Зачем НКО нужна верификация и почему повторная проверка фонда — это не страшно

Внешняя оценка деятельности фонда — важный шаг в повышении качества работы практически любой НКО.

Вместе с координатором отдела по развитию НКО фонда «Нужна помощь» Екатериной Завершинской мы разобрались, как устроена первичная и повторная верификация благотворительной организации и что она даёт как самой НКО, так и ее подопечным, донорам и партнерам.

Что такое верификация фонда «Нужна помощь» и в чем ее особенности

Верификация — это процедура оценки прозрачности работы НКО в соответствии с критериями фонда «Нужна помощь» — информационной открытости и репутации в секторе. Пройдя процедуру верификации, НКО попадает в каталог проверенных организаций на платформе «Нужна помощь». Координаторы, занимающиеся верификацией организации, делают аудит сайта и социальных сетей, анализируют, удобны и понятны ли они для всех участников благотворительности — от жертвователей до благополучателей. 

Почему для НКО важно оказаться в каталоге фонда «Нужна помощь»

Попадание в каталог проверенных организаций — это своеобразный знак качества, который демонстрирует, что благотворительная организация честно и эффективно работает. Например, не собирает деньги на личные карты, что сейчас очень важно. Кроме того, верификация может помочь НКО стать прозрачнее для своих подопечных и доноров. 

Многие будущие жертвователи стараются выбирать организацию именно из каталога «Нужна помощь», а некоторые доноры (например, корпоративные) хотят помочь фондам, занимающимся определенной тематикой — и просят координаторов платформы «Нужна помощь» сделать выборку таких НКО. 

Какие критерии важны для успешной верификации

Время существования 

НКО должна работать более года с момента государственной регистрации юридического лица. После года работы критический порог пройден, а это значит, что организация намерена продолжать сотрудничество с подопечными и донорами.

Сайт

Сайт подтверждает, что организация готова вложиться в свою деятельность — и с финансовой, и с временной точки зрения. Помимо этого сайт легче ищется в поисковике, чем социальные сети. Последние обычно предназначены для потоковой информации, новостей и срочных объявлений, а сайт структурирует постоянную важную информацию — например, о работающих программах и способах помощи. 

Документы 

Главное — учредительные документы — свидетельства о государственной регистрации юридического лица, регистрации в налоговом органе, регистрации самого НКО и устав в сканированном виде с отметкой Минюста.

Задачи организации 

Желательно, чтобы на сайте были прописаны миссия, цели и задачи работы организации. Это позволяет кратко сформулировать, для чего и с какими проблемами НКО работает, с какими категориями взаимодействует и каких результатов хочет достичь. То есть эта информация дает возможность сразу сфокусировать внимание аудитории на своей проблематике.

Список программ 

Ещё один важный критерий — полноценное описание действующих программ и проектов, желательно вместе с хотя бы минимальными результатами: количеством благополучателей, рассказом, какие услуги им были оказаны и чем это помогло подопечным.

География деятельности НКО 

Иногда организации кажется, что это понятно — допустим, в контактах указано, что фонд работает в Иркутске, а значит по умолчанию нацелен только на жителей этого города. Но есть НКО, которые оказывают адресную помощь, и в уставе прописано, что за таким видом помощи к организации могут обращаться со всей России. Ещё бывает так, что у НКО несколько филиалов, или проекты в разных городах — здесь занимаемся детьми, а там бабушками, и это тоже необходимо указывать — какая программа где функционирует.

Информация о команде 

Этот критерий может быть выполнен минимально — представлены руководитель, заместитель и менеджеры проектов. Указывать всю команду, особенно, если она большая, необязательно. Как показывает практика, если на сайте НКО подписано, кто какой программой занимается и как к нему можно обратиться, то это сразу диверсифицирует поток обращений, и все запросы не сваливаются на директора. Случается, что организация по причинам безопасности не готова опубликовать фамилии и имена сотрудников и их контакты — обычно это правозащитные НКО или организации, работающие с домашним насилием. Координаторы фонда «Нужна помощь» относятся к этому лояльно и просят указать хотя бы контакты директора и общие данные для связи.

