целей и задач
Перед тем как искать фандрайзера, подумайте: кто именно вам нужен? Если ваша НКО достаточно крупная, то в ней должен быть отдел фандрайзинга, в котором будут трудиться несколько специалистов и каждый из них будет отвечать за определенное направление работы. Если организация небольшая, то вам может хватить и одного фандрайзера. Но также стоит определить, чем именно он будет заниматься, какие задачи у него будут в приоритете.
На этом этапе важно понимать стратегию фонда. Исходя из целей и задач НКО на ближайшие три — пять лет, вы поймете, какие компетенции должны быть у нанимаемого вами сотрудника. Чем именно будут заниматься несколько фандрайзеров или один специалист: работой с крупными частными, массовыми или корпоративными донорами, написанием грантовых заявок, эндаументом? Один человек не сможет и не будет успевать качественно заниматься всем этим, поэтому лучше определить специализацию фандрайзера.
Образование обычно не имеет значения, бэкграунд у специалиста, в принципе, может быть любой, и знания из всякой сферы могут пригодиться. Ведь в фандрайзинге необходимы самые разные компетенции. Важно понять, что человек умеет и любит делать и совпадает ли это с вашими целями. Кто-то, например, хорошо анализирует, собирает данные, другим нравится работать с документами, отчетностью, а третьим удается общаться с людьми и налаживать контакты. Смотрите на ожидания и особенности человека и сверяйте их со своими.
Способы найти фандрайзера
Прежде всего руководству НКО стоит посмотреть на свою команду. Иногда легче вырастить и обучить фандрайзинговым навыкам сотрудника организации, чем искать человека со стороны и погружать его в особенности вашей НКО. Часто сотрудники «засиживаются» на одной и той же позиции, и предложение сменить должность в их случае может быть очень уместно. Такие специалисты могут пройти бесплатное обучение по направлению «фандрайзинг» и применить на новой позиции уже имеющиеся у них навыки. Например, секретарь много работал с документами и может заняться этим же в отделе фандрайзинга. А программный специалист все время общался с подопечными — возможно, он также сможет находить общий язык с донорами.
Из внешних ресурсов вы можете использовать платформы для размещения вакансий и отклика на них. Например, HeadHunter, Facancy.ru — сервисы с разными вакансиями, «У Валеры» — вакансии только в сфере НКО. Кроме того, можно искать людей на разных конференциях, форумах и любых других фандрайзинговых активностях, обращаться в Ассоциацию фандрайзеров. Либо воспользуйтесь внутренним ресурсом в виде вашего попечительского совета или совета директоров. Эти люди могут использовать свои HR-ресурсы для поиска подходящего вам сотрудника либо предложить человека из своего круга на руководящую должность в отделе фандрайзинга.
Другой вариант — мониторить фандрайзеров, ранее успешно работавших в других НКО. Если вы видите результаты работы специалиста и считаете, что вам нужны именно такие компетенции, пригласите такого фандрайзера в свою НКО. Постарайтесь найти контакты той организации, где он раньше работал, и получить инсайд о специалисте. Спросите подробнее о его навыках и результатах работы, впечатлениях от сотрудничества с ним в целом. Так вы намного лучше поймете, действительно ли вам подходит этот специалист.
Выбирая фандрайзера, посмотрите, как долго и где он работал, чем именно занимался, чего добился на прошлом месте. Если вы ищете руководителя, запрашивайте конкретные цифры, доказывающие эффективность его работы: сколько было собрано средств, сколько доноров, с какими категориями доноров работал, какой командой руководил. Обращайте также внимание на специализацию организации, в которой трудился фандрайзер. Если раньше он работал с другой проблематикой, важно понимать, насколько он готов к переменам и насколько разделяет ценности вашей организации.
Обучение и мотивация специалиста
Чтобы мотивировать фандрайзера, проявляйте заинтересованность в его работе. Все время будьте на связи со специалистом, даже в условиях дистанционного сотрудничества. Замечайте успехи фандрайзера и хвалите его, подчеркивая не только личные заслуги специалиста, но и социальную значимость его работы. При особых успехах фандрайзеров выделяйте им дополнительные выходные. Устраивайте активности, которые способствуют психологической разгрузке специалистов: праздник, квест, совместный выезд на природу. А если есть финансовая возможность, выплачивайте фандрайзерам бонусы при достижении проектных, квартальных и годовых целей.
Оплачивайте участие фандрайзера в платных активностях. Там он сможет не только повысить свой профессиональный уровень, но и разгрузиться эмоционально, сменив обстановку и проведя время с коллегами из других организаций. Среди самых значимых фандрайзинговых событий в России — «Белые ночи фандрайзинга», конференции Форума доноров, Forbes Congress по благотворительности. Из международных — International Fundraising Congress в Нидерландах — это крупнейшее событие, на котором собираются представители НКО со всего мира.
Обучаться фандрайзеры-новички могут онлайн на бесплатных курсах. Например, от «Кухни НКО»: в этих курсах собрана вся необходимая база, на которую может опираться фандрайзер при работе с донором. Опытные фандрайзеры при желании также могут повышать свою квалификацию на курсах «Кухни НКО» или других — выделяйте время в рабочем расписании сотрудника на обучение, чтобы повысить его мотивацию трудиться еще эффективнее.
Фандрайзер — это по сути продажник. И продает он очень хорошие, красивые и особенные вещи — благотворительные. Профессиональный подход к навыкам такого специалиста важен не только для его личного успеха, но и для эффективности некоммерческой организации, в которой он работает, а значит, и для блага всего общества. На конференции «Белые ночи фандрайзинга» я подробнее расскажу о том, какие компетенции важнее для работы в НКО, какие схемы расчетов KPI и мотивации фандрайзеров бывают и чаще используются на российском рынке.
XIII Международная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга» состоится 19–22 июня 2023 года в Суздале. Тема конференции — «Будущее есть!»: участники обсудят, как привлекать средства, работать эффективно и без выгорания в текущих условиях и завтра. Чтобы принять участие в «Белых ночах фандрайзинга», покупайте билеты на сайте конференции.
Спасибо, что дочитали до конца!