- Опыт
- 11 октября 2023, 16:26
- 5 минут
День мира настанет? Почему люди все время воюют
Эксперты — о том, почему в истории человечества так мало мирных лет и что может переломить эту ситуацию.
На самых разных этапах своего развития человечество воевало. Частые вооруженные конфликты и кровопролития были и много тысячелетий назад, и в прошлом веке, и есть сейчас. Сегодня мы воспринимаем войны по-другому, тем не менее о полном торжестве мира говорить не приходится. Почему люди не могут научиться решать все конфликты исключительно мирным путем? Получается ли у них улучшить ситуацию в настоящем и как? И что может помочь им обходиться без войн в будущем? Фонд «Нужна помощь» поговорил об этом с военным историком Софией Широгоровой, философом Анастасией Бабаш и социологом Алексеем Титковым.
Почему люди всегда воюют
Точно никто не может сказать, когда среди людей возникли первые вооруженные конфликты. Известно, что в доисторические времена у охотников и собирателей не было войн, происходили только локальные стычки. А 10 тысяч лет назад в связи с развитием сельского хозяйства и переходом к аграрной экономике могли начаться войны. Именно к тому времени относятся первые крепостные сооружения — это означает, что люди стали защищаться, — а также первые массовые захоронения — свидетельства битв.
Именно в ходе аграрной революции возникли институты и структуры, которые начали воевать. Раньше люди охотились и собирали плоды в одном месте и, если что, переходили в другое. А занимающиеся сельским хозяйством оказались привязаны к земле, которую возделывали. Она стала для людей ценным ресурсом, который они не могли просто так взять и бросить — теперь за землю надо было бороться. Так люди и начали воевать друг с другом.
В следующие тысячелетия образовались государства, которые также занимали определенные земли и не могли переехать — и человечество продолжало бороться за них. Кроме того, появились политические элиты, принимающие решения о нападении на другие страны, экономическая подоплека военных конфликтов. Произошла промышленная революция, и главным стало уже не сельское хозяйство, а производство, но земля по-прежнему оставалась важным ресурсом — местом, где живут люди, располагаются предприятия, находятся полезные ископаемые.
Тутчитаем, к каким последствиям для общества приводят войны 💣
С веками государство становилось более могущественным, что провоцировало все новые и новые войны. У него появлялись инструменты создания идеологии и убеждения людей в том, что войны необходимы: образовательные учреждения, СМИ. Масштаб военных конфликтов также со временем увеличивался. Появились новые технологии и средства ведения войны: пулеметы, танки, самолеты и многое другое. В итоге к сегодняшнему дню можно заключить: вся человеческая цивилизация неразрывно и на глубоком уровне связана с войной.
Философы разных эпох искали ответ на вопрос, почему всю историю люди воюют. Их мнения можно условно поделить на две большие группы:
- виновата биология людей: они от природы агрессивны, безжалостны и хотят воевать;
- устройства обществ не могут функционировать без войн: в своем естественном состоянии человек миролюбив, а не воинственен, и это культура и цивилизация заставляют нас воевать.
Первой точки зрения придерживался еще древнегреческий философ Платон, который писал: «Войны, революции и сражения происходят просто и исключительно от тела и его желаний». Английский философ Томас Гоббс также был уверен, что война — это наше «естественное состояние». А вторая идея восходит к воззрениям франко-швейцарского философа Жан-Жака Руссо. Он был уверен: «Война — это отношение отнюдь не человека к человеку, но Государства к Государству». То есть человек хочет жить мирно и заниматься своими делами, а государство вынуждает его воевать — ему нужно захватывать новые территории, быть агрессивным, иначе они попросту приходят в упадок и гибнут.
Что поменялось за последние века
Государство в современном понимании появилось на рубеже XVI-XVII веков. В то время уклад жизни людей менялся, они обустраивались в поселениях и городах, и у них самих уже не было такой потребности воевать. Зато конфликты между уже развитыми до достаточно высокого уровня государствами усиливались. К этому моменту и можно отнести появление войн, напоминающих сегодняшние: уже не люди с оружием в руках сами проявляют инициативу и хотят атаковать противника — теперь государство решает, когда это нужно делать, и побуждает общество воевать.
