- Знания
- 30 мая 2023, 10:11
- 8 минут
Эндаумент для НКО: что такое, зачем нужен, как накопить и использовать
Главное, что нужно знать сотрудникам НКО о целевом капитале.
Целевой капитал — пока не такое распространенное в России явление. И если в сфере образования и культуры примеры организаций, сформировавших эндаумент, все же есть, то среди НКО их совсем немного. Стоит ли российским некоммерческим организациям сегодня обращать внимание на возможности эндаумента и тратить ресурсы на его накопление? Какие привилегии дает целевой капитал? Задаем вопросы экспертам, вспоминаем историю (и выясняем, что до революции в России был очень распространен целевой капитал!) и разбираем успешный опыт современных российских НКО.
Эндаумент и НКО
Целевой капитал для НКО — это одновременно деньги (как резервный фонд, например) и источник денег (как гранты или пожертвования). Работает модель целевого капитала так: организация формирует капитал, передает его управляющей компании, которая инвестирует его в ценные бумаги или другие активы, а доход от инвестиций направляет на цели, определенные договором пожертвования. Таким образом, сам эндаумент не тратится, а финансируется деятельность за счет дохода от капитала.
Чем отличаются от эндаумента свободные средства, которые организация просто размещает на депозите в банке? Юридически целевой капитал — это часть имущества, регулируемая особым образом. Все правила по его созданию написаны в Федеральном законе № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Например, у целевого капитала (в отличие от просто банковских вложений) есть такие правила:
- минимальный размер — 3 миллиона рублей;
- в течение года с момента поступления первого пожертвования должно быть собрано не менее 1,5 миллиона рублей;
- минимальный срок, на который может быть сформирован целевой капитал, — десять лет.
Эндаумент — это возможность планировать деятельность организации на десятилетия и вкладываться в долгосрочные проекты. Целевой капитал также позволяет снизить зависимость от текущей экономической ситуации и быть уверенным в том, что у организации в любом случае есть некоторые средства на дальнейшую работу. Все эти возможности актуальны для НКО, которым часто не хватает именно стабильного финансирования и уверенности в завтрашнем дне.
На наш взгляд, наличие целевого капитала в НКО — признак хорошего уровня финансовой грамотности команды и стратегического подхода руководства к развитию организации. Целевой капитал — доступный и понятный инструмент, дающий серьезные преимущества тем НКО, которые решили его использовать. Это гарант устойчивости организации, инструмент, позволяющий закрывать расходные статьи, на которые трудно получить средства из других источников: например, административные и хозяйственные расходы.
Здесь вполне уместна аналогия из сферы финансовой грамотности, одним из азов которой является создание финансовой подушки безопасности — резервного фонда для непредвиденных вынужденных расходов, а следующим шагом — создание семейного капитала как источника финансовой независимости. Обе эти функции и задачи для НКО может решать целевой капитал.
Немного из истории
Целевые капиталы как финансовый инструмент успешно существовали в Российской империи. До 1917 года эта модель была широко распространена: у тысяч организаций в стране были «вечные вклады». Популярны они были в том числе и в благотворительной сфере: больше половины ее доходов составляли именно доходы от целевого капитала. Например, в 1902 году бюджет Министерства народного просвещения Российской империи составлял порядка 100 миллионов рублей, а совокупность денежных капиталов благотворительных учреждений превышала его в 2,5 раза — более 250 миллионов рублей.
По отчетам мы видим, что учредители «вечных вкладов» совсем не всегда были «миллионщиками». Очень часто это обычные люди: врачи и преподаватели гимназий или университетов, крестьяне, мещане и те, кого мы бы сейчас назвали представителями малого и среднего бизнеса. Все дореволюционные благотворители думали вдолгую, и именно этому у них стоит учиться нам, сотрудникам современных НКО.
