18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

  • Опыт
  • 28 августа 2023, 10:00
  • 10 минут

Что мешает сиротам поступать в вузы?

Разбираемся вместе с экспертами, почему сироты предпочитают среднее профессиональное образование высшему.

В исследовании 2017 года только 1% выпускников детдомов планировал идти в университет после окончания школы. Несмотря на потерю популярности высшего образования в целом, диплом вуза все еще увеличивает шансы на лучшее устройство в жизни. Бакалавры и специалисты в среднем зарабатывают больше, легче заводят друзей, строят более крепкие семьи и дольше живут. 

Чего не хватает сиротам?

Образование — важный социальный лифт, доступ к которому есть не у всех. Люди любят истории успеха, в которых дети с разным происхождением и достатком осваивают высокооплачиваемую профессию в университете благодаря прилежной учебе в школе. И хотя во многом эти истории правдивы, важно помнить, что в этот лифт ребенку открывают двери его родители. Семья — это, в первую очередь, психологическая безопасность. Дети мечтают, трудятся, идут на осмысленные риски, потому что ощущают поддержку родителей.

Но, к сожалению, есть даже «родительские сироты» 😥

Юлия Забродина проводит акции и координирует образовательные проекты в благотворительном фонде помощи детям «Апрель», который помогает сиротам и детям из приемных семей. Она убеждена, что ребенок не должен жить в детском доме. Социальные педагоги, волонтеры и фонды не заменяют ребенку родителей, а работают с негативными последствиями проживания детей вне семьи.

Ролевые модели и образ будущего

Подростки в детдомах, как и любые другие дети, мечтают о счастливом будущем. Однако эти перспективы предопределены средой, в которой живет ребенок. 

Юлия Забродина
Юлия Забродина
куратор образовательных проектов фонда помощи детям «Апрель»

Круг общения сирот ограничен учреждением, в котором они растут, и, если повезет, школой. Поэтому часто у них нет перед глазами «живого» примера, когда кто-то из знакомых смог поступить в университет, тем более доучиться до диплома и построить успешную карьеру. Так, воспитанники детских домов идут той тропой, которой принято ходить в этом учреждении. Они выбирают тот же колледж, то же направление, куда поступают другие сироты из этого детского дома.

Чтобы решить эту проблему, нужно расширить информационное поле ребенка. Показать ему, что другая жизнь за пределами приюта возможна. Так считает Татьяна Николаева — руководитель образовательной программы для детей-сирот «Шанс» фонда «Арифметика добра». Профориентационные занятия — одно из направлений этой программы. На них специалисты и волонтеры стараются донести до подростка эту простую мысль: выбор есть всегда. 

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс» в благотворительном фонде «Арифметика добра»

Сначала участник программы проходит тест и консультируется с профориентологом. Вместе они находят будущую специальность ребенка. После этого сотрудники программы организуют встречу подростка с профессионалом из этой области. Этот человек рассказывает об особенностях своей работы и отвечает на все интересующие ребенка вопросы. На каждом занятии профориентолог следит за тем, чтобы мечты и цели подростка были максимально приближены к его реальным возможностям. 

Мотивация и ценность знаний

Успешно сдать ЕГЭ, чтобы поступить на специальность мечты, сиротам не всегда под силу. Часто это связано не с личностными качествами ребенка, а с его психологическими установками, которые появляются из-за травмирующего опыта. Так, убеждена Татьяна Николаева, тяжелые жизненные обстоятельства могут определять мотивацию ребенка. 

Социальный психолог Джулиан Роттер считал, что на принятие решения о действии или бездействии в различных ситуациях влияет доминирование одного из двух локусов контроля: внешнего — склонность приписывать результаты деятельности независящим от человека факторам, внутреннего — склонность приписывать результаты деятельности своим усилиям, знаниям, личностным качествам. Исследователи Джеймс Сенгендо и Джанет Намби считают, что на формирование локуса контроля может влиять пережитый в детстве травмирующий опыт. Например, большинство сирот сталкиваются с негативными социальными изменениями, которые они не могут контролировать, — пренебрежение со стороны близких или смерть родителей, поэтому они теряют надежду на лучшее и приобретают постоянной чувство беспомощности. Оно становится их главной тактикой в жизни: «Экзамен я не сдам, так как у меня нет везения» или «Эту работу получить не смогу, так как у меня нет связей»

