- Знания
- 12 февраля 2024, 14:32
- 7 минут
FAQ: как и зачем работает фонд «Нужна помощь»
Зачем эта статья?
Фонд «Нужна помощь» отличается от других фондов. Мы не решаем одну отдельную социальную проблему, а развиваем благотворительный сектор в стране. Например, проводим исследования или обучаем сотрудников некоммерческих организаций.
Поэтому о нашей работе задают вопросы: люди, которые жертвуют нам деньги, журналисты — и не только. Это нормально, потому что благотворительность должна быть прозрачной и понятной для всех. Фондам следует объяснять обществу, кто ими управляет, откуда они получают деньги и на что тратят, какую пользу приносят.
Именно в этом — цель статьи, которую вы читаете. Здесь мы рассказываем о вещах, о которых нас спрашивают чаще всего.
Ради чего работает фонд?
Фонд «Нужна помощь» развивает благотворительность как сектор. Мы вовлекаем в нее россиян и поддерживаем фонды по всей стране.
Нам важно, чтобы в любом регионе человек мог обратиться за помощью в благотворительную организацию и получить ее.
Важно, чтобы организации развивались, становились устойчивее при внешних и внутренних изменениях, могли эффективно решать проблемы. А для этого нужна системная поддержка этих организаций людьми и бизнесом. Благотворительность должна стать частью жизни каждого.
Например, фонд «Белый ирис» собрал благодаря кампании на нашей платформе «Пользуясь случаем» 375 500 рублей — он занимается восстановлением и сохранением памятников культуры в селах.
Есть пример фонда, чьи посты в соцсетях раньше собирали в среднем 20 000 рублей. После того, как сотрудники воспользовались рассылками в нашем IT-сервисе «Ядро» и получили рекомендации по постам, они смогли привлечь 80 000.
Какие направления работы есть у фонда «Нужна помощь»?
Мы проводим верификацию фондов: проверяем их открытость и доступность, прозрачность деятельности, репутацию и наличие публичных годовых отчетов.
После проверки благотворительная организация попадает в наш каталог. Если фонд присутствует в каталоге, это значит, что его работе можно доверять.
Наши проекты:
- «Ядро» — IT-сервис, в котором фонды могут проходить верификацию, анализировать статистику пожертвований и многое другое.
- «Пользуясь случаем» — платформа, где любой желающий может создать сбор в пользу одного из проверенных фондов в каталоге и пригласить знакомых присоединиться к этому сбору.
- «Опытным путем» — онлайн-школа с курсами и записями вебинаров для сотрудников фондов.
- Исследования – направление деятельности фонда, фокус которого нацелен на изучение некоммерческого сектора и принятие решений с опорой на данные. Мы проводим исследования от разработки методологии до проведения фокус-групп и опросов.
А еще у нас есть медиа, которое вы сейчас читаете. Здесь мы пишем об опыте и знаниях, которые могут быть полезными для фондов — и рассказываем о проблемах общества, чтобы вовлечь людей в их решение.
Мы как фонд в принципе работаем над тем, чтобы люди могли получить нужное им количество помощи по нужной проблеме в нужном регионе. Для этого нужно много организаций, которые могут хорошо и стабильно оказывать эту помощь. Мы в «Ядре» занимаемся тем, чтобы организации могли это делать за счет IT-решений и образовательной инфраструктуры, которую мы бесплатно им предоставляем. Благодаря, этому НКО могут упростить свою работу и сфокусировать ее на своих главных задачах по оказанию целевой помощи. Возьмем, например, наш конструктор отчетов. В благотворительном секторе очень важно взаимодействие между НКО и донором. Без доноров организации не смогут существовать и оказывать помощь. Но чтобы эти доноры появились, организациям надо их привлечь и сохранить. А для доноров, вкладывающих свои ресурсы в организации, важно понимать, что же организация с этими ресурсами делает, каких целей достигает, как видит свое будущее. И вот один из инструментов такой коммуникации — отчет для доноров, где НКО рассказывает об итогах предыдущего периода. При этом если мы возьмем крупные организации, у них обычно есть ресурсы на то, чтобы выстроить качественную коммуникацию с донорами. А маленьким и молодым организациям с этим может быть трудно: они могут делать классные и очень полезные вещи в рамках своей проблемы, но не уметь доносить их ценность. В этом случае они не получают финансирования и не могут продолжать, а тем более расширять свою деятельность. Мы же с помощью конструктора помогаем такую коммуникацию выстроить: НКО понимают, о чем и как рассказывать донорам и получают красивый, прозрачный и структурированный отчет быстро и без привлечения дизайнеров дополнительных специалистов, типа дизайнера.