С приходом к власти большевиков все изменилось. В 1918 году все благотворительные организации были упразднены, а их имущество, в том числе «вечные вклады», национализировано. На первых порах деньги по инерции продолжали собирать — в пользу голодающих, сиротских приютов, но этот процесс довольно быстро свели к взносам на государственные проекты. Все остальные проблемы и вовсе были объявлены утратившими силу вследствие устранения классового общества. Заботу обо всех нуждающихся государство взяло на себя, и места для филантропии, тем более институциональной, не оставалось. Частные фонды целевого капитала просто не могли больше существовать, так как власти упразднили частную собственность и рынок ценных бумаг.
Восстановил после более чем 90-летнего перерыва многовековую отечественную традицию долгосрочной, «вечной» благотворительности Федеральный закон № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Он был принят 30 декабря 2006 года и к настоящему времени пережил восемь редакций, существенно расширивших возможности НКО в использовании этого инструмента фандрайзинга. Так, например, создание целевого капитала стало возможным для достижения всех целей, установленных законом о благотворительной деятельности и добровольчестве, увеличено время для формирования целевого капитала, сняты отдельные ограничения, связанные с расходованием средств целевых капиталов, и многое другое. На конец 2022 года, по данным Национальной ассоциации эндаументов, чистые активы российских целевых капиталов составили более 137 миллиардов рублей.
Мы видим, как фонды, появившиеся в новой России, прошли тот же путь, что и дореволюционные филантропические общества: от сбора разовых пожертвований к финансированию инфраструктурных проектов, а потом к созданию постоянно действующих источников финансирования для этих проектов. Таким инструментом стал «вечный вклад» до революции — и эндаумент сейчас.
Историю этого явления изучать важно: эти примеры заставляют нас пересматривать свой повседневный опыт. Например, человек каждый день ходит мимо здания школы и не знает ничего о нем, а потом вы рассказываете ему, кто именно построил эту школу и как она жила до революции. И это совершенно новая оптика — увидеть не просто здание, а труд жертвователей, которые эту школу построили. Каждый исторический пример — это возможность для человека получить новую благотворительную оптику, а значит, новую благотворительную практику.
Именно с целью продемонстрировать новые оптики и практики в 2020 году Национальная ассоциация эндаументов (НАЭ) учредила всероссийскую премию «Вечный вклад» за лучшие исследования по истории целевых капиталов в российской дореволюционной благотворительности. За два конкурсных года участники описали более 500 примеров «вечных вкладов» в разных регионах России. НАЭ считает своей миссией написание истории отечественной благотворительности, основанной на «неприкосновенных капиталах». Ведь она дает возможность опереться на успешный опыт эффективного инвестирования в решение социальных проблем и поддержать развитие эндаументов в современной России.
А надо ли (и как это делается, если да)?
Так как минимальный срок, на который может быть сформирован целевой капитал, — десять лет, открывающая его организация должна понимать хотя бы примерно, что планирует делать в такой период времени. Таким образом, целевой капитал вряд ли подойдет НКО, созданным под конкретную короткую или среднесрочную задачу. Во всех остальных случаях необходимость целевого капитала зависит от множества факторов, и ситуацию каждой НКО стоит рассматривать индивидуально.
Мне кажется, что эндаумент особенно полезен для фондов местного сообщества и крупных НКО. Для нас важно, когда есть уверенность в выбранном подходе и доказательства, что наша работа нужна и эффективна в долгосрочной перспективе. Не менее важно иметь стратегию работы. В целом в эндаументе есть свои плюсы и минусы, его преимущества кто-то отвергает, а кто-то признает. Каждая НКО должна сама решать, нужен он ей или нет — однозначного ответа для всех здесь нет.
Желательный размер целевого капитала зависит от организации: необходимо знать подробности деятельности этой НКО, ее цели, программы и бюджет. Главное — понимать, что целевой капитал, за очень редким исключением, не должен быть единственным источником финансирования НКО. Рассчитывать, какой процент дохода организации сможет обеспечивать эндаумент, также надо в каждом отдельном случае. Например, целевой капитал, равный годовому бюджету организации, позволит финансировать 8–10% такого бюджета.
Собрать деньги в целевой капитал — высокий класс фандрайзинга. Вы должны объяснить благотворителю, почему его деньги не пойдут уже сегодня на помощь конкретному ребенку или семье или на другое доброе дело, а будут переданы в доверительное управление и инвестированы. Очевидно, что дело это непростое. При этом донорами могут быть любые юридические и физические лица, от которых вы готовы принять такое пожертвование.