Юлия Забродина
Юлия Забродина
куратор образовательных проектов фонда «Апрель»:

Сироты с рождения первые три года своей жизни проводят в доме ребенка. Там не созданы условия для развитиях интеллектуальных и физических способностей. У таких детей меньше индивидуального пространства, поэтому они мало ползают. У них ограничен выбор игрушек. Из-за того, что в учреждении мало воспитателей детям, когда у них возникают эмоциональные потребности, могут не уделять должного внимания. Такая среда калечит психику ребенка. Обычно у сирот в детдомах проблемы с эмоционально-волевой сферой.

Негативный опыт, в результате которого ребенка поместили в детдом, влияет на его ценности, считает Юлия. Как правило, в учреждения для сирот попадают относительно взрослые дети. Дети из дома ребенка — те, что младше трех лет, — обычно очень быстро находят семьи. Ситуации, когда человек с самого рождения и до выпускных классов провел в детском доме, случаются редко.

Юлия Забродина
Юлия Забродина
куратор образовательных проектов фонда «Апрель»

Подростки-сироты — это дети, прошедшие сложный жизненный путь. Если это социальный сирота — ребенок, у которого есть биологические родители, но они по какой-то причине не занимаются его воспитанием, то, скорее всего, в детский дом он попал вовсе не потому, что «родители не постирали вовремя шторы». Вероятно, со стороны близких ребенок систематически подвергался насилию и большому пренебрежению к своим потребностям. Также бывают случаи, когда дети не ходят в школу, потому что бродяжничают. 

Если ребенку приходилось сталкиваться с чем-то подобным, у него попросту не могла сформироваться ценность знаний: получать хорошие оценки и похвалу учителей не так важно, если ты все время думаешь о том, как выжить — где найти еду и безопасное место.

Травмирующий опыт и непослушание

Низкая успеваемость сирот в школе часто связана с их плохим поведением: дети отвлекаются на уроках, не слушают учителей, мешают своим одноклассникам и в целом ведут себя агрессивно. Эксперты считают, что причина непослушания тоже кроется в пережитых невзгодах.

По мнению ученых, исследовавших поведение сирот Ракаи — эпицентра эпидемии ВИЧ-инфекции в Уганде, — дети, чьи родители умерли от болезни, страдают от неразрешенного чувства горя. Ребенок тоже переживает скорбь, но в отличие от взрослого он может не понимать, что смерть — конец жизни. Это препятствует гореванию — этапу, который необходим для восстановления эмоционального состояния после потери близкого. Поэтому такие дети растут с неразрешенными негативными эмоциями, которые часто выражены депрессией или вспышками гнева. При этом к детям не всегда прислушиваются или обсуждают с ними причины этих эмоций. Злость и подавленное настроение, наоборот, воспринимаются как «проявление характера». Например, если у ребенка нарушается концентрация внимания на уроках или у него нет сил выполнять домашние дела, то его попросту наказывают.

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс» в благотворительном фонде «Арифметика добра»

Педагогу необходимо понимать, что сложности в работе с таким учеником связаны не с тем, что перед ним какой-то плохой человек, а с тем, что жизненный опыт ребенка диктует только этот образ поведения. Дети с опытом сиротства делают это неосознанно и не назло, а потому что так устроен их психический аппарат. В работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, необходимо набраться терпения, вспомнить всю педагогическую теорию и продолжать работать.

По мнению Юлии Забродиной, ошибочно думать, что с появлением приемной семьи жизнь ребенка начинается с чистого листа. Это тот же травмированный человек, но только теперь его проблемами будут заниматься не воспитатели и администрация детского дома, а приемные родители. При этом у детей в приемных семьях больше вариантов: их родители могут найти психолога, позаботиться о переходе на комбинированное образование — совмещение уроков в школе с онлайн-занятиями, найти частную школу с меньшей комплектацией классов или сделать выбор в пользу домашнего обучения.

Юлия Забродина
Юлия Забродина
куратор образовательных проектов фонда помощи детям «Апрель»

Приемные родители, которые забрали своих детей на домашнее обучение, обычно рассказывают истории о том, как ребенок чуть ли не по партам ходил и не слушал никакие уговоры учителей. Он просто отказывался признавать тот факт, что должен кого-то слушаться. Поэтому для таких детей иногда семейное обучение — единственный шанс освоить школьную программу.

