Разбираемся вместе с автором курса «От намерений к результатам. Стратегическое планирование в благотворительности», основателем и генеральным директором компании Group 36, создающей стратегии для российских и международных некоммерческих организаций, Дмитрием Дикманом.
Что такое стратегический подход
Стратегической подход подразумевает, что вся деятельность НКО направлена на достижение единой цели, закрепленной в миссии. Любое административное решение, каждый реализованный проект и каждый привлеченный и примененный ресурс должны приближать организацию к достижению этой цели. В противном случае действия организации не просто бессмысленны, а вредоносны. Они приводят к пустому расходованию сил, времени и ресурсов, которые можно было бы направить на что-то полезное с точки зрения стратегии. Важно, что эта единая цель, а также примерные пути ее достижения должны быть определены заранее.
Подробнее о том, что такое стратегический подход и почему он важен в благотворительности, можно узнать из книги Дмитрия Дикмана «От намерений к результатам. Стратегическое планирование в благотворительности».
Зачем стратегия нужна НКО
Стратегия помогает организации ответить на три главных вопроса:
- К чему организация хочет прийти?
- Как организация собирается это сделать?
- Какие средства для этого потребуются?
Если цели и пути их достижения не сформулированы четко и не донесены до всех стейкхолдеров НКО (работников, существующих и потенциальных доноров, волонтеров, партнёрских организаций и так далее), их взаимодействие не получится эффективным. Оно будет неизбежно приводить к противоречиям и недопониманию.
Чтобы понять, о чем идет речь, часто достаточно попросить всех работников и руководство НКО самостоятельно сформулировать цели и задачи НКО, а затем поделиться своими формулировками с остальными. Если НКО до этого не занималась разработкой стратегии, результаты будут неожиданными для всех участников. Вероятнее всего, каждый предложит свой вариант.
Формулируя стратегию, НКО не только получает четкие цели и согласованные ожидания от работы, но и разрабатывает набор индикаторов, которые позволят понять, приближается ли организация к своим целям. Так у НКО появляется возможность измерять эффективность своей деятельности, анализировать ее и делать мотивированные выводы о том, что стоит изменить в работе.
Часто сотрудники фондов говорят: «какие могут быть индикаторы, если мы оказываем помочь человеку, это сложно измерить!»
Это не совсем так: даже если речь идет о таком сложно поддающемся оценке подходе как социальное сопровождение, в нем всегда есть несколько вариантов результатов, а конкретный путь согласуется с благополучателем.
Например, есть человек, освободившийся из тюрьмы, которому некуда идти. Глобальная цель работы с ним — сделать так, чтобы у него был кров. Но вот реализовать ее можно по-разному: можно работать над примирением с семьей, можно временно поселить в дом ночного пребывания, можно помочь ему найти работу с проживанием и прочее. Чаще всего опытному специалисту по социальному сопровождению не составит труда быстро накидать список возможных вариантов решения ситуации клиента. И вот успешность реализации этих вариантов и можно измерить.
Какую пользу получает НКО от стратегии:
- У команды организации, а также у доноров и благополучателей есть понимание миссии, стратегии и ценностей этой НКО.
- Организация, опираясь на стратегию и постоянно сверяясь с ней, может более эффективно использовать ресурсы, концентрироваться на основных направлениях деятельности, увеличивать эффективность.
- Сотрудники и руководство организации имеют параметры для оценки результатов деятельности и эффективности проделанной работы. Именно в момент разработки стратегии закладываются эти параметры для оценки.
- Наличие понятной для всех стратегии стимулирует команду, мотивирует сотрудников анализировать свои действия. Даже если люди чем-то увлеченно и усердно занимаются, анализ в соответствии со стратегией позволит понять, а касается ли это основной деятельности организации, помогает ли достижению целей.
Кто должен разрабатывать стратегию
Стратегию должны разрабатывать не только руководители НКО, но и команда, ее ключевые участники, которые принимают решения. Совместная работа над стратегическим планом поможет выработать единый взгляд на цели, задачи, деятельность НКО.