Важные ссылки 

На сайте важно указать ссылки на активные социальные сети, банковские реквизиты, телефоны и электронные почты. 

Банковский счет 

Важно, чтобы НКО имела расчетный счет в банке — и все пожертвования поступали только на него. Сборы на личные карты координаторы «Нужна помощь» стараются не пропускать. Но если организация прибегает к такой практике, уточняют, насколько твердое у команды намерение отказаться от личных карт. Тогда НКО должна удалить посты о подобных сборах как минимум за полгода, а через некоторое время координаторы проверяют даже верифицированные фонды, не вернули ли они в обращение личные карты.

Способы получения помощи для благополучателей 

Часто этот пункт является камнем преткновения, поскольку многие организации считают, что достаточно опубликовать свои контакты, чтобы люди поняли, как обратиться к ним за помощью. Но этого недостаточно. Допустим, человек хочет сразу узнать, что ему предстоит, если он обратится в НКО, какие документы ему нужны. Было бы здорово прописать путь потенциального благополучателя — от обращения по телефону до сбора необходимых документов и заключения договора. Желательно, чтобы организация выкладывала шаблон заявления — так человек сможет заранее заполнить его. Не лишними будут и примеры договоров со своими подопечными.

Отчетность 

На сайте НКО должна присутствовать публичная годовая отчетность как минимум за один предшествующий текущему год. Многие организации путают публичную отчетность с отчетностью в Минюст и считают, что последней достаточно, но это не так. Отчетность в Минюст не предполагает наличие содержательной части, которая бы рассказала, что это за организация, как она работает, из каких источников получает деньги на свою деятельность и куда их тратит. Координаторы фонда «Нужна помощь» просят указывать в публичном отчете цели и задачи работы организации, результаты по каждой программе, географию деятельности и финансовые показатели: общую сумму доходов с разбивкой по источникам поступления, расходы (общую сумму расходов), расходы по каждой программе и административно-управленческие расходы, где отдельно стоит выделить, сколько денег было потрачено на зарплаты сотрудникам.

Чек-лист для партнёров и волонтеров 

Бывает, что организация работает не только с подопечными, но и с различными учреждениями — домами-интернатами, приютами для животных, детскими домами. Чтобы ускорить процесс, можно сразу прописать на сайте, какие возможности и условия сотрудничества предусмотрены с вашим НКО.

То же самое пригодится и волонтерам — какого рода помощь нужна благотворительной организации, нужно ли прийти в фонд или можно просто позвонить. Это необходимо, чтобы люди сразу рассчитывали свои силы.

К любому пункту верификации координаторы готовы подойти гибко. Не нужно бояться задавать вопросы, объяснять, почему в организации все устроено так, а не иначе. Иногда, чтобы закрыть критерий, достаточно написать одно предложение, поясняющее специфическую ситуацию НКО по конкретному вопросу. 

Как проходит верификация

Организации нужно зарегистрироваться в сервисе «Нужна помощь» «Ядро» и заполнить форму заявки. Координатор платформы в течение двух недель рассматривает поступившую заявку, а после направляет НКО рекомендации по изменениям и улучшениям, которые необходимо внести на сайт в течение двух месяцев. Координатор проверяет внесенные изменения, а ещё анализирует репутацию НКО в публичном поле — спрашивает у благотворительных организаций, которые уже есть в каталоге, знакома ли им эта НКО, проверяет наличие фонда на сайтах Добро Mail.ru, Благо.ру. Но некритично, если всего этого нет, и организация не имеет большого опыта в публичном поле. Окончательное решение по верификации принимается руководителем или заместителем руководителя отдела по развитию НКО.

Если НКО за два месяца не внесла изменения на сайт, заявка закрывается. Но это не значит, что организация уже не сможет попасть в каталог «Нужна помощь». Достаточно провести работу по итогам рекомендаций и подать заявку заново — в таком случае верификация пройдет быстрее.