У сирот в детских домах меньше альтернатив: либо они продолжают учиться в обычной школе, либо их переводят в специализированные школы для детей с девиантным поведением. Бывает и такое, что из-за плохого поведения даже интеллектуально-сохранных сирот отправляют в коррекционные учреждения — там меньше комплектация класса и легче программа. 

Юлия Забродина
Юлия Забродина
куратор образовательных проектов фонда помощи детям «Апрель»

Есть школы седьмого вида — учреждения для детей с задержками психоречевого развития. В них компенсируют пробелы в образовании с помощью особых методик, стараются приблизить знания ребенка к уровню его сверстников без аномалий в развитии. 

Есть же школы восьмого типа — они для детей с умственной отсталостью. По сути, здесь за десять лет обучения ребенок получает очень ограниченное образование — материал до пятого класса стандартной школы. При этом в таких заведениях за детьми проще следить, ведь это школы закрытого типа — ученики находятся строго на ее территории.

К сожалению, мы знаем такие случаи, когда интеллектуально-сохранные дети с задержкой психического развития закончили школу восьмого вида. И хотя в тех ситуациях могла быть причина в плохом поведении или в педагогической запущенности, комиссия все же приняла решение о переводе ребенка именно в такую школу. 

Свобода и ответственность

Если человек вырос в детском доме, то, скорее всего, высшее образование не входит в его планы. Ведь учеба в университете сопряжена со своими правилами и ограничениями. Эксперты объясняют, что человек, только выпустившийся из учреждения для сирот, жаждет свободы, которой до этого у него не было. 

В детдомах, рассказывает Юлия Забродина, как правило, за одним воспитателем может быть закреплено много детей, поэтому педагоги устанавливают для детей жесткий график и строгие правила, чтобы как-то облегчить контроль за большим коллективом. В такой ситуации у ребенка нет возможности распоряжаться собственным временем, нет возможности принимать мелкие бытовые решения: чем заняться, что съесть на обед, что надеть из одежды, как провести выходные. Эта среда формирует у человека представление о том, что в жизни не нужно принимать собственных решений, потому что кто-то другой примет их за тебя. Поэтому мечта об обретении самостоятельности, нереализованные детские и подростковые желания заменяют собой осмысленные планы на взрослую жизнь.

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс» в благотворительном фонде «Арифметика добра»

При постинтернатном сопровождении — адаптации выпускников детдомов к условиям вне учреждений — за каждым взрослым сиротой закрепляется куратор из опеки или из учебного заведения, с ним человек может оставаться на связи. Проблема в том, что ребенок, наконец-то дорвавшийся до этой свободы, не всегда хочет общаться с этим куратором. Обычно здесь такая логика: «Я взрослый, вы меня столько лет опекали, а теперь я сам принимаю решения». Обычно дети обращаются к куратору, когда начинаются какие-то проблемы: забыл о каких-то льготах, закончились деньги. 

Финансовые проблемы

Учеба в университете требует относительной финансовой самостоятельности: человек к этому времени должен понимать, что к деньгам нужно относиться бережно, а имеющийся бюджет важно планировать. Однако взросление без свободы и ответственности формирует у ребенка низкий уровень финансовой грамотности. Если дети растут в семье, родители либо снабжают их деньгами на карманные расходы, либо хотя бы изредка отправляют в магазин за продуктами. Сироты вступают во взрослую жизнь без этого опыта. Многие из этих людей впервые видят ценники в магазинах только во взрослой жизни, потому что в детском доме все блага — продукты, одежда, предметы быта — «появлялись сами».

Юлия и Татьяна рассказывают схожие истории о финансовых проблемах сирот. Если ребенок получает пенсию по потере кормильца или пенсию по инвалидности, то, как правило, эти выплаты копятся на сберегательном счете и практически не тратятся учреждением. Когда человеку исполняется восемнадцать лет, вместе с долгожданной свободой он получает доступ к довольно приличной сумме, скопившейся за это время. Так как ребенок не умеет пользоваться деньгами — до конца не осознает их конечности, не знает стоимости базовых продуктов питания, то эта сумма в лучшем случае истрачивается за месяц, в худшем — за неделю.