После разработки стратегии, она должна быть донесена до всей команды, понята и принята ею. Стратегия должна давать всем членам команды ответы на вопросы «Зачем я здесь работаю?» и «Что моя деятельность даст мне и организации?» Если же стратегия принята и понятна только на уровне руководства, то практического смысла в ней не будет.
Периодически стратегию нужно обсуждать. Это не просто документ, который однажды составили, приняли и положили на полку. Стратегию стоит пересматривать на базе результатов, новых разработок, данных опросов. Универсального ответа, как часто это стоит делать, нет. Можно пересматривать раз в года, можно — раз в несколько лет.
Обсуждать эффективность деятельности, полученные результаты, пересматривать стратегию важно вместе с командой, потому что работа со стратегией должна происходить в формате двусторонней коммуникации. Это сплачивает команду, дает сотрудникам понимание того, что они делают, а руководству не дает расслабляться.
Полностью пересматривать или перестраивать стратегию стоит в нескольких ситуациях:
- Когда ясно, что имеющийся подход не приносит желаемых результатов для организации;
- Когда полученные результаты не приводят к поставленным целям;
- Когда НКО достигает полученных результатов и переходит на новую ступень развития.
С какими рисками может столкнуться организация без стратегии
Основной риск работы в отсутствие стратегии – неэффективное расходование ограниченных ресурсов. Это, с одной стороны, приводит к отсутствию видимых изменений в той сфере, в которой работает НКО, а с другой, – к разочарованию доноров, партнеров и недоверию со стороны широкой общественности.
Наличие стратегии не застрахует НКО от ошибки на 100%, но со стратегией шанс совершить ее снижается. Проще избежать неудачи, если каждый человек в команде понимает, что и зачем он делает.
Сама по себе ошибка в деятельности при условии наличия у НКО стратегического плана становится просто рабочим моментом. Ее проще и быстрее выявить, так как процесс и результаты деятельности постоянно отслеживаются, анализируются и оцениваются. Однажды исправив ошибку, НКО корректирует стратегический план таким образом, чтобы избегать ее повторения в дальнейшем, что идёт на пользу ее деятельности.
Как составить стратегию
- Для начала НКО стоит определить собственные возможности: ресурсы, компетенции и время.
- Затем важно проанализировать условия, в которых организации предстоит вести свою деятельность.
- Далее нужно сформулировать миссию организации, которая ответит на вопросы: «Что мы делаем?», «Для кого мы это делаем?», «К какому результату хотим прийти?» Прописать видение идеального будущего: как должен выглядеть мир, чтобы деятельность НКО уже не требовалась.
- Потом необходимо выделить круг проблем, которые входят в сферу деятельности НКО, определить цели и задачи, реализация которых позволит решить проблемы.
- Затем нужно составить логическую модель своей деятельности, проанализировать возможные риски, составить программный план и бюджет.
Если разработать стратегию, положить на полку и вспомнить о ней через 10 лет, то тогда даже идеально составленная стратегия будет неэффективна. Нужно сверяться с поставленными в стратегии целями и задачи, обращаться к разработанными в рамках стратегии ключевым показателям эффективности деятельности НКО.
Для тех организаций, которые только недавно были созданы и хотят сформулировать свои цели, или для НКО, которые выросли из небольших инициатив и хотят систематизировать деятельность, фонд «Нужна помощь» 26 октября откроет курс «От намерений к результатам. Стратегическое планирование в благотворительности». Эксперт курса — Дмитрий Дикман.
Руководители организаций на курсе смогут научиться приоритизировать задачи, правильно сфокусировать команду, мотивировать сотрудников и измерять эффективность деятельности.
Сотрудникам организации стратегическое планирование позволит понять общие цели НКО и свои задачи по отношению к этим целям, а также почувствовать себя частью решения важной социальной проблемы.
По итогам курса участники смогут пошагово провести стратегическую сессию в своей организации.
Спасибо, что дочитали до конца!