- Знания
- 5 октября 2022, 14:26
Благотворительность, доступная каждому: почему жертвовать небольшие суммы — важно
Сколько жертвовать на благотворительность нормально? Как выбрать фонд? Почему не существует недостаточного пожертвования? Как еще можно помочь? Рассказываем вместе с экспертами из сектора.
В декабре 2021 года Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провел опрос, который показал, что за прошедший год каждый десятый россиянин совершал регулярные пожертвования, при этом 42% никогда этого не делали. Один из стереотипов о благотворительности, который может мешать людям донатить в пользу благотворительных фондов и проектов звучит так: «благотворительность — для богатых». Разбираемся, почему это не так и даже микросумма, которую может себе позволить каждый, важна и может улучшить качество жизни уязвимых групп.
Сколько жертвовать на благотворительность?
Для нашей организации важно каждое пожертвование: даже совсем небольшие донаты в сто рублей, которые приходят регулярно, имеют значение. У нас есть доноры, которые подписаны на «Рубль в день» — нашумевшую акцию фонда «Нужна помощь».
Среднее пожертвование во «Вместе ради жизни» — около трехсот пятидесяти рублей, то есть это не какие-то запредельные или заоблачные суммы. Мы всегда повторяем, что важна именно регулярность пожертвований, так как это позволяет нам планировать нашу деятельность в более долгосрочной перспективе.
И пятьдесят, и сто рублей — такие пожертвования важны, если они приходят каждый месяц. Эта сумма копится, и у нас, как у организации, появляется ресурс, на который мы можем рассчитывать. Это подушка безопасности, на которую можно опереться.
Наш фонд всегда пропагандировал, что секрет успеха кроется не в сумме, которую ты перечислил, а в ее регулярности. Если ты вводишь в привычку какое-то хорошее дело, оно начинает приносить тебе пользу: если ты постоянно делаешь йогу, становишься здоровее, если постоянно развиваешься и ходишь на курсы, становишься профессиональнее. Здесь то же самое: если у тебя есть привычка помогать каждый месяц, тем самым, ты охватываешь большее количество людей.
У меня есть ощущение, что благотворительность давно уже не для богатых. В России были хорошие времена в нулевые, когда казалось, что у всех много денег, тогда и объемы пожертвований были выше. Если бы сейчас были нулевые, а благотворительность была на том уровне, что есть сейчас, фонды получали бы очень крупные суммы. Но сильно богатых людей в России не много и становится все меньше. Уже на протяжении многих лет мы и другие фонды своим примером показываем, что помогают совершенно обычные люди, за организациями не стоят толпы меценатов. Да, есть селебрити которые поддерживают благотворительные фонды, но в большинстве своем все крупные организации держатся на поддержке простых людей.
Идея о том, что достаточно донатить всего тридцать рублей в месяц, принадлежит Мите Алешковскому. Как-то раз он ездил в Калининград, где есть проект детской паллиативной помощи «Дом Фрупполо». Он спрашивал у людей на улице, готовы ли они жертвовать тридцать рублей в месяц на детей, которым нужна постоянная помощь? Все соглашались. Это подъемная сумма для человека — ее может найти каждый.
Другое дело, почему миллионы платежеспособных людей все еще не подписаны на регулярные пожертвования? Сложно проследить взаимосвязь своих тридцати рублей с конкретной помощью конкретным людям. Говоря про небольшие пожертвования, мы забываем, что тридцать рублей — это классный вклад, но если нас таких будет больше, то, соответственно, и сумма будет больше. Если я расскажу своим друзьям и знакомым о такой акции, и они подпишутся, мои тридцать рублей и деньги каждого друга превратятся в ощутимую сумму
За 2021 фонд «Нужна помощь» собрал 491 миллион 120 тысяч 843 рубля — это огромная сумма, которую фонд передал в 347 благотворительных фондов, а также тратил на собственные программы. Большая часть всех собранных средств была именно за счет регулярных пожертвований — 324 миллиона 407 тысяч 495 рублей.
Во что превращаются мои сто рублей
Если сконвертировать помощь в конкретные услуги, вот пример: тридцать человек регулярно делают пожертвования по триста рублей — это уже позволит нам ежемесячно оплачивать коммунальные счета и не думать о том, как содержать наш Центр социально-психологической помощи. Смысл рождается не из суммы денег, а из количества платежей: чем больше народу принимает участие в благотворительности, тем большему количеству людей мы можем помочь.