Фонды и волонтеры признают, что импульсивные траты и отсутствие финансовой грамотности — системная проблема среди выпускников детдомов. Поэтому программа «Шанс» также проводит тренинги, на которых тренеры формируют у подростков осознанное отношение к деньгам.

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс» в благотворительном фонде «Арифметика добра»

На тренингах мы моделируем ситуации, когда у ребенка есть определенная сумма денег и ее нужно распределить на необходимые траты. Подростки на первых уроках финансовой грамотности шутят: «Ну и ничего, я продержусь на дошираках». При этом, когда они начинают расписывать каждую позицию в бюджете, у них меняется представление о деньгах. Они начинают задумываться о том, сколько действительно «стоит» быт взрослого человека. 

По закону сироты претендуют на общежитие, бесплатное питание, пособие на покупку одежды и учебной литературы. Размер пособия зависит от региона, в некоторых субъектах они вовсе «выплачиваются» не деньгами. Объем помощи, как правило, устанавливается региональными властями. В Санкт-Петербурге, где базируется фонд «Апрель», сумма выплаты составляет двадцать пять тысяч рублей. 

Поиск вуза и желание оставаться на связи

По опыту Юлии, сироты поступают в те сузы и вузы, которые находятся в том же городе, где и их детский дом. Гораздо реже подростки выбирают учебные заведения в другом регионе, ведь это дополнительная работа для социального педагога: найти университет с общежитием, проконтролировать, чтобы ребенка туда заселили. 

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс» в благотворительном фонде «Арифметика добра»

Отдельный вопрос — как само учреждение для сирот влияет на решение человека. Сотрудники детского дома хотят позаботиться о своих подопечных. Их забота может заключаться в том, чтобы направить ребенка на учебу в ближайший техникум: «Мы тут рядом. Мы будем помогать». Такой подход не всегда учитывает желаний подростка: быть чуть дальше от детдома и воспитателей, но учиться на факультете мечты, или полностью положиться на уже знакомых людей — они рядом и в случае чего готовы выручить. 

Профориентолог нашего фонда тоже может составить подборку с учебными заведениями согласно разным параметрам: близости университета к детдому, интересов ребенка, условий в общежитии. При подаче документов в вуз специалист может спросить у подростка, нужна ли ему какая-то помощь. При этом мы максимально подключаем к процессу поступления подростка, чтобы он сам проходил этот путь. Нам все-таки важно «дать удочку, а не рыбу». Благодаря тому, что ребенок сам звонит в приемную комиссию, сам заполняет и отправляет документы, у него появляются хоть какие-то навыки самостоятельной жизни. Сейчас доступна подача документов в вуз в онлайн-формате, что очень упрощает работу сотрудников детских домов.

Как фонды помогают сиротам: программа «Открытый университет»

Благотворительный фонд помощи детям «Апрель» запустил программу «Открытый университет» в 2017 году. Педагоги проекта подтягивают по школьным предметам тех ребят, которые учатся в школе на двойки и тройки. Первые годы программа работала за счет президентского гранта, и, когда эти деньги закончились, круг помощи значительно сузился. Сегодня «Открытый университет» работает на частные пожертвования и обучает семнадцать сирот из детдома в Псковской области. К детям приходят преподаватели из местных школ и проводят для них очные занятия. Юлия Забродина говорит, что в таком виде проект требует колоссальных административных ресурсов: сотрудникам детского дома нужно «выловить» этого ребенка, посадить за парту, убедить его в том, что эти дополнительные уроки ему нужны.

Юлия Забродина
Юлия Забродина
куратор образовательных проектов фонда «Апрель»

Школа, как третья сторона в отношениях с учеником, не признает каких-либо сложностей, связанных с сиротством. Если, например, ребенка изымали из семьи во втором классе, то можно с уверенностью сказать, что школьную программу за этот год он не будет знать и, скорее всего, забудет программу за первый класс. К четвертому классу, допустим, он найдет приемную семью, но к этому моменту у него уже наберется ком из новых пробелов в знаниях школьной программы. Соответственно, все это нужно как-то нагонять. 