До XVIII века включительно европейские войны были делом профессионалов, наемников или рекрутов. Большинство даже в период войн могло жить с ощущением «война далеко». На рубеже XVIII-XIX веков революция во Франции и война за независимость в Северной Америке создают новый тип армии — с массовой мобилизацией «под ружье» обычных граждан. В Первую мировую войну массовые армии стали преобладающими, воевали уже миллионы. А оставшиеся в тылу теперь рисковали погибнуть от воздушных бомбардировок.
Но есть за последние века и обратная тенденция — к уменьшению войн. Гуманитарная мысль развивалась весь XIX век, возникали организации вроде Красного Креста, принимались конвенции, ограничивающие насилие на войне, — Женевская, Гаагская. Все эти сдвиги влияли на политиков и общество: у людей появлялось все больше сомнений и недоверия по поводу необходимости военных действий.
А в XX веке произошел большой идейный и правовой сдвиг. Войны до Первой мировой считались просто одним из инструментов внешней политики, и, хотя отношение к ним уже менялось с прошлого столетия, никто по-прежнему не считал их чем-то трагичным и непозволительным. Но война 1914–1918 годов стала на тот момент самой масштабной в истории человечества и показала, насколько вооруженные действия могут быть губительны.
Тем не менее затем случилась Вторая мировая война. После нее человечество вновь достигло предела: люди осознали, что больше таких катастроф не переживут. Выработался некий кодекс отношений между государствами, и таких больших столкновений множества стран действительно больше не было. Традиционные конфликты между государствами стали редкостью и больше не приводили к таким глобальным последствиям, как раньше. Все больше укреплялась и идея того, что война — это дело профессионалов, а мирные люди должны как можно меньше страдать от военных действий.
Однако и во второй половине XX века вооруженные конфликты не прекратились. Появились войны нового типа: заметные столкновения стали происходить между сравнительно небольшими вооруженными группами. Они не связаны напрямую с государством, но оказываются достаточно сильными, чтобы начать конфликт. Образец такой войны нового типа — военные конфликты в 1990-х в Югославии.
Ко второй половине XX века появилось ядерное оружие, были созданы крупные военно-политические блоки. Традиционные большие войны между крупными государствами теперь почти не ведутся (восьмилетняя Ирано-иракская война — одно из немногих исключений). Клуб ядерных стран с решающим оружием гарантирует относительный мир. Но оборотная сторона такой кажущейся устойчивости — вечный риск, что из-за одной непредсказуемой ошибки жертв и разрушений будет больше, чем в мировых войнах до ядерной эпохи. На практике пока обходилось, пара опасных эпизодов в шаге от катастрофы заканчивались благополучно. Но модели и прогнозы глобальных столкновений военные просчитывают регулярно, и выглядят они устрашающе.
В XXI веке способ ведения войны изменили современные технологии. Теперь в вооруженных конфликтах мало прямого насилия «лицом к лицу». В XX веке основными средствами разрушения были авиация, бомбардировки и артиллерия и была этика войны, основанная на том, что участвующие в ней люди рискуют погибнуть сами. А в XXI веке появились ракеты, дроны — это средства уничтожения, которые запускает кто-то далеко, из безопасного места, не рискуя своей жизнью. В связи с этим возникают этические проблемы: ты уже не воин в том смысле, что раньше, тебе легче совершать военные действия — и от этого масштаб их разрушительности может многократно возрасти.
Что уже помогло и что поможет в будущем
В своей книге «Лучшее в нас» канадско-американский ученый Стивен Пинкер утверждает, что войн в мире все-таки стало меньше: государства скорее предпочитают не воевать, а решать для начала любые конфликты мирно, и в целом мы не так толерантны к насилию, как в прошлых веках. Причина этого, как считает Пинкер, повышение уровня образования, распространение свобод, защита прав и либеральных ценностей. Философ Герберт Спенсер также считал, что человеческая природа меняется: люди, взаимодействуя друг с другом, накапливают изменения, которые передаются из поколения в поколения. Однако оба этих утверждения находят спорными, и с ними соглашаются не все ученые. А Стивена Пинкера и вовсе обвиняют в спекуляции научными фактами.
Я, как и многие другие историки, считаю, что нет тренда на уменьшение насилия. В научном сообществе критикуются доказательства Пинкера, его утверждение, что конфликтов стало меньше и людей в них стало гибнуть меньше. И говорить о каком-то всеобщем прогрессе, тенденции на уменьшение насилия нельзя просто потому, что нет и не может быть одного большого нарратива, который описывал бы весь исторический процесс.