У меня есть основные затраты, которые закрывают пожертвования: продукты, оплата госпошлины на паспорт [для бездомных], памперсы для взрослых. Если сто человек жертвуют по сто рублей — получается десять тысяч: в первую очередь, я потрачу их на памперсы — это четыре упаковки. До 24 февраля я брала у поставщика одну упаковку за восемьсот рублей, но сейчас они у поставщиков пропали и приходится брать в магазине, а там памперсы сильно подорожали: упаковка на тридцать штук в аптеке сейчас стоит две тысячи триста рублей — раньше стоила тысячу. Такой упаковки хватает на полмесяца одному человеку.
Когда мы перезапускали акцию «Рубль в день» в 2020 году, у нас появилась мысль: использовать в коммуникации подопечных фондов: когда мы делали ролик, первая часть была с участием селебрити: Владимира Познера, Константина Хабенского и других — здорово, что они участвовали: важно, когда сложные посылы доносит человек, которому доверяешь. Но какой-то человек может воспринять это так: конечно, любой из них может себе позволить тридцать рублей, для них это не деньги, а для меня — пакет молока или булка хлеба.
Поэтому в перезапуске мы договаривались, что будут выступать подопечные от фондов, которые участвуют в этой акции и получают поддержку — довольно крупные суммы ежемесячно, которые складываются из пожертвований десятка тысяч людей. Суть в том, что даже совсем небольшие деньги конвертируются в осязаемые вещи: подгузники, лекарства, расходники. Если в начале акции даже у нас, запускающих ее, оставались сомнения, то по итогу мы увидели, что это работает.
Чтобы ответить на вопрос, почему кому-то кажется, что жертвовать пятьдесят или сто рублей — стыдно, можно задать себе другой вопрос: с чего мы взяли, что пожертвования должны быть такого объема, чтобы закрыть весь сбор? Это похоже на магическое мышление: человек никогда в жизни не занимался спортом, пришел в зал и думает, что после первой же тренировки он получит тело или здоровье мечты. Но это так не работает ни в одной сфере жизни, в том числе, в благотворительности.
Призыв подписаться на регулярные пожертвования тоже звучит как формулировка из разряда «ешьте больше зелени» или «делайте зарядку». Ты не очень понимаешь, какой с этого профит. Непонимание собственного профита и отсутствие быстрого результата сильно демотивирует — это нормально. Важно пересмотреть свою мотивацию. Мне кажется, классная мотивация донатить регулярно, чтобы поддерживать связь с чем-то важным именно для тебя и не только на уровне денег: взять за практику читать отчеты, смотреть, что происходит у организаций. Тогда в какой-то момент на ежемесячное списание денег с карты просто перестаешь обращать внимание.
Так сколько же оптимально донатить — лично для меня?
Какую сумму комфортно выделить для пожертвований — вопрос, требующий от человека ответственности и размышлений. Если я не могу позволить себе триста рублей на благотворительность — это не страшно, пятьдесят рублей — большая сумма, если складывать месяцы в год: получается шестьсот рублей, звучит уже более солидно.
Мне кажется, еще здорово написать фонду напрямую: «Ребят, у меня такая ситуация, что я могу жертвовать вам только пятьдесят или сто рублей в месяц». Любой фонд напишет в ответ, что эти пятьдесят рублей для него супер важны, и это тоже может поддержать человека в его начинании.
Бывает так, что человек может позволить себе регулярно жертвовать пятьдесят рублей, а когда получает квартальную или годовую премию, жертвует разово, но в несколько фондов более крупную сумму. Есть еще один вариант на более высокий уровень осознанности: у каждого бывают траты, когда ты думаешь: зачем я вообще на это потратил деньги? Можно от этих трат отщипывать кусочек в пользу благотворительности.
На курсах по финансовой грамотности обычно говорят, что тратить 5% от дохода на благотворительность — это адекватно. Можно использовать эти универсальные формулы. С другой стороны, это тоже совет из разряда «ешьте больше зелени», потому что неясно, как его перенести на собственную реальность: такой процент у каждого будет свой, чтобы его рассчитать, нужно понимать, сколько у тебя уходит денег и на что.