Никто не будет в четвертом классе объяснять ребенку материал за второй класс. Конечно, учителя могут знать об истории ученика и проникаться к нему сочувствием. Просто на то, чтобы находить к каждому индивидуальный подход, нужны дополнительные и физические, и эмоциональные, и временные ресурсы. У учителей в государственных школах они не всегда есть. Поэтому педагоги будут требовать от сироты того же, чего требуют от других: сидеть тихо за партой, уметь читать и знать таблицу умножения. Образовательный процесс должен продолжаться, и остальные двадцать девять детей не виноваты, что у этого ребенка был травмирующий опыт.

В этом случае нужен репетитор, который поймет, что упущено, и объяснит ученику этот материал. Процесс небыстрый, но, если у ребенка есть заинтересованные в его прогрессе взрослые, то он сможет это сделать. 

Другое направление программы — онлайн-занятия. Они проводятся для детей с опытом сиротства в приемных семьях. После карантина 2020 года, когда все массово перешли на удаленку, к урокам стали подключаться дети и преподаватели из других регионов. 

Все занятия этой программы — неважно онлайн или офлайн — отличаются особым подходом репетиторов к своей работе.

Юлия Забродина
Юлия Забродина
куратор образовательных проектов фонда помощи детям «Апрель»

Изначально мы настраиваем наших педагогов на то, что это будет работа не на результат. С ребенком, который живет в стрессовой ситуации, все может происходить очень медленно. Реально за год можно продвинуться от двойки с плюсом до тройки с минусом. Важно, чтобы и репетитор обращал внимание на то, что удалось преодолеть хотя бы небольшое расстояние на этом нелегком пути. 

У преподавателей должно быть огромное терпение, потому что приходится очень много повторять. На каждом уроке они хвалят ребенка и убеждают его в том, что учеба нужна. Обязательно нужно обсуждать с ребенком любой прогресс. Вся работа строится на трех принципах: мотивация, терпение и фиксация малейших достижений.

Юлия не только рассказала о программе, но и поделилась историей одной из воспитанниц Печорского детского дома. Лиза попала в учреждение в подростковом возрасте. Когда у фонда появилась возможность оплатить репетиторов, воспитатели стали приводить девочку на занятия. Поначалу у Лизы, как и у всех сирот, наблюдались проблемы с поведением и особых надежд на то, что ребенок будет получать высшее образование, не было. Благодаря усидчивости самой девочки и стараниям репетиторов у нее получилось хорошо сдать ЕГЭ. Она подавала документы в университеты Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова и в результате везде прошла на бюджет по льготному конкурсу. Решила остаться в Пскове, чтобы быть ближе к воспитателям и родственникам. Сейчас Лиза — тоже волонтерка фонда «Апрель».

Как фонды помогают сиротам: программа «Шанс»

Программа «Шанс» фонда «Арифметика добра» готовит детей с опытом сиротства к успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. Она состоит из нескольких направлений: одни дистанционные, другие очные. На онлайн-уроках по каждому школьному предмету за ребенком закрепляется преподаватель. С ребенком могут заниматься сразу несколько педагогов: например, по математике, по русскому языку и по обществознанию. Каждый учитель работает индивидуально над поставленными задачами: иногда ученику нужно восполнить пробелы в школьной программе из-за пропусков занятий в школе, а иногда просто закрепить уже пройденный материал.

Подробнее о «Шансе» тут 🤓

Как рассказывает Татьяна Николаева, обычно дети не хотят какой-то дополнительной учебы помимо школы, потому что не видят в ней смысла. Однако, если они понимают, что на уроках с этими педагогами их ждет совсем иное общение, то вовлекаются в занятия. Перед началом урока учителя программы устанавливают доверительные отношения с ребенком и спрашивают у него: «Как настроение? Что случилось интересного за день?». После этого приступают к изучению предмета.

Из-за отсутствия в жизни детей с опытом сиротства примера здоровых долгосрочных отношений, у них часто бывают проблемы с коммуникативными навыками. Это влияет как на учебу и карьеру, так и на личную жизнь. Поэтому очная часть программы предусматривает тренинги, направленные на развитие навыков для самостоятельной жизни. На них подростки учатся слушать и понимать себя, реагировать на эмоции окружающих, замечать манипуляции и решать конфликты. Они занимаются в сменяемых группах, в которые входят дети разного возраста из разных детдомов. На этих тренингах ребята также проходят тему планирования своей образовательной траектории и выбора профессии. Они узнают о том, как выбирать специальность в соответствии со своими личностными особенностями, планами и возможностями. 