Сложно ли попасть в каталог «Нужна помощь»

В 2021 году 204 организации проходили верификацию, в каталог проверенных организаций добавлено 66 НКО — в среднем 30%. Процесс верификации может не завершаться по разным причинам — отсутствие сайта, организация существует менее года, не совпадает по ценностям с «Нужна помощь», в течение двух месяцев не внесла изменения и не отзывается на сообщения фонда. Однако координаторы стараются не закрывать заявки слишком быстро, могут, если потребуется, дать ещё время, и стараются гибко подходить к каждому случаю.

В этом году фонд «Нужна помощь» планирует верифицировать 200 новых НКО. 

Каким НКО нужна повторная верификация и что необходимо, чтобы ее пройти

Повторная верификация — это такая же процедура оценки прозрачности, но уже верифицированных НКО, которые добавлены в каталог «Нужна помощь» более полутора-двух лет назад. Обычно это рандомный выбор, то есть необязательно, что у организации какие-то проблемы. Либо это НКО, с которыми есть определенные трудности в коммуникации — например, со сдачей квартальной финансовой и содержательной отчетности по средствам, перечисленным через платформу «Нужна помощь».

За год координатор проводит проверку 40 организаций — по 20 организаций весной и осенью. Сначала сотрудник отдела уведомляет НКО о старте повторной верификации. Дальше проводит аудит сайта и социальных сетей на предмет соответствия все тем же критериям, что и для и первичной верификации. В течение недели-десяти дней формирует письмо для НКО с рекомендациями по улучшениям и направляет в организацию. На внесение изменений фонд «Нужна помощь» дает три месяца. Бывает, что НКО по уважительным причинам просят продлить срок внесения правок — например, делают другой сайт, или у них идет аудит Минюста.

Если все прошло успешно, координатор сообщает организации, что повторная верификация успешно завершилась. 

Можно ли не пройти повторную верификацию и что делать в таком случае

К сожалению, в среднем одна организация за полугодие отказывается вносить изменения на сайт, либо возвращает практику сбора денег на личные карты. Сначала такую НКО скрывают с платформы и перестают перечислять собранные средства, а если благотворительная организация так и не выходит на контакт — фонд «Нужна помощь» расторгает с ней договор. Но вернуться можно всегда, однако в этом случае НКО будет вновь проходить первичную верификацию — хотя у координаторов «Нужна помощь» такого кейса не было ни разу.

Екатерина Завершинская
Екатерина Завершинская
координатор отдела по развитию НКО фонда «Нужна помощь»

Мы не надзорный орган и всегда открыты — просим писать по любым возникающим вопросам, проводим онлайн-встречи, где вместе с НКО анализируем сайт. Координаторы не заинтересованы в том, чтобы организации уходили из каталогов, наша цель — чтобы у 100% приходящих к нам НКО были пройдены первичная и повторная верификация. Мы стремимся к росту и развитию всех наших НКО-партнеров и хотим, чтобы благотворительные организации становились понятнее для благополучателей и доноров. 

Спасибо, что дочитали до конца! Для того, чтобы пройти верификацию и попасть в каталог фонда «Нужна помощь», заполните заявку в «Ядре».

Материалы по теме
Знания
«Насилие расчеловечивает»: как выстраивать публичную коммуникацию о проблеме насилия с разными группами
23 июня
Знания
«А, Хокинг, знаем-знаем»: что такое БАС и как живут люди с этой болезнью
22 июня
Знания
9 советов по привлечению сторонников в соцсетях
21 июня
Читайте также
Знания
Без рисков в сети: инструкции и рекомендации по кибербезопасности НКО
1 апреля
Знания
В помощь НКО: как сервис Ядро фонда «Нужна помощь» может поддержать в кризисной ситуации
23 марта
Знания
Как психологический климат в НКО влияет на их результаты
14 марта