Если можешь задонатить сто рублей — значит, это именно та сумма, которую ты можешь сейчас потратить. Важно адекватно оценивать свои ресурсы и также их распределять. В этом смысле не существует маленького или большого, эти величины могут быть только относительно того, что у тебя есть. Если пять тысяч для тебя много — это просто медицинский факт.
Как выбрать организацию или фонд для пожертвований
Стоит понять, что тебе в жизни важно и интересно. Если сфера благотворительности неинтересна и не важна, будет много и сто рублей. Деньги, даже небольшие, это классная возможность сказать организации или авторам сбора: «Привет, я вас вижу, вы в этом мире не одни со своей бедой!» Ощущение единения вокруг чего-то — ради этого мы работаем. С другой стороны, деньги в этом случае — только инструмент, не нужно присваивать себе свойства бога, который одним мановением может все исправить. Не может. Но сделает существенно лучше.
Если бы кто-то из друзей спросил меня, куда стоит донатить, я бы спросила, что ему интересно. Важно, почему он задает этот вопрос и в какой момент понял, что хочет подключиться к участию в жизни общества. Условно говоря, он увидел новость про беженцев и ощутил боль, сочувствие. Чувство жалости — плохая мотивация, потому что обратная сторона жалости — жестокость. Ты можешь выгореть и прийти к ситуации, когда тебе не просто плевать на людей, которым ты помогаешь, но и появляются требования: «Я же столько вас жалел, столько вам дал!», — не надо жалеть, ты делаешь посильный вклад и этого должно быть достаточно для тебя, ты точно знаешь, что сто рублей — твой максимум на сегодня.
Если у человека есть ощущение общей паники и желание что-то сделать, потому что все рушится, он бессилен перед этим и ему хочется почувствовать свою субъектность, мне кажется, важно понять, где и как можно в себе это применить. Идти методом проб и ошибок. Последить за собой: на какую новостную повестку ты реагируешь, какие там всплывают темы. Можно попробовать себя в качестве волонтера какой-то организации. Возможно, среди знакомых есть люди со сложным опытом: стоит поговорить с ними и узнать, с чем они столкнулись, как справились с этим опытом и какой помощи им не хватало. От этого можно оттолкнуться и понять, что тебе ближе.
Мне кажется, желание пожертвовать деньги в благотворительный фонд у человека рождается из внутренней вовлеченности и отклика. Например, в его окружении появился онкопациент, и эта проблема ему отозвалась. В Свердловской области живет около ста двадцати тысяч человек, которым когда-либо был поставлен онкодиагноз. Многие из них прошли путь к выздоровлению и восстановлению, понимают, как важна в этот период поддержка и готовы помочь тем, кто сейчас борется с болезнью — только, возможно, не знают, как это сделать. А еще у этих ста двадцати тысяч есть близкие, друзья, знакомые, которых тоже затронула эта проблема, и, скорее всего, они тоже — потенциальные доноры.
Как еще я могу помочь?
Есть разные форматы участия, не только пожертвования: волонтерские программы, куда можно вписаться, рассказывать в своих соцсетях про инициативы благотворительных фондов, можно поддерживать социально ответственные бренды, покупать товары, которые производят подопечные фондов, можно сходить в дорогой ресторан, а можно — в кафе «Огурцы», где работают люди с ментальными особенностями. Вариантов очень много, и можно выбрать тот, который наиболее откликается.
Вот я сейчас в очередной раз бросаю курить и хочу сделать сбор на «Пользуясь случаем», где рассказываю, что бросаю курить, а друзья поддерживают меня, донатя в благотворительный фонд, чтобы я точно не сорвалась, так как буду чувствовать ответственность перед ними.
Необязательно помогать только деньгами. Если сейчас такой возможности нет, можно помочь своей деятельностью — это тоже очень ценно. Например, у нас на первом этаже идет ремонт, поэтому можно прийти как сантехник или электрик. Нам нужны автоволонтеры. Можно проводить мастер-классы для тех, кто находится в приюте. Мы не отказываемся от такой помощи.
Спасибо, что дочитали до конца!