Как создавался фонд? При чем тут Митя Алешковский?
В 2012 году фотокорреспондент Митя АлешковскийФизическое лицо включено в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента и главный редактор «Эха Москвы» Андрей Ходорченков создали проект «Нужнапомощь.ру». Этот проект объединял журналистов из разных медиа. Они на волонтерской основе писали тексты о людях, которые меняют общество к лучшему. Например, одна из статей рассказывала о военном инженере, который бросил строительный бизнес и создал службу помощи лежачим больным.
Целью проекта было не только привлечь внимание к социальным проблемам, но и поддержать благотворительные инициативы на местах. Каждой из них назначали куратора, который помогал разобраться с трудностями: привлечь больше волонтеров, найти транспорт или другие ресурсы.
Результаты проекта вдохновили МитюФизическое лицо включено в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента и его коллег, поэтому в 2015 году был зарегистрирован фонд «Нужна помощь». Тогда же при фонде появился медиапортал «Такие дела».
Какое отношение к фонду Митя имеет сейчас?
Митя АлешковскийФизическое лицо включено в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента ушел с поста директора в конце 2021 года и остался в Совете фонда. По решению Совета фонда должность директора заняла Софья Жукова.
Летом 2022 годаМитяФизическое лицо включено в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента также покинул и Совет фонда. С этого момента он больше не принимает участие в управлении организацией и нашей работе.
Директором фонда «Нужна помощь» в прошлом году стала Елизавета Васина.
С ней можно познакомиться в колонке💝
Как фонд «Нужна помощь» связан с «Такими делами»?
Раньше «Такие дела» были нашим проектом: с их основания в 2015 году и до конца января 2023. За эти семь лет статьи издания собрали на работу благотворительных организаций по всей России больше 230 миллионов рублей.
В феврале 2023 года «Такие дела» отделились от фонда. Мы продолжаем сотрудничать, но теперь они выросли в самостоятельное СМИ и могут развиваться дальше независимо от нас.
Как устроено управление фондом?
Полномочия делят между собой Совет фонда, Попечительский совет и директор.
Совет фонда принимает ключевые решения. Например, он может изменить устав организации или закрыть ее, утверждает годовые планы и бюджеты, определяет, будет ли запущена новая благотворительная программа. Еще Совет фонда назначает членов Попечительского совета и директора.
Попечительский совет проверяет работу фонда: слушает отчеты директора и других сотрудников, знакомится с документами, выбирает, когда проводить очередную финансово-хозяйственную ревизию.
Директор руководит текущей деятельностью и решает все вопросы, которые не относятся к полномочиям Совета фонда или Попечительского совета.
Кто в итоге принимает решения?
Обычно директор, в самых важных случаях — Совет фонда.
Откуда у фонда «Нужна помощь» деньги?
Нашу работу поддерживают обычные люди по всей России. В июле 2023 года пожертвования физлиц составили 93.2% доходов фонда, в июне — 93.9%, а в мае — 95.1%.
Есть и другие источники финансирования: пожертвования юридических лиц, выплата процентов банком (это легально, предусмотрено в оферте при совершении пожертвования, разрешено проверяющими органами и не приводит к нарушению сроков использования пожертвований) или продажа книг. Еще фонд оказывает бизнесу услуги, связанные с благотворительностью. Например:
- Проводит консалтинг по разным вопросам в благотворительной деятельности компаний.
- Помогает придумывать и проводить благотворительные акции или грантовые конкурсы.
- Проводит обучение для сотрудников бизнеса на темы, связанные с благотворительностью.
- Встраивает каталог фондов на сайты компаний.
- Готовит для компаний подарочные сертификаты на пожертвования — эти сертификаты передают сотрудникам и они сами выбирают, какой фонд поддержать.
