18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Что такое прозрачность НКО, как ее добиться и почему это важно для всех

Доверие — основа не только человеческих взаимоотношений, но и работы любой некоммерческой организации. Нам важно знать НКО и доверять ей, прежде чем вкладывать в нее свои деньги и ресурсы. Как некоммерческой организации быть открытой и прозрачной для жертвователей, благополучателей и собственных сотрудников — объясняет координатор отдела по работе с НКО фонда «Нужна помощь» Екатерина Завершинская.

Некоммерческие организации в нашей стране активно развиваются, их становится все больше, но недоверие и непонимание со стороны общества сохраняется: кому НКО принадлежат и кому подчиняются, что они делают и как, куда на них жаловаться, если что-то не так? Многие откровенно считают, что НКО создаются для отмывания больших денег и лучше положить их в карман человеку или перевести на карту, чем передать в благотворительный фонд. Чтобы эту ситуацию переломить, организациям нужно быть максимально прозрачными, не бояться быть максимально открытыми, везде рассказывать о себе и принципах своей работы, не бояться показывать свою зарплату и быть максимально доступными в интернете. Это поможет сформировать мнение об НКО среди обычных людей, бизнеса, муниципальных организаций и госучреждений для формирования доверия в секторе.

Сайт — основа открытости и лицо организации

Человек видит, что организация готова вложиться и сделать себе сайт, значит, она может не только брать, но и что-то отдавать. Сайт позволяет структурировать информацию об организации, о ее целях и задачах, программах и проектах, о целевой аудитории, с которой она работает: бездомные, пожилые, дети с инвалидностью или жертвы насилия. Сайт повышает лояльность и доверие, человек видит официальные документы, реквизиты и контактную информацию.

Что должно быть на сайте

Учредительные документы в хорошем отсканированном виде с возможностью увеличить и подробно прочитать:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации в налоговом органе – ИНН;
  • свидетельство о государственной регистрации НКО;
  • устав организации.
Хорошо, если на сайте будет прописана миссия НКО — какие у нее цели и задачи. Можно рассказать предысторию своей организации, как она появилась, для чего и для кого работает.

Описание и география программ и проектов фонда

Необходимо, чтобы были описаны все проекты и программы, которые есть у организации: название и категория благополучателей. Есть организации, которые работают по всей России, а есть те, кто действует только в конкретном регионе, области или городе — важно прописать географию действия. Это фокусирует внимание. Можно описать, какие конкретно мероприятия проводятся и какая помощь оказывается — например, группы взаимопомощи, консультации психолога, массаж и ЛФК.

Стоит прописать график проведения занятий или оказания помощи (сколько раз в квартал оказывается адресная помощь или конкретный сбор, по каким дням недели проводятся занятия).

НКО могут зарабатывать деньги и тратить их на свои уставные цели — в этом нет ничего зазорного, но важно зафиксировать на сайте, платно или бесплатно оказываются услуги, люди должны видеть прайс-лист, чтобы это не было неожиданностью. 

По каждой программе или проекту обязательно нужно показать, каких результатов удалось достичь. Это могут быть количественные результаты: сколько есть участников программы, сколько людей получило помощь, какие мероприятия прошли и сколько, в каком объеме оказана материальная и нематериальная помощь (вещи, продуктовые наборы, услуги специалистов). Можно показать качественные результаты: что улучшилось в жизни подопечных, чем им помогли. Можно показывать результаты за календарный год или за срок действия программы. Это показывает, что она работает и человек не будет первым, кто получает такую помощь.

На главных страницах важно отразить географию деятельности, регионы работы, филиалы в других городах, если они есть, уточнить, если помощь оказывается по всей России. 

Команда фонда

Очень повышает доверие и лояльность, если на сайте показана команда НКО. Всегда приятно, когда на сайте есть фотографии специалистов, к которым ты обращаешься. Хотя бы руководители отделов и проектов — можно указать их контакты и сразу распределить потоки заявок по нужным специалистам. Некоторые организации в силу специфики не могут показывать свои лица – мы это понимаем и поддерживаем. Обычно это организации, которые работают с кризисными семьями, с женщинами в ситуации насилия. Они не готовы также и публиковать свой адрес, потому что это опасно. 

Новости фонда

Очень хорошо, когда на сайте опубликованы новости организации. Это показывает ее живость, открытость и работу. Человек видит, что сайт не заброшен и активно ведется. Мы рекомендуем обновлять новости не реже раза в квартал. 

