Кто и как помогает детям-сиротам получить образование и профессию.
Только 1% выпускников детских домов поступает в вузы (несмотря на предоставляемые им льготы). Сотрудники «Арифметики добра» стараются изменить эту ситуацию: по программе фонда «Шанс» ребята из десятков учреждений определяются с профессией и готовятся к вступительным экзаменам вместе с репетиторами. Руководитель программы Татьяна Николаева рассказала, почему такая помощь важна подросткам из интернатов, насколько она действенна и как может помочь этим ребятам каждый из нас.
Почему сироты не поступают в вузы
Проблема с образованием у сирот масштабная и повсеместная. Практически у всех ребят недостаточно хорошие знания и нет «базы», с которой они могли бы поступить в вузы и учиться дальше. Главная причина этого — у таких детей нет родителей, которые могли бы заниматься с ними после уроков, помогая разобрать сложные темы и решить непростые задачи. В интернате есть только воспитатель, но он один на всю группу (в ней от пяти детей). И у него просто нет времени позаниматься с каждым.
Ребята из интернатов также не поступают в вузы, потому что чаще всего не могут выбрать свою будущую профессию. Они живут вместе с другими детьми, и это формирует групповой стиль поведения: подростки считают, что лучше и безопаснее пойти в тот колледж, куда уже поступили их товарищи. А то, чему там учат, их часто и не интересует.
У сирот не развит навык принятия решений, и поэтому тоже они не могут определиться, куда поступать и чем заниматься в жизни. За них решают, что будет на обед, на какое мероприятие они поедут, чем будут заниматься. В самом учреждении же часто и определяют, куда ребенок пойдет учиться, не оставляя ему выбора. Получается, на протяжении всей жизни ребят все делают за них, и в итоге они не учатся самостоятельно принимать решения, не осознают необходимость этого.
Эти ребята не понимают, на что они способны, что они могут, чем хотят заниматься. А сейчас дополнительной проблемой стало то, что дети зачастую не замотивированы на учебу, не понимают ее цели. Им кажется, что есть много «легких» и не требующих специального образования профессий — например, блогер. И рядом нет родителя, который бы объяснил, что там очень высокая конкуренция, и в эту сферу не так просто попасть.
Как помогает программа
В 2015 году команда «Арифметики добра» запустила программу «Шанс». Ее цель — изменить сложившуюся ситуацию: повысить уровень знаний подростков из детских домов и помочь им с поступлением в вузы. Участники программы — ученики 8-11 классов, живущие в интернатах. Учителя проводят для них индивидуальные занятия онлайн по нескольким предметам (до четырех). Это как правило дисциплины, по которым ребята будут сдавать экзамены для поступления в вузы или сузы. Весь процесс — от найма учителей до отчетности по результатам занятий организовывается сотрудниками «Арифметики добра».
Татьяна Николаева объясняет, что предварительно учитель определяет, какой уровень знаний у ребенка, и выстраивает индивидуальную программы работы с ним. Все это ведет к тому, что ребята действительно лучше знают предметы, разбирают все непонятные им темы и в итоге лучше сдают экзамены. Всего за шесть лет «Шанс» помог 2791 ребенку и провел более 176 000 занятий.
Важная часть работы учителя по программе — не только научить, но и наладить контакт с подростками. Для педагогов проходят вебинары, на которых психологи рассказывают им об особенностях детей-сирот, их травмах, советуют, как общаться с такими ребятами. Например, учителям советуют избегать слишком «формального» общения, чтобы не вызвать у подростков ассоциации с школой. Репетиторы «Шанса» всегда спрашивают у учеников, как у них дела, какие есть вопросы и переживания.
Кроме онлайн-учебы по школьным предметам участников программы «Шанс» ждет очный тренинг, посвященный социализации. Это, по словам сотрудников фонда, помогает ребятам преодолеть проблемы, которые сформировались у них во время проживания в интернате. А значит, подготовиться к самостоятельной жизни и решиться поступить в учебное заведение. На тренингах обсуждаются: самоидентификация (что я хочу, кто я такой), профориентация (какие профессии есть, чем я хочу заниматься), эмоциональный интеллект (что я чувствую, как я выражаю свои эмоции). Уделяется внимание и более практическим темам: финансовая грамотность (как тратить деньги, как не потерять их), устройство на работу (как составить резюме, как пройти собеседование).