Например, к нам пришло агентство недвижимости из Санкт-Петербурга. Они формулировали программу лояльности для покупателей квартир и хотели включить в нее благотворительную составляющую. Основатели этого агентства изначально понимают, что нужно быть социально ответственным бизнесом. Они знают о фонде «Нужна помощь», доверяют нам и на регулярной основе приобретают у нас подарочные сертификаты на пожертвования для своих клиентов. Мы предоставляем эти подарочные сертификаты, сообщаем, как активировать их на нашем сайте и как тратить, а также регулярно передаем статистику по использованию. У бизнеса получается более близкий контакт с клиентами: менеджеры рассказывают покупателям о программе лояльности, передают подарочные сертификаты на благотворительность — и люди загораются. Они начинают жертвовать средства с сертификата, а дальше остаются частными донорами, которые жертвуют уже собственные деньги.
Финансовые отчеты «Нужна помощь» находятся в открытом доступе. Каждый год мы обращаемся за бухгалтерским аудитом в стороннюю организацию и она проверяет, как мы получаем и используем пожертвования. Заключение этой организации мы публикуем на сайте.
Сколько получают сотрудники фонда?
Зарплата зависит от конкретной должности, а также необходимых для нее навыков и опыта. При этом мы стараемся, чтобы она была рыночной, чтобы в фонд приходили работать профессионалы.
Деньги на помощь детям с заболеваниями не идут на наши зарплаты. Если вы делаете пожертвование в другой фонд через наш сайт, они перечисляются этому фонду.
До 2022 года мы также компенсировали комиссию платежных систем и тратили на это около 800 тысяч рублей в месяц из собственного бюджета. Сейчас от таких расходов пришлось отказаться, чтобы направить деньги на работу других программ.
На работу фонда «Нужна помощь» (и в том числе зарплаты сотрудников) уходят только те деньги, которые жертвуют с этой целью. Если вы хотите поддержать то, что мы делаем, воспользуйтесь отдельной формой на сайте.
Как деньги распределяются между фондами-партнерами?
Если вы жертвуете деньги на работу фонда «Нужна помощь», они идут на административные расходы и наши проекты: IT-сервис «Ядро», школу «Опытным путем», «Пользуясь случаем», исследования сектора.
Если вы жертвуете деньги на работу какого-то фонда в каталоге, через наши акции или на платформе «Пользуясь случаем», их получает этот фонд.
Зачем фонд «Нужна помощь» помогает заключенным или людям с наркозависимостью?
Мы верим, что каждый человек заслуживает уважения, понимания и помощи. Люди не перестают быть людьми из-за своих взглядов, личной жизни, социального статуса или ситуации, в которой оказались.
При этом стигматизация не решает социальные проблемы, а усиливает их. Например, если человек с зависимостью от наркотиков знает, что столкнется с осуждением, он будет скрывать сам факт употребления и с меньшей вероятностью начнет лечиться.
Почему вы не отказываетесь от помощи иноагентам?
В списке иноагентов есть фонды, которые делают важную работу: помогают столкнувшимся с домашним насилием, людям с ВИЧ-положительным статусом, беженцам и мигрантам. Все эти люди не должны оставаться наедине со своими проблемами.
Все фонды в каталоге, которым мы помогаем, прошли верификацию. Мы знаем, что их работа честна и прозрачна, потому что сами проверили это.
Фонд «Нужна помощь» занимается политической деятельностью?
Нет. Мы также не собираем пожертвования на политическую деятельность других организаций — это отражено в списке наших ценностей.
Почему в ценностях указано, что для фонда главная ценность — это человеческая жизнь, но при этом фонд не готов помогать участникам СВО?
Мы сотрудничаем с фондами, которые работают с пострадавшими от войны: консультируют семьи раненых, погибших и беженцев, предоставляют гуманитарную помощь — и не только. При этом мы не собираем деньги на оружие и другие нужды армии.
Некоммерческие организации существуют, чтобы решать социальные проблемы. Обеспечивать безопасность страны — задача государства.
После февраля 2022 года благотворительный сектор столкнулся с трудностями. В течение года у 40% некоммерческих организаций сократилось финансирование. Некоторым фондам пришлось закрыть часть программ. В то же время количество людей, которые нуждаются в помощи, только выросло. Поэтому сейчас сосредоточиться на ней особенно важно.
Я хочу поддержать работу фонда «Нужна помощь», но у меня нет на это денег. Что еще можно сделать?
Вы можете помогать нам pro bono. Например, если вы фотограф и хотите нам помочь, смело пишите на [email protected]. Также вы можете делиться нашими новостями и текстами в соцсетях. Так о нашей работе узнает больше людей — и это благодаря вам.
🧡