18+

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь».

Что всё это значит?

1 марта 2024 года Министерство юстиции признало благотворительный фонд «Нужна помощь» иностранным агентом. 4 месяца спустя Совет фонда принял решение о ликвидации организации.

За годы работы мы собрали огромное количество материалов о том, как устроена благотворительность и о том, кто и как решает социальные проблемы в России. Все эти тексты, исследования, гайды мы оставляем для вас. Пусть это будет нашей википедией. Уверены, что она будет полезна не только для некоммерческих организаций, но вообще для всех, кто хочет активно участвовать в решении социальных проблем.

Зачем НКО нужна стратегия и как ее составить

Разбираемся вместе с автором курса «От намерений к результатам. Стратегическое планирование в благотворительности», основателем и генеральным директором компании Group 36, создающей стратегии для российских и международных некоммерческих организаций, Дмитрием Дикманом.

Что такое стратегический подход

Стратегической подход подразумевает, что вся деятельность НКО направлена на достижение единой цели, закрепленной в миссии. Любое административное решение, каждый реализованный проект и каждый привлеченный и примененный ресурс должны приближать организацию к достижению этой цели. В противном случае действия организации не просто бессмысленны, а вредоносны. Они приводят к пустому расходованию сил, времени и ресурсов, которые можно было бы направить на что-то полезное с точки зрения стратегии. Важно, что эта единая цель, а также примерные пути ее достижения должны быть определены заранее. 

Подробнее о том, что такое стратегический подход и почему он важен в благотворительности, можно узнать из книги Дмитрия Дикмана «От намерений к результатам. Стратегическое планирование в благотворительности».

Зачем стратегия нужна НКО

Стратегия помогает организации ответить на три главных вопроса:

  • К чему организация хочет прийти?
  • Как организация собирается это сделать?
  • Какие средства для этого потребуются?
Стратегия помогает НКО сформулировать свои цели и наметить пути их достижения.

Если цели и пути их достижения не сформулированы четко и не донесены до всех стейкхолдеров НКО (работников, существующих и потенциальных доноров, волонтеров, партнёрских организаций и так далее), их взаимодействие не получится эффективным. Оно будет неизбежно приводить к противоречиям и недопониманию. 

Чтобы понять, о чем идет речь, часто достаточно попросить всех работников и руководство НКО самостоятельно сформулировать цели и задачи НКО, а затем поделиться своими формулировками с остальными. Если НКО до этого не занималась разработкой стратегии, результаты будут неожиданными для всех участников. Вероятнее всего, каждый предложит свой вариант.

Формулируя стратегию, НКО не только получает четкие цели и согласованные ожидания от работы, но и разрабатывает набор индикаторов, которые позволят понять, приближается ли организация к своим целям. Так у НКО появляется возможность измерять эффективность своей деятельности, анализировать ее и делать мотивированные выводы о том, что стоит изменить в работе.

Ирина Евдокимова
Ирина Евдокимова
руководительница онлайн-школы «Опытным путем» фонда «Нужна помощь»

Часто сотрудники фондов говорят: «какие могут быть индикаторы, если мы оказываем помочь человеку, это сложно измерить!»

Это не совсем так: даже если речь идет о таком сложно поддающемся оценке подходе как социальное сопровождение, в нем всегда есть несколько вариантов результатов, а конкретный путь согласуется с благополучателем.

Например, есть человек, освободившийся из тюрьмы, которому некуда идти. Глобальная цель работы с ним — сделать так, чтобы у него был кров. Но вот реализовать ее можно по-разному: можно работать над примирением с семьей, можно временно поселить в дом ночного пребывания, можно помочь ему найти работу с проживанием и прочее. Чаще всего опытному специалисту по социальному сопровождению не составит труда быстро накидать список возможных вариантов решения ситуации клиента. И вот успешность реализации этих вариантов и можно измерить.

Какую пользу получает НКО от стратегии:

  • У команды организации, а также у доноров и благополучателей есть понимание миссии, стратегии и ценностей этой НКО.
  • Организация, опираясь на стратегию и постоянно сверяясь с ней, может более эффективно использовать ресурсы, концентрироваться на основных направлениях деятельности, увеличивать эффективность.
  • Сотрудники и руководство организации имеют параметры для оценки результатов деятельности и эффективности проделанной работы. Именно в момент разработки стратегии закладываются эти параметры для оценки. 
  • Наличие понятной для всех стратегии стимулирует команду, мотивирует сотрудников анализировать свои действия. Даже если люди чем-то увлеченно и усердно занимаются, анализ в соответствии со стратегией позволит понять, а касается ли это основной деятельности организации, помогает ли достижению целей.

Кто должен разрабатывать стратегию

Стратегию должны разрабатывать не только руководители НКО, но и команда, ее ключевые участники, которые принимают решения. Совместная работа над стратегическим планом поможет выработать единый взгляд на цели, задачи, деятельность НКО.