Тренинг проходит три раза в год. После выпуска из учреждения прошедшие его ребята могут вступить в онлайн-сообщество выпускников программы. В этой группе ребята делятся опытом и помогают друг другу.
Результаты программы говорят сами за себя: если по всей стране только 1% выпускников детских домов поступают в вузы, то после прохождения программы «Шанс» — 48% становятся студентами университетов (статистика за учебный год 2020-2021 гг.).
С какими проблемами сталкивался фонд
Процесс обучения изначально было непросто организовать как с технической, так и с административной точки зрения. Все данные хранились в таблице Excel, уроки проводились на сторонних платформах, а в случае форс-мажора координаторы программы обзванивали учителей и учеников. Все это занимало немало времени и подчас было неудобно.
В 2017 году команда программы решила создать единую платформу — «Шанс». В ней у каждого учителя есть свой личный кабинет, у ученика — профиль, в котором собрана необходимая информация о нем (в том числе с тренингов). Занятия проходят также прямо на платформе. При отмене урока учителю и/или ученика автоматически приходит SMS-уведомление.
Разработка платформы заняла три месяца — все лето 2017 года. А к началу учебного года мы уже запустились. С тех пор наша работа на 90% автоматизирована. Учителям и ребятам тоже очень удобно. Наша платформа — это что-то вроде соцсети. Там есть «Моя страница», функция сообщений (которые можно отправляться педагогам и ученикам), раздел с домашними заданиями.
Важный элемент платформы — это геймификация. Это решило проблему отсутствия мотивации и пропуска занятий, опозданий на них: количество прогулов учениками снизилось с 18% до 7%. Команда фонда придумала следующую схему: на платформе есть внутренняя валюта — «юлиты». За каждое посещение занятия, подключение к нему вовремя, выполнение домашнего задания ребята получают юлиты. На них можно приобрести подарочные сертификаты и купить себе, например, портативную зарядку или книгу. А можно копить юлиты и к концу года получить более значительный приз. Например, в последние годы самые прилежные ученики выиграли обучение в автошколе и курс английского языка в Чехии.
Сложности с мотивацией были и на тренингах. Ребятам обычно не хочется после учебной недели еще и в выходные ехать куда-то снова учиться. Но это, как правило, проходит само: тренинг проходит в интерактивной форме и такой дружелюбной атмосфере, что к обеду первого дня ребята включаются и уже не хотят уходить с него.
Как помочь ребятам из детских домов
Каждый может стать волонтером-профи для участников программы «Шанс». Для этого достаточно прислать заявку на почту фонда, в которой указать свою профессию. Если кто-то из ребят в ходе тренинга выберет работать по вашей профессии, то с вами свяжутся. Вы сможете несколько раз встретиться с ребенком и проконсультировать его: подсказать, к чему надо быть готовым, ответить на его вопросы.
Если у вас есть педагогическое образование и/или опыт преподавания школьного предмета как репетитор, вы можете стать одним из педагогов программы. Эта работа оплачивается. О своем желании работать также надо написать на почту фонда. Учителей просят быть готовыми к долгосрочной работе, договор обычно заключается на год.
Если вы хотите помочь финансово, то вы можете поддержать фонд и программу «Шанс», сделав пожертвование в его пользу. Это лучше, чем покупать что-то ребятам, давать им деньги лично и делать подарки на праздники, объясняют сотрудники «Арифметики добра». Такие подростки не знают, на что тратить деньги, а подарки не принесут им пользы в дальнейшей перспективе: только убедят их, что взрослые все время должны им что-то дарить. А индивидуальные занятия в «Шансе» помогают им получить «билет в жизнь» — поступить в университет и получить интересную специальность.
Эта программа меняет жизнь подростков. Наши педагоги не только учат ребят, но и морально поддерживают их. Учась и с помощью репетитора делая успехи, подростки из интернатов начинают верить в себя, избавляются от страхов и зажимов. Они меняют отношение к жизни в целом, у них появляется решимость выбрать свой путь и учиться дальше.
Помните: помощь таким детям должна быть профессиональной, и именно ее оказывают НКО. Кроме «Арифметики добра» занимаются сиротами, их образованием, профориентацией и трудоустройствам: фонд «Большая перемена», фонд «Шалаш», «Расправь крылья!», Центр равных возможностей «Вверх».
Спасибо, что дочитали до конца!