При формировании целевого капитала НКО стоит учесть несколько моментов:
- это командная работа. Вместе сотрудники фонда смогут в дальнейшем доказывать донорам, что они знают, что делать с целевым капиталом. При этом в команде обязательно должен быть лидер, желательно с высокой личной мотивацией и четким пониманием плана работы;
- это игра вдолгую. Процесс формирования может идти по-разному: кто-то долго ищет средства, кто-то получает один грант и создает эндаумент из него. Но после создания целевого капитала работа еще продолжается: этот капитал надо пополнять, регулярно встречаться с управляющей компанией, чтобы оценивать риски, доходность, понимать, как распоряжаться им.
Сотрудникам НКО также стоит помнить, что за 16 лет действия закона в России наработана обширная разнообразная практика, сложилось и работает экспертное сообщество, в которое вы всегда можете обратиться за советом. Создана Национальная ассоциация эндаументов, клуб «Целевые капиталы», проводится форум «Эндаументы» Фонда Потанина. Для успешного формирования своего целевого капитала лучше быть в сообществе, узнавать опыт других НКО и брать их кейсы на вооружение.
Эндаумент — это ваш независимый источник денег. Он дает НКО уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что есть капитал, которым раз в год можно распорядиться, есть что-то, на что ты можешь рассчитывать. Это статус фонда для внешних партнеров, демонстрирующий: мы думаем вдолгую — у нас эндаумент на 100 лет и есть деньги на эту программу. А для самой НКО это важное ощущение стабильности.
Опыт российских НКО
«Вера»
Эндаумент фонда помощи хосписам «Вера» был создан в 2007 году и стал первым в области здравоохранения в России. Изначально целевой капитал должен был поддерживать стабильную работу Первого московского хосписа. На протяжении нескольких лет доходность от управления целевым капиталом в среднем составляла 6–7% годовых.
Сейчас полученные от управления целевым капиталом средства направляются на поддержку взрослых и детских хосписов. При планировании бюджета команда фонда всегда учитывает эту сумму, и ее отсутствие ощутимо.
Эндаумент выполняет роль подушки безопасности, а также он часть стратегии устойчивого развития. Но этот инструмент будет стабильным только в случае, когда стабильна экономика страны. Гарантировать доходность никто не может. Плюсы у этого инструмента для благотворительных фондов, конечно, есть. Например, получаемые от целевого капитала доходы не облагаются налогом. Но при этом никто не застрахован от того, что прибыли не будет вовсе. А усилий для того, чтобы сформировать целевой капитал и управлять им, нужно немало.
«Добрый город Петербург»
У благотворительного фонда «Добрый город Петербург» все началось в 2018 году. Задачей было собрать средства на работу программы «Старшие» (ее цель — выявлять и помогать реализовывать инициативы активных старших) после того, как ранее поддержавший ее донор предложил сократить финансирование. И тогда команда фонда решила сформировать целевой капитал для финансирования этой программы.
Руководитель направления «Старшие» и директор по фандрайзингу фонда Дарья Буянова изучала стратегию создания и развития целевых капиталов в «Сколково», а также на стажировке в пензенском фонде «Капитал местного сообщества». Затем благодаря поддержке Фонда Потанина и корпоративного донора сотрудники «Доброго города Петербурга» разработали стратегию для программы «Старшие» на следующие десять лет. Разработанный проект стал победителем конкурса в «Сколково» и получил 5 миллионов от Фонда Потанина, еще 2,5 миллиона дали корпоративные доноры — партнеры фонда. Позже эндаумент пополнялся также из гранта, который «Добрый город Петербург» выиграл в конкурсе Фонда Потанина.
Всего на формирование эндаумента у «Доброго города Петербурга» ушло два года. Уже в 2020 году команда фонда отдала целевой капитал в управление. Его сумма сейчас составляет 13 миллионов 300 тысяч рублей, и он стал первым эндаументом в России, сформированным специально для поддержки старшего поколения. В 2021 году сотрудники «Доброго города Петербурга» получили доход от целевого капитала и организовали на эти средства грантовый конкурс социальных стартапов для граждан 50+ «Старшие».