Все про деньги

Необходимо, чтобы на сайте были опубликованы банковские реквизиты организации. Лучше сделать это в удобном виде с возможностью скачать. Очень важно, чтобы у НКО был расчетный счет и все перечисления поступали только на него. Если есть сбор наличных, то только в официально оформленные и опломбированные ящики-копилки, которые установлены стационарно и вскрытие их происходит особым образом.

В нашем секторе не приветствуется сбор денег на карту.
Есть возможности легкого перевода средств: QR-коды, перевод по смс, через быструю платежную систему, где выбирается разовое или постоянное пожертвование – так все средства идут официально и поступают сразу на расчетный счет. 

Хорошо, если на сайте есть промежуточная финансовая отчетность: сколько прибыло средств и из каких источников, сколько потрачено и на что. На сайте у благотворительных фондов могут быть результаты ежегодной аудиторской проверки.

Как обратиться за помощью

Мы работаем, прежде всего, для людей — им должно быть максимально понятно, как к нам обратиться. Человек приходит растерянный, у него беда, важно, чтобы на сайте был четкий и подробный раздел, где прописаны способы получения помощи: кому вы помогаете и как, что для этого нужно сделать — позвонить, написать письмо, прийти лично, какие документы собрать. Если нужно заполнить анкеты и заявление, пусть они сразу будут на сайте. Замечательно добавить на сайт шаблон договора, чтобы человек сразу мог его прочитать и узнать условия оказания помощи. 

Необходимо выделить на сайте контакты организации: адреса, телефоны, электронную почту, можно сделать форму обратной связи: там появляются разные отзывы и вопросы, с которыми нужно работать.

Годовой отчет 

Хорошо, когда на сайте есть публичный годовой отчет. Есть организации, которые публикуют отчет в Министерстве юстиции – это не то: он скуп, обычно это таблица с цифрами, разбираться в которых никому не захочется. 

В хорошем публичном отчете есть содержательная часть, которая рассказывает как, кому и когда вы помогли, за счет каких ресурсов. В текстовой части хочется видеть цели и задачи работы организации, цели и задачи ее программ и проектов, узнать, что улучшилось в жизни подопечных, увидеть результаты работы – цифры, качество, география деятельности. Должна быть базовая информация: реквизиты, контакты, команда – чтобы отчет можно было отправить вашим донором и еще раз показать свою работу, которую важно поддерживать. Отчет может быть в любом формате, даже текстовый. Наши организации любят делать красивые отчеты с фотографиями, в этом им помогает наш конструктор годовых отчетов, который есть в сервисе «Ядро»

Финансовая часть показывает, сколько денег к вам пришло и как вы ими распорядились. Вопросы зарплат в НКО стоят очень остро, потому что благополучатели не понимают, из чего они формируются: необходимо это показать. Расскажите, сколько вы потратили на интернет, коммуналку, аренду. Это очень важно для прозрачности и открытости.

Живые соцсети

Хорошо, чтобы на сайте были ссылки на социальные сети. В них обычно вступают подопечные и видят активную работу программ и проектов. Мы рекомендуем вести страницы регулярно и удалять те, что уже не используются во избежание взлома и спама – это может плохо сказаться на репутации.

Что еще

Не будет лишним, если НКО, соблюдая все эти критерии, будет стараться попасть в каталоги проверенных фондов: 

«Благо.ру»

«Нужна помощь»

«Добро mail.ru»

Эти каталоги аккумулируют в себе проверенные и работающие организации. Это определенный знак качества для НКО. Попасть в каталог — не самоцель, но Екатерина Завершинская рекомендовала бы к этому стремиться. 

Екатерина Завершинская
Екатерина Завершинская
координатор отдела по работе с НКО фонда «Нужна помощь»

Верификация у «Нужна помощь» уникальная: мы смотрим не только документы и отчет, но и проводим бесплатный аудит сайта, даем рекомендации по нему. Бывает, организация не смогла верифицироваться, но список рекомендаций уже есть – можно стать лучше и прозрачнее для себя, своих клиентов и доноров. 

Есть молодые организации, которые только формируют свою репутацию. Хочется призвать их общаться со своими коллегами, встречаться с ними, не бояться просить помощь у кого-то более опытного, выстраивать экологичное общение в своем секторе. Нам важно держаться вместе.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Опыт
Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО
5 октября