По мнению других ученых, самым важным фактором, повлиявшим на количество войн в последние десятилетия, стала монополия на насилие. Это можно назвать достижением правового государства: оно может решать вопрос силовым способом и средства для совершения этого концентрируются только в его руках. Благодаря этому государство может регулировать насилие, уменьшать его количество внутри страны.
Антропологи могут рассказать, как небольшие племенные сообщества без государственной власти умели регулировать насилие: например, враждующим сторонам предлагали обмениваться ритуальными песнями — наподобие рэп-батлов. Однако беда в том, что такие механизмы время от времени давали сбой, и тогда взаимное насилие распространялось как пожар. И оценки археологов, какую долю в «догосударственных» захоронениях составляют пострадавшие от насилия, при всем разбросе показателей позволяют сказать: намного больше, чем сейчас. В государствах насилие стало делом профессионалов, и оказалось, что так относительно безопаснее.
Но теперь главный вопрос: что будет происходить, когда между государствами, которые контролируют миллионы людей, тоже что-то пойдет не так? У каждой страны своя армия, свой генштаб, где сидят и планируют, что делать в таких случаях. Как объяснял Гоббс в XVII веке, готовиться к войне даже в мыслях — это уже по сути состояние войны. Как из него выйти — хороших практических решений пока не видно.
Другой важный фактор, благодаря которому войн в мире стало меньше, — глобализация и образование надполитических организаций вроде Европейского союза (ЕС). Такие «зонтичные» структуры создают новый порядок: жители союза могут свободно передвигаться между его странами, и границы как препятствие для обмена ресурсами, развития экономики и торговли «снимаются». А главное, в ЕС действуют наднациональные институты, которые помогают решать споры и конфликты между странами союза мирным путем: Европарламент, Еврокомиссия и другие.
Исторически складывалось так, что Европа всегда была самым воюющим континентом: много политических субъектов, у которых немало взаимных претензий, бурное развитие политических систем и идеологий, религий — все это приводило к войнам. Но теперь все кардинально изменилось, и это удивительный феномен: войн на территории ЕС нет, это самое мирное место на Земле. И дело не в том, что люди там стали лучше, — просто у них теперь есть возможность снимать претензии и регулировать споры мирным путем. Если во всем мире будут развиваться организации вроде Европейского союза, то, возможно, будет меньше военных конфликтов. Но, безусловно, это большая работа на всех уровнях.
Что касается философии, то видящие причину войн в природе человека ученые утверждают, что наша рациональность и развитая мораль могут удержать нас от конфликтов. Например, Томас Гоббс был уверен, что построение гражданского общества, институтов и государства способно держать нас в рамках. А видящие причину зла в государстве философы настроены менее оптимистично: они считают, что любые попытки построить мирные союзы тщетны и рано или поздно ведут к войне. Однако есть и философы, которые уверены, что достижение мира человечеством возможно и в итоге мы к этому все-таки придем.
Идея вечного мира была популярна в эпоху Просвещения. Ее автором считается французский герцог Сюлли, который предлагал создать «христианскую республику» — союз всех христианских народов Европы. Немецкий философ Иммануил Кант тоже верил, что вечный мир возможен и нам необходимо к нему стремиться. Для этого всем странам нужно перестать содержать постоянные армии, так как это уменьшит вероятность захватнических войн, и перейти на республиканскую форму правления (демократии более склонны к миру). Кант также предложил идею международной федерации: все страны мира, добровольно вступив в этот союз, создадут международное право, основанное на принципах справедливости. Оно поможет регулировать взаимоотношения между странами, разрешать споры и предотвращать войны с помощью дипломатии.
Берегите себя!
Важные инсайты из статьи
-
Вся история человеческой цивилизации связана с войной: люди начали воевать за землю много тысячелетий назад, с тех пор как стали привязаны к ней из-за земледелия. Причины постоянных войн некоторые из философов видят в природе человека, а другие — в особенностях государственного строя.
-
В новое время войны стали ожесточеннее и масштабнее. Появились массовые армии, военная пропаганда, случились мировые войны. После них произошел сильный идейный сдвиг: люди перестали считать войны чем-то обыденным и допустимым.
-
По мнению некоторых ученых, последние десятилетия количество войн уменьшили монополия государства на насилие и надполитические образования вроде Европейского союза.
-
Некоторые ученые и философы считают, что повышение уровня образования, распространение свобод, защита прав и либеральных ценностей, построение гражданского общества и институтов помогут людям прийти к вечному миру. Однако не все научное сообщество разделяет эту веру.