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс» в благотворительном фонде «Арифметика добра»

Когда выпускников программы стало много, мы решили основать их сообщество. Это закрытая группа во «Вконтакте», где ребята общаются и делятся своим опытом. Там они обсуждают самые разные проблемы — от сложностей с учебой в вузе до вопросов, связанных с жильем и работой.

Они не только получают помощь, но и реализуют потребность в помощи другому. Мы видим, как они становятся дружнее и сплоченнее, приезжают к друг другу в гости из разных регионов. Когда ребенок из Новосибирска летит в Санкт-Петербург на летние каникулы, он понимает, что там тоже будет выпускник программы «Шанс», который ему расскажет о городе и каких-то возможных проблемах. Так у детей снижается тревога и стресс. Сейчас в сообществе триста выпускников. 

Кате из Удмуртии было всего несколько месяцев, когда она оказалась в детском доме. Чтобы преодолеть трудности в учебе, она стала дистанционно заниматься с репетиторами программы «Шанс». Когда девушка побывала на тренингах, ее представление о своих возможностях изменилось. Отучившись в колледже, она подала документы в университет на реабилитолога. Поступить в вуз на это направление ей также помогло увлечение спортом. Она играет в футбол, ездит на турниры и сборы в разные страны. Для девушки это был непростой путь к мечте. Когда она приезжает в гости к фонду в Москву, рассказывает о том, как у нее дела, и говорит, что программа сильно повлияла на ее выбор.

Я хочу помочь сиротам — что мне нужно знать?

Каждому ребенку нужно, чтобы о нем регулярно заботились, поддерживали и любили его. Это не помощь, когда раз в месяц сироты получают внимание постороннего взрослого и подарки по факту своего существования. Гораздо эффективнее, когда люди помогают профильным организациям.

Татьяна Николаева
Татьяна Николаева
руководитель программы «Шанс» в благотворительном фонде «Арифметика добра»

Если вы хотите помочь ребенку, лучше спросить у профессионалов о том, как это можно сделать. В основе их программ есть не просто желание помочь, но и доказательная база. Мы не против каких-то одноразовых акций, но они должны быть интегрированы в системную помощь сиротам.

Важные инсайты из статьи: почему сироты реже поступают в вузы

  • Травмирующий опыт в семье и учреждении

    Человек с опытом сиротства в раннем возрасте сталкивается либо с потерей родителей, либо с пренебрежением к себе со стороны близких. Это негативно влияет на его ожидания от окружающего мира, установки и мотивацию. В детском доме ребенок растет без необходимой свободы для развития жизненно важных навыков в окружении детей с таким же травмирующим опытом. Так в его системе ценностей просто нет места для учебы и профессиональных достижений.
  • Пробелы в знаниях школьной программы

    Из-за проблем в родной семье детям с опытом сиротства сложнее дается учеба: либо они пропускают занятия в школе и не слушают учителей, либо у них нарушена концентрация внимания. Часто для лучшего усвоения материала детям необходимы индивидуальные занятия, на которые в государственных школах нет ресурсов. Восполнять пробелы в знаниях и готовиться к государственным экзаменам им помогают волонтеры и благотворительные фонды.

Спасибо, что дочитали до конца!

Материалы по теме
Опыт
«Школу делают люди»: что такое образовательное неравенство и к чему оно приводит
13 февраля
Опыт
Финансовая сторона вопроса: сколько денег уходит на содержание приемного ребенка и какую помощь получают семьи в Москве и регионах
26 января
Опыт
Зачем жителям социальных домов базовая грамотность: колонка фонда «Большая перемена»
21 ноября
Читайте также
Опыт
Учеба не для всех? Какие возможности школьного образования есть у детей с инвалидностью
20 ноября
Опыт
Что такое уроки доброты и зачем они нужны?
3 сентября
Опыт
«Помогаем всем людям находить корни, сохранять смыслы, а значит, сохранять самих себя»: колонка организации «Сэфер»
22 августа