18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Это твой «Шанс»: как НКО помогают сиротам в учебе

Кто и как помогает детям-сиротам получить образование и профессию.

Только 1% выпускников детских домов поступает в вузы (несмотря на предоставляемые им льготы). Сотрудники «Арифметики добра» стараются изменить эту ситуацию: по программе фонда «Шанс» ребята из десятков учреждений определяются с профессией и готовятся к вступительным экзаменам вместе с репетиторами. Руководитель программы Татьяна Николаева рассказала, почему такая помощь важна подросткам из интернатов, насколько она действенна и как может помочь этим ребятам каждый из нас.

Почему сироты не поступают в вузы

Проблема с образованием у сирот масштабная и повсеместная. Практически у всех ребят недостаточно хорошие знания и нет «базы», с которой они могли бы поступить в вузы и учиться дальше. Главная причина этого — у таких детей нет родителей, которые могли бы заниматься с ними после уроков, помогая разобрать сложные темы и решить непростые задачи. В интернате есть только воспитатель, но он один на всю группу (в ней от пяти детей). И у него просто нет времени позаниматься с каждым. 

Ребята из интернатов также не поступают в вузы, потому что чаще всего не могут выбрать свою будущую профессию. Они живут вместе с другими детьми, и это формирует групповой стиль поведения: подростки считают, что лучше и безопаснее пойти в тот колледж, куда уже поступили их товарищи. А то, чему там учат, их часто и не интересует. 

У сирот не развит навык принятия решений, и поэтому тоже они не могут определиться, куда поступать и чем заниматься в жизни. За них решают, что будет на обед, на какое мероприятие они поедут, чем будут заниматься. В самом учреждении же часто и определяют, куда ребенок пойдет учиться, не оставляя ему выбора. Получается, на протяжении всей жизни ребят все делают за них, и в итоге они не учатся самостоятельно принимать решения, не осознают необходимость этого.

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс»

Эти ребята не понимают, на что они способны, что они могут, чем хотят заниматься. А сейчас дополнительной проблемой стало то, что дети зачастую не замотивированы на учебу, не понимают ее цели. Им кажется, что есть много «легких» и не требующих специального образования профессий — например, блогер. И рядом нет родителя, который бы объяснил, что там очень высокая конкуренция, и в эту сферу не так просто попасть.

Как помогает программа

В 2015 году команда «Арифметики добра» запустила программу «Шанс». Ее цель — изменить сложившуюся ситуацию: повысить уровень знаний подростков из детских домов и помочь им с поступлением в вузы. Участники программы — ученики 8-11 классов, живущие в интернатах. Учителя проводят для них индивидуальные занятия онлайн по нескольким предметам (до четырех). Это как правило дисциплины, по которым ребята будут сдавать экзамены для поступления в вузы или сузы. Весь процесс — от найма учителей до отчетности по результатам занятий организовывается сотрудниками «Арифметики добра».

Татьяна Николаева объясняет, что предварительно учитель определяет, какой уровень знаний у ребенка, и выстраивает индивидуальную программы работы с ним. Все это ведет к тому, что ребята действительно лучше знают предметы, разбирают все непонятные им темы и в итоге лучше сдают экзамены. Всего за шесть лет «Шанс» помог 2791 ребенку и провел более 176 000 занятий. 

Важная часть работы учителя по программе — не только научить, но и наладить контакт с подростками. Для педагогов проходят вебинары, на которых психологи рассказывают им об особенностях детей-сирот, их травмах, советуют, как общаться с такими ребятами. Например, учителям советуют избегать слишком «формального» общения, чтобы не вызвать у подростков ассоциации с школой. Репетиторы «Шанса» всегда спрашивают у учеников, как у них дела, какие есть вопросы и переживания. 

Кроме онлайн-учебы по школьным предметам участников программы «Шанс» ждет очный тренинг, посвященный социализации. Это, по словам сотрудников фонда, помогает ребятам преодолеть проблемы, которые сформировались у них во время проживания в интернате. А значит, подготовиться к самостоятельной жизни и решиться поступить в учебное заведение. На тренингах обсуждаются: самоидентификация (что я хочу, кто я такой), профориентация (какие профессии есть, чем я хочу заниматься), эмоциональный интеллект (что я чувствую, как я выражаю свои эмоции). Уделяется внимание и более практическим темам: финансовая грамотность (как тратить деньги, как не потерять их), устройство на работу (как составить резюме, как пройти собеседование).

Тренинг проходит три раза в год. После выпуска из учреждения прошедшие его ребята могут вступить в онлайн-сообщество выпускников программы. В этой группе ребята делятся опытом и помогают друг другу. 