В 2022 году из-за кризиса команда фонда решила не снимать доход от целевого капитала и собрала средства на проведение конкурса фандрайзингом. В 2023 году фонд планирует снова снять доход от эндаумента (уже 1 миллион) и провести на эти средства третий конкурс «Старшие». А в ближайшие годы «Добрый город Петербург» собирается создать целевой капитал еще для двух своих программ.
Эндаумент — эффективный инструмент для нас. Наличие целевого капитала позволяет нам думать вдолгую, поэтому было бы отлично иметь его сразу для нескольких наших программ. Сейчас по «Старшим» у нас есть план на десять лет, возможность рассчитывать средства на программу и регулярно брать обязательство перед клиентами. Наша «копилка» дает устойчивость программе: мы понимаем, что если донор, который сейчас делает небольшой взнос в наш целевой капитал, уйдет, то у нас будут и другие ресурсы, чтобы поддерживать текущий объем нашей программы.
AdVita
Формирование фонда целевого капитала (ФЦК) благотворительным фондом AdVita началось в 2019 году со стандартного капитала в 3 миллиона рублей. Он был пожертвован одной из доноров фонда, поддержавшей решение о формировании целевого капитала. За следующие три года за счет целенаправленного фандрайзинга и снимаемых процентов сумма чистых активов фонда увеличилась более чем в три раза и на конец 2022 года составила 10 365 662 рубля.
Мы создали ФЦК из нескольких соображений. Во-первых, это диверсификация источников доходов. С этой точки зрения эндаумент — еще один инструмент фандрайзинга, предназначенный для коммуникации прежде всего с жертвователями, которым не очень интересно бесконечно «тушить пожары», а хочется строить что-то долговременное. Во-вторых, без постоянного источника финансирования мы не можем развивать одну из важнейших программ фонда — «Поддержка науки, образования и просвещения в области онкологии». Любые клинические исследования в медицине длятся несколько лет, и перерыв в финансировании может обесценить все ранее полученные результаты. В-третьих, нам было важно создать независимый источник финансирования профессиональной команды самого фонда. Жертвователи нечасто готовы давать деньги на зарплаты сотрудников, но для эффективной работы фонда нужны профессионалы в самых разных областях — от медицинских экспертов до специалистов по big data.
В ФЦК AdVita средства разделены на два инвестиционных портфеля. Один — без жестко фиксированного предназначения, доходы от него распределяются на самые острые нужды фонда. Предполагается, что именно он станет базовым для финансирования деятельности самой организации. Второй инвестиционный портфель был создан в память одного из основателей фонда AdVita, выдающегося российского гематолога Бориса Владимировича Афанасьева. Доход от этого портфеля распределяется только на финансирование научных исследований в области онкологии и гематологии.
Фандрайзинг в два портфеля строится по-разному. В первом ключевым пожертвованием (помимо стартового в 3 миллиона) стал грант Фонда Потанина на развитие организации. В пользу другого (памяти Афанасьева) провели несколько краудфандинговых онлайн-сборов, приуроченных к памятным датам, связанным с жизнью Бориса Владимировича, в которых участвовали его коллеги и бывшие пациенты. Кроме того, крупное пожертвование было сделано одним из членов попечительского совета.
Большая часть денег фонда вложена в длинные облигации с государственным участием, меньшая часть — в золото. В 2022 году доход от доверительного управления составил 884 675 рублей (оба портфеля). По решению учредителей прибыль будет потрачена на один из исследовательских проектов Научно-исследовательского института детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой.
***
XIII Международная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга» состоится 19–22 июня 2023 года в Суздале. Тема конференции — «Будущее есть!»: участники обсудят, как привлекать средства, работать эффективно и без выгорания в текущих условиях и завтра. Чтобы принять участие в «Белых ночах фандрайзинга», покупайте билеты на сайте конференции.
Спасибо, что дочитали до конца!