После разработки стратегии, она должна быть донесена до всей команды, понята и принята ею. Стратегия должна давать всем членам команды ответы на вопросы «Зачем я здесь работаю?» и «Что моя деятельность даст мне и организации?» Если же стратегия принята и понятна только на уровне руководства, то практического смысла в ней не будет.

Периодически стратегию нужно обсуждать. Это не просто документ, который однажды составили, приняли и положили на полку. Стратегию стоит пересматривать на базе результатов, новых разработок, данных опросов. Универсального ответа, как часто это стоит делать, нет. Можно пересматривать раз в года, можно — раз в несколько лет. 

Обсуждать эффективность деятельности, полученные результаты, пересматривать стратегию важно вместе с командой, потому что работа со стратегией должна происходить в формате двусторонней коммуникации. Это сплачивает команду, дает сотрудникам понимание того, что они делают, а руководству не дает расслабляться.

Полностью пересматривать или перестраивать стратегию стоит в нескольких ситуациях:

  • Когда ясно, что имеющийся подход не приносит желаемых результатов для организации;
  • Когда полученные результаты не приводят к поставленным целям;
  • Когда НКО достигает полученных результатов и переходит на новую ступень развития.

С какими рисками может столкнуться организация без стратегии

Основной риск работы в отсутствие стратегии – неэффективное расходование ограниченных ресурсов. Это, с одной стороны, приводит к отсутствию видимых изменений в той сфере, в которой работает НКО, а с другой, – к разочарованию доноров, партнеров и недоверию со стороны широкой общественности.

Наличие стратегии не застрахует НКО от ошибки на 100%, но со стратегией шанс совершить ее снижается. Проще избежать неудачи, если каждый человек в команде понимает, что и зачем он делает.

Сама по себе ошибка в деятельности при условии наличия у НКО стратегического плана становится просто рабочим моментом. Ее проще и быстрее выявить, так как процесс и результаты деятельности постоянно отслеживаются, анализируются и оцениваются. Однажды исправив ошибку, НКО корректирует стратегический план таким образом, чтобы избегать ее повторения в дальнейшем, что идёт на пользу ее деятельности.

Как составить стратегию

  • Для начала НКО стоит определить собственные возможности: ресурсы, компетенции и время.
  • Затем важно проанализировать условия, в которых организации предстоит вести свою деятельность.
  • Далее нужно сформулировать миссию организации, которая ответит на вопросы: «Что мы делаем?», «Для кого мы это делаем?», «К какому результату хотим прийти?» Прописать видение идеального будущего: как должен выглядеть мир, чтобы деятельность НКО уже не требовалась.
  • Потом необходимо выделить круг проблем, которые входят в сферу деятельности НКО, определить цели и задачи, реализация которых позволит решить проблемы.
  • Затем нужно составить логическую модель своей деятельности, проанализировать возможные риски, составить программный план и бюджет.

Если разработать стратегию, положить на полку и вспомнить о ней через 10 лет, то тогда даже идеально составленная стратегия будет неэффективна. Нужно сверяться с поставленными в стратегии целями и задачи, обращаться к разработанными в рамках стратегии ключевым показателям эффективности деятельности НКО.

Составление стратегии — только первый этап работы. Не стоит полагать, что составленные документы, схемы и планы сами по себе принесут хорошие результаты.

Для тех организаций, которые только недавно были созданы и хотят сформулировать свои цели, или для НКО, которые выросли из небольших инициатив и хотят систематизировать деятельность, фонд «Нужна помощь» 26 октября откроет курс «От намерений к результатам. Стратегическое планирование в благотворительности». Эксперт курса — Дмитрий Дикман.

Руководители организаций на курсе смогут научиться приоритизировать задачи, правильно сфокусировать команду, мотивировать сотрудников и измерять эффективность деятельности.

Сотрудникам организации стратегическое планирование позволит понять общие цели НКО и свои задачи по отношению к этим целям, а также почувствовать себя частью решения важной социальной проблемы.

По итогам курса участники смогут пошагово провести стратегическую сессию в своей организации.

Спасибо, что дочитали до конца!

Было полезно?
Материалы по теме
Новости
«Нужна помощь» признали иноагентом. Отвечаем на все вопросы о новом статусе
2 марта
Опыт
В любой момент рядом: как и зачем координаторы «Нужна помощь» сопровождают НКО
16 января
Опыт
Пережить трудные времена: как НКО могут сохранить доноров в кризис
16 ноября
Читайте также
Опыт
Как сборы на платформе «Пользуясь случаем» помогают фондам собирать деньги на свою работу
24 октября
Опыт
Точка входа в прозрачную благотворительность: зачем НКО верификация и как ее пройти
18 октября
Опыт
Электронные письма не горят: почему рассылки — важный канал коммуникации для НКО
5 октября