Результаты программы говорят сами за себя: если по всей стране только 1% выпускников детских домов поступают в вузы, то после прохождения программы «Шанс» — 48% становятся студентами университетов (статистика за учебный год 2020-2021 гг.)

С какими проблемами сталкивался фонд

Процесс обучения изначально было непросто организовать как с технической, так и с административной точки зрения. Все данные хранились в таблице Excel, уроки проводились на сторонних платформах, а в случае форс-мажора координаторы программы обзванивали учителей и учеников. Все это занимало немало времени и подчас было неудобно.

В 2017 году команда программы решила создать единую платформу — «Шанс». В ней у каждого учителя есть свой личный кабинет, у ученика — профиль, в котором собрана необходимая информация о нем (в том числе с тренингов). Занятия проходят также прямо на платформе. При отмене урока учителю и/или ученика автоматически приходит SMS-уведомление. 

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс»

Разработка платформы заняла три месяца — все лето 2017 года. А к началу учебного года мы уже запустились. С тех пор наша работа на 90% автоматизирована. Учителям и ребятам тоже очень удобно. Наша платформа — это что-то вроде соцсети. Там есть «Моя страница», функция сообщений (которые можно отправляться педагогам и ученикам), раздел с домашними заданиями.

Важный элемент платформы — это геймификация. Это решило проблему отсутствия мотивации и пропуска занятий, опозданий на них: количество прогулов учениками снизилось с 18% до 7%. Команда фонда придумала следующую схему: на платформе есть внутренняя валюта — «юлиты». За каждое посещение занятия, подключение к нему вовремя, выполнение домашнего задания ребята получают юлиты. На них можно приобрести подарочные сертификаты и купить себе, например, портативную зарядку или книгу. А можно копить юлиты и к концу года получить более значительный приз. Например, в последние годы самые прилежные ученики выиграли обучение в автошколе и курс английского языка в Чехии.

Сложности с мотивацией были и на тренингах. Ребятам обычно не хочется после учебной недели еще и в выходные ехать куда-то снова учиться. Но это, как правило, проходит само: тренинг проходит в интерактивной форме и такой дружелюбной атмосфере, что к обеду первого дня ребята включаются и уже не хотят уходить с него. 

Как помочь ребятам из детских домов

Каждый может стать волонтером-профи для участников программы «Шанс». Для этого достаточно прислать заявку на почту фонда, в которой указать свою профессию. Если кто-то из ребят в ходе тренинга выберет работать по вашей профессии, то с вами свяжутся. Вы сможете несколько раз встретиться с ребенком и проконсультировать его: подсказать, к чему надо быть готовым, ответить на его вопросы. 

Если у вас есть педагогическое образование и/или опыт преподавания школьного предмета как репетитор, вы можете стать одним из педагогов программы. Эта работа оплачивается. О своем желании работать также надо написать на почту фонда. Учителей просят быть готовыми к долгосрочной работе, договор обычно заключается на год.

Если вы хотите помочь финансово, то вы можете поддержать фонд и программу «Шанс», сделав пожертвование в его пользу. Это лучше, чем покупать что-то ребятам, давать им деньги лично и делать подарки на праздники, объясняют сотрудники «Арифметики добра». Такие подростки не знают, на что тратить деньги, а подарки не принесут им пользы в дальнейшей перспективе: только убедят их, что взрослые все время должны им что-то дарить. А индивидуальные занятия в «Шансе» помогают им получить «билет в жизнь» — поступить в университет и получить интересную специальность.

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс»

Эта программа меняет жизнь подростков. Наши педагоги не только учат ребят, но и морально поддерживают их. Учась и с помощью репетитора делая успехи, подростки из интернатов начинают верить в себя, избавляются от страхов и зажимов. Они меняют отношение к жизни в целом, у них появляется решимость выбрать свой путь и учиться дальше.

Помните: помощь таким детям должна быть профессиональной, и именно ее оказывают НКО. Кроме «Арифметики добра» занимаются сиротами, их образованием, профориентацией и трудоустройствам: фонд «Большая перемена», фонд «Шалаш», «Расправь крылья!», Центр равных возможностей «Вверх».

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Знания
«Сегодня вы помогаете медикам, а завтра они спасут вашу жизнь»: с какими проблемами сталкиваются врачи и как им помочь
22 января
Знания
Праздники с пользой: чем заняться в длинные выходные?
31 декабря
Читайте также
Знания
Как помочь за минуту из любой точки мира: новогодний гайд
27 декабря
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Знания
Всемирный день оказания первой помощи: истории людей, которые спасли жизни
9 сентября